Автор: Голяшова Светлана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Манычская СОШ
Населённый пункт: п. Сорговый Зерноградского района Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сборик "Литературный калейдоскоп"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Манычская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района Ростовской области
Зерноградского района
Литературный калейдоскоп
(сборник конспектов уроков по литературе)
Автор-составитель:
Голяшова Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
2015год
1
Печатается по решению методического совета
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Манычская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района Ростовской области
Литературный калейдоскоп
(сборник конспектов уроков по литературе)
Автор-составитель:
С.В. Голяшова,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
2015год
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Урок-игра по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»….…...4
2.
Урок-рассуждение по повести В. Закруткина «Матерь
человеческая»…………………………………………………......7
3.
Интегрированный урок по роману А.С. Пушкина «Капитанская
дочка»………………………………………….…9
4.
Урок по повести Л.Н. Толстого «Отрочество»
5.
Анализ стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина»…..…...18
6.
Интегрированный урок «Словесность и дорожная
безопасность»………………………………………………….…19
3
Урок-игра по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Цели урока:
1.
Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении
комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2.
Развитие
творческих
и
коммуникативных
способностей
учащихся, умения общения и работы в группах.
3.
Воспитание
бережного
и
внимательного
отношения
к
слову,
сплоченности коллектива.
Класс
делится на 3 группы
1.
Проверка домашнего задания
Каждой
группе
предлагается
выполнить
домашнее
задание
(инсценировка фрагмента):
1 группа – рассказать о жизни семьи Простаковых.
Почему выбрали именно это явление комедии?
2 группа – рассказать об учителях Митрофана.
Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут
они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного
человека?
Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка?
(Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы
Митрофанушка не перетрудился.)
3 группа – рассказать о положительных героях пьесы
Второе задание (В это время команды разгадывают кроссворды)
2
. Конкурс капитанов
Капитаны по очереди тянут карточки, на которых написаны имена
героев
комедии
и
рассказывают,
почему
фамилия «говорящая»,
что
она
значит. Если участник затрудняется, право голоса передается сопернику.
3. Кроссворды
Кроссворд №1
4
1.
Молодой человек в 18 веке, не достигший совершеннолетия.
2.
Род литературных произведений, построенных в форме диалога
без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене.
3.
Герой,
о
котором
госпожа
Простакова
читала
«грешные
молитвы».
4.
Основное зло, на которое обрушивается Д.И. Фонвизин.
5.
Притворное
утверждение,
противоположное
тому,
что
на
самом
деле
думает
и
хочет
сказать
автор,
или
при
котором
слово
употребляется в противоположном значении.
6.
В переводе с греческого языка это имя обозначает «мудрость».
7.
Изображение чего-либо в комическом, смешном виде.
Кроссворд №2
1.
Пояснение
автора
в
тексте
пьесы,
связанное
с
обстановкой
действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т.д.
2.
Носитель фамилии, следующий не новым нравам современного
света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II.
3.
Чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ».
4.
Беспощадно-уничтожающее развенчание отрицательных сторон
жизни и человека при помощи смеха.
5.
Один из видов драмы, в котором основные события и характеры
представлены в смешной, комической форме.
6.
Нянька Митрофана.
7.
Он учит Митрофана «по-французски и всем наукам» и «ребенка
не неволит».
Кроссворд №3
1.
Дворянин
лишь
по
«бархатной
книге»,
беспомощный
и
безвольный.
2.
Что испортил Тришка?
5
3.
Об этой науке Простакова говорила: «Денег нет – что считать?
Деньги есть – сочтем без Пафнутьича хорошохонько».
4.
С греческого языка это имя переводится «являющий свою мать»,
т.е. подобный матери.
5.
Одна из проблем комедии.
6.
Изображение чего-либо в комическом, смешном виде.
7.
Вид комического; язвительная насмешка, злая ирония; идейно-
эмоциональная
оценка,
предполагающая
едкую
насмешку
над
изображаемым.
Физминутка
4. Цитаты
Команды должны определить, кому принадлежат слова, написанные на
выбранной карточке. Если команда не справляется, право на ответ переходит
к следующей команде.
Карточки:
1. «…праздно жить не люблю - на досуге ребят обучаю. Вот и у их
благородия с парнем третий год над ломаными бьёмся…»
2. «Нашел помещика, дурака бессчетного, а жену презлую фурию,
которой адский нрав делает несчастье целого их дома» (Правдин)
3. « Я отроду ничего не читывал…Бог меня избавил от этой скуки»
4. « Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича
хорошохонько»
5. «А ты, скот, подойди поближе» (Простакова)
6. «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать
и з в о л и л »
( Е р е м е е в н а )
7. «Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них
ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой
г о л о в о й »
( С к о т и н и н )
8. «Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю
другому» (Простакова)
6
9. «Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во
всякое преступление» (Стародум)
5. Презентация.
6. Подведение итогов урока. Поразмышляем о комедии. (С. 116)
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание. Тезисный план статьи «Из русской литературы
19 века» (с.120), сообщения о быте лицеистов, о памятнике А.С. Пушкину в
лицейском саду (скульптор Р.Р. Бах)
Урок-рассуждение по повести В. Закруткина «Матерь
человеческая»
Тема: Есть материнства женская работа
Цели:
Обобщение знаний, полученных при изучении произведений.
Формирование умения анализировать художественный текст.
Оборудование: изображение Богоматери, раздаточный материал, ТСО.
На доске эпиграфы:
Люди – это всегда дети своих матерей…
Ведь у каждого есть мать, каждый чей-то сын…
Прославим Женщину Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей
жизни!
М. Горький «Сказки об Италии».
…вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть.
В. Закруткин «Матерь человеческая».
7
Ход урока
1.
Оргмомент.
2.
Проверка домашнего задания.
3.
Вводное слово учителя.
Сегодня
у
нас
необычный
урок
–
урок-размышление.
Мы
будем
работать над повестью Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Хочется,
чтоб он стал уроком – открытием, чтобы никто из вас не покинул класс с
пустым сердцем.
Скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово «война»?
Кто воевал на войне?
Что такое тыл?
Люди в тылу тоже совершали подвиг, подвиг труда. Жены, матери, дети
занимали места тех, кто ушел на фронт.
Повесть В. Закруткина посвящена женщине, женщине - матери. Тем,
кому в годы войны приходилось труднее всего. Не зря для названия темы
урока взята строчка из стихотворения Д. Кедрина «Есть материнства женская
работа», а дальше есть продолжение «И есть мужской тяжелый труд войны».
Произведений
о
войне
много.
Мне
особенно
нравятся
строки
М.Горького. (Обращение к эпиграфу).
4.
Анализ содержания произведения.
О чем эта повесть?
Какие эпизоды вам показались самыми яркими?
Какие темы звучат в произведении? ( Темы Родины, детства и
взросления, семьи, любви, жизни и смерти, скорби и печали, героизма и
подвига народа).
Расскажите, как эти темы раскрываются писателем? Приведите
примеры.
Какие проблемы поднимают эти темы? (Война и дети. Война и
материнство. Война и стремление к добру.)
8
Детям предлагается пересказать наиболее понравившиеся отрывки из
произведения.
5.
Осмысление названия произведения.
Мария
берет
на
себя
ответственность
за
чужих
детей,
за
чужих
животных. Она для всех них становится матерью. Почему автор назвал свое
произведение
«Матерь»
человеческая,
а
не
мама
или
мать?
(Матерь
–
старославянское слово высокого стиля).
Как
вы
думаете,
почему
сегодня
перед
нами
образ
Богородицы
с
младенцем на руках?
Каждая мать понимает горе Марии, отдающей своего ребенка на
страдания.
Имя Мария имеет интересную историю (Ученик рассказывает,
найденные им сведения об имени и о чествовании людей с этим именем
церковью.
6.
Подведение итогов урока.
Чему может научить нас повесть В.Закруткина?
Что вы открыли для себя на уроке?
Автор говорит: «вспомнил женщину, которую не смел, не имел права
забыть». Давайте и мы не будем забывать о наших матерях.
7.
Домашнее задание.
Интегрированный урок по роману А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»
(литература и история)
Тема урока: Образ Пугачева. Крестьянская война 1773 –
1775 гг.
Цели:
Дать представление о Пугачеве как исторической личности и герое
художественного произведения.
9
Совершенствовать умение анализировать художественный текст и
на основе анализа делать выводы.
Формировать
самостоятельность
мышления
в
условиях
индивидуальной и групповой работы.
Прививать любовь к литературе и истории своей Родины
Методические
приемы:
индивидуальные
сообщения,
аналитическая
работа
с
текстом,
приемы
сравнения,
самостоятельная
работ а,
индивидуальная и групповая работа
Формы
организации
учебной
деятельности:
индивидуальная
и
групповая работа
Ход урока
Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок литературы и истории
одновременно, потому что речь пойдет об исторической личности и одном из
героев романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», а именно о Емельяне
Пугачеве предводителе крестьянского восстания 1773 – 1775 гг.
Любое историческое событие имеет свои причины. Давайте посмотрим,
какие причины восстания называет Петр Гринев в «Капитанской дочке»
А.С.Пушкина.
Выразительное чтение отрывка на стр. 139 – 140 со слов: «Прежде
нежели приступлю к описанию…» до слов: «Следствием было варварское
убиение Траубенберга…» (проверка домашнего задания).
Слово учителя:
Итак,
сообщает
ли
нам
Гринев
истинные
причины
восстания?
А
м о г
л и
о н
с а м
з н а т ь
о
н и х ?
Мятежа без причин не бывает. Почему же все-таки народ поднимается
на
восстание?
Как
нам
это
раскрывает
история?
Давайте
выслушаем
сообщения ваших одноклассников.
Сообщения учеников о причинах и ходе крестьянской войны 1773 –
1775 гг.
10
Ребята,
показывает
военные
действие
Пушкин
в
своем
произведении?
Как вы думаете, почему писатель не описывает всех ужасов этой
войны? (Его цель была не показать военные действия, а показать
влияние исторических событий на формирование личности Петра Гринева, а
Пугачева показать не только как предводителя восстания, но и как человека,
как личность).
Слово учителя:
Личность Пугачева до сегодняшних дней интересует и историков, и
литераторов, и художников, и государственных деятелей, но первым, кто
обратился
к
личности
Пугачева
–
Александр
Сергеевич
Пушкин.
Образ
Пугачева
в
романе
занимает
одно
из
центральных
мест.
Его
характер
раскрывается постепенно в ходе событий, о которых повествует Петр Гринев.
Давайте и мы с вами шаг за шагом пойдем вслед за автором, опираясь на
исторические
справки,
попытаемся
раскрыть
образ
Емельяна
Пугачева
и
выяснить отношение к нему как исторической личности и художественному
образу.
Итак, кто же такой Емельян Пугачев, и почему его личность была так
интересна Пушкину?
Емельян Иванович Пугачев. Сообщение ученика.
Слово учителя:
Вот таким он был в жизни, таким представлен на страницах истории. А
каким же мы видим Пугачева на страницах романа А.С.Пушкина?
(Идет
проверка
домашнего
задания
через
фронтальный
опрос,
параллельно с этим после ответов учеников высвечивается текст на слайде и
сверяются записи в тетрадях)
Фронтальный опрос по главе «Вожатый»
Когда и как появляется Пугачев на страницах романа?
Как
запечатлен
образ
вожатого?
На
что
обращает
внимание
Гринев?
11
Как вы думаете, о чем вожатый разговаривает с хозяином умета?
Почему их разговор Гринев называет «воровским»?
Ребята,
а
сообщаются
причины
восстания
крестьян
в
произведении Пушкина? Что о них говорит Гринев?
Фронтальный опрос по главам «Приступ» и «Незваный гость»
В каких главах еще говорится о Пугачеве?
Чем
его
изображение
в
последующих
главах
отличается
от
изображения вожатого?
Давайте
сравним
описание
внешности
Пугачева
и
вожатого
(работа с таблицей).
Что изменилось, а что осталось неизменным?
Как происходит вторая встреча Гринева и Пугачева?
Что до этой встречи знал о Пугачеве Гринев?
Какое
впечатление
на
Гринева
производит
первое
появление
Пугачева? (анализ эпизода «Штурм Белогорской крепости»)
Каким Пугачев показан во время казни после взятия крепости?
Почему он помиловал Петра?
Чтение по ролям отрывка на стр. 160 – 162 со слов: «Гости выпили еще
по стакану…» до слов: «Завтра приходи со мною проститься…»
Как
вы
понимает
слова
Гринева:
«Моя
искренность
поразила
Пугачева»?
Изменилось
ли
представление
Петра
о
Пугачеве
–
«злодее
и
разбойнике»?
Слово учителя:
События вновь разводят Гринева и Пугачева в разные стороны. Гринев
едет
в
Оренбург,
где
мечтает
о
скорейшем
освобождении
Белогорской
крепости и о свидании с Машей Мироновой. А Пугачев продолжает разорять
крепости.
Фронтальный опрос по главам «Мятежная слобода» и «Сирота»
Чем Гринев занимается в Оренбурге?
12
Как и при каких обстоятельствах происходит следующая встреча
героев?
Почему Гринев обращается за помощью к Пугачеву? Чем он
рискует?
Почему Пугачев помогает Гриневу и освобождает сироту? Каким
он показан в этой сцене? (работа с таблицей)
Какие искренние признания по дороге в Белогорскую крепость
делает Пугачев Гриневу? Почему именно ему он раскрывает свою душу?
Чем растрогал Гринев «суровую душу» Пугачева?
Слово учителя:
Образ Пугачева в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина – это
литературный
образ,
а
мы
с
вами
знаем,
что
Пугачев
-
прежде
всего
историческая
личность.
Ребята,
давайте
выясним,
совпадает
ли
эти
два
образа.
Если
не
совпадают,
то
почему.
Работая
в
группах,
мы
с
вами
попытаемся ответить на эти вопросы.
Работа в группах
Класс
делится
на
5
дифференцированных
групп.
Каждая
группа
получает карточку с заданием различной сложности, на выполнение которого
отводится 5 – 7 минут (учитывая особенности класса, время на работу в
группах можно увеличить на усмотрение учителя). По истечении времени от
группы выступает один представитель, выбранный членами группы. Ответ
формулирует ученик, опираясь на задания (по ходу выступления каждой
группы открывается слайд, на котором отражено задание данной группы и
вывод).
В результате работы в группах учащиеся должны прийти к следующим
выводам:
1 группа: В описании внешности Емельяна Пугачева многое совпадает,
но в повести выражено еще и впечатление от внешности: «Внешность его
была замечательна», про глаза сказано, что они были «живые», а лицо
13
имело выражение «довольно приятное, но плутовское». Т.О., в описании
внешности
Пугачева
в
«Капитанской
дочке»
проглядывается
авторская
симпатия, а в «Истории Пугачева» портрет героя лишен эмоциональной
окраски.
2 группа: Народ рад появлению Пугачева. Отношение к нему простых
людей А.С.Пушкин показывает при помощи глагола «повалил», т.е. пошел по
своей воле. Пугачева встречали колокольным звоном, хлебом и солью, как
издавна встречали на Руси царей и почетных гостей.
3 группа: В этом диалоге говорится об усмирении восстания яицких
казаков в 1772г.
Речь Пугачева не понятна Гриневу, так как тайный «воровской» язык,
пословицы и загадки, которыми пользуются вожатый и хозяин «умета», -
это специальная речь, доступная лишь членам шайки.
4
группа:
В
«Истории
Пугачева»
А.С.Пушкин
показывает
предводителя
восстания
как
злодея,
не
щадящего
своих
врагов.
В
«Капитанской дочке», основываясь на реальные факты, писатель избегает
описания
кровавых
сцен,
т.к.
для
автора
важна
не
документальная
точность, а роль Пугачева в судьбе Петра Гринева.
5 группа: Орел – символ свободы и власти.
Чтобы подчеркнуть
величие
и
героизм
Пугачева,
Пушкин
включает
в
свое
произведение
калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую
крепость.
Смысл
сказки
-
выражение
жизненной
позиции
Пугачева,
которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь «всего –
навсе только тридцать три года», чем существовать, «питаясь падалью»,
триста лет.
Выводы каждой группы можно записать в тетради (на усмотрение
учителя).
Подведение итогов.
Каким же предстает Пугачев в романе Пушкина?
14
В чем правдив писатель, изображая его?
Какие
художественные
приемы
использует
А.С.Пушкин
для
изображения Емельяна Пугачева? С какой целью он это делает?
Вывод:
А.С.Пушкин,
изображая
на
страницах
своего
произведения
Пугачева, не отходит от исторической правды. Он показывает Пугачева как
самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека,
талантливого
военачальника,
любимца
народа.
Но,
ис пользуя
художественный вымысел, речевую характеристику героя и детали портрета,
Пушкин делает образ своего героя живым, что помогает увидеть в нем еще и
человека, способного помочь нуждающемуся, способного на добро отвечать
добром,
умеющего
отблагодарить,
защитить,
а
также
человека
чуткого,
милосердного, проницательного, мудрого и в то же время несчастного и
одинокого.
Домашнее задание.
Письменно ответьте на один из вопросов:
Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в
Пугачеве как литературном герое и исторической личности?
С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы
его спросили?
Урок по повести Л.Н. Толстого «Отрочество»
Оргмомент.
Цель
Выявление
особенностей
мировосприятия
Николеньки
Иртеньева,
проявляющихся в чувстве одиночества; пробуждение самосознания.
Задачи:
1.
актуализация знаний учащихся о некоторых фактах биографии и
творчества
Л.Н.
Толстого;
выявление
особенностей
мировосприятия
Николеньки Иртеньева;
15
2.
развитие
навыка
выразительного
чтения,
художественного
пересказа, лексической работы;
3.
формирование нравственных качеств личности.
Проверка домашнего задания
(Презентация «Основные вехи биографии Л.Н. Толстого»)
У:
Над автобиографической трилогией Толстой работал в течение
шести лет – с 1851 по 1856 год. Первоначально произведение называлось
«Четыре эпохи развития». В этом замысле Толстой совмещал интерес к
проблеме становления духа, внутреннего мира человека вообще с интересом
к формированию неповторимой личности.
Работа в тетрадях
Главной целью Л.Н.Толстого становится показ развития человека как
личности в пору его детства, отрочества и юности, анализ того, что же
составляет сущность каждого человека.
Запишем замысел трилогии
Детство – пора бездумно-любящая (каждый любит всех и все любят
каждого).
Отрочество – пробуждение самосознания и рефлексии, вера в то, что в
мире царит любовь и справедливость.
Юность – возникновение избирательного чувства дружбы и любви,
мечты об идеальных планах собственной жизни.
Вспомним повесть «Детство»
Главной
темой
первой
части
трилогии
стала
тема
детства.
Повествование в повести ведется от первого лица, от имени Николеньки
Иртеньева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках,
личностном
восприятии
жизни.
Впервые
в
русской
художественной
литературе картины детства даны глазами ребенка.
Автобиографический
герой сам действует, совершая определенные поступки, сам дает им оценку,
сам делает выводы. Круг общения ограничен (родители, учитель немецкого
Карл Иванович, няня и ключница).
16
В главе «Детство» писатель пишет о том, что детство – счастливейшая
пора в жизни любого человека, и именно детские воспоминания «освежают,
возвышают…
душу
и
служат…
источником
лучших
наслаждений».
Закономерен вопрос автора о том: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть.
В
п о в е с т и «Отроче ство» продолжается
анализ
души
взрослеющего
человека.
Период
отрочества
начинается
у
Николая
после
смерти матери.
Анализ повести
На доске план
1.
Переезд в Москву.
2.
Вхождение в мир героя новых ощущений.
3.
Пуля. История Карла Ивановича.
4.
Ключ от портфеля. Наказание.
5.
Скептицизм.
6.
Смерть бабушки.
7.
Подготовка к поступлению в университет.
1.
Выразительное чтение по ролям главы «Новый взгляд» до слов
«вы богаты – мы бедны».
Итак, первая моральная перемена произошла в Николеньке во время
данного путешествия. Найдите в главе 3 доказательство этому.
2.
Тема
одиночества
возникает
на
первых
страницах
повести
и,
нарастая, проходит почти через все произведение. В Москве все стало не
таким, каким было раньше. Здесь он испытал чувство первой влюбленности.
Чтение главы «Маша»
Среди
доминирующих
черт
Николеньки
—
застенчивость,
до -
ставляющая
герою
множество
страданий,
желание
быть
любимым
и
самоанализ. Николенька очень комплексует по поводу своей внешности.
Пересказ главы «Изменница».
17
Пустяки
больно
ранят
подростка,
ощущающего
свое
одиночество,
превращаются в трагедию, доводящую до отчаяния.
3, 4. Пересказ глав «Дробь», «Ключик».
Анализ главы «Отрочество»
Философская глава. О чем же думал Николай в течение года, пока вел
свою уединенную жизнь? Найдите ответ в тексте главы «Отрочество».
Какое философское направление становится любимым? (Скептицизм)
Запись
понятия.
Скептицизм
(греч.)–
философское
направление,
выдвигающее сомнение в надежности истины.
Чтение
отрывка
от
слов
«Но,
ни
одним
из
всех
философских
направлений я не увлекался так,…» до «Отвлеченные чувства….»
6. Пересказ главы «Смерть бабушки»
В этой главе появляется контраст в изображении событий. Смерть и
отсутствие сожаления. Чтение последнего абзаца главы.
Толстой
использует
контраст,
чтобы
показать
дисгармонию
окружающего мира.
8.
Николеньке тяжело от душевных страданий. Но он уверен, что
это временно и сравнивает отрочество с пустыней, через которую хотел бы
поскорее пройти. Он уверен, что лишь в редкие минуты человек не верит ни в
то, что будет будущее, ни даже в то, что было прошлое.
Как автор показал нам процесс избавления героя от замкнутости? (У
Николая завязывается первая настоящая дружба с Дмитрием Нехлюдовым)
Дайте характеристику друзьям Володи.
Найдите описание Нехлюдова в тексте.
Чтение главы «Начало дружбы» со слов «Я вам мешаю?» до конца.
Итог урока
Итак,
мы
проанализировали
повесть
Л.Н.
Толстого
«Отрочество».
Давайте определим ключевые события.
Завязка – приезд в Москву.
Кульминация – смерть бабушки.
18
Развязка – подготовка к поступлению в университет.
Какие изменения произошли в главном герое?
Меняется его восприятие окружающего мира — приходит понимание
того, что мир не вращается вокруг него одного, что вокруг много людей. Он
воспринимал мир через чувство одиночества, с появлением Нехлюдова его
взгляды на жизнь меняются. Происходит переоценка смысла жизни. Для
автора очень важен процесс постепенного избавления от замкнутости, как с
нравственной, так и с психологической стороны.
Выставление ценок.
Домашнее задание.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина".
Свое стихотворение «Родина» Михаил Юрьевич Лермонтов написал в
начале 1841 года. В июле этого же года поэт был убит на дуэли. Лермонтову
была
близка
тема
Отечества.
Именно
ее
он
раскрывает
в
своем
стихотворении.
Взгляды на жизнь Михаила Юрьевича не соответствовали взглядам
о б ще с т ва
то го
в р е ме ни. В
э т ом
с т и хот в о р е н и и
Л е р м о н т о в
противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казённому.
Он
заявляет
о
своей
кровной
связи
с
русской,
родной
ему
природой,
с
русским народом, "горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине
Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ,
природу,
но
ненавидит
«страну
господ»,
самодержавно-крепостническую,
официальную Россию. Именно таким был патриотизм Лермонтова.
Он говорит:
Люблю отчизну я, но странною любовью; Не победит её рассудок мой, Ни
слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
19
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Высокий
патриотизм
Лермонтова
прекрасно
раскрывается
в
этом
н е б о л ь ш о м
с т и х о т в о р е н и и ,
н а п и с а н н о м
т а к
з а д у ш е в н о .
В
реалистической
лирике
Лермонтов
достигает
большого
х у д о ж е с т в е н н о г о
м а с т е р с т в а .
Стихотворный
язык
Лермонтова-реалиста
сохраняет
присущую
его
ранним,
романтическим
стихотворениям
выразительность.
Лермонтов
не
отказывается от широкого использования эпитетов, отражающих душевные
переживания,
от
взволнованной
речи,
насыщенной
вопросительными
и
восклицательными
предложениями.
Но
он
меньше
применяет
метафор,
особенно
развёрнутых.
Его
стих
становится
проще,
живее,
достигает
естественной непринуждённой разговорной речи.
Интегрированный урок-игра «Словесность и дорожная
безопасность»
(Русский язык, литература, ОБЖ (раздел ПДД)
Цель: проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков,
полученных при изучении курса русского языка в 6 классе при помощи
материалов по ПДД.
Ход урока
-Доброе утро, ребята. Очень рада вас видеть. И готова начать урок.
А тему нашего урока мы с вами попробуем определить позже.
1 задание
-Ребята, сейчас мы с вами вспомним орфографию и синтаксис. Вам
нужно списать текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.
Ребята буд_те дисциплинированы на улице! Х_дите только по тротуару!
Переходите улицу в местах где имеются линии или ук_затели перехода а где
их нет – на перекрёстках по линии тротуаров. Переходя улицу, посм_трите
20
налево а дойдя до середины – направо! На улицах и дорогах, где дв_жение
регулируется,
переходите
прое_ую
часть
только
при
з_лёном
сигнале
свет_фора или разрешающем жесте регулировщика. Не перебегайте дорогу
перед бли_ко идущим транспортом! Не устаивайте игры и не катайтесь на
коньках лыжах и санках на проезжей част_ улицы. Езда на велосипедах по
улицам и дорогам разрешается детям не моложе 14 лет! Соблюдайте правила
пользования
_бщественным
городским
транспортом.
Соблюдайте
правила
дорожного дв_жения сами и п_могайте в этом своим родным и бли_ким.
Проверяем правильность выполнения задания.
2 задание
-А
теперь
поработаем
над
развитием
речи.
(Детям
раздаются
карточки, на которых написаны половины пословиц. Ребятам предлагается
найти человека, у которого находится карточка с началом или концом этой
же пословицы).
Тише едешь - дальше будешь.
Опасайся бед, пока их нет.
Гляди в оба, да не разбей лоба.
Ехал прямо, да попал в яму.
Едешь в путь – осторожен будь!
Люди узнаются в беде и в дороге.
Спешил на обед, а и к ужину не попал.
-Ребята, давайте попробуем объяснить значение этих пословиц.
Определение темы урока
-Ребята,
чем
мы
с
вами
занимаемся?
Что
вспоминаем?
(Разделы
русского языка, изученные в 6 классе).
-А при помощи какого материала мы это делаем? (При помощи правил
дорожного движения).
21
-Итак, давайте сформулируем тему нашего урока. (Дети называют
тему).
3 задание
- С л е д у ю щ и й
р а з д е л ,
к о т о р ы й
м ы
с
в а м и
в с п о м н и м
«Словообразование». Я предлагаю вам вспомнить и записать как можно
больше сложных слов, значение которых связано с дорожным движением.
(Пешеход, автомобиль, автокресло и пр.)
-А теперь вам нужно записать слова той же группы, но образованные
способом аббревиации. (ПДД, ДТТ, ГАИ, ДПС и пр.)
Физминутка
-Я думаю, что пришло время отдохнуть. Предлагаю всем встать. Я
буду показывать вам кружки, которые символизируют знаки светофора.
Что
мы
делаем,
когда
горит
зеленый
свет?...
Красный?...Желтый?
Молодцы. Когда я покажу зеленый кружок – вы будете идти на месте,
желтый-хлопать в ладоши. Красный – поворачивать головой вправо-влево.
4 задание
-Вспомним
раздел
«Орфоэпия».
Ребята,
у
вас
на
столах
лежат
красные
и
зеленые
кружки.
Я
называю
слово.
Если
правильно
–
вы
показываете зеленый кружок, если нет – красный. Затем мы запишем эти
слова в тетрадь и поставим ударение.
(Жалюзи, банты, звонит, щавель, свекла, водопровод, индюки, квартал,
каталог, ветряная, брал, брала, брало, новорожденный…)
-Молодцы, ребята. Мы хорошо поработали.
Вспомним еще раз, чем мы занимались на уроке?
При помощи какого материала мы это делали?
А зачем нам нужны правила дорожного движения?
Выставление оценок.
Домашнее задание: записать 10 загадок на знание правил дорожного
движения.
22