Авторы: Власова Ирина Сергеевна, Улиткина Людмила Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детского сада №14 "Дельфинята"
Населённый пункт: г.о. Коломны, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое значение занятий по лепке
Раздел: дошкольное образование
Педагогическое значение занятий по лепке
Лепка
тесно
связана
с
познанием
окружающей
жизни.
Вначале
это
непосредственное
знакомство
со
свойствами
материалов
(глиной,
пластилином, тестом), познание связи действий с полученным результатом. В
дальнейшем
ребёнок
продолжает
приобретать
знания
об
окружающих
предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу
будет обусловлен стремлением передать в лепке свои мысли, впечатления от
окружающего
мира.
У
детей
развитие
наглядно
–
образного
мышления
происходит
в
процессе
обучения.
Перед
началом
лепки
дети
решают
умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем
ищут способы реализации этой задачи.
Лепка тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта
связь
осуществляется
через
содержание
детских
работ,
закрепляющих
определённое отношение к окружающей действительности, и воспитание у
детей
наблюдательности,
настойчивости,
активности,
самостоятельности,
инициативы,
умения
выслушать
и
выполнить
задание,
доводить
начатую
работу
до
конца.
Ребенок
приучается
быть
активным
в
наблюдении
и
выполнении работы.
В процессе лепки у дошкольников воспитывается чувство товарищества,
взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к
другу
за
советом,
помощью.
В
конце
занятия
проводится
коллективный
анализ детских работ, который способствует формированию объективных
оценок своих поделок и поделок товарищей. В некоторых случаях работа
дошкольников
организуется
как
коллективное
выполнение
задания,
в
процессе
которого
у
них
воспитывается
умение
дружно,
согласованно
работать, приходить на помощь друг к другу.
Лепка
имеет
большое
значение
в
решении
задач
эстетического
воспитания.
Важно
у
детей
воспитывать
эстетическое
отношение
к
окружающему,
умение
видеть
и
чувствовать
прекрасное,
развивать
художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает
всё яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как бы сочетаются и
познавательные
интересы,
и
эстетическое
отношение
к
объекту,
которые
проявляются как в оценочных суждениях о воспринимаемых явлениях, так и
в деятельности детей. Специфика занятий лепкой даёт широкие возможности
для
познания
прекрасного,
для
развития
у
детей
эмоционально
–
эстетического отношения к действительности. Лепка показывает человеку
мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на
поведение.
Занятия
лепкой
способствуют
созданию
бодрого,
жизнерадостного
настроения. Большое значение для лепки имеет зрение. Для того чтобы
вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение
предмета
требует
чёткого
представления
о
форме,
конструкции,
которое
ребёнок может получить в результате предварительных целенаправленных
наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. В
процессе
лепки
активно
формируется
зрительная
память
ребёнка.
Как
известно,
память
служит
необходимым
условием
успешного
познания
действительности,
поскольку
благодаря
процессам
памяти
происходит
запоминание,
узнавание,
воспроизведение
познаваемых
предметов,
закрепление прошлого опыта.
Занятия
лепкой
способствуют
развитию
руки
ребёнка,
особенно
мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения
письму в школе. Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе лепки,
развивают руку и глаз ребёнка и могут быть использованы в разных видах
труда. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как
лепка
почти
всегда
связана
со
статическим
положением
и
определённой
позой.
Таким
образом,
занятия
лепкой
являются
важным
средством
всестороннего развития детей.