Автор: Петухова Надежда Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1619 им. М. Цветаевой, детский сад корпус "Прага" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Родительское собрание в форме игротеки" Раздел: дошкольное образование
Подготовила:
Петухова Надежда Владимировна, воспитатель.
Пояснительная записка
Признание
в
Федеральном
законе
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
приоритета
семейного
воспитания
требует
иных
отношений
семьи
и
дошкольного
учреждения.
Без
согласования
с
родителями
педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с
другом
они
создают
оптимальные
условия
для
вхождения
маленького
человека в большой мир.
В соответствии с этим изменяется и позиция детского сада в работе с
родителями,
а
именно,
необходимо
совершенствовать
формы
и
методы
сотрудничества
педагогов
и
родителей
для
создания
единого
образовательного пространства на основе ФГОС ДО.
В
своей
педагогиче ской
деятельно сти
для
у с т а н о вл е н и я
доверительного делового контакта с семьей, непосредственного вовлечения
родителей
в
образовательную
деятельность,
повышения
их
психолого-
педагогических
компетентностей
использую
различные
активные
формы
взаимодействия с семьями воспитанников группы, такие как: мастер-класс,
семинар-практикум, педагогическая мастерская, круглый стол и другие.
Дети, посещающие нашу группу, имеют не только тяжелые нарушения
речи, но у них слабо развиты и психические процессы, такие как память,
внимание, воображение.
И очень часто обращения родителей к психологу и педагогам связаны с
вопросами, касающимися развития памяти у дошкольников. Ребенок плохо
запоминает стихи, быстро забывает все выученное, не может воспроизвести
то, что увидел или услышал.
А ведь память является одним из главных условий успешной адаптации
ребенка
к
школе,
к
учебной
деятельности,
к
постоянным
умственным
нагрузкам.
И, чтобы развить умение быстро, точно, полно воспринимать, узнавать
и воспроизводить материал в условиях нарастающего информационного бума
и
внедрения
различных
развивающих
программ
в
современных
школах,
необходимо активное взаимодействие педагогов и родителей по развитию
памяти у дошкольников.
Поэтому,
с
целью
удовлетворения
потребностей
и
поддержки
образовательной
инициативы
родителей,
чтобы
повысить
их
интерес
к
предложенной
теме,
провела
родительское
собрание
в
форме
игротеки
«Вместе играем, память развиваем».
Родителям
были
предложены
игры
на
развитие
различных
видов
памяти, которые они могли использовать с детьми в домашних условиях.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по
вопросу
готовности
ребенка
к
школьному
обучению
через
игровую
деятельность.
Задачи:
1. Совершенствовать представления родителей о значении различных видов
памяти в развитии интеллектуальных способностей детей.
2.
Обогатить
практический
опыт
родителей
по
организации
игровой
деятельности детей в семье.
3. Способствовать объединению усилий семьи и педагогов детского сада в
развитии игровых умений и навыков у детей.
4. Продолжать развивать навыки рефлексии у родителей.
Планируемый результат:
- усовершенствованы представления родителей о значении памяти в развитии
детей ;
- обогащен практический игровой опыт родителей;
- сформировано единое понимание роли игры в деятельности дошкольников;
- развиты навыки рефлексии у родителей.
Материалы
и
оборудование: на
столах
у
родителей
по
три
полоски
красного,
синего
и
зеленого
цвета
и
фигурка
ребенка,
белая
бумажная
салфетка, белый лист бумаги формата А4, фломастеры; у педагога - карточка
с
геометрическими
фигурами,
«чудесный
мешочек»
с
различными
предметами; памятки для родителей.
Ход игротеки
Добрый вечер! Мы рады видеть Вас на нашей сегодняшней встрече!
Время летит быстро и очень скоро Ваш малыш пойдет в школу. У многих
родителей поступление ребенка в школу вызывает опасение, тревогу. Думаю,
и вы – не исключение.
Упражнение «Дорога к школе»
Возьмите фигурку ребенка и поставьте на одну из трех полосок – дорожек,
ведущих к школе:
красная дорожка означает сильную Вашу тревогу, беспокойство,
синяя – умеренное беспокойство,
зеленая – нет никакой тревоги.
(Родители выполняют упражнение, педагог делает вывод) .
Конечно, все Вы волнуетесь, и, конечно, беспокоитесь неслучайно, ведь это
переломный период в жизни Вашего малыша: главным станет учеба, он
приобретет новое положение в обществе. И от того, насколько готов Ваш
малыш к школьному обучению, зависит его отношение к школе, учебе.
Но что же включает в себя готовность ребенка к школе?
Это не только знания, умения и навыки, это и физиологические, и
познавательные, и психологические аспекты, которые должны гармонично
сочетаться в ребенке, готовом к школьному обучению.
Одним из необходимых условий развития интеллектуальной готовности
ребенка к школе является память.
Дошколятам
надо
помогать
запоминать,
учить
контролировать
правильность запоминания, поощрять желание запоминать.
Но как же развивать память?
И педагоги, и психологи в этом вопросе единодушны: только в игре!
Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь
учебная деятельность формируется только с семи лет, а значит, для того,
чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить в игре.
Память ребенка прекрасно развивают разнообразные игры, а так же
заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, игры в шашки и
шахматы.
И сегодня мы приглашаем Вас на игротеку «Вместе играем, память
развиваем!
»
Надеемся,
что
наши
игры
помогут
Вам
развить
на
только
память, но и познавательные интересы Ваших детей, и в следующем году
подготовить их к школе.
Упражнение «Ажурная салфетка»
И сейчас мы с Вами выполним интересное упражнение. Главное условие – ни
на кого не смотреть, слушать только мою инструкцию. Перед каждым из Вас
лежит салфетка, возьмите ее
- сложите салфетку пополам,
- оторвите правый верхний угол,
- опять сложите пополам,
- оторвите правый верхний угол,
- сложите салфетку пополам,
- оторвите правый верхний угол,
- сложите салфетку пополам,
- оторвите правый верхний угол,
- раскройте салфетку.
(Родители выполняют задание)
Вопросы родителям:
- Возникли ли у Вас какие-то трудности? Почему?
- Как Вы считаете, что развивает у детей выполнение данного упражнения?
Вывод:
очень
важно
научить
ребенка
не
только
слушать,
но
и
слышать
педагога, действовать по инструкции.
Сейчас поиграем в
игру «Нарисуй фигуры»
Посмотрите
внимательно
на
карточку,
запомните
расположение
геометрических фигур. Возьмите фломастеры и нарисуйте на листе бумаги те
фигуры, что запомнили, учитывая их цвет и размер.
(Воспитатель
показывает
карточку,
затем
убирает
ее,
родители
выполняют задание)
Вопросы родителям:
- Возникли ли у Вас какие-то трудности? Почему?
- Как Вы считаете, какой вид памяти развивается у детей в этой игре?
Вывод:
в
этой
игре
развивается
зрительная
память,
а
так
же
умение
ориентироваться
на
листе
бумаги
и,
конечно,
знания
о
геометрических
фигурах, их качественных признаках.
Предлагаю Вам
игру «Чудесный мешочек»
В
моем
чудесном
мешочке
лежат
разные
предметы.
Вы
на
ощупь
должны определить предмет, назвать его и только потом достать из мешочка
и показать всем.
(Воспитатель подходит к каждому из родителей, они выполняют задание)
Вопросы родителям:
- Возникли ли у Вас какие-то трудности? Почему?
- Как Вы считаете, какие способности развиваются у детей в этой игре?
Вывод: у дошкольников развивается способность запоминать ощущения от
прикосновения к различным предметам, т. е. тактильная память. Дети с
высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в
школьном обучении.
Двигательную
память
детей
развивает
такая игра, как
«Цепочка
действий» .
Но в этой игре есть главное условие – сначала выслушай, а потом
выполняй!
Инструкция:
встаньте,
потянитесь,
повернитесь
направо,
потом
налево,
хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите: «Ух! »
(Родители выслушивают задание и выполняют его)
Вопросы родителям:
- Были ли трудности? Почему?
- Какие качества развиваются в данной игре у детей?
Вывод: в данной игре развивается не только двигательная память, но и
умение
выслушивать
задание
до
конца,
умение
ориентироваться
в
пространстве, умение определять направление движения.
Следующая игра называется
«Я положил (а) в мешок »
Давайте
представим
с
Вами,
что
мы
собрались
в
длительное
путешествие. И нам необходимо взять с собой много еды, вещей и т. д.
(Родители
договариваются,
что
будут
называть,
например,
фрукты
и
овощи)
Я начинаю игру и говорю: «Я положила в мешок яблоки». Следующий
играющий
должен
повторить
сказанное
и
добавить
еще
одно
слово:
«Я
положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и
добавляет что-то от себя. И так далее.
Вопросы родителям:
- Были ли трудности? Почему?
- Что развивает эта игра у детей?
Вывод:
эта
игра
развивает
у
детей
способность
слушать,
слышать
и
запоминать
последовательность
слов,
т.
е.
развивается
слуховая
память;
активизируется и обогащается словарь дошколят.
Итог.
Конечно, существует множество других игр, способствующих развитию
и
памяти,
и
внимания,
и
воображения,
некоторые
из
них
потребуют
от
взрослых немало времени и сил, а возможно, и заставят отказаться от каких-
то собственных дел или интересов.
Но за это Вы, родители, будете вознаграждены: совместные игры с
ребенком
подарят
Вам
бесценную
возможность
ненадолго
оказаться
в
волшебной стране детства, познавая мир вместе со своим малышом; играя,
вы
поможете
ему
подготовиться
к
постоянным
умственным
нагрузкам,
успешно адаптироваться в новом детско-взрослом коллективе.
Рефлексия «Все в моих руках»
Будущее Ваших детей в Ваших руках!
Предлагаю Вам взять лист бумаги, ручку или карандаш, обвести свою
руку и вписать внутри контура ответы на вопросы:
- больше всего мне понравилось…
- в дальнейшем я буду использовать с ребенком дома…
- сегодня я узнал (а) новое…
- неожиданным для меня сегодня было…
- я и раньше знал (а) то, что сегодня услышал (а…
(Родители по желанию озвучивают свои ответы)
И закончить нашу встречу хочется словами великих людей:
«Память слабеет, если ее не упражняешь» - Цицерон,
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» -
В. А. Сухомлинский.
Играйте в удовольствие!