Условия накопления игрового опыта детей младшего дошкольного возраста в формате НЕДЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Автор: Лобанова Екатерина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Добрянский детский сад № 8" Населённый пункт: Пермский край г. Добрянка Наименование материала: Статья Тема: Условия накопления игрового опыта детей младшего дошкольного возраста в формате НЕДЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА Раздел: дошкольное образование
Условия накопления игрового опыта детей младшего дошкольного
возраста в формате НЕДЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
(Учимся – играючи!)
Образовательный процесс в нашем учреждении осуществляется в рамках
требований
ФГОС
ДО,
принципов
технологии
блочно-тематического
планирования,
разработки
и
реализации
недельных
тематических
образовательных проектов.
Одним
из
условий
реализации
недельных
тематических
проектов
является
активное,
целенаправленное
использование
педагогами
возможностей игровых пространств для решения любых задач образования.
Возникновение
игрового
пространства
–мы
понимаем
вслед
за
Л.С.
Выготским как возникновение «МНИМОЙ СИТУАЦИИ», игровой ситуации,
условно-игровой
территории
на
которойребенок
чувствует
себя
свободно,
безопасно. Где он вправе играть «по-своему»,обустраивать всё вокруг по
своему интересу, вкусу и удобству.
Организуя
и
ежедневно
обновляя
образовательную
среду
группы,
в
соответствии
с
определенной
тематикой,
мы
учитываем
не
только
необходимость умственного и
интеллектуального развития, но и создаём
условия для обогащения индивидуального и совместного игрового опыта
дошкольников.
Работа
в
рамках
проекта
«Игровое
пространство
в
образовательном
процессе ДОУ» привела нас к устойчивому пониманию, того что именно
игровая
деятельность
является
тем
процессом
в
котором
происходит
становление,
формирование
личности
ребенка.
В
свободной
игре
дети
естественно активны, мобилизуют актуальные знания и представления об
окружающем мире, на уровне личности выражают свое отношение ко всему,
что стало объектом их внимания и переживания.
Поэтому педагог должен в совершенстве владеть умением моделировать
вариативные пространства содеятельности с детьми, предметно-развивающую
организацию пространства группы, с целью обеспечения условий свободного,
полноценного развития, соразмерного индивидуальному потенциалу каждого
ребёнка.
В аспекте реализации недельного образовательного проекта мы уделяем
особое
внимание
обучениюмалышей
вариативным
игровым
действиям, стимулируя,
таким
образом,
желание
самостоятельно
«проиграть»
-
повторить
и н тере сн ы е предметно-обследовательские
действия самостоятельно.
Рассмотрим - как это происходит на примере темы недельного проекта
«Уютный дом и мебель в нем».
Утром, в понедельник, с целью активизации интереса к теме и предметам
познания используется проблемно – игровая ситуация «К нам приехала кукла
Катя!»
Педагог вносит новую куклу. За спиной у куклы рюкзакс картинками.
- Это Катя. Она приехала из другого города и привезла в рюкзачке разные,
интересные картинки. Катя просит нас объяснить, как называются предметы
на картинках, и для чего они нужны.
Педагог, вместе с детьми достаёт и рассматривает картинки, размещая их на
магнитной доске: стол, диван, стул, кресло, табурет, шкаф, полка. Задаются
вопросы уточняющего характера:
- Что это? - Это стул! Для чего нужен стул? – Катенька, стул нужен для того,
чтобы сидеть за обеденным столом, отдыхать, играть с другими детьми,
смотреть кино, для того что бы было удобно чем то заниматься за столом.
Аналогично идет рассматривание всех картинок.
В конце беседы педагог УТОЧНЯЕТ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ И делает
обобщение.
КТО ЗНАЕТ, Как можно назвать все предметы на картинках одним словом?–
ЭТО МЕБЕЛЬ.
-ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КАРТИНКИ С ПРДМЕТАМИ МЕБЕЛИ, ЧЕМ ОНИ
МОГУТ ПОМОЧЬ ВСЕМ ЛЮДЯМ И КАТЕ?
Чтобы Катя смогла выбрать для себя РАЗНУЮмебель в свою НОВУЮ
КВАРТИРУ.
- А мы с вами сможем помочь Кате? – ответы детей.
Педагог, вместе с детьми, «находят» предметы кукольной мебели, соотнося
их с картинками. Обыгрывается ситуация «комната для Кати».
Так же в течение дня с целью о освоения области познания педагог
организуетпальчиковые игры «Стул и стол», «Что из мебели есть в группе»;
речедвигательная игра «Много мебели в квартире»:
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(движения по тексту).
Игра малой подвижности
" Мы по комнате шагали"
Мы по комнате шагаем-
Много видим называем:
Мебель в игровой комнате…
(движения по тексту).
В самостоятельной деятельности дети могут рассмотреть альбомы с
изображением мебели для комнаты, спальни, игровой, кухни, прихожей, в
детском саду. Лото, пазлы, конструктор . Организуется дидактическое игровое
упражнение «Что с чем дружит?»: стул и стол; диван и кресла; кровать и
тумбочка и т. д.
Во вторник продолжается практика осознанных, активных
исследовательских действий (мебель какая?Удобная, крепкая, красивая,
деревянная, расписная и т.д.).
В группе появляется кукольная мебель. Внесение в игровой уголок
мебель разная по размеру, фактуре и т.д.
Наряду с этим в течение дня решаются задачи математического
развития: выделять внешние признаки предметов: пространство,
местоположение,форма, части конструкции, размер, цвет.
Реализация задач осуществляется посредством следующих игровых
упражнений:
Педагог инициирует следующую проблемную ситуацию:
- Кукла Катя по секрету сказала мне, что ей неудобно сидеть на наших
стульях. Она хочет свой, удобный для неё стульчик.
- Посмотрите на этот стул. Нам удобно будет на нем сидеть? Почему? Он
маленький. Для кого он будет удобным? Для кукол. А вот этот стул для кого
будет удобным? Для взрослых воспитателей. А какие стульчики будут
удобными для вас?
Один стул большой, другой поменьше. А этот совсем маленький.
- Какой стул будет удобным для Кати?
По аналогии мы подбирали для Кати кроватку и стол.
Таким образом, решали и задачи ФЭМП и демонстрировали детям
игровые действия: Как посадить Катю на стул, как положить в кроватку и т д.
В течение дня, с детьми, проигрываются дидактические игровые
упражнения «Покажи большой стол, маленький»; «Расставь мебель по
квартире по размеру»; «Разложи мебель по назначению», «Низкий —
высокий», «Большой - маленький», «Твердый - мягкий» и т. д.; Пальчиковые
игры«Буду пыль я вытирать», Пальчиковая гимнастика «Много мебели в
квартире»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших, на
каждое название мебели.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили
Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и
стучим кулачками.
В среду, решая задачи «открытия» значения мебели для людей и
обогащения представлений о назначение и функциональности
мебели,бережном отношении к мебели (протирать, не ронять, ремонтировать
и пр.), предложили детям следующую игровую ситуацию:
Мы снова вместе и давайте мы с вами заглянем в гости к кукле Кате.
- Кате нравится новая, красивая мебель. А умеет ли она ухаживать за
мебелью? Расскажем ей как ухаживать за мебелью?. Пальчиковая игра «Буду
пыль я вытирать»
- Ребята, с мебелью надо обращаться осторожно. У мебели есть острые углы.
Нельзя прыгать на мебели, потому что можно удариться и пораниться.
Катя пригласила в гости подружек. А мы с вами посмотрим, знают ли они для
чего мебель?
Что им необходимо из мебели? (Дети подходят к шкафу, где на плечиках
развешана одежда и стоит обувь).
Педагог: Молодцы! Пришли. Сняли обувь, одежду. Развесили одежду в
шкафу)
Чем они будут заниматься? (Рисовать, лепить, играть в куклы).
Что им необходимо для игры? (Стол, стулья)
Зачем нужен стол?..(За столом..)Какой стол удобный и прочный чтобы посуда
не упала со стола?
Сколько ножек может быть у стола? А ЕСЛИ НОЖЕК 3, А ЕСЛИ ТОЛЬКО 2-
Е?
Какой стол для гостей Кати мы выберем?
А кровать гостям нужна? (Нет, они пришли в гости поиграть, а ночевать они
будут у себя дома).
Чтение стихотворения «Что взяла клади на место» З. Александрова.
- Педагог обращает внимание, что в комнате у Кати лежит красивая коробка –
посылка, на которой написано для Кати. Посмотрите как она рада посылке.
Давайте вместе с ней посмотрим, что в ней лежит.
Все вместе раскрывают и достают мебель, изготовленную из пластмассы.
Катя приглашает своих подружек, полюбоваться новой мебели. Катя рада, что
ее гости могут погостить (дети расставляют мебель и играют).
Речедвигательная игра
«Много мебели в квартире»
Мал.подв. "Мы по комнате шагали"
Мы комнате шагаем-
Много видим называем:
Мебель в игровой комнате
(движения по тексту)
Игра «Кто где сидит» - (за, под, на и т.д.).
Игра с макетами мебели.
Дид. игра "Подбери по размеру"
Лото, Пазлы, Конструктор.
В четверг, создаем условия для выражения личностного отношения
посредством практики любования.
В комнате у Кати появились новые необычные стулья разной величины:
расписной, кресло – качалка, стульчик деревянный резной.
- Полюбуйтесь, какие интересные стулья у Кати в комнате.
Дети совместно с педагогом рассматривают стульчики
- Какой стул? Какой больше нравится и почему?
Красивый стул – почему? (любование).
Далее разыгрывается новый сюжет:
- Наша кукла Катя пригласила новых гостей, а гости необычные.
Дети видят медведей из сказки.
- Как же Кате рассадить гостей? Педагог предлагает детям помочь Кате и
подобрать для медведей, удобные для каждого стулья…
Дети выбирают подходящие стулья и рассаживают медведей вокруг стола.
Обучающая ситуация постепенно переходит в самостоятельную игру – дети
начинают угощать медведей, готовить для них чай. В процессе игры малыши
интересовались у гостей – медведей: Удобно тебе сидеть? А так будет удобно?
ЧЕМ ВАС УГОСТИТЬ? НЕ ХОТИТЕ ЛИ ПЕЧЕНЬЯ, ПИРОЖКА С
МАЛИНОЙ?
Во второй половине дня создается игровая ситуация «У Матрешки
новоселье». Дети с педагогом отправляются в магазин, где приобретают для
Матрешки удобную и красивую мебель. Перед «покупкой» выбранного
предмета мебели педагог инициирует ребенка на описательный рассказ: я хочу
купить красный стульчик с белыми цветочками; я хочу купить мягкий диван
и т. д.
Постепенно игровое упражнение так же переходит в самостоятельную игру, в
которой педагог наблюдает, как дети используют мебель по функционалу, как
они обращаются с предметами мебели.
В продуктивных видах деятельности в течение недели дети так же имели
возможность слепить предметы мебели (по выбору), ИЛИ расписать их,
СОБРАТЬ ИЗ КОНСТРУКТОРА
Таким образом, в течение всей недели дети не только получали знаний по
теме «Мебель», но и упражнялись в практическом применении, полученных
представлений в игровой деятельности
В завершающий неделю день - пятницу, мы выделили следующие изменения
в поведении и поступках детей:
- Дети проявляли активный интерес к игровым действиям с предметами
мебели;
- Могли самостоятельно оборудовать комнату для игрушек с учетом их
размера;
- Используя предметы мебели, стали проявлять к ним бережное отношение:
аккуратно переносить, следить за их чистотой, обращать внимание на
непорядок в шкафчиках;
- С удовольствием лепить, рисовать, раскрашивать, строить предметы мебели
из разных видов конструктора.
Исходя из вышесказанного, мы можем отметить, что умение педагога
проектировать образовательный процесс С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ
ПРОСТРАНСТВ опосредует реализацию подхода «УЧИМ ИГРАЮЧИ».
Используя любую проблемную ситуацию, мы одновременно удовлетворяем
познавательный, игровой, личностный интерес детей к предметам
ПОЗНАНИЯ, МОТИВИРУЕМ РАЗНЫЕ, ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и решаем свои образовательные задачи.