Напоминание

"Формирование экологической культуры в условиях крайнего севера"


Автор: Тукуева Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование экологической культуры в условиях крайнего севера"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание в условиях крайнего севера

Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, оно

отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности

дошкольных учреждений. В практике работы детских садов это направление может

быть реализовано людьми с достаточным уровнем экологической культуры:

пониманием общих экологических проблем, владением специальной методикой

воспитания детей, готовностью участвовать в решении вопросов.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость

интенсивной просветительской работы по формированию у населения

экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в

детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его

ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное

отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у

ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам,

которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В целом положительные тенденции в настоящее время являются

недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического

образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического

сознания.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее

восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и

развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании

приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов

внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе

общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в

поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное

реагирование.

Проект раскрывает задачи и содержание работы

по экологическому воспитанию дошкольников с учетом психофизиологических

особенностей детей от 5 до 7 лет.

В проекте представлены такие виды направления

в экологической деятельности ребенка, как:

• познавательный (формирование представлений о мире природы,

• перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения

к природе)

• практический (формирование склонности к проявлению позитивного

взаимодействия).

Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на

эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство

с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд

в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, участие

детей в экологических акциях, ведение календарей природы).

Нельзя сказать, что мы особо выделяем приоритет какой-либо формы работы с

детьми. Ее выбор зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой

деятельности, их возрастных особенностей, условий,

Воспитательно-образовательная работа предполагает в течение всего времени

пребывания ребенка в дошкольном учреждении ее осуществление в:

• наблюдениях,

• фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях,

• организации дежурств и трудовых поручений,

• экспериментах выполняемых в природе.

Актуальность проекта

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности.

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека,

его компетентного участия в их решении. В этих условиях

экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Выбор данного проекта обусловлен для изучения живой и неживой природы, прежде

всего, используется материал своего края, местного материала, объектами которых

являются животные, растения тундры.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста осознанно

правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые

составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Задачи проекта:

формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных

пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-

правильного отношения к природе);

• развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и

безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого

отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

• развитие чувства эмпатии к объектам природы;

формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и

явлениями своего края;

формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя

как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие

значений природы, ценность общения с природой);

• освоение элементарных норм поведения по отношению

к природе, формирование навыков рационального природопользования в

повседневной жизни;

формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости

оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков

элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Этапы реализации проекта

I. Организационный

Изучение и сравнение программ по экологическому воспитанию:

Л.В.Тукуевой «Юный эколог», О.Н. Щербининой «Наш дом – природа», определение

уровня знаний детей, выявление запросов родителей, взаимосотрудничество с музеем,

определение целей и задач.

II. Внедренческий

Включение каждого ребёнка в практическую деятельность для достижения

высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по формированию

экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Войди в природу с

добротой».

III. Результативный

Период осмысления собственных результатов, сравнение с другими группами

ДОУ.

Участниками проекта являются дети группы «Ягодка» МБДОУ «ДС

«Снегурочка, воспитатели, родители, сотрудники музея, картинной галереи.

Структура проекта

Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл познавательных

занятий с детьми, взаимодействие с родителями, экологизацию развивающей среды

группы, взаимодействие с социальными институтами города, района.

Цикл познавательной деятельности с детьми

Реализация проекта предполагает различные формы и методы работы с детьми:

это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке,

экспериментирование. В систему работы включена разнообразная деятельность с

литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки,

стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Также включены

игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей дошкольного

возраста. Значительное место отведено творческим процессам: рисованию,

конструированию, изобразительной деятельности. Наглядная продукция, создаваемая

детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их

личностного роста.

В проекте представлены тематические блоки:

• элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в

жизни живых существ.

• многообразие растений и их связь со средой обитания.

• многообразие животных и их связь со средой обитания.

• рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.

• жизнь растений и животных в сообществе.

• взаимодействие человека с природой

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурштейн Л. М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

2. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

3. Кондратьева Н. Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб.,

2000.

4. Корнелл Дж. Радость общения с природой. Владивосток, 1995.

5. Куликовская И. Э., Совгин Н. Н. Детское экспериментирование. М.:Педагогическое

общество России,2005.

6. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.

7. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

8. Николаев С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой.

М.:Педагогическое общество России, 2003.

9. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в

дошкольном возрасте: Методика работы с детьми подготовительной группы детского

сада. М., 1995.

10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

11. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.

12. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.

13. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.

14. Рыжова Н. А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.



В раздел образования