Автор: Федотова Марина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Алёнушка"
Населённый пункт: п.Ромоданово
Наименование материала: мастер класс по обучению грамоте для педагогов ДОУ
Тема: "Путешествие в страну знаний"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнушка»
Мастер - класс учителя логопеда по обучению грамоте
для педагогов ДОУ на тему :
«Путешествие в страну Знаний»
Подготовила и провела:
учитель — логопед Федотова М.А.
1 квалификационная категория
Ромоданово,2017г.
Мастер -класс для педагогов ДОУ по обучению грамоте «Путешествие в страну
знаний»
Основная цель:
1.Повысить компетентность педагогов по вопросу подготовки детей к обучению
грамоты в ДОУ.
2.Показать методику звуко-буквенного анализа слова,приёмы,технологии
работы на НОД по обучению грамоте.
Цель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово»,навыка звукового анализа,
выделение звуков в слове,развитие фонематического слуха,соотношение
числительных с существительными в единственном и множественном числе.
Область « Познание» раскрывалась в интеграции с образовательными
областями «Коммуникация», «Социализация», «Физ. культура».
При планировании НОД учитывала у воспитанников уже сформированные
необходимые знания в умение выполнять звукобуквенный анализ, соотносить
слова с соответствующими схемами, высказываться и делать простейшие
выводы.
Планируя мастер -класс, ставились следующие задачи:
Обучающие задачи:
Образовательная
область
«Коммуникация».Активизировать
и
обогащать
предметный,
глагольный
словарь,
словарь
признаков;
упражнять
в
проговаривании чистоговорки с разной интонацией.
Образовательная область «Познание». Закрепить умение определять первый
звук в слове; упражнять в звуковом анализе слов; закрепить знания о различии
гласных
и
согласных
звуков,
мягких
и
твердых
согласных;
формировать
целостность картины мира, расширять кругозор. (Игра «Звуковые домики»,
«Составь схему слова», «Посчитай предметы», «Звуковая гусеница»).
Развивающие задачи:
Образовательная
область
«Коммуникация».
Развивать
по строение
высказывания, помогать детям, более точно характеризовать объект, ситуацию;
учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои
мысли понятно для окружающих.
Образовательная
область
«Познание».
Развивать
познавательный
интерес,
сенсомоторику, память, мышление, воображение, зрительное внимание, мелкую
моторику
рук,фонематическое
восприятие
(«Угада
звуки»,самомассаж,
Посчитай-ка»)
Образовательная область « Физ. культура»: самомассаж.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к обучению грамоте, учебно-
коллективные
навыки
взаимодействия
со
сверстниками,
аккуратность,
усидчивость, доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование:
ш и рм а , ф а рту к и , г а л с ту к и , м и к р о ф о н , ке п ка , т а бл и ц а
з в у к о в , з в у к о в ы е
д о м и к и , п р е д м е т н ы е
картинка,фишки(красного,синего,зеленого)цвета,шнурки,цветные
круги,цифры
от 1-7,мяч,звукозапись музыки,звуков.
Ход мастер-класс:
1.Организационный момент.
2.Мотивация.
3.Применение знаний,умений,навыков детей.
4.Рефлексия (итог).
1.-Ребята, поздароваемся с нашими гостями.(здравствуйте).
-Ребята,а сегодня я хочу пригласить вас в страну знаний.А как, вы думаете, что
это за страна?(это школа).Верно.А почему школу так называют?(потому что в
школе учат читать,писать,считать;-изучают разные науки и т. д.).Молодцы.
-А,вы, хотели бы, стать школьниками и побывать в школе? (да).
-Тогда я произношу волшебные слова: Раз — два повернись и в школьников
превратись.(Девочки одевают фартуки,мальчики галстуки).
(Ширма с изображением школы,детей встречает корреспондент).
2.-Ребята,вот
вы
и
школьники.А
вот
школа.У
дверей
школы
нас
кто-то
встречает,пойдемте поближе сейчас мы все узнаем.
Корреспондент:
-Здравствуйте,
ребята.(здравствуйте).
Я
корреспондент
школьной
газеты
«Школьная жизнь» А вы кто?(мы школьники).Что-то я вас не знаю.Авот мы
сейчас проверим действительно ли вы школьники.Ответьте на мои вопросы:
-Кто учится в школе?(в школе учатся ученики).
-Кто учит учеников?(учеников учит учитель).
-Как называются занятия в школе?(занятия в школе называюся уроками).
-Как ученики узнают ,что начинается урок?(В школе звенит звонок).
-Как называются комнаты в школе?(комнаты в школе называются классами)
-А кто самый главный в школе (Это директор).
-Молодцы,
ребята.Вы
действительно
школьники.А
мне
пора
бежать.
Досвидания.
3.-Ребята, а вот мы попали в светлый и просторный класс.Ой, а ,что это звенит?
(звонок).Это
значит
начинаетсч
урок,садимся
за
парты.Сели
красиво,руки
сложилиперед грудью,спинка прямая.
-Начинаем урок.Тема нашего урока:Звуки и буквы.А чем отличается звук от
буквы? 9Звуки слышим,произносим;буквы пишим,читаем,видим).
-Как называются звуки,которые произносит человек (Это речевые звуки).А все
остальные
звуки(неречевые).Выполним
первое
упражнение
нашего
урока
«Угадай звук»(звучит фонограмма звуков,дети отгадывают).
-Молодцы.
- К а к и м и
б ы в а ю т
р е ч е в ы е
з в у к и ?
(гласные,согласные,твердые,мягкие,звонкие,глухие).
-Какие звуки назывыают гласными,согласными? (гласные поются,согласные не
поются).
–
Каким
символом
обозначают
гласные
и
согласные
звуки(красным
кружочком -гласные; синим-твердые согласные,зеленым -мягкие согласные).
–
Назовите всегда мягкие звуки(й.ч.щ.),всегда твердые( ш,ж,ц).
–
Молодцы.
–
Сделаем
2
упражнение
«Звуковые
домики».Предметные
картинки
расселим в домики- по первому звуку названия предмета.В красный домик —
если слово начинается на гласный звук; в зеленый — если слово начинается на
мягкий согласный; в синий — если слово начинается на твердый согласный
(предметные картинки утюг,шкаф,овощи,пила,щука).
–
Молодцы.
–
А теперь сделаем звуковой анализ слова лиса,приготовим все для работы
(дети готовят шнурки, и кружочки)
–
Произносим вместе слово Л-и-с-а.Послушайте и скажите какой первый
звук в слове? (Л).
–
Правильно,какой это звук.(согласный,мягкий)
–
Каким символом обозначим?(фишкой красного цвета.Дети ставят фишку
на магнитной доске и работают на местах,нанизывают на шнурок кружочки
соответствующего цвета).
–
Второй звук в слове лиса? (И) Какой это звук?(гласный)Каким символом
обозначим?
–
Выделим
третий
звук
.(С,согласный
твердый,обозначим
зеленым
кружочком).
–
Последний
звук
в
слове
лиса?(А,это
гласный
обозначим
красным
кружочком).
–
Сколько всего звуков в слове?(4)
–
Сколько согласных? (2)Сколько твердых согласных,мягких(1).
–
Сколько гласных в слове? (2)Сколько слогов? (2) Как узнаем сколько в
слове слогов? (сколько в слове гласных столько и слогов).
–
Обозначим звуки буквами.(обозначают на маг.доске).Молодцы.
–
Немного отдохнем сделаем самомассаж:
–
Ручки растираеем и разогреваем
–
И лицо теплом своим мы наполняем.
–
Грабельки сгребают все плохие мысли,
–
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро
–
Их вперед сгибаем, тянем их за мочки
–
А потом уходим пальцами по щечкам.
–
Щечки разминаем ,чтобы надувались.
–
Губки разминаем ,чтобы улыбались.
–
Тянем подбородок и к ушам щипаем,
–
А потом по шейке ручками стекаем.
–
Молодцы,сели красиво.
–
А,
теперь
самостоятельная
работа.Каждый
делает
звуковой
анализ
слова,смотрим свои картинки(чай,кот,кит,уха,мак-дети выполняют с помощью
прищепок звуковой анализ слов).
–
Проверьте друг у друга.Молодцы.
–
Выполним следующее упражнение: «Посчитай предметы».(на наборном
п о л о т н е
ц и ф р ы
о т
1 - 7 , д е т и
с ч и т а ю т -
яблоки,пальто,кенгуру,карандаши,апельсины.
–
Молодцы.
–
Ребята,наш
урок
заканчивается,звенит
звонок.
Нач и н ает ся
перемена.Поиграем в игру «Чистоговорка».Повторяем за мной « Трои сороки —
тараторки тараторили на горке».А теперь мы будим произносить чистоговорку с
разной
интонацией.Я
бросаю
мяч
и
говорю
с
какой
интонацией
нужно
произностиь.(Полина
,произносит
быстро;
Вова
-громко;
Настя
—
с
вопосительной интонацией;Самир — нараспев;Сережа — тихо).Молодцы.
–
Ребята,на
этом
наше
путешествие
по
школе
заканчивается,нам
пора
возвращаться в дет.сад.Раз-два повернись и в воспитанников детского сада
превратись (дети снимают фартуки,галстуки).
–
4.-Вот мы в дет.саду.Понравилось вам путешествие? Ребята,а сейчас ,я
предлагаю вам выбрать кружочки красного или зеленого цвета.Если вам было
легко справляться с упражнениями — выбирайте зеленый круг; если были
трудности
красный.(дети
выбирают,и
говорят
почему
выбрали
кружочки
определенного цвета).
–
Молодцы.А я вам хочу подарить смайлики,чтобы вы вспоминали наше
п у т е ш е с т в и е
и
п о ж е л а т ь
в а м
о с т а в а т ь с я
т а к и м и
ж е
прилежными,умными,любознательными.Скажим
досвидания
нашим
гостям.
(досвидания).