Напоминание

“Три мира в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”


Автор: Чомаева Маргарита Кошкеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ п. Правокубанский"
Населённый пункт: КЧР п. Правокубанский, Карачаевский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: “Три мира в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Раздел: полное образование





Назад






Автор: Учитель русского языка и литературы МКОУ “СОШ п.Правокубанский” Чомаева Маргарита Кошкеновна.
Пояснительная записка к уроку в 11 классе на тему:

“Три мира в романе М. Булгакова

“Мастер и Маргарита””.
Это заключительное занятие в системе уроков по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основной задачей урока было создание условий для проявления познавательной активности учеников, развития индивидуальных особенностей. Урок способствовал развитию эмоционально-ценностного мира личности выпускника через сопереживание, сочувствие героям в ходе просмотра эпизода допроса Иешуа и последующего его анализа. Во время подготовки к уроку учащимся необходимо было обратиться к дополнительной литературе (Евангелиям от Матфея, марка, Луки и Иоанна, «Божественной комедии» Данте, «Фаусту» Гете, а также к литературоведческим изданиям), чтобы сравнить, как в ней ставились аналогичные проблемы нравственного выбора между Добром и Злом, Светом и Тьмой, Истиной и Ложью. Это невольно заставило обратиться к личностному опыту, задуматься о том, как бы учащиеся сами поступили в данной ситуации выбора.
Ученикам было предложено выбрать из множества вопросов три наиболее важных с точки зрения субъективного опыта учеников. Форма обсуждения вопросов групповая и фронтальная, что способствовало включению эмоциональной сферы личности учащихся. Учащиеся должны разбится на 2 группы по принципу: «На какой вопрос мне хотелось бы ответить». Работа в группе: • «мозговой штурм»: каждый по очереди высказывает свою мысль. • сбор лучших ответов. • построение ответа. • выслушивание ответа и его корректировка. • выбор ученика, отвечающего за всю группу. Другие группы не просто слушают ответ, а дополняют их или спорят, если не согласны. Работа в группе требует от учащихся умения прислушиваться друг к другу, принимать нужную точку зрения, строить высказывания так, чтобы слушателям все было понятно. Проведенное тестирование в конце урока показывает, как учащиеся знают текст романа. В качестве домашнего задания предложена индивидуально-творческая работа, что позволит каждому выразить свое отношение к проблемам, затронутым в романе. .

Технологии:
с о з д а н и е п р е з е н т а ц и и в Microsoft Power Point, и с п о л ь з о в а н и е программы Gimp.
Цели урока:
1. Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». 2. Обратить внимание на символику числа «три» в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». 3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа. 4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель. 5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Оборудование

урока:
мультимедийная установка, СD с записью электронного урока, программаGIMP.
План урока

Учитель
: Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости! 11 «А» класс представляет авторскую программу к уроку «Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданному М.Булгаковым.
Цели нашего урока следующие:
1. Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». 2. Обратить внимание на символику числа три в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». 3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа. 4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель. 5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя. У нас три группы, которые представят три мира романа: - Ершалаимский мир; - Московская действительность;
- Фантастический мир. Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского о троичности бытия, приложение 1.) Групповая работа.
Древний Ершалаимский мир

Вопросы:

- Как раскрывает характер Пилата его портрет?

- Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?

- Каково главное убеждение Иешуа?
Ответы учащихся.
Учитель
: Если «московские главы» оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные. Сцена из фильма (1 серия с 17 по 18 20 мин., фильм прилагается к сценарию урока.)
Никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Но только видим и слышим, как он действует, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий. Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям. Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти. Сцена из фильма ( 1 серия 32 – 39 мин.)
Кто является олицетворением власти?

Каким изображает Булгаков Пилата?

Ученики
: Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других. Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.
Составление кластера.
Учитель
: Посмотрим сцену допроса. Инсценировку приготовили учащиеся 6 б класса. Инсценировка – допрос (разговор об истине, приложение 2).
Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

- что есть истина?


Учитель
: Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.
Почему Пилат утверждает смертный приговор?

За что наказан Пилат?

Ученики
: «Трусость – самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу» И тут вступает Мастер : «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Пилат прощен.
Современный московский мир
Никогда не разговаривайте с неизвестными Инсценировка – сцена у патриарших. Инсценировку приготовили учащиеся 6 б класса. ( Приложение 3).
Учитель
: Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления МАССОЛИТА, редактор толстого журнала Берлиоз,- человек умный и образованный. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?
Ученики
: Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов- рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.
Учитель
: За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?
Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере. Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.
Ученик
: Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.
Учитель-
Горожане сильно изменились внешне… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался. Сцена из фильма (3 серия с 42 по 49 мин. 4 серия с 6 по 7 мин.)
Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество… Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…». Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?
Ученики
: Московское мещанство изображено с помощью шаржа, гротеска. Фантастика является средством сатиры.
Мастер и Маргарита
Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Учитель
: Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь. Сцена из фильма (4 серия 32-35 мин.)

Ученик -
Любовь - второй путь в сверхреальность, так же, как творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии.
Ученик-
Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность (как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера.
Ученик -
Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви. Найдите в тексте подтверждение этому. (Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).
Ученик -
Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.
Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?

Ученики
: Взаимоотношение творца-художника и общества.
Учитель
: Чем Мастер похож на Иешуа?

Ученики
: Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман.
Потусторонний мир

Учитель
: С кем пришел Воланд на землю?
Ученики
: Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению. Они просто- напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости.
Учитель
: С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?
Ученики
: Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.
Учитель
: Кто составлял свиту Воланда?
Ученики
: Свиту Воланда составляли три «главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.
Учитель
: Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?
Ученики
: Проблема смысла жизни. Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На
груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.
Учитель
: Какая действительность в Москве?
Ученики
: Реальная, катастрофически развивающаяся действительность. Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы. Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.
Учитель
: Чем схожи Ершалаим и Москва?
Ученики
: Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.
Итоги урока, выводы.

Выводы:
- все планы книги объединены проблемой добра и зла; - темы: поиска истины, тема творчества; - все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

Сцена из фильма (10 серия 25

50

– 33

20

)

Основной

вывод:
Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.
Домашнее задание:
составить тест или кроссворд «Три мира в романе «М.Булгакова «Мастер и Маргарита», используя современные компьютерные технологии.


В раздел образования