Автор: Верховяк Виктория Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект совместной деятельности педагога с детьми в рамках реализации информационно-исследовательского проекта "Этот удивительный космос"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Синеглазка"
муниципального образования город Ноябрьск
Конспект совместной деятельности педагога с детьми
в рамках реализации информационно-исследовательского
проекта
«Этот удивительный космос»
Подготовила:
Воспитатель,
Верховяк В.В.
Ноябрьск, 2017
Цель: Расширение знаний дошкольников о космосе.
Задачи:
Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и
ее планетах;
Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
Активизировать лексический запас по теме «Космос»;
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их
творческого потенциала;
Воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и
космонавтов;
Воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
2 этап - Реализация проекта.
1.
Чтение познавательной сказки о планетах солнечной системы.
Воспитатель:
Ребята,
предлагаю
вам
послушать
одну
очень
интересную
историю. Которая произошла с мальчиком Сережей:
Солнце
светило
так
ярко,
что
маленький
Сережа,
выбежав
из
дома,
зажмурился и громко чихнул.
-Будь здоров! - услышал он незнакомый голос.
-Кто это? - удивился мальчик. - Чей голос я слышал?
-Мой! - ответил уже знакомый незнакомый голос, но, как и прежде, никого рядом с
Сережей не было.
-А! Со мной кто-то играет, - догадался мальчик. - Я сейчас его найду.
Сказал,
но
не
нашел,
хотя
всюду
искал.
Мальчик
огорчился
и
даже
тихонько
хныкнул.
-Не надо хныкать!- услышал Сережа. - Это я, Солнце, с тобой разговариваю. Я
хочу познакомить тебя с Солнечной системой, смотри и запоминай:
-Это я - Солнце. А это моя семья.
-Звезды? - спросил Сережа.
-Да нет же! Никаких звезд, кроме самого Солнца в Солнечной системе, с которой я
собираюсь тебя познакомить пока нет.
Вокруг Солнца кружатся
большие
и
малые
шары.
Всего
их
девять,
а
называются
они планетами.
Как
цыплята
вокруг
курицы,
кружатся
планеты
вокруг Солнца, и всех оно любит, всех согревает.
Ближе к Солнцу находится самая быстрая планета Меркурий, за ней самая
красивая - Венера, а третья - твоя Земля, твой земной шар – самая добрая планета.
- Видишь эти круглые дорожки? Планеты вращаются не только вокруг солнца, они
вращаются вокруг себя, и к тому же, каждая своим путём. Астрономы называют этот
путь орбитами планет.
-Это и есть Солнечная система? - спросил Сережа.
-Ну что ты!" - воскликнуло Солнце. Я же тебе сказало, что только одних планет
девять. Сейчас я познакомлю тебя с драчливым Марсом. Самую большую планету
зо ву т Юпитер.
Сатурн
-
весельчак
с
красивыми
кольцами. Уран
и Нептун
отличаются силой и спокойным характером. А маленький Плутон всегда плаксивый.
У планет есть друзья - спутники. У Земли подружку зовут Луна. Никогда не
разлучаются они, так и вертится луна вокруг Земли, заглядывая ей в глаза. Нельзя в
Космосе без дружбы! Вот так. Ух, даже устало.
-А теперь, Сережа, возьми листок бумаги и попробуй сам изобразить Солнечную
систему, про которую я тебе рассказало.
Воспитатель: О чем эта сказка? Назовите планеты, с которыми Солнце познакомило
мальчика. Как вы думаете, что есть общего у всех планет? – Они круглой формы.
2.
Космический эксперимент.
Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь задумывались почему все планеты круглой
формы? Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте
проведем
с
вами
космический
эксперимент
«Космос
в
бокале». В ходе этого эксперимента мы узнаем, почему капли воды в невесомости
приобретают
круглую
форму,
почему
планеты
тоже
круглые
и,
кроме
того,
смоделируем процесс образования планет.
Для опыта понадобится:
Бокал 250 грамм, растительное масло, спирт, вода, пипетка.
Шаг 1. Делаем космическую среду: Наливаем в бокал 100-150 грамм спирта
(Чтобы
опыт
был
поярче,
надо
подкрасить
воду.
Для
этого
подойдет
пищевой
краситель).
Шаг 2. Создаем планету: пипеткой осторожно капаем в спирт большую каплю
масла. Понаблюдайте за каплей. В воде бы она всплыла и растеклась по поверхности
круглым пятнышком жира. А в спирте капля сразу же опустилась на дно! И выглядит
она не как плоский кружок, а как красивый золотистый шар! Почему масло в спирте
ведет себя иначе, чем в воде? Все дело в плотности этих трех жидкостей! Тяжелые
жидкости "тонут" в более легких.
Шаг 3. Почему планета приобретает форму шара? Тут дело в том, что шар - это
самая экономичная фигура. У него снаружи на оболочку пойдет минимум вещества,
а внутри поместиться больше вещества, чем в любой другой фигуре. Наша капля
масла в спирте стала круглой, потому что спирт давит на поверхность капли со всех
сторон одинаково, поэтому она в нем находится все равно, что в невесомости.
Шаг 4. Парящая планета. Но если мы хотим, чтобы наш масляный шар не просто
лежал на дне, а парил как планета в космосе, нам надо сделать спирт немного менее
плотным. А попросту добавить в него чуть-чуть воды. Дело в том, что если смешать
спирт и воду, получится новая жидкость уже с другими свойствами и масло со дна
начнет всплывать.
Шаг 5. Создаем новые планеты. Теперь можно исследовать свой новый космос.
Дайте ребенку шпажку и пипетку и пусть он экспериментирует со свойствами
жидкостей - добавляет новые планеты, соединяет их в одну огромную или, наоборот,
разделяет их на несколько.
Шаг
6.
Моделируем
процесс
образования
планет. Если
быстро-быстро
перемешать жидкости палочкой, а потом наблюдать за их поведением. Маленькие
пузырьки, вращаясь, собираются в какое-то подобие облака или диска. Пузырьки
сталкиваются, сливаются друг с другом, крупные выходят при вращении на свои
орбиты. Так и образовывались планеты. Мы можем своими глазами увидеть, как по
этому
же
принципу
много
миллиардов
лет
назад возникала
наша
планетарная
система из космического газопылевого облака.
Воспитатель:
Что
нового
узнали?
Что
больше
всего
запомнилось?
Было
ли
интересно?
3.
Физминутка
Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
4.
Изобразительная деятельность.
Воспитатель: Ребята, помните о чем Солнце попросило Сережу? Давайте сядем за
столы и нарисуем солнечную систему.
1.
Первым делом рисуем Солнце – желтым, оранжевым.
2.
Затем приступаем к самой первой планете Меркурий. Она представляет собой
шарик небольшого размера и серо-коричневой расцветки.
3.
Далее идёт более крупный Меркурий жёлтого или оранжевого цвета.
4.
За Меркурием идёт зелёно-голубая Земля с серой точкой Луны.
5.
Потом рисуем красный Марс. Он крупнее Меркурия, но меньше Земли.
6.
Следом идёт полосатый оранжево-белый Юпитер.
7.
Потом рисуем жёлтый Сатурн.
8.
А за ним - сине-голубую планету Уран.
9.
Далее идёт голубоватый Нептун.
10.Ну и последняя планета - крохотный коричневый Плутон.
Пальчиковая гимастика:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
5.
Выставка детских работ.