Напоминание

"Родительское собрание в форме игротеки"


Автор: Петухова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1619 им. М. Цветаевой, детский сад корпус "Прага"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Родительское собрание в форме игротеки"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Родительское собрание в форме игротеки

«Вместе играем, память

развиваем»

Подготовила:
Петухова Надежда Владимировна, воспитатель.
Пояснительная записка
Признание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Без согласования с родителями педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В соответствии с этим изменяется и позиция детского сада в работе с родителями, а именно, необходимо совершенствовать формы и методы сотрудничества педагогов и родителей для создания единого образовательного пространства на основе ФГОС ДО. В своей педагогиче ской деятельно сти для у с т а н о вл е н и я доверительного делового контакта с семьей, непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность, повышения их психолого- педагогических компетентностей использую различные активные формы взаимодействия с семьями воспитанников группы, такие как: мастер-класс, семинар-практикум, педагогическая мастерская, круглый стол и другие. Дети, посещающие нашу группу, имеют не только тяжелые нарушения речи, но у них слабо развиты и психические процессы, такие как память, внимание, воображение. И очень часто обращения родителей к психологу и педагогам связаны с вопросами, касающимися развития памяти у дошкольников. Ребенок плохо запоминает стихи, быстро забывает все выученное, не может воспроизвести то, что увидел или услышал. А ведь память является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
И, чтобы развить умение быстро, точно, полно воспринимать, узнавать и воспроизводить материал в условиях нарастающего информационного бума и внедрения различных развивающих программ в современных школах, необходимо активное взаимодействие педагогов и родителей по развитию памяти у дошкольников. Поэтому, с целью удовлетворения потребностей и поддержки образовательной инициативы родителей, чтобы повысить их интерес к предложенной теме, провела родительское собрание в форме игротеки «Вместе играем, память развиваем». Родителям были предложены игры на развитие различных видов памяти, которые они могли использовать с детьми в домашних условиях.
Цель:
повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросу готовности ребенка к школьному обучению через игровую деятельность.
Задачи:
1. Совершенствовать представления родителей о значении различных видов памяти в развитии интеллектуальных способностей детей. 2. Обогатить практический опыт родителей по организации игровой деятельности детей в семье. 3. Способствовать объединению усилий семьи и педагогов детского сада в развитии игровых умений и навыков у детей. 4. Продолжать развивать навыки рефлексии у родителей.
Планируемый результат:
- усовершенствованы представления родителей о значении памяти в развитии детей ; - обогащен практический игровой опыт родителей; - сформировано единое понимание роли игры в деятельности дошкольников; - развиты навыки рефлексии у родителей.
Материалы

и

оборудование:
на столах у родителей по три полоски красного, синего и зеленого цвета и фигурка ребенка, белая бумажная
салфетка, белый лист бумаги формата А4, фломастеры; у педагога - карточка с геометрическими фигурами, «чудесный мешочек» с различными предметами; памятки для родителей.
Ход игротеки
Добрый вечер! Мы рады видеть Вас на нашей сегодняшней встрече! Время летит быстро и очень скоро Ваш малыш пойдет в школу. У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает опасение, тревогу. Думаю, и вы – не исключение.
Упражнение «Дорога к школе»
Возьмите фигурку ребенка и поставьте на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе: красная дорожка означает сильную Вашу тревогу, беспокойство, синяя – умеренное беспокойство, зеленая – нет никакой тревоги. (Родители выполняют упражнение, педагог делает вывод) . Конечно, все Вы волнуетесь, и, конечно, беспокоитесь неслучайно, ведь это переломный период в жизни Вашего малыша: главным станет учеба, он приобретет новое положение в обществе. И от того, насколько готов Ваш малыш к школьному обучению, зависит его отношение к школе, учебе. Но что же включает в себя готовность ребенка к школе? Это не только знания, умения и навыки, это и физиологические, и познавательные, и психологические аспекты, которые должны гармонично сочетаться в ребенке, готовом к школьному обучению. Одним из необходимых условий развития интеллектуальной готовности ребенка к школе является память. Дошколятам надо помогать запоминать, учить контролировать правильность запоминания, поощрять желание запоминать. Но как же развивать память? И педагоги, и психологи в этом вопросе единодушны: только в игре!
Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет, а значит, для того, чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить в игре. Память ребенка прекрасно развивают разнообразные игры, а так же заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, игры в шашки и шахматы. И сегодня мы приглашаем Вас на игротеку «Вместе играем, память развиваем! » Надеемся, что наши игры помогут Вам развить на только память, но и познавательные интересы Ваших детей, и в следующем году подготовить их к школе.
Упражнение «Ажурная салфетка»
И сейчас мы с Вами выполним интересное упражнение. Главное условие – ни на кого не смотреть, слушать только мою инструкцию. Перед каждым из Вас лежит салфетка, возьмите ее - сложите салфетку пополам, - оторвите правый верхний угол, - опять сложите пополам, - оторвите правый верхний угол, - сложите салфетку пополам, - оторвите правый верхний угол, - сложите салфетку пополам, - оторвите правый верхний угол, - раскройте салфетку. (Родители выполняют задание) Вопросы родителям: - Возникли ли у Вас какие-то трудности? Почему? - Как Вы считаете, что развивает у детей выполнение данного упражнения? Вывод: очень важно научить ребенка не только слушать, но и слышать педагога, действовать по инструкции.
Сейчас поиграем в

игру «Нарисуй фигуры»

Посмотрите внимательно на карточку, запомните расположение геометрических фигур. Возьмите фломастеры и нарисуйте на листе бумаги те фигуры, что запомнили, учитывая их цвет и размер. (Воспитатель показывает карточку, затем убирает ее, родители выполняют задание) Вопросы родителям: - Возникли ли у Вас какие-то трудности? Почему? - Как Вы считаете, какой вид памяти развивается у детей в этой игре? Вывод: в этой игре развивается зрительная память, а так же умение ориентироваться на листе бумаги и, конечно, знания о геометрических фигурах, их качественных признаках.
Предлагаю Вам

игру «Чудесный мешочек»
В моем чудесном мешочке лежат разные предметы. Вы на ощупь должны определить предмет, назвать его и только потом достать из мешочка и показать всем. (Воспитатель подходит к каждому из родителей, они выполняют задание) Вопросы родителям: - Возникли ли у Вас какие-то трудности? Почему? - Как Вы считаете, какие способности развиваются у детей в этой игре? Вывод: у дошкольников развивается способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам, т. е. тактильная память. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении.
Двигательную

память

детей

развивает

такая
игра,
как

«Цепочка

действий»
. Но в этой игре есть главное условие – сначала выслушай, а потом выполняй! Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь направо, потом налево, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите: «Ух! » (Родители выслушивают задание и выполняют его)
Вопросы родителям: - Были ли трудности? Почему? - Какие качества развиваются в данной игре у детей? Вывод: в данной игре развивается не только двигательная память, но и умение выслушивать задание до конца, умение ориентироваться в пространстве, умение определять направление движения.
Следующая игра называется

«Я положил (а) в мешок
» Давайте представим с Вами, что мы собрались в длительное путешествие. И нам необходимо взять с собой много еды, вещей и т. д. (Родители договариваются, что будут называть, например, фрукты и овощи) Я начинаю игру и говорю: «Я положила в мешок яблоки». Следующий играющий должен повторить сказанное и добавить еще одно слово: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Вопросы родителям: - Были ли трудности? Почему? - Что развивает эта игра у детей? Вывод: эта игра развивает у детей способность слушать, слышать и запоминать последовательность слов, т. е. развивается слуховая память; активизируется и обогащается словарь дошколят. Итог. Конечно, существует множество других игр, способствующих развитию и памяти, и внимания, и воображения, некоторые из них потребуют от взрослых немало времени и сил, а возможно, и заставят отказаться от каких- то собственных дел или интересов. Но за это Вы, родители, будете вознаграждены: совместные игры с ребенком подарят Вам бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной стране детства, познавая мир вместе со своим малышом; играя,
вы поможете ему подготовиться к постоянным умственным нагрузкам, успешно адаптироваться в новом детско-взрослом коллективе.
Рефлексия «Все в моих руках»
Будущее Ваших детей в Ваших руках! Предлагаю Вам взять лист бумаги, ручку или карандаш, обвести свою руку и вписать внутри контура ответы на вопросы: - больше всего мне понравилось… - в дальнейшем я буду использовать с ребенком дома… - сегодня я узнал (а) новое… - неожиданным для меня сегодня было… - я и раньше знал (а) то, что сегодня услышал (а… (Родители по желанию озвучивают свои ответы) И закончить нашу встречу хочется словами великих людей: «Память слабеет, если ее не упражняешь» - Цицерон, «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - В. А. Сухомлинский. Играйте в удовольствие!


В раздел образования