“Три мира в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Автор: Чомаева Маргарита Кошкеновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "СОШ п. Правокубанский" Населённый пункт: КЧР п. Правокубанский, Карачаевский район Наименование материала: Методическая разработка Тема: “Три мира в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Раздел: полное образование
Автор: Учитель русского языка и
литературы МКОУ
“СОШ п.Правокубанский”
Чомаева Маргарита Кошкеновна.
Пояснительная записка к уроку в 11 классе на тему:
“Три мира в романе М. Булгакова
“Мастер и Маргарита””.
Это заключительное занятие в системе уроков по роману М. Булгакова «Мастер и
Маргарита».
Основной задачей урока было создание условий для проявления
познавательной активности учеников, развития индивидуальных особенностей.
Урок способствовал развитию эмоционально-ценностного мира личности
выпускника через сопереживание, сочувствие героям в ходе просмотра эпизода
допроса Иешуа и последующего его анализа.
Во время подготовки к уроку учащимся необходимо было обратиться к
дополнительной литературе (Евангелиям от Матфея, марка, Луки и Иоанна,
«Божественной комедии» Данте, «Фаусту» Гете, а также к литературоведческим
изданиям), чтобы сравнить, как в ней ставились аналогичные проблемы
нравственного выбора между Добром и Злом, Светом и Тьмой, Истиной и Ложью.
Это невольно заставило обратиться к личностному опыту, задуматься о том, как
бы учащиеся сами поступили в данной ситуации выбора.
Ученикам было предложено выбрать из множества вопросов три наиболее важных
с точки зрения субъективного опыта учеников.
Форма обсуждения вопросов
групповая и фронтальная, что способствовало включению эмоциональной сферы
личности учащихся.
Учащиеся должны разбится на 2 группы по принципу: «На какой вопрос мне
хотелось бы ответить». Работа в группе:
• «мозговой штурм»: каждый по очереди высказывает свою мысль.
• сбор лучших ответов.
• построение ответа.
• выслушивание ответа и его корректировка.
• выбор ученика, отвечающего за всю группу.
Другие группы не просто слушают ответ, а дополняют их или спорят, если не
согласны.
Работа в группе требует от учащихся умения прислушиваться друг к другу,
принимать нужную точку зрения, строить высказывания так, чтобы слушателям
все было понятно.
Проведенное тестирование в конце урока показывает, как учащиеся знают
текст романа.
В качестве домашнего задания предложена индивидуально-творческая
работа, что позволит каждому выразить свое отношение к проблемам, затронутым
в романе.
.
Технологии: с о з д а н и е
п р е з е н т а ц и и
в Microsoft Power Point,
и с п о л ь з о в а н и е
программы Gimp.
Цели урока:
1. Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер
и Маргарита».
2.
Обратить
внимание
на
символику
числа
«три»
в
романе
М.Булгакова
«Мастер
и
Маргарита».
3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.
4.
Уяснить
нравственные
уроки
М.Булгакова,
главные
ценности,
о
которых
говорит
писатель.
5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
Оборудование
урока: мультимедийная
установка,
СD с
записью
электронного
урока,
программаGIMP.
План урока
Учитель : Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости! 11 «А» класс
представляет авторскую программу к уроку «Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и
Маргарита».
Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданному М.Булгаковым.
Цели нашего урока следующие:
1. Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер
и Маргарита».
2.
Обратить
внимание
на символику
числа
три
в
романе
М.Булгакова
«Мастер
и
Маргарита».
3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.
4.
Уяснить
нравственные
уроки
М.Булгакова,
главные
ценности,
о
которых
говорит
писатель.
5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
У нас три группы, которые представят три мира романа:
- Ершалаимский мир;
- Московская действительность;
- Фантастический мир.
Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского о троичности бытия,
приложение 1.)
Групповая работа.
Древний Ершалаимский мир
Вопросы:
- Как раскрывает характер Пилата его портрет?
- Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?
- Каково главное убеждение Иешуа?
Ответы учащихся.
Учитель : Если «московские главы» оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то
первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные.
Сцена из фильма (1 серия с 17 по 18
20
мин., фильм прилагается к сценарию урока.)
Никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не
присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Но только видим и
слышим, как он действует, как трещит и расползается привычная реальность и связь
понятий. Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям.
Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не
будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти.
Сцена из фильма ( 1 серия 32 – 39 мин.)
Кто является олицетворением власти?
Каким изображает Булгаков Пилата?
Ученики : Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только
похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина,
полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не
знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда
одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он
равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.
Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат
уверен: мир основан на насилии и власти.
Составление кластера.
Учитель : Посмотрим сцену допроса. Инсценировку приготовили учащиеся 6
б
класса.
Инсценировка – допрос (разговор об истине, приложение 2).
Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?
- что есть истина?
Учитель : Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он
мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает
перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а
возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив
против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи
не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для
Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти
Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.
Почему Пилат утверждает смертный приговор?
За что наказан Пилат?
Ученики : «Трусость – самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного
полета).
Пилат
говорит,
что
«более
всего
в
мире
ненавидит
свое
бессмертие
и
неслыханную славу» И тут вступает Мастер : «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Пилат
прощен.
Современный московский мир
Никогда не разговаривайте с неизвестными
Инсценировка – сцена у патриарших. Инсценировку приготовили учащиеся 6
б
класса.
( Приложение 3).
Учитель : Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления
МАССОЛИТА, редактор толстого журнала Берлиоз,- человек умный и образованный. Что
говорит о Берлиозе Мастер? Почему?
Ученики : Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу
многое
дано,
а
он
сознательно
подлаживается
под
уровень
презираемых
им
поэтов-
рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности.
Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни
один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных
благ и привилегий.
Учитель : За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он
подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?
Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и
получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.
Каждому
будет
дано
по
его
вере
(гл.23)
Настаивая
на
том,
что
Иисуса
Христа
не
существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины
и
справедливости,
идею
доброй
воли.
Председатель
МАССОЛИТа,
редактор
толстых
журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности,
лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических
начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого
неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко
символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.
Ученик : Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные
нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и
интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу
порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.
Учитель- Горожане
сильно
изменились
внешне…
гораздо
более
важный
вопрос:
изменились ли эти горожане внутренне? Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в
дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный
опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.
Сцена из фильма (3 серия с 42 по 49 мин.
4 серия с 6 по 7 мин.)
Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний
людей. С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки:
алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…
Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это
всегда было… Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос
только испортил их…».
Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает
обывателей?
Ученики : Московское мещанство изображено с помощью шаржа, гротеска. Фантастика
является средством сатиры.
Мастер и Маргарита
Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?
Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Учитель : Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она
женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил,
управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о
которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.
Сцена из фильма (4 серия 32-35 мин.)
Ученик - Любовь - второй путь в сверхреальность, так же, как творчество - вот что может
противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия
добра, прощения, ответственности, истины, гармонии.
Ученик- Во
имя
любви
Маргарита
совершает
подвиг,
преодолевая
страх
и
слабость,
побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной
поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту
чувств,
но
и
на
преданность
(как
Левий
Матвей)
и
на
подвиг
верности.
Маргарита
способна бороться за своего Мастера.
Ученик - Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита
связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг
героиня Булгакова идет во имя великой любви.
Найдите в тексте подтверждение этому. (Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения
Фриды (глава 24).
Ученик - Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает
Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные
ценности,
утверждаемые
автором
романа:
свобода
личности,
милосердие,
честность,
правда, вера, любовь.
Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?
Ученики : Взаимоотношение творца-художника и общества.
Учитель : Чем Мастер похож на Иешуа?
Ученики :
Их
роднит
правдивость,
неподкупность,
преданность
своей
вере,
независимость,
способность
сопереживать
чужому
горю.
Но
мастер
не
проявил
необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался
сломленным. Оттого он сжигает свой роман.
Потусторонний мир
Учитель : С кем пришел Воланд на землю?
Ученики : Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в
романе
по
большему
счету
играют
роль
шутов,
устраивают
всевозможные
шоу,
отвратительные
и
ненавистные
негодующему
московскому
населению.
Они
просто-
напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости.
Учитель : С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?
Ученики : Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда,
прислуживать
ему,
подготовить
Маргариту
к
Великому
Балу
и
к
путешествию
ее
и
Мастера в мир покоя.
Учитель : Кто составлял свиту Воланда?
Ученики : Свиту Воланда составляли три «главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот,
Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.
Учитель : Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?
Ученики :
Проблема
смысла
жизни.
Шайка
Воланда,
творящая
в
Москве
убийства,
надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла.
Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На
груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром
пророчества.
Учитель : Какая действительность в Москве?
Ученики : Реальная, катастрофически развивающаяся действительность. Выясняется, что
мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы.
И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками
которой становятся пришельцы из мира Тьмы.
Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра
и глубоко поучительно.
Учитель : Чем схожи Ершалаим и Москва?
Ученики :
Схожи
Ершалаим
и
Москва
и
пейзажем,
и
иерархией
жизни,
и
нравами.
Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.
Итоги урока, выводы.
Выводы:
- все планы книги объединены проблемой добра и зла;
- темы: поиска истины, тема творчества;
- все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются
Сцена из фильма (10 серия 25
50
– 33
20
)
Основной
вывод: Истина,
носителем
которой
был
Иешуа,
оказалась
исторически
нереализованной,
оставаясь
в
то
же
время
абсолютно
прекрасной.
В
этом
трагизм
человеческого
существования.
Воланд
делает
неутешительный
вывод
о
неизменности
человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в
человеческих сердцах.
Домашнее задание: составить тест или кроссворд «Три мира в романе «М.Булгакова
«Мастер и Маргарита», используя современные компьютерные технологии.