Развивающая среда как средство формирования личности дошкольника
Автор: Пирожкова Екатерина Анатольевна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №31" структурное подразделение "Детский сад "Совушка" Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: Статья Тема: Развивающая среда как средство формирования личности дошкольника Раздел: дошкольное образование
Развивающая среда как средство формирования личности дошкольника
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в
самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную,
физическую, игровую) .
При
проектировании
предметно-развивающей
среды
в
группе
я
придерживалась
следующих принципов.
У
ребенка
есть
три
основные
потребности:
в
движении,
общении,
познании.
Я
постаралась организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем,
где, как, во что играть.
Группа поделена на три зоны (учебную, двигательную, спокойную)
Центр речевого творчества «Веселый язычок»
В группе оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим
воспитанникам
действовать
индивидуально.
Мною
накоплен
и
систематизирован
разнообразный практический материал для организации речевых игр: картотека потешек,
лучшие игры со словами, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические,
настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Я считаю, что речевая
развивающая
среда
–
это,
особым
образом
организованное
окружение,
наиболее
эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Центр занимательной математики
Создание центра занимательной математики предшествовал подбор игрового материала,
что определилось возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В
данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из
детей
смог
выбрать
для
себя
игру
по
интересам.
Я
думаю,
центр
занимательной
математики решает следующие задачи:
•
целенаправленное
формирование
у
детей
интереса
к
элементарной
математической
деятельности.
• воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными,
но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Центр науки «Хочу все знать»
Большой популярностью у детей моей группы пользуется центр науки, представляющий
собой модуль для работы с песком и водой. На полочках для детского исследования
размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки,
перья, уголь и т. д. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это
вызывает у детей особый интерес.
Для
познавательного
развития
подобрана
специальная
детская
литература,
картотека
опытов, алгоритмы проведения опытов.
Центр искусства «Разноцветная палитра»
В
группе
отведено
место
для
изо
деятельности
детей.
Здесь
наши
воспитанники
в
свободное
время
рисуют,
лепят,
выполняют
аппликационные
работы.
На
полочках
расположены дидактические игры, альбомы с разными видами жанров. Здесь же есть
место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Театрализованная деятельность «В гостях у сказки»
Я думаю, что театрализованная деятельность помогает реализовать потребности ребёнка-
дошкольника
в
положительных
эмоциях,
новых
впечатлениях,
знаниях,
умении
чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и
сопереживании, соответствии положительному нравственному герою.
Центр строительно-конструктивных игр
В
группе
расположен
центр
строительно-конструктивных
игр,
в
котором
в
большом
разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники
самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек.
Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра
позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям
комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Музыкальный центр «Веселые нотки»
Музыкальное
развитие
ребёнка
сводится
не
только
к
занятиям
с
педагогом,
но
и
возможностью
самостоятельно
играть,
импровизировать,
свободно
музицировать.
Для
этого в нашей группе создан музыкальный центр «Веселые нотки». Который помогает
моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие
условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.
Центр физической культуры и спорта «Смелые, сильные, ловкие»
Яркий,
веселый,
физкультурный
уголок
лаконично
и
гармонично
вписывается
в
пространство нашей групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной
активности.
Здесь
дошкольники
занимаются
и
закрепляют
разные
виды
движений:
прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п.
Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и
умственное развитие, состояние здоровья наших детей.
Игровой центр
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра.
Атрибуты к играм мною были подобраны так, чтобы создать условия для реализации
интересов
детей
в
разных
видах
игр.
Эстетичность
и
изысканность
оформления,
современность
материалов
вызывают
у
наших
детей
желание
играть.
Подобранный
игровой материал позволяет нашим детям комбинировать различные сюжеты, создавать
новые игровые образы.
Уголок природы «Мир экологии»
Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в нашей
группе оборудован природный уголок. Здесь представлены дидактические игры по темам:
климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом
уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет
детям получить представления о многообразии мира природы родного края.
Центр грамотности «Читаем сами»
Книжный
уголок,
созданный
в
нашей
группе,
я
считаю,
является
ступенью
в
мероприятиях
для
детей
и
родителей
по
приобщению
к
художественному
чтению,
формированию
запаса
литературных,
художественных
впечатлений,
развитию
литературной речи.
Таким
образом,
разнообразие
и
богатство
сенсорных
впечатлений,
возможность
свободного
подхода
к
каждому
центру
в
группе
способствуют
эмоциональному
и
интеллектуальному развитию наших воспитанников.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей
к
активной
самостоятельной
деятельности.
Каждый
ребенок
выбирает
занятие
по
интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания,
доступностью
и
удобством
размещения
материалов.
Мною
было
отмечено,
что
воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового
пространства
или
материалов,
поскольку
увлечены
интересной
деятельностью.
Положительный
эмоциональный
настрой
моих
детей
свидетельствует
об
их
жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск
инновационных
подходов
к
организации
предметно-развивающей
среды
продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.