Автор: Минакова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 24
Населённый пункт: Ставропольский край г.Невинномысск
Наименование материала: работа с родителями МДОУ
Тема: мастер-класс "Пальчиковая гимнастика"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида №24 «Радуга» с приоритетным осуществлением художественно –
эстетического направления развития воспитанников» г.Невинномысска.
Мастер - класс в первой младшей группе для родителей
Тема: «Артикуляционная гимнастика со сказочным домиком».
Подготовила: воспитатель
Минакова Н.Ю
2015г.
Мастер - класс «Артикуляционная гимнастика со сказочным домиком»
Задачи:
Познакомить с «Артикуляционной гимнастикой». Поделиться опытом
проведения артикуляционной гимнастики с родителями.
Вызвать интерес к занятиям.
Сплотить коллектив родителей.
Используемый метод:
Наглядный показ с использованием ИКТ.
Материалы:
цветной картон,
карандаш,
ткань,
ножницы,
клей.
Предварительная работа:
Создание папки - передвижки «Артикуляционная гимнастика».
Создание фотографий и слайдов с изображением последовательности
выполнения работы.
Ход мастер-класса.
Воспитатель: Здравствуйте дорогие родители, я очень рада видеть вас у
нас в гостях. Каждое утро я с ребятами провожу артикуляционную гимнастику.
Сегодня я хочу рассказать вам, подробнее об этом и попросить помочь изготовить
«Сказочные домики» для занятий артикуляционной гимнастикой.
Артикуляционная гимнастика- это комплекс упражнений для развития
мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для
ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а
затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого,
целью
артикуляционной
гимнастики
является
и
укрепление
соответствующих
мышечных групп, в процессе выполнения движений. В процессе артикуляторной
гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции
звука,
каждый
элемент
тормозит
неправильные
движения,
которые
дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении
родной
речью,
хотя
в
целом
их
психическое
развитие
идет
нормально.
Как
правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению.
Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки
родного
языка?
От
четкой
и
внятной
дикции
зависит
полноценное
общение
ребенка
со
сверстниками
и
взрослыми,
успешное
овладение
грамотой,
а
в
дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной
программы.
Такие
трудности
в
произношении
часто
влияют
на
самооценку
ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно
начинают
осознавать
свой
недостаток,
иногда
становятся
молчаливыми,
застенчивыми, необщительными.
Подготовить
ребенка
к
овладению
звуками
речи
помогут
специальные
(артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления
определенных
положений
губ
и
языка,
которые
различны,
в
зависимости
от
произношения того или иного звука.
Проводить
упражнения
нужно
систематически,
только
тогда
будет
достигнут нужный эффект.
Предлагаю вам выполнить комплекс упражнений.
Практическая часть:
ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
«Улыбочка»
Растянуть губы в улыбке. Удерживать под счет от 5 до 10.
«Хоботок»
Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как
при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и
повторить упражнение несколько раз.
«Заборчик»
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят
друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».
Удерживать так под счет от 5 до 10.
Чередовать «Улыбочка» - «Хоботок» - «Заборчик»
«Лопаточка»
Язык лопаточкой положить на нижнюю губу. Удержав под счет от 1 до 10.
«Иголочка»
Широко открыть рот, поднять и вытянуть вперед тонкий язык. Удержав под
счет от 1 до 10.
Чередовать «Лопаточка» - «Иголочка»
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы.
Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнения 3-4 раза.
«Часики»
Открыть рот, растянуть губы в улыбке, вытягиваем язык, напрягаем его,
касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Выполняем 6-
8 раз. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней
(по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.
«Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка
(как
лошадка
цокает
копытами).
Повторить
упражнение
неоднократно,
губы
улыбаются.
«Грибок»
Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка
гриба, а подъязычная связка – ножка. Удерживать от 1 до 10.
«Чашечка»
Открыть
рот,
положить
язык
на
нижнюю
губу,
загнуть
края
языка
«чашечкой». Удерживать от 1 до 10. Повторять упражнения 3-4 раза.
«Вкусное варенье»
Широко открыть рот, острым кончиком языка провести по верхней губе
снизу вверх. Выполнять 6-8 раз. Повторять 3-4 раза.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Загнать мяч в ворота»
Вытянуть
губы
вперед
трубочкой
и
длительно
дуть
на
ватный
шарик,
лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загнать
шарик
следует
на
одном
выдохе,
не
допуская,
чтобы
воздушная
струя
была
прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались.
«Сдуй снежинку»
Рот
приоткрыт.
Губы
в
улыбке.
Широкий
язык
высунут.
Кончик
языка
опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить
кусочек ватки сдуть.
Для
того
чтобы
детям
интереснее
было
выполнять
дыхательную
гимнастику, которая не разрывно связана с артикуляционной. Я предлагаю вам
изготовить
«Сказочные
домики».На
столе
перед
вами
лежат
листы
цветного
картона, шаблон, карандаши, клей, ткань, ножницы.Приступим к работе.
С помощью шаблона необходимо вырезать 40 шт. заготовок. Прорезать в
заготовке квадрат, это будет окном в доме. Из ткани сделать занавес для окна.
Берём две заготовки, вкладываем между ними ткань, промазываем клеем и
склеиваем между собой. Делаем на ткани надрезы с помощью ножниц. Домик
готов.
С п а с и б о
з а
у ч а с т и е
в
изготовление
д и д а к т и ч е с ко го
материала к занятиям. Эти домики
м ы
буд е м
и с п о л ь з ов ат ь
п р и
в ы п о л н е н и е
д ы х а т е л ь н о й
и
артикуляционной гимнастики, игры
с
пальчиками
и
пальчикового
театра,
счётного
материала,
при
изучении формы и цвета.