Напоминание

ФГОС ДОкак основной механизм повышения качества дошкольного образования


Автор: Челядинова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №34 Приморского р-на СПб
Населённый пункт: г Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ФГОС ДОкак основной механизм повышения качества дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФГОС

ДО

как

основной

механизм

повышения

качества

дошкольного образования

Челядинова ЕА

Ленинградская обл.

«Качество дошкольного образования – это качество жизни ребенка»,

- писал В.И. Слободчиков. Эта мысль сейчас актуальна, как никогда. На

современном этапе развития общества назрела необходимость введения

Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) не

только

в

начальную

и

среднюю

общеобразовательную

школу,

но

и

в

дошкольное образование.

Вопрос

о

качестве

дошкольного

образования

можно

назвать

дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего

времени.

Большинство

исследователей

и

практиков

рассматривают

качество

дошкольного

образования

на

уровне

житейского

понятия,

в

общеупотребимом

значении

как

полезность

и

добротность

объекта.

Однако для настоящего времени актуально появление новых требований к

данной категории. В психолого-педагогическом аспекте – это ориентация

не только на освоение детьми определенной системы знаний, но и на

комплексное

физическое,

эмоционально-личностное,

познавательное

и

художественно-эстетическое

развитие

воспитанников.

Таким

образом,

качество

дошкольного

образования

во

многом

определяет

развитие

будущих школьников как субъектов развития и образования.

В первую очередь, мы никогда не узнаем, насколько качественным

было дошкольное образование, не оценив его результаты. Кроме того,

качественное образование невозможно без педагога. Перед современными

педагогами ГДОУ в настоящее время стоит непростая задача, а именно,

построить свою работу так, чтобы она соответствовала образовательному

стандарту, с одной стороны, и обеспечивала сохранение самооцененности

периода детства, с другой.

Ключевую

роль

в

успешном

прохождении

ребенком

стадии

дошкольного детства в рамках ГДОУ играют соответствующие условия,

обеспечивающие ему гармоничное развитие и психолого-педагогическое

значение

предметно-развивающей

среды

для

условий

обеспечения

успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Одним

из

основных

приоритетов

современного

этапа

развития

российского

образования

является

повышение

качества

образования,

приведение его в соответствии с мировыми стандартами. В официальных

документах, определяющих развитие системы образования в Российской

Федерации,

отмечается

объективная

потребность

усиления

внимания

государства и общества к дошкольному образованию.

Проблема

качества

дошкольного

образования

существовала

в

педагогической

практике

всегда.

На

разных

этапах

развития

нашего

государства существовало свое понимание «качества», исходя из которого,

определялась

государственная

политика

в

области

дошкольного

образования.

Все

эти

попытки,

в

целом,

носили

эпизодический,

не

системный

характер:

в

большинстве

своем

«качество»

определялось

интуитивно, на личностном, житейской уровне.

Новые времена определили и новые требования к данной категории.

В

общегосударственном

плане

новое

качество

образования

это

его

соответствие

современным

жизненным

потребностям

страны.

В

педагогическом

плане

это

ориентация

образования

на

усвоение

воспитанниками не только определенной суммы знаний, но и на развитие

их личности, их познавательных и созидательных способностей.

Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то,

каким будет качество последующих уровней системы образования в

России. Поэтому поиск путей улучшения системы качества образования в

дошкольных образовательных учреждениях является социально-значимой

проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой [3].

Повышение качества дошкольного образования, создание равных

стартовых условий для детей, идущих в школу, требует создания системы

оценки качества, которая будет содержательно (то есть в соответствии с

современными

представлениями

о

психическом

развитии

ребёнка

дошкольного

возраста)

и

организационно

регулировать

процессы

обеспечения

и

повышения

качества

дошкольного

образования

через

процедуру оценки качества.

Для

определения

понятия

«качество

дошкольного

образования»

необходимо было первоначально определить сами понятия «качество»,

«образование», «качество образования».

В связи с этим, надо отметить тот факт, что взгляды на сущность

образования

за

последние

десятилетия

претерпели

существенные

изменения.

Так,

если

в

«Педагогической

энциклопедии»

(1966г.)

образование

определялось

как

«процесс

и

результат

усвоения

систематизированных

знаний,

умений

и

навыков»,

то

в

«Российской

педагогической

энциклопедии»

(1999г.)

образование

определяется

уже

«как

процесс

педагогически

организованной

социа лиз ации,

осуществляемой в интересах личности и общества». В свою очередь, под

социализацией

понимается

освоение

культуры

общества,

что

обеспечивает возможность для человека выступать в качестве субъекта

деятельности, выполняя различные социальные роли.

Таким

образом,

по

мнению

О.Е.

Лебедева

(2002г.),

образование

можно определить как специально организованный процесс развития у

обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих

социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на

основе освоения культуры общества.

Понятие «качество», в свою очередь, производно от слов «как»,

«какой», «обладающий какими свойствами». В практике обычно принято

использовать одну из двух трактовок понятия «качество» - философскую

или производственную.

При производственной трактовке выделяют два признака качества любой

продукции:

- наличие у нее определенных свойств;

- их ценность не с позиций производителя, а с позиций потребителя.

Системное

понимание

качества

отражает

определение,

данное

в

Большой

советской

энциклопедии:

«Качество

это

существенная

определенность предмета или процесса, выступающая в его свойствах и

характеризующая то, что данный предмет или процесс является в данных

условиях, в связи и взаимодействии с другими данными предметами и

процессами»

[1,

с.551].

Приведенное

определение

показывает,

что

качество – это сущность вещи, основа всех ее свойств, а «совокупность

свойств» проявляется при отношениях данной вещи с другими вещами.

Понятие «качество образования» буквально до последнего времени

считалось как в науке, так и в практике одним из самых дискуссионных.

Нет смысла приводить все мыслимые и немыслимые определения данного

понятия,

так

как

с

выходом

Закона

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

[3]

эта

неопределенная

ситуация

разрешилась.

Согласно

новому Закону под «качеством образования» понимается «комплексная

характеристика

образовательной

деятельности

и

подготовки

обучающегося,

выражающая

степень

их

соответствия

федеральным

государственным

образовательным

стандартам,

образовательным

стандартам,

федеральным

государственным

требованиям

и

(или)

потребностям физического или юридического лица, в интересах которого

осуществляется

образовательная

деятельность,

в

том

числе

степень

достижения планируемых результатов образовательной программы».

Таким образом, составляющими понятия «качество образования»

являются:

1.

соответствие стандарту

2.

соответствие ожиданиям социума

3.

соответствие личностным ожиданиям

Качество

дошкольного

образования,

таким

образом,

следует

рассматривать

как

обобщенную

меру

эффективности

деятельности

дошкольной организации, проявляющуюся в гарантировании ей такого

уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет

ожидания и запросы их потребителей (общество, дети и их родители) и

соответствует государственным нормативам.

Что же дошкольная образовательная организация может делать с

качеством образования:

1. Научиться

правильно

прогнозировать,

моделировать

те

качества

подготовки

выпускника,

которые

ДОУ

предполагает

получить

«на

выходе», то есть определить требуемое в будущем качество образования.

2. Обеспечивать,

поддерживать

достижение

требуемого

уровня

качества

образования, вовремя пресекая нежелательные отклонения от него.

3. Повышать качество образования, приводя его в соответствии с растущими

требованиями

внешних

заказчиков.

Повышение

качества

образования,

появление его новых свойств возможно только через развитие образования

(то есть через инновационный процесс).

4. Выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие

существующим стандартам.

В

ходе

подготовки

нового

Закона

«Об

образовании

в

РФ»

и

разработки

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

общего образования было достигнуто понимание, что под «стандартом»

понимается совокупность групп требований:

- к структуре основных образовательных программ;

- к условиям реализации основных образовательных программ;

- к результатам освоения основных образовательных программ.

В 2013 году в дошкольном образовании практически присутствовали

все три составляющих ФГОС, поэтому вполне уместно было говорить о

стандарте дошкольного образования, как о состоявшемся явлении.

Содержательная группа стандарта была определена в «Федеральных

государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образования» [4].

Ресурсная

группа

стандарта

определялась

в

«Федеральных

государственных

требованиях

к

условиям

реализации

основной

общеобразовательной программы дошкольного образования» [5].

Результаты

освоения

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного образования отдельным документом были не определены.

Но, в то же время, планируемые результаты освоения воспитанниками

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

нашли отражение в п.3.5. «Федеральных государственных требованиях к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования» [4].

Но идеологи реформ сочли, вероятно, правильным, чтобы отдельные

положения

Стандарта

были

не

разбросаны

в

разных

документах,

а

составляли одно единое целое.

Так родилась концепция ФГОС дошкольного образования, которая

выдержала

структуру

ФГОС

как

такового

и

внесла

ряд

изменений

в

основные компоненты дошкольного образования.

Как

итог,

с

1

января

2014

года

страна

работает

по

ФГОС

дошкольного

образования

[6].

Все

устоялось:

есть

законодательно

закрепленное

понятие

«качество

образования»,

есть

требования

Стандарта,

выполнение

которых

и

будет

характеризовать

качество.

Пройдет не так уж много времени, и во всех дошкольных организациях

появятся новые образовательные программы, вероятно, будут сделаны

существенные попытки создать требуемые условия. Все это будет, но

вопрос остается открытым – этим мы достигаем качества дошкольного

образования? Формально да, но опять-таки интуитивно мы понимаем, что

этого явно и далеко недостаточно.

По нашему мнению, разработанные нормативные основы качества

образования,

в

том

числе

и

федеральный

го сударственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования,

являются

неотъемлемой чертой функционально-ролевой основы менеджмента. Ведь

руководители

образовательных

организаций

отвечают

за

то,

чтобы

образовательные услуги соответствовали предписанным стандартам, тогда

как ценность услуг зависит от их субъективно ощущаемого качества,

которое,

в

свою

очередь,

неразрывно

связано

с

навыками,

опытом,

знаниями, интеллектом и настроем педагогического коллектива. Таким

образом, качество характеризуется личным отношением, а подлинными

источниками роста качества являются удовольствие от работы, внутренняя

ответственность и гордость за свою профессию.

Чем это не основные направления развития современного качества

образования в конкретной дошкольной образовательной организации?

Список литературы

1.

Большая

Советская

Энциклопедия.

Т.11.

М.:

«Советская

энциклопедия», 1988.

2.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от

29.12.2012 г.

3.

Скоролупова О., Федина Н. Качество дошкольного образования:

концептуальные подходы к определению и оценке // Дошкольное

воспитание, № 2. 2012. С.13-26.

4.

Федеральные

государственные

требования

к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

//

утв.

приказом

Министерства

образования

и

науки РФ от 23.11.2009 г. № 655.

5.

Федеральные

государственные

требования

к

условиям

реализации

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

//

утв.

приказом

Министерства

образования и науки РФ от 20.07.2011 г. № 2151.

6.

Федеральный

государственный образовательный стандарт

дошкольного

образования

//

утв.

приказом

Министерства

образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.



В раздел образования