Напоминание

"Рабочая программа по литературному чтению" 1 класс. Система Л.В.Занкова.


Автор: Сенницкая Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 имени Деева В.Н.
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по литературному чтению" 1 класс. Система Л.В.Занкова.
Раздел: начальное образование





Назад





Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Система Л.В.Занкова

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии:
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г. Авторской программы В. Ю. Свиридовой и Н. А. Чураковой. Курс «Литературное чтение», «Система Л.В.Занкова»., Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. Стратегическая цель курса литературы – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру. Более конкретная цель – воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении.
Примерное тематическое планирование составлено

согласно базисному образовательному плану из расчёта 4 часа в неделю, 10

учебных недель (40 ч.)

По плану 33 учебные недели. Из них 20 учебных недель на «Обучение грамоте» и 13 учебных недель на литературное чтение по 4 ч в

неделю. Всего 52 ч. Резерв составил 12ч.
Текущая
цель курса
– осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
Задачами
начального курса литературы являются:  расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;  воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;  создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;  развитие речевых навыков школьников, связанных с процессом восприятия (слушание, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).
Основные содержательные линии предмета
«Литературное чтение» представлены следующими разделами: «Виды речевой деятельности», «Виды читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)».
Общая характеристика организации учебного процесса

Технологии обучения:
- технология развивающего обучения; - технология игрового обучения;
- ИКТ - технологии.
Методы обучения:
а)Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, методы самоконтроля. б) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; метод исследования, иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. в) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником: г) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, практические работы; д) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, практические занятия;
Основная форма
организации учебной работы по литературному чтению в начальных классах является урок. Уроки делятся на следующие типы: 1. Урок «открытия» нового знания. 2. Уроки «рефлексии», преодоление затруднений в собственных учебных действиях. 3. Обобщения и систематизации знаний. 4. Комбинированные уроки.


Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты:
·читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);· читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору; ·понимать содержание прочитанного; пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении; находить и придумывать рифмы; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отличать монолог от диалога; уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац); отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать небольшие по объему тексты; оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
Личностные результаты:
положительное отношение к уроку литературного чтения; эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах; восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении; чувство любви к природе родного края; основы для развития творческого воображения.

Регулятивные результаты:
осуществлять действие по образцу и заданному правилу принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные

результаты
: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
Этапы и уровни использования системы оценивания образовательных результатов, определённых ФГОС.

1 этап-начальный уровень использования системы оценивания.
1-е правило (отличие оценки и отметки).Учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,– ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или «закрашивает кружок». В последующих классах, при появлении балльных отметок, правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи. 2-е правило (самооценка). Ученики самостоятельно оценивают свои результаты по «Алгоритму самооценки». В первом классе алгоритм состоит лишь из четырех вопросов:1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс). В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?»
2-й этап -стандартный уровень использования системы оценивания.
3-е правило (одна задача – одна оценка) .Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. 4-е правило (таблицы результатов и портфель достижений) используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения контрольных работ по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). 6-е правило (уровни успешности) используется частично. Учитель использует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работ, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). 7-е правило (итоговые оценки) используется частично. В текущей работе при определении четвертных отметок учитель сохраняет привычные ему традиционные правила
3-й этап - максимальный уровень использования системы оценивания.
5 -е правило (право отказа от отметки и право пересдачи) новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент. На этом этапе учитель может (если захочет) вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.



II. Учебно – тематический план.

№п/п

Тема

Количество часов
1. Книги – твои друзья
6
2. Путешествие в мир Литературы
5
3. Долина рассказов: тайна за тайной
5
4. Сады поэзии: из чего растут стихи
8
5. Сказочные дорожки: твой путиводитель
8
6. Открытие в литературе и фантазия в науке
8
Всего:
40ч
Резерв
12ч

III. Содержание рабочей программы.

Глава 1. Книги – твои друзья (6 часов)
1. Что такое книга. Кто в книгах живет. 2. С. Морозов, С.Я. Маршак. Стихотворения. «Что ты любишь делать с книгами?». 3. 2. Книга как особый мир, населенный разными героями, который раскрывается при помощи фантазии и воображения. Герои, созданные фантазией и воображением писателя. «Под ковром» (По Д. Биссету). 4. 3. Особенности поэтического текста. Работа с понятиями: рифма», «поэзия», «проза» без введения определений. Портрет поэта (С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Д.И. Хармс). Д.И. Хармс «Я проснусь…», К.И. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок), «Когда ты берешь книгу…». 5. 4. Разница между читателем, слушателем, зрителем. Книга в нашей жизни. История рождения книги. Лента времени. 6. 5. Элементы книги. Понятие о библиотеке. Связь книги с разными сторонами человеческой жизни. «Как устроена книга…», В.Д. Берестов «Читалочка», «Я купил билет в библиотеку…». 6. Знакомство с жанром загадки. У всех ли текстов есть автор? Особенности работы писателя и поэта. Проверь себя. «Твой день. Здоровье в порядке_спасибо зарядке», В.В. Лунин «Я видела чудо».
Глава 2. Путешествие в мир Литературы (5 часов)
1. Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов (на материале сравнительного анализа математической задачи, статьи словаря и литературного произведения). Задачи Г.Б. Остера, Г.Б. Остер «Я ползу». Пословицы. 2. Работа с понятиями «автор», «герой», «персонаж». Портрет писателя. Б.В. Заходер, Г.Б. Остер. Загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка как малые жанры фольклора. Б.В. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд…», скороговорки, загадки народные и авторские. 3. Литературный герой, его имя, характер. А. Милн «Винни Пух и все+все+все», К.И. Чуковский «Барабек», «Угадайте+ка», Е.П. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок).
4. Различение научного и художественного текстов. Художественное и научное описание. С.А. Махотин «Плохая привычка», Н. Сладков «Свиристели». Статья из энциклопедического словаря. 5. Различение научного и художественного текстов. Проверь себя. Сочинение о домашнем любимце. М.Д. Яснов «Радость».
Глава 3. Долина рассказов: тайна за тайной (5 часов)
1. Формирование первичных представлений о рассказе как литературном жанре. Персонажи рассказа, главный герой его характер. Автор и его герой. Л.Н. Толстой «Косточка». 2. Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Название рассказа. Литературный герой, его имя и характер. Г.Б. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е.И. Чарушин «Томка испугался». 3. Различение фольклора и авторской литературы. Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя.Прибаутка. Побасенка. Н.В. Ламм «Червяк», Н.М. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко». 4. Различение научного и художественного текста. Художественное и научное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому. Ю.И. Коваль «Воробьиное озеро», В.В. Лунин «Стеклышко», И.М. Пивоварова «Секретики». 5. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя.А.Л. Барто «Я одна ничья сестра…», В.Н. Орлов «Кто кого обидел первый?..», В.Д. Берестов «Гляжу с высоты на обиду…», Л. Фадеева «Мне понравилось стоять».
Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи (8 часов)
1. Поэт во всем видит тайну, угадывает душу. Поэзия как особый взгляд на мир. О чем с нами говорит автор? И.М. Пивоварова «Тайна», Л.С. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно…» 2. На поэтическую чуткость способен не только поэт. Выявление характера героя рассказа. В.Ю. Драгунский «Друг детства», М.Д. Яснов «Горести+печалести». 3. Твоя игрушка _ живая. Посмотри на мир глазами поэта. Определение эмоционального настроя стихотворения и выявление характера героя. М.Д. Яснов «Горести+печалести», А.Л. Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери», Б.В. Заходер «Я, на все, махнув рукой…», Е.В. Серова «Надо к пятнице Егорке…» 4. Поэтические сюрпризы. Олицетворение (одушевление предметов) как художественный прием. В.М. Инбер «Оттепель, оттепель…», Н.Г. Орлова «Дерево+жираф», Л.С. Друскин «Там ива, опираясь на костыль…». 5. Оживляем все на свете. Прием олицетворения в сказке и загадке. Ищем сравнения. Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Загадки. 6. Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем. Прием олицетворения в авторской поэзии. А.С. Пушкин «Унылая пора...», К.Д. Бальмонт «Осень». Сико. Хокку. 7. Сочиняем загадки. Что на что похоже. Прием сравнения в загадке и в авторской поэзии. Загадки, Е.В. Серова «Если мы растем на ели…», «Ежик вырос...», Р.С. Сеф «На свете все на все похоже…». 8. Загадка в рассказе. Представляем героя. Проверь себя. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…».
Глава 5. Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 часов)

1. Такие незнакомые знакомые сказки. Русские народные сказки, их сюжеты и герои. Формирование первичных представлений о жанровой специфике сказки. Л.С. Друскин «Какие незнакомые предметы!..», М.Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…», авторские задания. 2. Традиционные герои сказок о животных. Средства создания образа героя в сказке о животных. Русские народные сказки «Лисичка+сестричка и волк», «Кот и лиса». 3.Сказки о животных. Средства создания образа героя в сказке о животных. Обобщение читательского опыта. Возможен выход в библиотеку или работа с выставкой книг. 4. Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Звукопись в авторском стихотворении. Сказочная область на карте Литературы. Потешка. Скороговорки. Авторские стихотворения (В.Д. Берестов, Е.В. Серова). Пословицы. Отрывок из сказки Э.Н. Успенского «Про Веру и Анфису». 5. Сказки народные и авторские. «Сказочные» приемы в авторской литературе. Поэтические приемы в стихотворении. И.А. Бунин «Листопад». 6. Законы волшебной сказки. Традиционный сюжет волшебной сказки. Этапы бытования народной сказки. Русская народная сказка «Гуси+лебеди». 7. Общее в сказках разных народов. Народная и авторская сказка: сходство и различия. «Красная Шапочка» (в пересказе Ш. Перро). 8. Эмоциональный тон народного и авторского произведения. Проверь себя. С.В. Михалков «Прививка». Частушки. «Твой день».
Глава 6. Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов)
1. Характер героя в фольклоре и авторской литературе. Отношение автора к своему герою. Автор _ герой _ читатель. В.Д. Берестов «Заяц+барабанщик», Н.В. Ламм «Заячья любовь», Е.И. Чарушин «Волчишко», К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна». 2. Мир глазами ученого и писателя, исследователя и поэта. Различение художественного (сказочного) и научного текста. Научно-популярная литература. К.Д. Ушинский «Утренние лучи», С.Г. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Дж. Родари «Откуда берутся день и ночь?», В.Д. Берестов «Ботаника», Н.В. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму…». 3. Поэзия в рассказе и стихотворениях. Прием олицетворения в разных жанрах. М.М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик», А.С. Пушкин «Цветок», А.К. Толстой «Колокольчики мои…». 4. Мир глазами поэта и ученого. Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия. В.Д. Берестов «Весенняя сказка», С.Г. Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов» (отрывок), тексты из «Азбуки» Л.Н. Толстого. 5. Неправда и фантазия, творческий вымысел. Ложь как нравственная проблема. Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении. В.Ю. Драгунский «Тайное всегда становится явным», Р.С. Сеф «Если ты ужасно гордый…». 6. Фантазия как часть жизни. Игра как творчество. Фантазия в авторском произведении. Портрет писателя. Николай Носов.Н.Н. Носов «Затейники», В.Я. Друк «Сказка». 7. Изобразительные возможности поэтического произведения. Ю.П. Мориц «Это _ да! Это _ нет!», Н.И. Рыленков «Все богатства русского пейзажа…». 8. Проверь себя. Что читать летом.

IV. Требования к образовательным результатам.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится:
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя( в индивидуальном темпе); - читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору; - понимать содержание прочитанного; - пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; - эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении; - находить и придумывать рифмы; -определять персонажей( действующих лиц) и героев( главных действующих лиц); - отличать монолог от диалога; - уметь работать со всеми элементами книги( обложка, содержание, форзац); - отвечать на вопросы по содержанию текста; - пересказывать небольшие по объёму тексты; - оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание; - определять главную мысль литературного произведения; - соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения; - строить высказывание по образцу; - формировать несложные выводы; - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части.
Регулятивные универсальные

учебные действия
Обучающийся научится: - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; - принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Обучающийся получит

возможность научиться:
- понимать цель и смысл выполняемых заданий; - понимать важность планирования своей деятельности; - выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; - осуществлять первоначальный контроль своих действий; - участвовать в оценке результатов деятельности.
Познавательные

универсальные учебные

действия

У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к уроку литературного чтения; - эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; - способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; - первоначальные представления о нравственных понятиях( доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность) , отражённых в литературных текстах; -восприятие семейных традиций, в т. ч. в семейном чтении; - чувство любви к природе родного края; -основы для развития творческого воображения.
Обучающийся получит возможность для

формирования:
-интереса к чтению; мотивации обращения к книге; - основы для эмоционального переживания художественного текста; -способности выражать свои эмоции в выразительном чтении; - понимания смысла нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства- гордость, стыд, вина; - умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;

Обучающийся научится:
- первичному умению оценивать правильность(уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке , в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми , с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; - составлять текст из набора предложений; - выбирать заголовок текста из ряда данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить части( вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте; - первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку; - составлять текст по началу, по его концу.
Обучающийся научится:
- ориентироваться речевом потоке, находить начало и конец высказывания; - понимать фактическое содержание текста; - выделять в тексте основные части; - выполнять несложные логические действия( сравнение, сопоставление); - работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков; - пользоваться словарными пояснениями учебника.
Обучающийся получит

возможность научиться:
- выделять и формулировать познавательную цель; - структурировать знания; - группировать тексты по заданному основанию; - различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; - работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.
Коммуникативные

универсальные учебные

действия
- стремления к взаимопониманию детей и взрослых; - позитивной самооценки; - стремления к успешности в учебной деятельности
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности; - представление о причинах успеха в учёбе; - интерес к учебному материалу; - этические чувства(стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; - знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для

формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - первичные умения оценки работ , ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о русском языке как средстве межнационального общения; - представления о своей этнической принадлежности.

Обучающийся научится
: - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; - воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; - понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; - принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
Обучающийся получат

возможность научиться
: - задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; - проявлять интерес к общению на уроке; - уважать мнение собеседников; - преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; - следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; - входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
V.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1 .
Планирование составлено на основе программы «Литературное чтение» для 1 класса, В.Ю.Свиридова. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2011г; -Программы начального общего образования, система Л.В.Занкова (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования). -Учебник «Литературное чтение», 1 класс, В.Ю.Свиридова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011. - Хрестоматия по литературному чтению 1 класс, автор-составитель Свиридова В.Ю., Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011
Дополнительная литература
- Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» 1 класс, В.Ю. Свиридова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011. - Пособие по чтению «Учись читать», 1 класс, В.Ю. Свиридова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011. Литературное чтение. - Итоговая аттестация, 1 класс, О.Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. (по новому образовательному стандарту) - Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компакт-диск). — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Специфическое сопровождение (оборудование): иллюстрации к литературным произведениям; портреты писателей; репродукции произведений живописи; интерактивная доска .

Календарно – тематическое планирование
№ п\п Тема урока Дата Коли- чество часов Тип урока Планируемый результат Форма организации познавательной деятельности Форма контроля Наглядность ИКТ Примеча- ние Предметные Метапредметные (УУД) Личностные Знать Уметь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 Что такое книга. Книга в нашей жизни. С.Моро- зов, С.Мар- шак, 1 Ознаком ление с новым материал ом Роли книги в жизни челов ека; стихи С.Мар -шака, С Маро- зова Вырази тельно читать стихотв орения. Способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение последовательно сти промежуточных целей с учетом конечного результата. Проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирован ие позитивного эмоциональн о- ценностного отношения к родному языку. Фронтально- индивидуальная работа Текущий Книги 2 Кто в книгах живет. Герои, созданны е фантазие 1 Ознаком ление с новым материал ом О творч естве Дона льда Биссе та. Переск азывать прочит анное; состави ть свой рассказ. Осознанное восприятие и оценка содержания текста; характеристика героя Первичные представлени я о писателе, герое литературног о произведения. Фронтально- индивидуальная работа Текущий
й и воображ ением писателя . «Под ковром» (по Д.Биссет у). произведения. Овладение навыками осознанного правильного и выразительного чтения. Расширение представлений или знакомство с героями произведений для детского чтения. 3 Особеннос ти поетичес- кого текста. Работа с поня- тиями: «рифма», «поэзия», «проза». Портрет поэта. Д.Хармс «Япроснус ь…», К.Чуковск ий «Мойдо- дыр» (отрывок). 1 Ознакомл ение с новым материал ом Об особе нност ях поэти ческо го произ веден ия. Вырази тельно читать стихотв орения. Осознанное восприятие содержания текста, участие в диалоги при обсуждении прочитанного, работа со словом, использование словаря учебника. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство Распознавани е особенностей поэтического текста. Первичное представлени е о рифме, поэзии, персонаже. Фронтальная Текущий Портрет К. Чуковского.
с произведениями для детского чтения (К.Чуковский или Д.Хармс). 4 Связь книги с самыми разными сторона- ми челове- ческой жизни. Разница между читате- лем, слушате- лем, зрителем. История рождения книги. 1 Ознакомл ение с новым материал ом Об исто- рии появл ения первы х книг. Отли- чать литерат урные произве дения от быто- вых. Участие в обсуждении учебной проблемы с выделением своей идеи, аргументирован ным доказательством высказываемой точки зрения и проявлением внимания и уважения к чужой точки зрения. Ориентация во времени создания книги или иного литературног о произведения. Фронтально- индивидуальная работа Текущий Призентаци я 5 Ориентаци я в структу-ре книги. В.Берестов «Читалочк а». 1 Ознакомл ение с новым материал ом О творч естве В.Бер естова Выраз итель но читат ь. Ориент ирован ие вструкт уре книги. Овладе ние умение м Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширения или знакомство с произведениями для детского Фронтально- индивидуальн ая работа Текущий Портрет В. Берестов а
Ориен тиров аться в структ уре книги. предпо лагать, предста влять содерж ание книги по ее обложк е, названи ю, иллюст рациям, оглавле нию. Ориент ирован ие в словаре . Осозна ние восприя тие и оценка содерж ания стихотв орного текста. Уточне ние значени я слов, чтения.
их уместн ости в конкрет ной ситуаци и. 6 Фантазия и воображен ие в фольклорн ых и авторских текстах. Проверь себя. В.Лунин «Я видела чудо» 1 Ознакомл ение с новым материал ом О народ ном фоль клоре . Фольк лорны е и авторс кие текст ы В.Лун ина. Читать потеш- ки, прибаут ки, побасе нки. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста; практические сравнение разных текстов: загадок и авторского стихотворения. Рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определенны й период учебного времени. Индивидуальная Текущий Карточки. 7 Чтение и литература . Разница бытового чтения и художеств енной литератур ы. Задачи Г.Остера, Г.Остер «Я 1 Ознакомл ение с новым материал ом Понят ие «науч ное описа ние». Отлича ть научно е описан ие от художе ственно го по произве дениям Осознание значения, понимание цели чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Работа со словом, Представлени е о литературе, литературном чтении. Представлени е о пословице. Фронтально- индивидуальная работа Текущий Энциклопед ия.
ползу». Г.Остер а «Я ползу» и энцикл опедич ескому словар ю. ориентирование в специфике учебного текста. 8 Автор, герой, персонаж. Малые жанры фолькло- ра: загадка, скороговор ка, считалка, пословица, поговорка. Б.Заходер «Пошел Сережа в первый класс…», Г.Виеру «Сколько звезд…», скороговор ки, загадки народные и автор- ские. 1 Системат изация знаний. Неско лько зага- док, скорог оворо к, счита лочек, посло -виц, погов о-рок Анали- зиро- вать содер- жание скорого ворок, считало чек, послов иц, поговор ок и зага- док, отгады вать их; сочи- нять. Овладеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Выразительное чтение стихотворных произведений. Определение принадлежности текста к определенному жанру. Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов. Коллективное создание текстов заданного жанра. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в обсуждении прочитанного , работа со словом и особенностям и текста (что делает текст похожим на скороговорку, небылицу, считалку). Фронтальная Тематиче ский . Портрет Б. Заходера.
9 Литератур ный герой, его имя, характер. А.Милн «Вини Пух и все-все- все», К.Чуковск ий «Бара- бек». 1 Ознакомл ение с новым материал ом Поня- тие «лите ратур ный герой ». Опреде лять главног о литерат урного героя произве дения; понима ть, какова основн ая идея произве дения, почему дано опреде ленное имя; давать характе ристик у главно му герою. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представлений или знакомство с героями произведений для детского чтения. Определение принадлежности текста к определенному жанру. Работа со словом (уточнение значения слова, уместности его употребления). Устное сочинение. Инсцениро- вание. Оценка и самооценка инсцениро- вания. Фронтально- индивидуальная работа Текущий Иллюстраци и. 10 Различение научного и художестве нного текста. Художестве нное и Ознакомл ение с новым материал ом Поня тие «науч ное описа ние». Отлича ть научно е описан ие от художе Осознание значимости чтения, понимания цели чтения (удовлетворение читательского Работа со словом (распознавани е научных терминов и художественн ых образов; Индивидуальная Текущий Энциклопед ический словарь.
научное описание. Угадайте- ка. Е.Чаповецк ий «Непоседа, Мякиш и Нетак», С.Махотин «Плохая привычка», Н.Сладков «Свиристел и». ственно го по произве дениям Никола я Сладко ва «Свири стели» и энцикл опедич ескому словар ю. интереса, поиск фактов, суждений). Расширение представлений или знакомство с героями произведений для детского чтения. Овладения навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Первичное представление о монологе. эмоционально сти, обилия подробностей , рифмованнос ти, свойственных художественн ому тексту, и точности, краткости научного текста), ориентирован ие в специфике учебного текста. 11 Различение научного и художестве нного текстов. Проверь себя. М.Яснов «Радость» 1 Системат изация знаний. Поня тие «науч ное описа ние». Отлича ть научно е описан ие от художе ственно го по произве дениям Никола я Сладко ва «Свири Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Понимание цели чтения и передача настроения стихотворения с помощью декламации. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенны й период учебного времени. Индивидуальная Тематиче ский Энциклопед ический словарь.
стели» и энцикл опедич ескому словар ю. 12 Первичные представле ния о рассказе как литературн ом жанре. Персонажи рассказа и главный герой. Л.Толстой «Косточка» . 1 Ознакомл ение с новым материал ом О творч естве Л. Н. Толст ого; о честн ости и поряд очнос ти. Понима ть основн ую идею произве дения; бегло читать; переска зывать прочит анное. Осознанная восприятие и оценка содержание текста, его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в обсуждении прослушанного \ прочитанного произведения. Обсуждение главной мысли Овладение навыками осознанного, правильного и выразительно го чтения. Фронтально- индивидуальная работа Текущий Портрет Л. Толстого.
произведения. 13 Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминац ия, развязка. Автор и его герой. Г.Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е.Чарушин «Томка испугался» 1 Ознакомл ение с новым материал ом О творче стве Е.Чару шина, Г.Осте р; поняти е «расск аз». Понима ть, как относит ся автор к своему герою, на материа ле произве дений «Томка испугал ся», «Серед ина сосиски », «Хоро шо спрятан ная котлета ». Использование простейших приемов анализа текстов. Выделение в тексте частей: завязка, кульминации, развязки. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведений. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Знакомство с произведениями Е. Чарушина, Г. Остера, особенностями этих произведений. Первичное представлени е о характере героя литературног о произведения. Представлени е о путях и способах поиска информации. Индивидуальная Текущий Портрет Чарушина Е. 14 Различени е фольклора 1 Системат изация знаний. О народ ном Читать прибаут ки, Овладение навыками осознанного, Первичное представлени е о мыслях Фронтально- индивидуальная работа Тематиче ский Призентаци я
и авторской литератур ы. Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского выражения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Прибаутка. Побасенка. Н.Ламм «Червяк», Н.Рубцов «Воробей» М.Горький «Воробьи шко» фоль клоре . побасе нки. правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текста. Анализ языковых средств и построения произведения для отражения особенностей героя, отношение автора к герою. фольклорных формах: прибаутке, побасенке. 15 Художеств енное описаниеС редства выражения авторского отношения к описываем у. 1 Ознакомл ение с новым материал ом О творч естве Ю. Ковал я, В.Лун ина, И.Пив оваро Наблюд ать за окружа ющим миром, чувство вать его и понима ть; Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и Ориентирова ние в структуре рассказа (по абзацам). Создание иллюстрации к тексту. Фронтально- индивидуальная работа Текущий Иллюстраци я
Ю.Коваль «Воробьин ое озеро», В.Лунин «Стеклыш ко», И.Пивовар ова «Секретик и». ва. вырази тельно и бегло читать; переска зывать. выразительного чтения. Участие в обсуждении прослушанного \ прочитанного произведения. 16 Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. А.Барто «Я одна ничья сестра…», В.Орлов «Кто кого обидел первый?..» , В.Берестов «Гляжу с высоты…» , Л.Фадеева «Мне 1 Системат изация знаний. О творч естве А.Бар то, В.Орл ова, В.Бер естова , Л.Фад еева. Чувств овать и понима ть, как автор относит ся к своему герою, какие средств а описан ия он примен яет для показа его характе ра. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств для выражения отношения автора к герою. Ориентирование в учебнике, его Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенны й период учебного времени. Фронтально- индивидуальная работа Тематиче ский Портрет А. Барто.
понравило сь стоять». содержании. 17 Поэзия как особый взгляд на мир. Поэтическ ие тайны: шуточноя и взрослая. И. Пивоваров «Тайна» Л. Друскин «Беру я вещи в руку осторожно …». 1 Ознакомл ение с новым материал ом. О творч естве Пиво варов ой, Друс кина. Понима ть, какой смысл вклады вает поэт в свое произве дение на пример ах шуточн ого стихотв орения «Тайна » и взросло го отноше ния в стихотв орении «Беру я вещи в руки осторо жно»; бегло и вырази тельно Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; преодолению препятствий; сотрудничать с учителем и одноклассникам и. Выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество. Знать о творчестве поэтов и писателей; литературные понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное; Проявление любознатель ности, интереса к изучаемому материалу, пробуждение интереса к родному слову; стремление совершенств овать свою речь. Индивидуальная Текущий
читать. выдвигать гипотезу и ее обосновывать; формулировать проблемы и самостоятельно искать способы решения (творческие проблемы). 18 Поэзия как особый взгляд на мир. Выявление характера героя рассказа. В. Драгунски й «Друг детства». Системат изация знаний. О творч естве Драгу нског о. Вырази тельно, плавно, осознан но читать; понима ть характе р героя; сострад ать. Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характеристика, характеристика героя рассказа. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в обсуждении Коллективное обсуждение главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительно го чтения. Фронтально- индивидуальная работа Тематиче ский Иллюстраци и
прослушанного \ прочитанного произведения. 19 Определен ие эмоционал ьного настроя стихотворе ния. Поэтическ ие сюрпризы. М. Яснов «Горести- печалести ». А. Барто «Вот так защитник» , «Мишка», «Думают ли звери», Б. Заходер «Я на все махнув рукой…», Е. Серова «Надо к пятнице Егорке…». 1 Ознакомл ение с новым материал ом. О творч естве М. Яснов а, А. Барто, Б. Заход ера, Е. Серов ой. Вырази тельно, плавно, осознан но читать; понима ть характе р прочит анного. Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характеристика, характеристика героя стихотворения, различение позиции автора и позиции героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в обсуждении прослушанного \ прочитанного произведения. Расширение представлений Углубление представлени й о понятиях: «характер героя», литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм», «смысл названия». Представлени я об особенностях поэтического текста. Фронтально- индивидуальная работа Текущий
или знакомство с произведениями А. Барто, их особенностями. 20 Признаки художеств енного текста. Олицетвор ение как художеств енный прием. В.Инбер «Оттепель, оттепель… », Н.Орлова «Дерево- жираф», Л.Друскин «Там ива опираясь на костыль… » 1 Ознакомл ение с новым материал ом. О творч естве Н.Орл овой, В.Инб ера, Л.Дру скина. Рассказ ать, каким видят окружа ющий мир поэты; вырази тельно читать. Осознанное восприятие и оценка содержание текста, его характера, характера героя стихотворения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении прослушанного \ прочитанного произведения. Углубление представлений о понятиях: «характер героя», литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм». Представлени я об особенностях поэтического текста. Первичное представлени е об олицетворени и (без использовани я ритма) Фронтально- индивидуальная работа Текущий Иллюстраци и
21 Прием олицетвор ения в сказках. Дж. Родари «Приключ ения Чиполино », загадки. 1 Системат изация знаний. О творч естве Джан ни Родар и, об олице творе нии в сказке . Читать и переска зывать прочит анное. Осознанное восприятие и оценка содержание текста, его характера, характера героя стихотворения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении прослушанного \ прочитанного произведения. Углубление представлений об олицетворении использование этого приема в сказке и в своем творчестве. Использовани е приема олицетворени я и сравнения в загадках. Индивидуальная Тематиче ский Портрет Дж. Родари. 22 Прием олицетвор ения в авторской поэзии. А. Пушкин «Унылая пора…», К. 1 Системат изация знаний. О творч естве А. С. Пушк ина, К. Баль монта Видеть прекрас ное глазами поэтов; нарисо вать осень и состави Осознанное восприятие и оценка содержание текста, его характера. Овладение навыками осознанного, Представлени е об особенностях поэтического текста. Представлени е об олицетворени и. Фронтально- индивидуальная работа Тематиче ский Иллюстраци и, портрет Пушкина А.С.
Бальмонт «Осень». ; о призн аках осени . ть рассказ по своему рисунку . правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении прослушанного \ прочитанного произведения. Углубление представлений о понятиях «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм». 23 Прием сравнения в загадках. Загадки Е. Серова «Если мы растем на ели…», Р. Сеф «На свете все на все похоже…» . 1 Системат изация знаний. Прие мы сравн ения. Понима ть смысл загадки по описан ию предме та. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержание текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения фольклорного произведения Представлени я о загадке, использовани е приема сравнения в них. Фронтально- индивидуальная работа Тематиче ский
для отражения особенностей героя (внешний вид, движений, назначения). 24 Характер литературн ого героя. Проверь себя. Трудности существова ния. В. Понова «Сережа» (отрывки) 1 Системат изация знаний. О творч естве Веры Панов ой. Давать характе ристик у литерат урному герою на пример е произве дения «Сереж а»; бегло читать и переска зывать прочит анное. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержание текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Различение приема сравнения в прозаическом произведении. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенны й период учебного времени. Фронтально- индивидуальная работа Тематиче ский 25 Сказки народные и авторские. Русские народные сказки, законы сказок. Л. 1 Ознакомл ение с новым материал ом. Понят ие «лите ратур ная сказка ». Воспри нимать и любить сказки; переска зать любим ую Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественног Представлени е о русской народной сказке. Индивидуальная Текущий Сборник сказок.
Друскин «Какие незнакомы е предметы! », М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасны й…» сказку. о (сказачного) текста. Выявление этих особенностей (особая интонация сказывания, сказочные числа, особенности героев к композиции). Коллективное обсуждение, обобщение читательского опыта. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. 26 Сказки о животных. Русская народная сказка. «Лисичка- сестричка и Волк», «Кот и 1 Системат изация знаний. Сказк и о живот ных. Показат ь, какими человеч ескими качеств ами наделя ют Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественног Овладение навыками осознанного, правильного и выразительно го чтения. Выделение типов книг: Фронтальная Тематиче ский Иллюстраци и
Лиса». животн ых в сказках . о (сказочного) текста (пересказывание сказки с опорой на картинный план и подписи). Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов, представленных в учебнике: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. книга- сборник, книга- произведение. 27 Сказки о животных. Обобщени е читательск ого опыта. Возможен выход в библиотек у или работа с выставкой книг. 1 Контроль знаний. Сказк и о живот ных. Показат ь, какими человеч ескими качеств ами наделя ют животн ых в сказках . Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественног о (сказочного) текста. Презентация одноклассникам любимой Выделение типов книг: книга- сборник, книга- произведение. Умение выбирать книгу заданной тематики с опорой на название, иллюстрации. Фронтально- индивидуальная работа Тематиче ский. Иллюстраци и
фольклорной сказки. Различение фольклорной и авторской сказки. Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере читательского опыта: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. 28 Особеннос ти народных текстов в сравнении с авторским и. Потешка и авторское стихотворе ние. Звукопись в авторском 1 Ознакомл ение с новым материал ом. О творч естве Э.Усп енског о. Проявл ять читател ьские навыки, работат ь с книгой. Расширение представление или знакомство с фольклорными произведениями для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о звукописи в Расширение представлени й или знакомство с авторскими произведения ми для детского чтения. Фронтально- индивидуальная работа Текущий Презентация
стихотворе нии. Скорогово рка. Пословици Сказочная область на карте Литератур ы. Повести Э.Успенск ого.Отрыв ок из сказки Э Успенског о «Про Веру и Анфису». авторских и фольклорных произведениях. Восприятие чтения: понимание содержания, определение особенностей поведения и описание героев автором. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. 29 Поэтическ ие приемы в стихотворе нии. И. Бунин «Листопад ». 1 Ознакомл ение с новым материал ом. О творч естве Бунин а; понят ие «эпит ет». Вырази тельно читать стихи. Осознанное восприятие и оценка содержание текста, его характера, особенностей. Участие в обсуждении прослушанного \ прочитанного произведения. Углубление представлений о понятиях: «литература», «поэзия», Представлени е об использовани и цвета в сказке и авторском произведении . Фронтально- индивидуальная работа Текущий Портрет И. Бунина.
«автор», «ритм», «особенности поэтического текста». 30 Законы волшебной сказки. Русская народная сказка «Гуси- лебеди». 1 Ознакомл ение с новым материал ом. О том, как отлич ить волше бную сказку от други х видов сказок ; показа ть, какие свои мечты вопло щал народ в сказка х и какие из них сбыва лись Сочини ть и рассказ ать свою волшеб ную сказку. Осознанное восприятие и оценка содержание текста, его характера, особенностей (традиционный сюжет волшебной сказки, где дети остаются одни и попадают в лес; традиционная композиция – троекратный повтор, испытания героя; наличие волшебных помощников). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении прослушанного \ прочитанного произведения. Представлени е о вариативност и народных сказок в связи с особенностям и ее бытования; об устном народном творчестве. Фронтально- индивидуальная работа Текущий Иллюстраци и
31 Народные и авторские сказки. Сказки разных народов. «Красная Шапочка» в пересказе Ш. Перро. 1 Системат изация знаний. О том, что есть авторс кие сказки . Переск азать прочит анное. Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста. Углубление представлений об этих особенностях; выявление сходства сказок народов мира; их построения по единым законам. Расширение представлений или знакомство со знаками народов мира, сказками народов России. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, Представлени е об отличительны х особенностях сказок в сравнении с авторскими произведения ми. Фронтально- индивидуальная работа Тематиче ский
структуру, язык. 32 Сравнение авторского и народного текстов. Авторские стихотворе ние и частушка. Проверь себя. С. Михалков «Прививка »,частушк и 1 Системат изация знаний. О творч естве Миха лкова . Понима ть, какую эмоцио нальну ю окраску несет в себе поэтич еское произве дение. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержание текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Расширение представлений или знакомство со стихотворениям и С. Михалкова. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенны й период учебного времени. Фронтально- индивидуальная работа Тематиче ский Портрет С. Михалкова. 33 Характер героя в поэзии и в фольклоре. В. Берестов «Заяц- барабанщи к», Н.Ламм «Зайчья любовь». Автор – 1 Ознакомл ение с новым материал ом. О творч естве Нико лая Ламм а. Показат ь на пример е содерж ания произве дений Бересто ва «Заяц- барабан щик» и Осознанное восприятие и оценка содержание текста, его характеристика, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие Сопоставлени е авторского текста с фольклорным и произведения ми: «сказочный сюжет» в рассказе Е. Чарушена, «Язык сказки» в Фронтальная Текущий
герой – читатель. Е. Чарушин «Волчишк о», К. Ушинский «Лиса Патрикеев на». Ламма «Заячья любовь », как правил ьно охаракт еризова ть персона жа, выявит ь качеств а характе ра, присущ ие только ему. в обсуждении прослушанного \ прочитанного произведения. Углубление представлений о понятиях: «фольклорное произведение», «авторское произведение», « характер литературного героя». рассказе К. Ушинского. 34 Различени е художеств енного (сказочног о) и научного текста. Научно- популярна я литература . К. Ушинский 1 Системат изация знаний. О худож ествен ных (сказо чных) и научн ых текста х. Различа ть художе ственн ые (сказоч ные) и научны е тексты. Осознанное восприятие и оценка содержание текста, его характеристика, особенностей. Участие в обсуждении прослушанного \ прочитанного произведения. Овладение навыками Углубление представлени й о приемах сравнения, олицетворени и, звукозаписи. Представлени е о научно- популярной литературе. Фронтально- индивидуальная работа Тематиче ский
« Утренние лучи», С. Пшеничны х « Рассветает », «Прощени е», Дж. Родари «Откуда берутся день и ночь», В. Берестов «Ботаника », Н.Ломм «Зеленый репейник с собою возьму…» осознанного, правильного и выразительного чтения. Сопоставление художественног о (сказочного) и научного текстов. Представление о поэтических сравнениях в прозаическом тексте. 35 Поэзия в рассказе и стихотворе ниях. М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчински й «Непослу шный одуваньчи к», А. Пушкин 1 Ознакомл ение с новым материал ом. О творч естве М. Приш вина, В. Торчи нского , А. Пушк ина, А. Толст Видеть прекрас ное в природ е, бережн о к ней относит ься; переска зать прочит анное. Осознанное восприятие и оценка содержание текста, его характеристика, особенностей. Участие в обсуждении прослушанного \ прочитанного произведения. Овладение навыками Подбор рифм и эпитетов. Расширение читательского опыта. Фронтальная Текущий Иллюстраци и
«Цветок», А. Толстой «Колоколь чики мои…». ого. осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ используемых автором слов (по-научному точных или поэтически красивых) 36 Ненаучное объяснени е явлений. Ложь и фантазия. В. Берестов «Весенняя сказка» С. Пшеничны х «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л. Толстого 1 Ознакомл ение с новым материал ом. О произ веден ия В. Берес това, С. Пшен ичных , П. Неруд а. Отлича ть ложь от фантаз ии; показат ь нравств енные последс твия лжи. Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. «художественны й текст», «научный текст», «олицетворение ». героев, умение Подбор заголовка к рассказу. Фронтально- индивидуальная работа Текущий 37 Характер героя в юмористич еском Осознанное восприятие и оценка содержания Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) Фронтально- индивидуальная работа Портрет В. Драгунского
рассказе в стихотворе нии. В. Драгунской «Тайное всегда становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…». текста, его характера, характера героя. Обсуждение главной мысли произведения. Осознания юмористическог о характера рассказа. прослушанно го \прочитанног о произведения. 38 Фантазия в авторском произведе нии. Н. Носов «Затейник и» Н. Друк «Сказка» Осознание сущности поведения героев, особенностей характера и мира чувств, умение самостоятельно делать выводы. Осознание юмористическог о характера рассказа. Участие в обсуждении прослушанного \ прочитанного произведения. Расширение представлени й или знакомство с произведения ми Н. Носова. Фронтально- индивидуальная работа Портрет Н. Носова. 39 Изобразит ельные возможнос ти 1 Осознанное восприятие и оценка содержания Овладение навыками осознанного, правильного Фронтально- индивидуальная работа
поэтическ ого произведе ния. Ю. Мориц «Это – да! Это – нет», Н. Рыленков «Все богатства русского пейзажа… ». текста, его характера. Участие в обсуждении прослушанного \ прочитанного произведения. Выявление в стихотворении приемов, характерных для фольклорных произведений: кумулятивная цепочка сказки, перевертыши, небылицы, гиперболы, парная рифма. и выразительно го чтения. Расширение представлени й или знакомство с произведения ми Ю. Мориц. 40 Проверь себя. Что читать летом. 1 Контроль знаний. Рефлексия, оценка знаний, полученных за весь период учебного времени. Расширение представлени й или знакомство с литературой, рекомендуемо й для чтения летом. Фронтальная Тематиче ский. 41- 52 Резервные


В раздел образования