Автор: Шапоренко Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР детский сад №12"
Населённый пункт: город Фокино, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Мнемотехника - искусство запоминания"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«ЦРР - детский сад №12»
Консультация для педагогов
«Мнемотехника - искусство запоминания»
Выполнила: воспитатель I квалификационной категории
Шапоренко Елена Евгеньевна
г. Фокино 2017г.
«Использование
мнемотехники
в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста»
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника
запоминания.
Они
происходят
от
греческого
«mnemonikon»
по
имени
древнегреческой
богини
памяти
Мнемозины
–
матери
девяти
муз
и
обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал
Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
В современном энциклопедическом словаре мы можем найти следующие
определения мнемотехники:
МНЕМОНИКА
–
искусство
запоминания.
Совокупность
приемов
и
способов,
которые
облегчают
запоминание
и
увеличивают
объем
памяти
путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов. Она обеспечивает
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника
использует
естественные
механизмы
памяти
мозга
и
позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и
припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В
настоящее
время
воспитатели
всё
чаще
сталкиваются
с
такими
проблемами в развитии детей, как:
• маленький словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• плохое развитие связной речи
• несформированность психических процессов
• несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы
им было легко и интересно.
Мнемотехника
упрощает
для
детей
процесс
непо средственно-
образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме,
без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников заключается в том, что как
раз
в
этом
возрасте
у
детей
преобладает
наглядно-образная
память.
Запоминание
носит
в
основном
непроизвольный
характер:
дети
лучше
запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному
опыту.
Приёмы
мнемотехники
облегчают
процесс
запоминания
у
детей
и
увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
• восприятие
• развивает кругозор
• развивает все стороны речи
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед
собой следующие задачи:
1.
Способствовать
развитию
основных
психических
процессов:
памяти,
внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в
образы и наоборот образы в абстрактные символы.
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам,
слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4.
Способствовать
развитию
связной
речи,
расширению
и
обогащению
словарного запаса детей.
5.
Способствовать
формированию
целостного
восприятия
окружающего
мира;
Содействовать
развитию
интереса,
мотивации
к
изучению
нового,
неизвестного
в
окружающем
мире.
Принимать
активное
участие
в
образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим
составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8.
Спо собствовать
формированию
навыков
с от руд н и ч е с т в а ,
в за и мо п о н и ма н и я ,
д о б р оже л ат е л ь н о с т и ,
с а м о с т о я т е л ь н о с т и ,
инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные
задачи адекватно возрасту.
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с
родителями детей.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к
сложному.
Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства
с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям
значение символов.
Ребятам
лучше
предлагать
картинки
понятные
для
их
восприятия.
Постепенно
заменять
их
схематичными,
контурными
изображениями
предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно
будет подключать их к работе над символами.
Например:
как
нарисовать
слово
«сильный»?
Дети
предлагают
разные
варианты
символических
изображений,
и
потом
мы
вместе
выбираем
наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову.
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
• «Подскажи словечко»,
• «Найди пару»
• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4
символов.
Например:
при
описании
предметов
детям
предлагаются
символы
для
обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём
хорошо использовать для работы с загадками.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и
воспроизводить
полученную
информацию.
Значительно
сокращает
время
обучения
и
значительно
облегчает
детям
поиск
и
запоминание
слов,
предложений
и
текстов.
Мнемотаблицы:
являются
дидактическим
материалом.
Они
могут
иметь
самый
широкий
круг
использования,
практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы
мнемотаблица,
как
наглядно-практическое
средство
познания,
выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть
освоены с её помощью.
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий
с ней.
• соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её
воспроизвести, можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2.
развивающие
-
содержат
информацию,
позволяющую
развивать
определённые навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней
изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы,
т.е. информация группируется.
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных
символов в образы.
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап
4:
Определение
логических
связок.
Мнемотаблицу
надо
составить
таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических
связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания).
Затем
мнемотаблица
убирается
и
дети
воспроизводят
её
графически
по
памяти.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные
возможности
для
творчества
и
в
образовательной
деятельности
и
в
совместной
деятельности
взрослого
и
ребёнка.
Даёт
возможность
детям
усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не
только для детей, но и для педагога.