Напоминание

"Письменная речь: личное письмо и эссе"


Автор: Васильева Маргарита Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Антоновская средняя общеобразовательная школа им.Н.Н.Чусовского"
Населённый пункт: Нюрбинского района
Наименование материала: Авторская программа
Тема: "Письменная речь: личное письмо и эссе"
Раздел: полное образование





Назад




Программа по курсу: «Письменная речь: личное письмо и эссе»

Учитель

английского

языка

МБОУ

«Антоновская

СОШ

им.

Н.Н.Чусовского»

Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) Васильева М.Н.

Содержание:

1. Введение:

- Письмо как цель и средство обучения

2. Основная часть:

-Упражнения и задания по формированию навыков записи.

-Критерии оценивания разделов С1, С2.

-Преодоление трудностей по разделу "Письмо" .

-Рекомендации учащимся по заданию С2.

3. Заключение

4.Использованная литература

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для учащихся 9 – 11 классов общеобразовательной

школы,

желающих

овладеть

основами

письменного

общения

на

английском

языке.

Обучение письменной речи предполагает овладение принципами построения письменного

высказывания, выработку умений и навыков свободно и правильно выражать мысли в

письменной форме. Умение вести деловую переписку на английском языке, составлять

резюме, отправлять электронные сообщение повышает конкурентоспособность человека в

современном мире.

Цель:

Подготовка

выпускников

к

ЕГЭ,

развитие

практических

навыков

использования английского языка для общения и в качестве инструмента для получения

новых знаний для дальнейшей жизни.

Задачи:

-сформировать

определенные

навыки

и

умения,

необходимые

для

успешного

выполнения экзаменационных заданий;

-научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной

деятельности;

-ознакомить учащихся с экзаменационным форматом.

-приучать учащихся внимательно читать инструкции к выполнению заданий и

извлекать из них максимум информации.

Курс дает возможность:

- проверить свои знания на практике;

- пройти экзаменационные тесты в условиях, приближенных к реальным;

- психологически подготовиться к ЕГЭ по английскому языку.

I. Письмо как цель и средство обучения

Следует

иметь

в

виду,

что

когда

мы

говорим

о

письме

как

самостоятельном

виде

деятельности, то речь идет о письменной речи.

Цель обучения письму – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты,

которые человек умеет писать на родном языке, что является выражением мыслей в

графической форме.

Какие же тексты может писать человек на родном языке, а значит, что в идеале должно

быть

конечной

целью

обучения

письму

на

иностранном

языке?

Это

может

быть:Заполнение анкет; написание различного вида писем и ответов на них, включая как

личные, так и официальные; составление автобиографии, резюме; написание заявлений;

написание

рецензий;

написание

докладов;

написание

сочинений,

эссе;

написание

поздравительных открыток; написание записок и т.д.

В

данных

типах

текстов

особое

внимание

уделяется

содержанию

сообщения

и

его

структурной организации. Здесь автор должен помнить о назначении данного письменного

текста, учитывать характер аудитории и соответственно выбирать языковые средства. Но

практически те же требования предъявляются и к устной речи, а точнее, к монологической

форме общения, поскольку именно монолог наиболее близок по сути к письменной речи.

Монолог

должен

быть

целенаправленным,

логичным,

законченным,

непрерывным,

самостоятельным. Структурное оформление текста и выбор языковых средств должны

соответствовать его задаче. Письмо может использоваться и для решения более частных

задач чисто учебного значения. При обучении лексике, грамматике, фонетике невозможно

обойтись без записей слов, списывания структур, правил и т.д.

II.

При оформлении навыков аудирования и чтения, письмо используется для фиксирования

ключевой информации, заполнения пропусков, подготовки к

восприятию информации.

Выполнение многих заданий по формированию чисто речевых навыков устной речи также

невозможно без использования навыков письма. При этом письмо является не целью, а

лишь средством обучения.

На различных этапах содержание обучению письму будет различным, однако надо быть

последовательным в обучении и идти путем от простого к сложному, именно поэтому на

начальном и среднем этапах обучения формирование письменной речи не рассматривается

в

качестве

цели

обучения.

Письмо

как

самостоятельный

вид

речевой

деятельности

используют

на

старшем,

завершающем

этапе.

Но

путь

письменной

речи

довольно

длителен и не простой.

Обучение различным формам записи является промежуточным, подготовительным этапом

перед обучением письменной речи как таковой. Именно на этом этапе письмо может

выступать

и

средством,

и

целью

обучения

одновременно.

Ученик

сразу

не

сможет

подготовить доклад, сообщение на тему, не сможет выделить ключевую информацию,

делать

выписки,

составлять

план

или

тезисы,

сокращать

текст

или

расширять

его,

логически

связывать

и

грамотно

оформлять

мысли.

А

ведь

эти

мелочи

могут

стать

основательным, а иногда непреодолимым барьером в выполнении творческих письменных

заданий.

Нужно

делать

это

последовательно,

на

стадии

записи

идей,

ключевых

предложений и т.д. Эти упражнения носят многофункциональный характер и с успехом

могут решать несколько взаимосвязанных задач обучения и языку и речи.

Упражнения и задания по формированию навыков записи.

Для

формирования

навыков

письменной

речи

должна

проводиться

последовательная

работа по обучению письму на разных этапах обучения.

1.

Списывание с дополнительным заданием.

Это могут быть различные упражнения лексического или грамматического характера, где

учащиеся списывают

текст раскрывая скобки, вставляя пропущенные слова, заменяя

выделенные слова на синонимы, ведение собственных словарей. Все эти упражнения мы

делаем на каждом уроке, или учащиеся делают дома.

2.

Выписывание из текста или запись при прослушивании:Ключевых слов; ответов на

вопросы;

примеров

на

употребление

конкретных

форм;

примеров

на

употребление

конкретных грамматических структур; упражнения на трансформации; перестроить фразу;

заменить слово или словосочетание.

Все это способствует развитию речевых навыков, упражнения на грамматические,

лексические,

синтаксические

трансформации

шлифуют

различные

языковые

навыки,

формируют речевую подвижность и мобильность.

Нахождение в предложениях и текстах ошибок, связанных с нарушением лексических,

грамматических,

стилистических

норм

употребления.

Учащиеся

не

всегда

обращают

внимание

на

отличие

письменной

речи

от

устной,

недостаточно

учитывают

степень

формальности общения.

4.

Упражнения на логическое развитие замысла.

Сюда

могут

входить

задания

на:Завершение

предложений;

Составление

вопросов

к

имеющимся ответам и наоборот; Соединение разрозненных частей предложений/текста в

логическом

порядке;

Предвосхищение

окончание

текста,

который

был

прочитан

или

прослушан лишь частично.

5.

Упражнения на сжатие текста (выделять ключевую мысль, составить план текста,

сформулировать его основную идею, тему)

6.

Упражнения на расширение текста, которое может идти по линии добавления:

Прилагательных,

глаголов,

придаточных

предложений,

абзацев,

собственных

комментариев и т.д.

7.

Составление плана-конспекта/графической схемы-опоры ответа

Критерии оценивания ответов учащихся.

Точность выполнения задания:

-Письменный

текст

полностью

должен

соответствовать

заданной

теме

и

ситуации

общения.

-Основная мысль должна быть четко обозначена и полностью раскрыта.

-Правильное использование грамматических структур и лексических единиц.

-Использование вводных фраз, союзов, языковое клише.

-Соблюдение официальности письма.

-Форма презентации текста должна соответствовать графическим нормам.

-Умение оформлять письменный текст, использовать красную строку, деление текста на

параграфы.

-Аккуратно оформить текст

Критерии оценивания разделов ЕГЭ-С1, С2

Одним

из

разделов

ЕГЭ

является

раздел

"Письмо".

Он

состоит

из

двух

заданий

и

представляет собой небольшую письменную работу (написание личного письма и эссе -

письменного высказывания с элементами рассуждения).

Работа по подготовке к ЕГЭ к разделу "Письмо" трудоемкое и непростое дело.

Выполнение задания С1оценивается по критериям:

1. Содержание 2. Организация текста

Задание С2 оценивается по пяти критериям:

1. Содержание2. Организация текста3. Лексика4. Грамматика5. Орфография и пунктуация

Критерий "Орфография и пунктуация" оценивается в 2 балла. При получении

экзаменуемым 0 баллов по критерию "Содержание" все задание оценивается в 0 баллов.

При оценивании заданий раздела "Письмо" (С1 - С2) следует учитывать объем

письменного

текста,

выраженный

в

количестве

слов.

Требуемый

объем

для

личного

письма С1 - 100-140 слов; для развернутого письменного высказывания С2-200-250 слов.

Допустимое отклонение

от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном

задании С1 менее 90 слов или в задании С2 менее 180 слов, то задание проверке не

подлежит и оценивается в 0 баллов. А при превышении объема более чем на 10% , т.е.

если в выполненном задании С1 более 154 слов или в задании С2 более 275 слов, проверке

подлежит

только

та

часть

работы,

которая

соответствует

требуемому

объему.

Таким

образом, при проверке задания С1 отсчитываются от начала работы 140 слов, задание С2 -

250 слов и оценивается только эта часть работы.

При определении соответствия объема представленной работы вышеуказанным

требованиям

считаются

все

слова,

начиная

с

первого

слова

по

последнее,

включая

вспомогательные глаголы, предлоги, артикли и частицы. В личном письме адрес, дата,

подпись также подлежат подсчету. При этом:

стяжательные (краткие) формы can't, didn't, isn't; I'm

и т.д. считаются как одно

слово;

числительные, выраженные цифрами 1; 25; 2009; 126204 также считаются как одно

слово;

числительные выраженные словами, считаются как слова;

сложные

слова,

такие

как

good-looking;

well-bred;

English-speaking;

twenty-five

считаются как одно слово;

сокращения, например, USA, e-mail, TV считаются как одно слово

III. Одним из разделов ЕГЭ является письменная речь: написание личного письма и

письменного высказывания с элементами рассуждения.

Для обучения письму требуется долгое время, с начала обучения иностранному языку, т.е.

с начальных классов, хотя формирование письменной речи не рассматривается в качестве

цели

обучения

на

начальном

этапе.

Для

формирования

навыков

письма

требуется

последовательная работа по формированию письменной речи на различных этапах. При

аудировании, чтении идет параллельная работа приобретения навыков письма в виде

различных

упражнений:

раскрытие

скобки,

замена

выделенных

слов

синонимами,

выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании текста, ответы на

вопросы, употребление конкретных форм, грамматических структур и т.д.

Для выполнения задания ЕГЭ: написания письма и эссе требуется учить следовать

требуемым критериям.

Преодолению трудностей по разделу «Письмо»:

1.При выполнении задания С1 (личное письмо) нужно обращать внимание на прочтение

инструкций и текста-стимула. Учащиеся должны выделять главные вопросы, которые

следует раскрыть в работе.

2.Определить стиль (официальный, неофициальный), в зависимости от адресата и вида

заданий.

3.Необходимо

строить

письменное

высказывание

в

соответствии

с

коммуникативным

заданием и с планом, данным в задании.

4.Вступление и заключение не должно быть больше по объему, чем основная часть.

5.Текст необходимо делить на абзацы.

6.Следует соблюдать объем задания.

7.Знакомить учащихся с разными видами заданий по письму, с тем. Чтобы сформировать у

учащихся представление об особенностях каждого вида.

Образец разбора эссе по плану, рекомендуемому в части "С"

Возьмем для примера задание по написании развернутого письменного высказывания -

С2:

Some people believe that modern teenagers are really awful. However most teenagers think that

they are criticized for no reason. What’s your opinion? Do you agree that teens are really so bad?

Write 200-250 words.

Use the following plan:

-

Make an introduction/state the problem

-

Express your personal opinion and give reasons for it

-

Give the argument for the opposite point of view and explain why you don’t agree with it

-

Make a conclusion

Step I. Introduction

Try to paraphrase the topic statement, using synonyms and different grammatical

structures. Remember that the purpose of the introduction is to attract the reader’s attention and

to give background information on the topic. Remember to express your opinion in the

introduction.

Think about the beginning for your introduction:According to…It is often said that…It is often

argued that…Nowadays we are becoming aware of the fact that…These days it seems that…

Recently we have all become concerned that…There is no doubt that…

Example of introduction:

According to the older generation, teenagers are lazy, they wear ridiculous clothes and they are

rude to the elders. However are they really much worse than they used to be a hundred years

ago? It seems to me quite the opposite of the truth.

Step II. The body of the essay

1.

Think

about language /examples of phrases which are often used to give personal

opinions.

I believe that…

Personally, I feel that…

It seems to me that…

I would argue that…

I feel strongly that…

I am greatly in favor of /against…

I am completely opposed to…

2.

Think about style

In essays, it is important to use neutral style and avoid overgeneralisations

3.

Think about vocabulary

Adjectives

that

describe

teenagers:

cruel,

aggressive,

disobedient,

rebellious,

contrastive,

hardworking, helpful, caring

Word combinations and expressions: take drugs and alcohol; get involved in

fights; become successful; have part-time jobs; achieve great things; listen to awful music.

4.

Think of two or three arguments to support your opinion

Teenagers are purposeful and highly motivated

They achieve great things in sports

They do household chores to help their parents

5.

Think of two or three arguments opponents could use and your counterarguments

Teenagers are often criticized for having bad habits like taking drugs and alcohol – the

argument

They are aware of the consequences of such bad habits, very few of them get addicted to drugs

and alcohol – the counterargument

They are cruel, aggressive and disobedient – the argument

Not everyone gets involved in fights or tends to commit a crime – the counterargument

6.

Think about linking words to introduce arguments

Firstly, secondly…Moreover…Furthermore…Furthermore…In addition…Besides…

7.

Think of transition between paragraphs as the links of a chain

However, аnyway, nevertheless

Example of the body of the essay

Personally, I am convinced that teenagers are misjudged. To begin with, most of them are

purposeful and highly-motivated. The great majority of school-leavers today enter universities

and institutes. They also achieve great things in sports and seem to be more ambitious than they

used to be in the past. Besides, many teens do household chores as their parents are busy

following their career paths and no longer have the energy to fulfill their duties.

However, teens are often criticized for having bad habits like taking drugs and alcohol. In my

opinion most teens are aware of the consequences of such habits and very few of them get

addicted

to

drugs

and

alcohol.

Some

people

claim

that

teens

are

cruel,

aggressive

and

disobedient, I feel strongly that it is not fair as not everyone gets involved in fights or tends to

commit a crime.

Step III. Conclusion.

Think of a language:To sum up…In conclusion…To conclude…

Examples of the conclusion

To sum up, I believe that teens are not as bad as they are thought to be. The main reason for such

unfair attitudes to teens is misunderstanding between adults and young people. Very often adults

disapprove of their fashion, music and habits. Of course, not all teens are ideal, but they are not

worse than their parents.

Использованная литература:

1.

Учебно-методический журнал «Английский язык в школе»№1.2010г.

2.

Е.Н.Соловова,

В.Г.Апальков

«Развитие

и

контроль

коммуникативных

умений:

традиции и перспективы» «Первое сентября» 2010г.

3.

Журнал «Иностранные языки в школе» №5 2010г.

4.

Эрик Келлер, Сильвия Т.Уорнер. Разговорное клише в английском языке. 2001.

Изд.Титул.

5.

Е.С.Музланова.

Английский

язык.

120

учебно-тренировочных

заданий

для

подготовки к ЕГЭ "Письмо" . Изд. Астрель 2010



В раздел образования