Напоминание

Деятельность педагога-наставника как условие успешного провессионального становления молодого педагога


Автор: Бобкова Галина Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 18
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность педагога-наставника как условие успешного провессионального становления молодого педагога
Раздел: дошкольное образование





Назад




Деятельность педагога-наставника как условие успешного

профессионального становления молодых педагогов

Бобкова Галина Васильевна,

старший воспитатель МБДОУ № 18

г.Ленинск-Кузнецкий

Учитывая стремительное развитие техники и технологий во всех

сферах

деятельности,

не

только

в

производственной,

но

и

в

педагогической, приобретает особую значимость проблема привлечения

и закрепления в образовательных учреждениях молодых специалистов.

И очень важно, чтобы у начинающих специалистов было призвание к

этой работе и желание стать профессионалом в ней.

Профессиональное

становление

молодого

педагога

является

сложным

процессом.

Именно

от

этого

процесса

зависит,

станет

ли

молодой педагог профессионалом, останется ли он в сфере образования

или

решит

выбрать

другую

сферу

деятельности.

В

процессе

профессионального

становления

молодого

учителя

происходят

качественные изменения характера его педагогических решений. Только

по

мере

накопления

педагогического

опыта

он

начинает

выделять

определенные

идеи,

направленные

на

организацию

решения

разнообразных задач.

Особенностью труда молодых начинающих педагогов является то,

что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту

же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а

родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же

безупречного профессионализма.

Как

показывает

практика,

многие

молодые

воспитатели

боятся

собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками,

их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег,

постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят, потому

что они владеют только базовыми теоретическими знаниями и у них

отсутствует практический опыт.

Решение

задач

профессионального

становления

молодого

специалиста, полного освоения педагогической профессии, адаптации в

трудовом коллективе, налаживания педагогических контактов возможно

через

создание

системы

наставничества

в

рамках

образовательного

учреждения.

Реализуемая

в

нашем

образовательном

учреждении

система

наставничества

представляет

собой

форму

преемственности

поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и

ускорения социального и профессионального опыта. Это деятельность,

которая осуществляется путем двустороннего взаимодействия (наставник

– ученик) - через индивидуальное консультирование, помощь в решении

конкретных

профессиональных

задач,

совместное

посещение

организованной

образовательной

деятельности,

анализ

опыта

коллег,

совместная

подготовка

конкурсных

материалов,

выступлений,

публикаций в соавторстве.

В нашем понимании наставник - это квалифицированный специалист,

имеющий опыт работы в образовательном учреждении, имеющий высокий

уровень профессиональной подготовки, гибкость в общении, способность и

готовность делиться профессиональным опытом.

И именно наставники, их

опыт и пример, помогают молодым специалистам стать грамотными,

компетентными воспитателями.

В своей работе, решая задачи наставничества мы придерживаемся

выработанного

нами

алгоритма

и

руководствуемся

«Положением

о

наставничестве»,

приказом

о

закреплении

наставников

за

молодыми

педагогами

и

другими

нормативными

актами

образовательной

организации.

Процесс

повышения

профессионализма

молодых

специалистов

предлагаем строить с учётом следующих факторов:

-

уровень

базового

образования,

насколько

хорошо

теоретически

подготовлены;

- индивидуальных особенностей;

- уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов

в своей деятельности хотят добиться);

- имеют ли практический опыт работы с детьми.

На протяжении многих лет работы в дошкольном учреждении, в

нашей практике сложилась определенная система наставничества, при

поддержке,

которой

молодой

педагог

постепенно

начинает

внедрять

имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы. В основе

данной системы работы выделяем три этапа:

1

этап

адаптационный.

Определение

обязанностей

и

полномочий

молодого специалиста; выявление недостатков в его умениях и навыках;

разработка программы адаптации.

2

этап

основной

(проектировочный).

Разработка

и

реализация

программы

адаптации;

корректировка профессиональных

умений

молодого

педагога;

построение

его

собственной

программы

самосовершенствования

(мотивация

самообразования, ориентация

педагогов,

имеющих

среднее

специальное

образование

на

получение

высшего образования).

3 этап – контрольно - оценочный. Проверка

уровня профессиональной

компетентности молодого педагога; определение степени его готовности к

выполнению своих функциональных обязанностей.

Используем

те

формы

и

методы,

которые

содействуют

дальнейшему

профессиональному

становлению

начинающего

специалиста и повышение его профессиональной компетентности. Это:

педсоветы и семинары

мастер-классы

индивидуальные и групповые консультации

открытые занятия, взаимные посещения занятий, смотры-выставки

тренинги

по

совершенствованию

профессиональных

умений,

занятия в психологической гостиной

самообразование, изучение методической литературы

участие в анкетировании и опросах

анализ собственной деятельности

индивидуальная работа с опытными педагогами

беседы

диалоги,

активизирующие

мыслительную

и

познавательную

деятельность

Положительные результаты целенаправленной системной работы по

профессиональному становлению молодых специалистов можно увидеть

по

результатам

педагогической

деятельности,

участия

в

конкурсах,

участию

в

методической

работе,

результатам

аттестации

на

первую

квалификационную

категорию,

наличию

публикаций

у

большинства

молодых педагогов.

Таким

образом, при взаимодействии и сотрудничестве

опытных

(наставников)

и

молодых

педагогов

(учеников)

происходит

интеллектуальное

единение,

обмен

опытом,

развитие

совместного

творчества,

развитие

профессионального

мастерства,

самовыражения,

становление профессиональной компетентности молодых специалистов.

Литература:

1.

Богданова,

Л.А.

Наставничество

в

профессиональном

образовании

[Текст]: методическое пособие / авт.-сост.: Л.А. Богданова, Л. Н. Вавилова,

А.Ю. Казаков и др. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – 144 с.

2.

Лабунская, Н.Л., Максимов, Н.П., Наумова, В.И., Никонова, Е.П.

Наставничество

как

институт

профессионального

становления

молодых

педагогов

[Текст]:

описание

системы/

Н.Л.Лабунская,

Н.П.Максимов,

В.И.Наумова, Е.П. Никонова. – Новокузнецк: ГБОУ СПО КузТСиД, 2015. – 89с.



В раздел образования