Автор: Сохина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 63
Населённый пункт: город Таганрог
Наименование материала: консультация
Тема: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Консультация по теме:
«Театрализованная деятельность, как
средство развития творческих
способностей дошкольника»
Воспитатель Сохина Е.В.
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие
актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным
образованием и воспитанием детей. Значение театрализованной деятельности
невозможно переоценить. Театрализованная деятельность в детском саду это хорошая
возможность открытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой
направленности личности. Занятия театрализованной деятельностью помогают
дошкольнику замечать в окружающем мире интересные идеи и воплощать их, создавать
художественный образ персонажей, развивать творческое воображение, ассоциативное
мышление, обогащать речь, у ребенка развивается умение видеть в обыденном
необычное. Благодаря занятиям театрализованной деятельностью ребенок преодолевает
робость, неуверенность и застенчивость. Искусство театра представляет собой
органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, все
вместе, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует
осуществлению цели современного образования. Детство ребенка проходит в мире
ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей.
В настоящее время особое значение в детских образовательных учреждениях уделяется
много внимания театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что
они помогают:
· сформировать правильную модель поведения в современном мире;
· повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
· познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством,
правилами этикета, обрядами, традициями, ·
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких
переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя
сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и
художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театрализованная деятельность способствует формированию эстетического вкуса,
развитию коммуникативных качеств личности, способствует развитию памяти,
воображения, инициативности, фантазии, речи и создает положительный эмоциональный
настрой, снимает напряженность.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в
процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний
незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи,
улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные
группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм можно отнести
настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе: в этих видах театрализованной
деятельности ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены,
ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией,
мимикой. Знакомство с театром на фланелеграфе начинается уже в первой младшей
группе. (Фланелеграф — это доска, обтянутая фланелью, на которую по типу аппликации
крепятся вырезанные фигуры. Фигуры можно перемещать по экрану, делать ими
движения, поменять картинку, делая ее оживленной, что нельзя сделать с обычный
книжной иллюстрацией) Небольшие сценки можно разыгрывать с помощью перчаточных
кукол, накопив небольшой зрительский опыт в первой младшей группе, дети
самостоятельно пытаются обыгрывать небольшие сценки с помощью взрослого, для
этого подходит пальчиковый театр. Пальчиковые игры помогают ребенку лучше управлять
движениями собственных пальцев, а также овладевает навыками общения, развивается
мелкая моторика руки.
Для детей 2 младшей группы самый простой и доступный - театр кукол на столе. Из
мелких игрушек можно самостоятельно собрать много разных персонажей, при этом
необходимо обратить внимание, чтоб куклы соответствовали по размеру, цвету и обладали
характерными признаками и одинаковой фактуры, также можно использовать персонажа с
не характерными признаками, например, ежик с цветными иголками, что дает
возможность фантазировать, размышлять, придумывать, почему у него цветные иголки
( попал под разноцветный дождь и т.д.) Для настольного театра можно использовать
разные игрушки -глиняные, по типу, дымковской, конусы, коробочки различной высоты.
В средней группе переходим к более сложной театрализованной деятельности, знакомство
с театральной ширмой, с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный
стержень, но прежде, чем дети начнут играть за ширмой, нужно дать им просто поиграть с
игрушкой, основу которых составляет ложка или лопатка( демонстрация),что помогает
освоить простейшие приемы кукловождения. Однако нельзя рассматривать кукольный
театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение.
В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему,
характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры
дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные
плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи
отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ
сопровождается соответствующим звучанием.
Игры-драматизации с куклами бибабо. Бибабо́
— (толковом словаре) простейшая кукла,
состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под
указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы.
В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за
которой стоит водящий. Бибабо часто используются в передвижных кукольных театрах.
Такая кукла определила судьбу Сергея Образцова, который в своих воспоминаниях
пишет: Мама подарила мне маленькую смешную куклу. Называлась эта кукла Бибабо и
состояла из целлулоидной головки и синего халатика, надевающегося на руку, как
перчатка… все, что ни делал Бибабо, было смешно и немного трогательно. Я его и любил,
и жалел, как любят и жалеют дети маленьких котят. Даже гулять я его брал с собой, и он
торчал в рукаве моего полушубка, рассматривая прохожих, городового, детей на
Чистопрудном бульваре или витрины магазина…
Важным моментом в театральной деятельности является процесс подготовки и репетиций,
т.к. происходит творческий процесс, придумывание движений, мимики, поиск правильной
интонации и т.д.
Используя в работе с детьми театрализованные игры следует основываться на
представлениях русского психолога Л.С. Выготского: « Не следует забывать, что основной
закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в
результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в
творческом воображении и его воплощении.» /с. 13/
Список используемой литературы:
1. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»
2. А.В. Щеткин « Театрализованная деятельность в детском саду»
3. Т. Доронова « Театрализованная деятельность, как средство развития детей 4-6 лет»
4. Л.С. Выготский « Воображение и творчество в детском саду» /с.13/