Напоминание

"Мнемотехника - искусство запоминания"


Автор: Шапоренко Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР детский сад №12"
Населённый пункт: город Фокино, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Мнемотехника - искусство запоминания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«ЦРР - детский сад №12»

Консультация для педагогов

«Мнемотехника - искусство запоминания»

Выполнила: воспитатель I квалификационной категории

Шапоренко Елена Евгеньевна

г. Фокино 2017г.

«Использование

мнемотехники

в

работе

с

детьми

дошкольного

возраста»

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника

запоминания.

Они

происходят

от

греческого

«mnemonikon»

по

имени

древнегреческой

богини

памяти

Мнемозины

матери

девяти

муз

и

обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал

Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

В современном энциклопедическом словаре мы можем найти следующие

определения мнемотехники:

МНЕМОНИКА

искусство

запоминания.

Совокупность

приемов

и

способов,

которые

облегчают

запоминание

и

увеличивают

объем

памяти

путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов. Она обеспечивает

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника

использует

естественные

механизмы

памяти

мозга

и

позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и

припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В

настоящее

время

воспитатели

всё

чаще

сталкиваются

с

такими

проблемами в развитии детей, как:

• маленький словарный запас

• неумение согласовывать слова в предложении

• нарушение звукопроизношения

• плохое развитие связной речи

• несформированность психических процессов

• несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы

им было легко и интересно.

Мнемотехника

упрощает

для

детей

процесс

непо средственно-

образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме,

без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников заключается в том, что как

раз

в

этом

возрасте

у

детей

преобладает

наглядно-образная

память.

Запоминание

носит

в

основном

непроизвольный

характер:

дети

лучше

запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному

опыту.

Приёмы

мнемотехники

облегчают

процесс

запоминания

у

детей

и

увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

• зрительную и слуховую память

• зрительное и слуховое внимание

• воображение

• восприятие

• развивает кругозор

• развивает все стороны речи

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед

собой следующие задачи:

1.

Способствовать

развитию

основных

психических

процессов:

памяти,

внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в

образы и наоборот образы в абстрактные символы.

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам,

слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4.

Способствовать

развитию

связной

речи,

расширению

и

обогащению

словарного запаса детей.

5.

Способствовать

формированию

целостного

восприятия

окружающего

мира;

Содействовать

развитию

интереса,

мотивации

к

изучению

нового,

неизвестного

в

окружающем

мире.

Принимать

активное

участие

в

образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим

составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8.

Спо собствовать

формированию

навыков

с от руд н и ч е с т в а ,

в за и мо п о н и ма н и я ,

д о б р оже л ат е л ь н о с т и ,

с а м о с т о я т е л ь н о с т и ,

инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные

задачи адекватно возрасту.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с

родителями детей.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к

сложному.

Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства

с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям

значение символов.

Ребятам

лучше

предлагать

картинки

понятные

для

их

восприятия.

Постепенно

заменять

их

схематичными,

контурными

изображениями

предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно

будет подключать их к работе над символами.

Например:

как

нарисовать

слово

«сильный»?

Дети

предлагают

разные

варианты

символических

изображений,

и

потом

мы

вместе

выбираем

наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову.

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

• «Подскажи словечко»,

• «Найди пару»

• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4

символов.

Например:

при

описании

предметов

детям

предлагаются

символы

для

обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём

хорошо использовать для работы с загадками.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и

воспроизводить

полученную

информацию.

Значительно

сокращает

время

обучения

и

значительно

облегчает

детям

поиск

и

запоминание

слов,

предложений

и

текстов.

Мнемотаблицы:

являются

дидактическим

материалом.

Они

могут

иметь

самый

широкий

круг

использования,

практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при пересказах художественной литературы

• при обучении составлению рассказов

• при отгадывании и загадывании загадок

• при обучении составу числа

• при воспитании культурно-гигиенических навыков

• при воспитании навыков самообслуживания

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Чтобы

мнемотаблица,

как

наглядно-практическое

средство

познания,

выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть

освоены с её помощью.

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий

с ней.

• соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её

воспроизвести, можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2.

развивающие

-

содержат

информацию,

позволяющую

развивать

определённые навыки и умения.

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней

изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы,

т.е. информация группируется.

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных

символов в образы.

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап

4:

Определение

логических

связок.

Мнемотаблицу

надо

составить

таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических

связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания).

Затем

мнемотаблица

убирается

и

дети

воспроизводят

её

графически

по

памяти.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные

возможности

для

творчества

и

в

образовательной

деятельности

и

в

совместной

деятельности

взрослого

и

ребёнка.

Даёт

возможность

детям

усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не

только для детей, но и для педагога.



В раздел образования