Автор: Дайнеко Светлана Григорьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: рп. Демянск, Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста в
ДОУ в соответствии с ФГОС ДО »
В.А.Сухомлинский:
«Истоки
творческих
способностей и дарования детей – на кончиках их
пальц ев.
Другими
словами:
чем
бол ь ш е
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Дошкольный
возраст,
даёт
прекрасные
возможности
для
развития
способностей
к
творчеству
и
от
того,
насколько
были
использованы
эти
возможности,
во
многом
будет
зависеть
творческий
потенциал
взрослого
человека.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех
принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его
деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это
понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и
образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.
Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в
формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения
принципа
художественно-творческой
деятельности
и
самостоятельной
деятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах,
сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с
произведениями
искусства,
шлифует
исполнительские
навыки,
становится
содержанием
духовной
жизни,
средством
художественного
развития,
индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к
уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике.
Художественно-эстетическое воспитание -
Это
целенаправленный
процесс
формирования
творческой
личности,
способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать
художественные ценности.
(Д.Б. Лихачёв)
Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия
средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых
формируются
художественные
чувства
и вкус,
любовь
к искусству,
умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности
творить в искусстве.
(В. Н. Шацкая)
Это
система
мероприятий,
направленных
на
выработку
и
совершенствование
в
человеке
способности
воспринимать,
правильно
понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве.
(Краткий словарь по эстетике)
Ключевая роль детского
сада
–
создание
условий
для
формирования
гармоничной,
духовно
богатой,
физически
здоровой,
эстетически
развитой
личности,
обладающей
эстетическим
созданием,
задатками
художественной
культуры,
творческими
способностями
к
индивидуальному
самовыражению
через различные формы
творческой деятельности.
Ведущая педагогическая идея
художественно-эстетического
воспитания
ДОУ
-
создание
образовательной
системы,
ориентированной
на
развитие
личности
через
приобщение
к
духовным
ценностям,
через
вовлечение
в
творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
Давайте
сейчас
с
вами
вспомним,
что
предполагает
образовательная
область «Художественно-эстетическое развитие»?
В
соответствии
с
ФГОС
дошкольного
образования
образовательная
область
«Художественно-эстетическое
развитие»
предполагает
развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного),
мира
природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных
представлений
о
видах
искусства;
восприятие
музыки,
художественной
литературы,
фольклора;
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
Также к художественно-эстетическому развитию относится формирование
интереса
к
активному
участию
детей
в
художественной
деятельности
по
собственному
желанию
и
под
руководством
взрослого,
удовлетворение
потребности в творческом самовыражении.
Принципы реализации образовательной области «Художественно –
эстетическое развитие»
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
принцип культурного обогащения содержания изобразительной
деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития
детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами
детской активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
(воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего,
рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип организации тематического пространства (информационного
поля) – основы для развития образных представлений;
принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных
способов действий, направленных на создание выразительного
художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,
чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических
реакций, эмоциональной открытости).
Средства
реализации
образовательной
области
«Художественно
–
эстетическое развитие»
Эстетическое общение
Природа
Искусство
Предметно-развивающая среда
Разнообразные виды игр
Художественная деятельность
Праздники
Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском
саду?
Первая
группа
задач направлена
на
формирование
эстетического
отношения
детей
к
окружающему:
развивать
умение
видеть
и
чувствовать
красоту
в
природе,
поступках,
искусстве,
понимать
прекрасное;
воспитывать
художественный
вкус,
потребность
в
познании прекрасного.
Вторая
группа
задач направлена
на
формирование
художественных
умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке,
аппликации, пению, движениям под музыку.
Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам
художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям
знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы
вызвать у них интерес и желание к самостоятельной творческой деятельности.
Мы
сформулировали
задачи
художественно-эстетического
воспитания
детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать
эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации:
Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания
Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
•
Взаимосвязь
художественно-творческой
деятельности
самих
детей
с
воспитательно-образовательной
работой,
дающей
разнообразную
пищу
для
развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
•
Интеграция
различных
видов
искусства
и
разнообразных
видов
художественно-творческой
деятельности,
способствующая
более
глубокому
эстетическому
осмыслению
действительности,
искусства
и
собственного
художественного
творчества;
формированию
образных
представлений,
образного, ассоциативного мышления и воображения.
•
Уважительное
отношение
к
результатам
творчества
детей,
широкого
включения
их
произведений
в
жизнь
дошкольного
образовательного
учреждения.
• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды
и др.
• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстетического воспитания.
•
Обеспечение
преемственности
в
художественно-эстетическом
воспитании
между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским
садом и начальной школой.
• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
В
ФГОС
ДО
есть
5
направлений
развития
детей
(социально-
коммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественно-эстетическое,
физическое развитие). Одним из этих направлений является художественно-
эстетическое направление, которое направлено на достижение результатов (по
ФГОС - это целые ориентиры):
•
ребёнок
овладевает
основными
культурными
способами
деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и
др.;
способен
выбирать
себе
род
занятий,
участников
по
совместной
деятельности;
• ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует
в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других,
сопереживать
неудачам
и
радоваться
успехам
других,
адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами
и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам;
• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может
выделять
звуки
в
словах,
у
ребёнка
складываются
предпосылки
грамотности;
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет
основными
движениями,
может
контролировать
свои
движения
и
управлять ими;
•
ребёнок
способен
к
волевым
усилиям,
может
следовать
социальным
нормам
поведения
и
правилам
в
разных
видах
деятельности,
во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
•
ребёнок
проявляет
любознательность,
задаёт
вопросы
взрослым
и
сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается
самостоятельно
придумывать
объяснения
явлениям
природы
и
поступкам
людей;
склонен
наблюдать,
экспериментировать.
Обладает
начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с
произведениями
детской
литературы,
обладает
эл е м е н т а р н ы м и
представлениями
из
области
живой
природы,
естествознания,
математики,
истории и т. п. ;
• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности;
•
ребенок
проявляет
интерес
к
художественно
-
эстетической
стороне
окружающей
действительности.
У
ребенка
сформировано
эмоционально-
ценностное
отношение
к
познаваемому.
Проявляет
эмоциональную
отзывчивость
на
произведения
изобразительного
искусства,
на
красоту
окружающих
предметов
(игрушки,
объектов
природы
(растения,
животные,
испытывает
чувство
радости;
пытается
в
рисовании,
лепке,
аппликации
изображать
простые
предметы
и
явления,
передавая
их
образную
выразительность.
Активен
при
создании
индивидуальных
и
коллективных
композиций
в
рисунках,
лепке,
аппликации;
с
удовольствием
участвует
в
выставках детских работ;
• у ребенка проявляется умение всматриваться в окружающие предметы и
явления, в картины и игрушки, находить в них знакомые изображения, замечать
яркость,
выразительность
цветовых
образов.
Ребенок
осваивает
знания
о
свойствах предметов: цвете, оттенках основных цветов, форме и материалах.
Мы
не
должны
забывать,
что,
согласно
ФГОС,
целевые
ориентиры
не
подлежат
непосредственной
оценке,
в
том
числе
в
виде
педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения
с
реальными
достижениями
детей.
Они
не
являются
основой
объективной
оценки
соответствия
установленным
т р е б о ва н и я м
образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не
сопровождается
проведением
промежуточных
аттестаций
и
итоговой
аттестации
воспитанников,
а
результаты
работы
могут
использоваться
исключительно
для
решения
одной
из
образовательных
з а д ач :
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения
его
образовательной
траектории
или
профессиональной
коррекции
особенностей его развития).
Успешность
художественно-эстетической
деятельности
определяется
увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные
знания, умения и навыки в самом процессе деятельности, в результате которой
у обучаемых детей происходит эффект добровольного обучения, научения и
тренировки.
Только
творческий
поиск
в
конкретном
виде
деятельности
приводит
к
положительным
результатам.
И
только
средствами
грамотно
выстроенного
педагогического процесса эстетическое воспитание позволяет научить детей
думать, мыслить в процессе слушания, наблюдения, визуального восприятия и
грамотно,
доступно
выражать
свои
мысли,
представления,
фантазии
–
не
хаотично, а в определенной органической логике.