Напоминание

Методика работы по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста


Автор: Елизарова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 58 Приморского района
Населённый пункт: Город Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Методика работы по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методика работы по формированию временных

представлений с детьми дошкольного возраста.

ГБДОУ детский сад №58

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Воспитатель Елизарова О.В.

Начинают знакомить детей с частями суток в младшем дошкольном

возрасте, затем расширяют и закрепляют знания о последовательности частей

суток и знакомят с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», в средней группе;

в старшей группе детей учат последовательно называть дни недели, знакомят

с календарем и песочными часами; в подготовительной к школе группе на

основе имеющихся у детей знаний их знакомят при помощи календаря с

последовательностью месяцев, годом, циферблатом часов, закрепляют

представления детей о последовательности дней недели. Параллельно надо

развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких

мер времени, как 1 минута,3, 5, 10 минут, полчаса и час.

Дети трех лет уже могут устанавливать связь между постоянно

повторяющимися фактами и соответствующими показателями времени, т.е.

различать время суток по изменению своей деятельности и деятельности

взрослых. Точный распорядок дня в детском саду: одно и тоже время для

завтрака, обеда, ужина, занятий, прогулки, создает реальные условия для

формирования у ребенка представлений о частях суток. Воспитатель говорит:

«Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись, теперь будем завтракать».

Важную роль в формировании временных представлений играет

использование иллюстраций, картин, фотографий, передающих конкретное

время. Рассматривая картинки, малыши отвечают на вопросы: «Когда это

бывает? Когда это делают дети?». На последующих занятиях задание

усложняют, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых

нарисовано, что бывает в какой – либо один из периодов суток.

Для закрепления знаний детей полезно чтение отрывков из рассказов,

стихотворений, в которых описываются характерные для каждой части суток

практические действия. Можно использовать и наиболее простые словесные

игры для активизации словаря за счет названий частей суток. Например, в

игре «Назови пропущенное слово» воспитатель в предложении пропускает

название части суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем …?». Можно

использовать подвижную игру «Совушка». Цель ее – активизация слов день и

ночь, соотнесение активных действий к дневному времени, сна – к ночному

времени.

В средней группе кроме субъективных показателей (деятельность людей)

детей начинают знакомить с объективными показателями времени

(положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба). Для этого надо

организовать на прогулках наблюдение за этими явлениями. Поскольку

восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба

часто сохраняется длительно, надо подобрать или изготовить карточки с

изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток.

Предъявляя все четыре карточки одновременно, дети должны рассмотреть,

чем они отличаются, и ответить на вопрос: «Когда это бывает?». Усложнение

проводится с другими картинками, на которых изображена характерная

деятельность людей в разное время суток и которые надо соотнести с

картинками из предыдущего упражнения.

Хорошо ввести цветовые символы: цветные квадраты – для утра (голубой),

для дня (желтый), для вечера (серый), для ночи (черный). Воспитатель

показывает картинки или читает стихи, а дети, определяя, в какую часть

суток это бывает, поднимают соответствующий квадрат. Когда дети усвоят

названия частей суток: научатся определять по характерной деятельности и

объективным показателям и правильно называть каждую из них, запомнят

соответствующие им цветовые знаки, можно приступить к уточнению знаний

о последовательности частей суток. Слово сутки должно выступить как

обобщение, необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь, утро –

это части целого – суток, что отсчет последовательности частей суток, можно

проводить, начиная с любой из них. Проводятся игры: «Назови соседей»,

«Назови все части суток» («Я назову одну часть суток, а вы – все

остальные»), «Наш день», «Разложи по порядку». Можно сделать «часы»,

разделенные на четыре части, на которых приклеиваются картинки с

изображением решаемых моментов.

После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов

«сегодня», » вчера», «завтра» как сменяемость трех суток. Для этого надо об

одном ярком значимом событии поговорить трижды: сначала сказать, что оно

будет завтра, потом, что оно состоится сегодня, и, наконец, что оно было

вчера. В процессе этой работы у детей средней группы начинают

складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.

Кроме того, на конкретных примерах воспитатель должен раскрыть

содержание понятий «быстро», «медленно», чтобы ребята могли ими

пользоваться.

В старшей группе детей начинают знакомить с календарем. Сутки могут

служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей

группы уже возможно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели,

неделе, о месяцах. В подготовительной к школе группе, продолжив эту

работу, можно дать знания о календарном годе. Методика работы с отрывным

календарем раскрыта в разделе 5. Внимание детей

ежедневно фиксируется

на текущей дате. В конце каждого месяца проводят небольшую беседу о том,

какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивают с

предыдущим месяцем. Определяют количество прошедших месяцев с начала

года и уточняют название и порядковый номер нового месяца. Необходимо

провести четыре организованных занятия для детей старшей и

подготовительной групп по ознакомлению с календарем, а усвоение и

дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в

повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью

календаря.

Дети старшей группы усваивают последовательность дней недели. Их

знакомят с тем, что сутки имеют свои названия, что семь суток составляют

неделю. Для закрепления названий и последовательности дней недели

помогут игры «Живая неделя», «Чья неделька соберется быстрее», «Назови

соседей», «Лишнее слово». Дети подготовительной группы называют неделю

от любого дня, например, от среды до среды, решают задачи («Сегодня среда,

через один день будет праздник в детском саду. В какой день будет

праздник?). Дети знакомятся с тем, как в старину определяли время. Можно

попробовать вместе с детьми использовать такой старинный способ усвоения

времени: принести веревку с несколькими завязанными узлами и

договориться, что каждый день в одно и то же время они будут развязывать

один узел; когда все узлы будут развязаны, настанет праздник или интересная

математическая викторина.

Можно познакомить с историей развития часов, что часы бывают

механические, электронные, напольные, наручные и т.д.; рассказать о пользе

часов (Юдин «Букваренок», Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике»).

Систематическая работа с детьми по усвоению календаря в течение

полутора лет способствует формированию у детей знаний не только о

текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости

календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а

начинается следующий, новый). Для лучшего запоминания названий месяцев

хорошо использовать мнемотехнические приемы (например, осенью природа

засыпает, ключевое слово «сон», в нем зашифрованы названия осенних

месяцев – сентябрь, октябрь, ноябрь; зимнее царство охраняет собачка, ее

зовут «ДЯФ» - декабрь, январь, февраль; весной праздник МАМ – март,

апрель, май; лето очень любит ослик «ИИА» - июнь, июль, август).

Хорошо сделать панно «Дни рождения», на котором поместить фотографии

детей группы в тех месяцах, в которых у них день рождения.

Любят дети отгадывать загадки, решать кроссворды и ребусы (примеры

приведены в приложении). Необходимо читать художественную литературу,

подобрать отрывки и целые произведения (С.Я.Маршак «Круглый год»,

сказка «Двенадцать месяцев», «Муха – чистюха», Я.Бжехва «Птичья

столовая» и др.)

Так как дети старшего дошкольного возраста уже готовятся к обучению в

школе, у них необходимо развивать чувство времени, создавать специальные

ситуации, заостряя внимание детей на длительности временных интервалов.

У детей старшей и подготовительной к школе групп можно развивать чувство

времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различие этих

интервалов очень важно для детей: 1 минута – первоначальная единица

времени, из которой складывается 3, 5 и 10 минут. Эта мера времени

наиболее распространена в речи окружающих: «Через минуту», «подождите

минуту». Работа строится следующим образом: 1) ознакомление детей с

временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут (при этом следует использовать

секундомер, песочные часы, часы – конструктор); 2)обеспечение

переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности;

3)обучение умению выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для

чего следует учить измерять время и оценивать длительность деятельности,

регулировать темп ее выполнения. Работу желательно проводить по этапам.

Дети в течение минуты выкладывают узоры, раскладывают палочки, рисуют

палочки, режут полоски и т.д. Затем дети оценивают длительность своей

деятельности по представлению. Они выполняют те же задания, но уже без

песочных часов. Можно дать инструкцию: «Вы сами будете заканчивать

работу, когда вам покажется, что 1 минута кончилась». Далее, дети учатся

правильно выбирать объем работы, соответствующий интервалу в 1 минуту.

Песочные часы можно поставить в раздевалку, и использовать на других

занятиях, они удобны тем, что по количеству оставшегося песка дети могут

видеть, сколько примерно времени осталось до окончания минуты, и

изменить темп выполнения деятельности.

Ознакомление школьников с длительностью 3 и 5-минутных интервалов

проводится по этой же методике.

В подготовительной к школе группе детей знакомят со строением часов и

обучают определять время на часах. Достаточно двух занятий, чтобы дать

детям необходимые сведения о часах как приборе измерения времени (что

минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг; половину

круга – за полчаса; четверть круга – за 15 минут). В дальнейшем стоит

обращаться к часам по мере необходимости. В процессе любого занятия в

детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу

точно в рамках указанного времени, учить их самих определять

продолжительность той или иной деятельности и заранее планировать

возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5 – 30

минут.

Для формирования понимания отношений временной последовательности

используются алгоритмы, модели, д/у «Разложи по порядку», д/и «Кто

старше?»

6. Развивающие коллажи и мнемотаблицы – таблицы для заучивания

стихов и загадок – это приемы мнемотехники (примеры развивающего

коллажа и мнемотаблицы «История часов» представлены в приложении).

7. Линейка с фазами Луны.

Линейка имеет вкладыш, при помощи которого показываются фазы Луны.

8. Занимательный материал (ребусы, кроссворды). Примеры представлены

в приложении.



В раздел образования