Напоминание

"Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Дайнеко Светлана Григорьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: рп. Демянск, Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста в

ДОУ в соответствии с ФГОС ДО »

В.А.Сухомлинский:

«Истоки

творческих

способностей и дарования детей – на кончиках их

пальц ев.

Другими

словами:

чем

бол ь ш е

мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Дошкольный

возраст,

даёт

прекрасные

возможности

для

развития

способностей

к

творчеству

и

от

того,

насколько

были

использованы

эти

возможности,

во

многом

будет

зависеть

творческий

потенциал

взрослого

человека.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех

принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его

деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это

понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и

образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.

Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в

формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения

принципа

художественно-творческой

деятельности

и

самостоятельной

деятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах,

сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с

произведениями

искусства,

шлифует

исполнительские

навыки,

становится

содержанием

духовной

жизни,

средством

художественного

развития,

индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к

уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике.

Художественно-эстетическое воспитание -

Это

целенаправленный

процесс

формирования

творческой

личности,

способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать

художественные ценности.

(Д.Б. Лихачёв)

Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия

средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых

формируются

художественные

чувства

и вкус,

любовь

к искусству,

умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности

творить в искусстве.

(В. Н. Шацкая)

Это

система

мероприятий,

направленных

на

выработку

и

совершенствование

в

человеке

способности

воспринимать,

правильно

понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве.

(Краткий словарь по эстетике)

Ключевая роль детского

сада

создание

условий

для

формирования

гармоничной,

духовно

богатой,

физически

здоровой,

эстетически

развитой

личности,

обладающей

эстетическим

созданием,

задатками

художественной

культуры,

творческими

способностями

к

индивидуальному

самовыражению

через различные формы

творческой деятельности.

Ведущая педагогическая идея

художественно-эстетического

воспитания

ДОУ

-

создание

образовательной

системы,

ориентированной

на

развитие

личности

через

приобщение

к

духовным

ценностям,

через

вовлечение

в

творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Давайте

сейчас

с

вами

вспомним,

что

предполагает

образовательная

область «Художественно-эстетическое развитие»?

В

соответствии

с

ФГОС

дошкольного

образования

образовательная

область

«Художественно-эстетическое

развитие»

предполагает

развитие

предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений

искусства

(словесного,

музыкального,

изобразительного),

мира

природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование

элементарных

представлений

о

видах

искусства;

восприятие

музыки,

художественной

литературы,

фольклора;

стимулирование

сопереживания

персонажам

художественных

произведений;

реализацию

самостоятельной

творческой

деятельности

детей

(изобразительной,

конструктивно-модельной,

музыкальной и др.).

Также к художественно-эстетическому развитию относится формирование

интереса

к

активному

участию

детей

в

художественной

деятельности

по

собственному

желанию

и

под

руководством

взрослого,

удовлетворение

потребности в творческом самовыражении.

Принципы реализации образовательной области «Художественно –

эстетическое развитие»

принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

принцип культурного обогащения содержания изобразительной

деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития

детей разных возрастов;

принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами

детской активности;

принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и

художественной деятельности;

принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности

(воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего,

рефлектирующего);

принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

принцип организации тематического пространства (информационного

поля) – основы для развития образных представлений;

принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных

способов действий, направленных на создание выразительного

художественного образа;

принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,

чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических

реакций, эмоциональной открытости).

Средства

реализации

образовательной

области

«Художественно

эстетическое развитие»

Эстетическое общение

Природа

Искусство

Предметно-развивающая среда

Разнообразные виды игр

Художественная деятельность

Праздники

Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском

саду?

Первая

группа

задач направлена

на

формирование

эстетического

отношения

детей

к

окружающему:

развивать

умение

видеть

и

чувствовать

красоту

в

природе,

поступках,

искусстве,

понимать

прекрасное;

воспитывать

художественный

вкус,

потребность

в

познании прекрасного.

Вторая

группа

задач направлена

на

формирование

художественных

умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке,

аппликации, пению, движениям под музыку.

Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам

художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям

знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы

вызвать у них интерес и желание к самостоятельной творческой деятельности.

Мы

сформулировали

задачи

художественно-эстетического

воспитания

детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать

эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации:

Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания

Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Взаимосвязь

художественно-творческой

деятельности

самих

детей

с

воспитательно-образовательной

работой,

дающей

разнообразную

пищу

для

развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

Интеграция

различных

видов

искусства

и

разнообразных

видов

художественно-творческой

деятельности,

способствующая

более

глубокому

эстетическому

осмыслению

действительности,

искусства

и

собственного

художественного

творчества;

формированию

образных

представлений,

образного, ассоциативного мышления и воображения.

Уважительное

отношение

к

результатам

творчества

детей,

широкого

включения

их

произведений

в

жизнь

дошкольного

образовательного

учреждения.

• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды

и др.

• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным

направлениям эстетического воспитания.

Обеспечение

преемственности

в

художественно-эстетическом

воспитании

между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским

садом и начальной школой.

• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

В

ФГОС

ДО

есть

5

направлений

развития

детей

(социально-

коммуникативное,

познавательное,

речевое,

художественно-эстетическое,

физическое развитие). Одним из этих направлений является художественно-

эстетическое направление, которое направлено на достижение результатов (по

ФГОС - это целые ориентиры):

ребёнок

овладевает

основными

культурными

способами

деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,

общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и

др.;

способен

выбирать

себе

род

занятий,

участников

по

совместной

деятельности;

• ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным

видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного

достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует

в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства

других,

сопереживать

неудачам

и

радоваться

успехам

других,

адекватно

проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать

конфликты;

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных

видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами

и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться

разным правилам и социальным нормам;

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои

мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,

чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

может

выделять

звуки

в

словах,

у

ребёнка

складываются

предпосылки

грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,

владеет

основными

движениями,

может

контролировать

свои

движения

и

управлять ими;

ребёнок

способен

к

волевым

усилиям,

может

следовать

социальным

нормам

поведения

и

правилам

в

разных

видах

деятельности,

во

взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила

безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок

проявляет

любознательность,

задаёт

вопросы

взрослым

и

сверстникам,

интересуется

причинно-следственными

связями,

пытается

самостоятельно

придумывать

объяснения

явлениям

природы

и

поступкам

людей;

склонен

наблюдать,

экспериментировать.

Обладает

начальными

знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с

произведениями

детской

литературы,

обладает

эл е м е н т а р н ы м и

представлениями

из

области

живой

природы,

естествознания,

математики,

истории и т. п. ;

• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои

знания и умения в различных видах деятельности;

ребенок

проявляет

интерес

к

художественно

-

эстетической

стороне

окружающей

действительности.

У

ребенка

сформировано

эмоционально-

ценностное

отношение

к

познаваемому.

Проявляет

эмоциональную

отзывчивость

на

произведения

изобразительного

искусства,

на

красоту

окружающих

предметов

(игрушки,

объектов

природы

(растения,

животные,

испытывает

чувство

радости;

пытается

в

рисовании,

лепке,

аппликации

изображать

простые

предметы

и

явления,

передавая

их

образную

выразительность.

Активен

при

создании

индивидуальных

и

коллективных

композиций

в

рисунках,

лепке,

аппликации;

с

удовольствием

участвует

в

выставках детских работ;

• у ребенка проявляется умение всматриваться в окружающие предметы и

явления, в картины и игрушки, находить в них знакомые изображения, замечать

яркость,

выразительность

цветовых

образов.

Ребенок

осваивает

знания

о

свойствах предметов: цвете, оттенках основных цветов, форме и материалах.

Мы

не

должны

забывать,

что,

согласно

ФГОС,

целевые

ориентиры

не

подлежат

непосредственной

оценке,

в

том

числе

в

виде

педагогической

диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального

сравнения

с

реальными

достижениями

детей.

Они

не

являются

основой

объективной

оценки

соответствия

установленным

т р е б о ва н и я м

образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не

сопровождается

проведением

промежуточных

аттестаций

и

итоговой

аттестации

воспитанников,

а

результаты

работы

могут

использоваться

исключительно

для

решения

одной

из

образовательных

з а д ач :

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения

его

образовательной

траектории

или

профессиональной

коррекции

особенностей его развития).

Успешность

художественно-эстетической

деятельности

определяется

увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные

знания, умения и навыки в самом процессе деятельности, в результате которой

у обучаемых детей происходит эффект добровольного обучения, научения и

тренировки.

Только

творческий

поиск

в

конкретном

виде

деятельности

приводит

к

положительным

результатам.

И

только

средствами

грамотно

выстроенного

педагогического процесса эстетическое воспитание позволяет научить детей

думать, мыслить в процессе слушания, наблюдения, визуального восприятия и

грамотно,

доступно

выражать

свои

мысли,

представления,

фантазии

не

хаотично, а в определенной органической логике.



В раздел образования