Автор: Челядинова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №34 Приморского р-на СПб
Населённый пункт: г Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ФГОС ДОкак основной механизм повышения качества дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование
ФГОС
ДО
как
основной
механизм
повышения
качества
дошкольного образования
Челядинова ЕА
Ленинградская обл.
«Качество дошкольного образования – это качество жизни ребенка»,
- писал В.И. Слободчиков. Эта мысль сейчас актуальна, как никогда. На
современном этапе развития общества назрела необходимость введения
Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) не
только
в
начальную
и
среднюю
общеобразовательную
школу,
но
и
в
дошкольное образование.
Вопрос
о
качестве
дошкольного
образования
можно
назвать
дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего
времени.
Большинство
исследователей
и
практиков
рассматривают
качество
дошкольного
образования
на
уровне
житейского
понятия,
в
общеупотребимом
значении
как
полезность
и
добротность
объекта.
Однако для настоящего времени актуально появление новых требований к
данной категории. В психолого-педагогическом аспекте – это ориентация
не только на освоение детьми определенной системы знаний, но и на
комплексное
физическое,
эмоционально-личностное,
познавательное
и
художественно-эстетическое
развитие
воспитанников.
Таким
образом,
качество
дошкольного
образования
во
многом
определяет
развитие
будущих школьников как субъектов развития и образования.
В первую очередь, мы никогда не узнаем, насколько качественным
было дошкольное образование, не оценив его результаты. Кроме того,
качественное образование невозможно без педагога. Перед современными
педагогами ГДОУ в настоящее время стоит непростая задача, а именно,
построить свою работу так, чтобы она соответствовала образовательному
стандарту, с одной стороны, и обеспечивала сохранение самооцененности
периода детства, с другой.
Ключевую
роль
в
успешном
прохождении
ребенком
стадии
дошкольного детства в рамках ГДОУ играют соответствующие условия,
обеспечивающие ему гармоничное развитие и психолого-педагогическое
значение
предметно-развивающей
среды
для
условий
обеспечения
успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Одним
из
основных
приоритетов
современного
этапа
развития
российского
образования
является
повышение
качества
образования,
приведение его в соответствии с мировыми стандартами. В официальных
документах, определяющих развитие системы образования в Российской
Федерации,
отмечается
объективная
потребность
усиления
внимания
государства и общества к дошкольному образованию.
Проблема
качества
дошкольного
образования
существовала
в
педагогической
практике
всегда.
На
разных
этапах
развития
нашего
государства существовало свое понимание «качества», исходя из которого,
определялась
государственная
политика
в
области
дошкольного
образования.
Все
эти
попытки,
в
целом,
носили
эпизодический,
не
системный
характер:
в
большинстве
своем
«качество»
определялось
интуитивно, на личностном, житейской уровне.
Новые времена определили и новые требования к данной категории.
В
общегосударственном
плане
новое
качество
образования
–
это
его
соответствие
современным
жизненным
потребностям
страны.
В
педагогическом
плане
–
это
ориентация
образования
на
усвоение
воспитанниками не только определенной суммы знаний, но и на развитие
их личности, их познавательных и созидательных способностей.
Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то,
каким будет качество последующих уровней системы образования в
России. Поэтому поиск путей улучшения системы качества образования в
дошкольных образовательных учреждениях является социально-значимой
проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой [3].
Повышение качества дошкольного образования, создание равных
стартовых условий для детей, идущих в школу, требует создания системы
оценки качества, которая будет содержательно (то есть в соответствии с
современными
представлениями
о
психическом
развитии
ребёнка
дошкольного
возраста)
и
организационно
регулировать
процессы
обеспечения
и
повышения
качества
дошкольного
образования
через
процедуру оценки качества.
Для
определения
понятия
«качество
дошкольного
образования»
необходимо было первоначально определить сами понятия «качество»,
«образование», «качество образования».
В связи с этим, надо отметить тот факт, что взгляды на сущность
образования
за
последние
десятилетия
претерпели
существенные
изменения.
Так,
если
в
«Педагогической
энциклопедии»
(1966г.)
образование
определялось
как
«процесс
и
результат
усвоения
систематизированных
знаний,
умений
и
навыков»,
то
в
«Российской
педагогической
энциклопедии»
(1999г.)
образование
определяется
уже
«как
процесс
педагогически
организованной
социа лиз ации,
осуществляемой в интересах личности и общества». В свою очередь, под
социализацией
понимается
освоение
культуры
общества,
что
обеспечивает возможность для человека выступать в качестве субъекта
деятельности, выполняя различные социальные роли.
Таким
образом,
по
мнению
О.Е.
Лебедева
(2002г.),
образование
можно определить как специально организованный процесс развития у
обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих
социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на
основе освоения культуры общества.
Понятие «качество», в свою очередь, производно от слов «как»,
«какой», «обладающий какими свойствами». В практике обычно принято
использовать одну из двух трактовок понятия «качество» - философскую
или производственную.
При производственной трактовке выделяют два признака качества любой
продукции:
- наличие у нее определенных свойств;
- их ценность не с позиций производителя, а с позиций потребителя.
Системное
понимание
качества
отражает
определение,
данное
в
Большой
советской
энциклопедии:
«Качество
–
это
существенная
определенность предмета или процесса, выступающая в его свойствах и
характеризующая то, что данный предмет или процесс является в данных
условиях, в связи и взаимодействии с другими данными предметами и
процессами»
[1,
с.551].
Приведенное
определение
показывает,
что
качество – это сущность вещи, основа всех ее свойств, а «совокупность
свойств» проявляется при отношениях данной вещи с другими вещами.
Понятие «качество образования» буквально до последнего времени
считалось как в науке, так и в практике одним из самых дискуссионных.
Нет смысла приводить все мыслимые и немыслимые определения данного
понятия,
так
как
с
выходом
Закона
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
[3]
эта
неопределенная
ситуация
разрешилась.
Согласно
новому Закону под «качеством образования» понимается «комплексная
характеристика
образовательной
деятельности
и
подготовки
обучающегося,
выражающая
степень
их
соответствия
федеральным
государственным
образовательным
стандартам,
образовательным
стандартам,
федеральным
государственным
требованиям
и
(или)
потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется
образовательная
деятельность,
в
том
числе
степень
достижения планируемых результатов образовательной программы».
Таким образом, составляющими понятия «качество образования»
являются:
1.
соответствие стандарту
2.
соответствие ожиданиям социума
3.
соответствие личностным ожиданиям
Качество
дошкольного
образования,
таким
образом,
следует
рассматривать
как
обобщенную
меру
эффективности
деятельности
дошкольной организации, проявляющуюся в гарантировании ей такого
уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет
ожидания и запросы их потребителей (общество, дети и их родители) и
соответствует государственным нормативам.
Что же дошкольная образовательная организация может делать с
качеством образования:
1. Научиться
правильно
прогнозировать,
моделировать
те
качества
подготовки
выпускника,
которые
ДОУ
предполагает
получить
«на
выходе», то есть определить требуемое в будущем качество образования.
2. Обеспечивать,
поддерживать
достижение
требуемого
уровня
качества
образования, вовремя пресекая нежелательные отклонения от него.
3. Повышать качество образования, приводя его в соответствии с растущими
требованиями
внешних
заказчиков.
Повышение
качества
образования,
появление его новых свойств возможно только через развитие образования
(то есть через инновационный процесс).
4. Выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие
существующим стандартам.
В
ходе
подготовки
нового
Закона
«Об
образовании
в
РФ»
и
разработки
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего образования было достигнуто понимание, что под «стандартом»
понимается совокупность групп требований:
- к структуре основных образовательных программ;
- к условиям реализации основных образовательных программ;
- к результатам освоения основных образовательных программ.
В 2013 году в дошкольном образовании практически присутствовали
все три составляющих ФГОС, поэтому вполне уместно было говорить о
стандарте дошкольного образования, как о состоявшемся явлении.
Содержательная группа стандарта была определена в «Федеральных
государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования» [4].
Ресурсная
группа
стандарта
определялась
в
«Федеральных
государственных
требованиях
к
условиям
реализации
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования» [5].
Результаты
освоения
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного образования отдельным документом были не определены.
Но, в то же время, планируемые результаты освоения воспитанниками
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
нашли отражение в п.3.5. «Федеральных государственных требованиях к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования» [4].
Но идеологи реформ сочли, вероятно, правильным, чтобы отдельные
положения
Стандарта
были
не
разбросаны
в
разных
документах,
а
составляли одно единое целое.
Так родилась концепция ФГОС дошкольного образования, которая
выдержала
структуру
ФГОС
как
такового
и
внесла
ряд
изменений
в
основные компоненты дошкольного образования.
Как
итог,
с
1
января
2014
года
страна
работает
по
ФГОС
дошкольного
образования
[6].
Все
устоялось:
есть
законодательно
закрепленное
понятие
«качество
образования»,
есть
требования
Стандарта,
выполнение
которых
и
будет
характеризовать
качество.
Пройдет не так уж много времени, и во всех дошкольных организациях
появятся новые образовательные программы, вероятно, будут сделаны
существенные попытки создать требуемые условия. Все это будет, но
вопрос остается открытым – этим мы достигаем качества дошкольного
образования? Формально да, но опять-таки интуитивно мы понимаем, что
этого явно и далеко недостаточно.
По нашему мнению, разработанные нормативные основы качества
образования,
в
том
числе
и
федеральный
го сударственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования,
являются
неотъемлемой чертой функционально-ролевой основы менеджмента. Ведь
руководители
образовательных
организаций
отвечают
за
то,
чтобы
образовательные услуги соответствовали предписанным стандартам, тогда
как ценность услуг зависит от их субъективно ощущаемого качества,
которое,
в
свою
очередь,
неразрывно
связано
с
навыками,
опытом,
знаниями, интеллектом и настроем педагогического коллектива. Таким
образом, качество характеризуется личным отношением, а подлинными
источниками роста качества являются удовольствие от работы, внутренняя
ответственность и гордость за свою профессию.
Чем это не основные направления развития современного качества
образования в конкретной дошкольной образовательной организации?
Список литературы
1.
Большая
Советская
Энциклопедия.
Т.11.
М.:
«Советская
энциклопедия», 1988.
2.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.
3.
Скоролупова О., Федина Н. Качество дошкольного образования:
концептуальные подходы к определению и оценке // Дошкольное
воспитание, № 2. 2012. С.13-26.
4.
Федеральные
государственные
требования
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
//
утв.
приказом
Министерства
образования
и
науки РФ от 23.11.2009 г. № 655.
5.
Федеральные
государственные
требования
к
условиям
реализации
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
//
утв.
приказом
Министерства
образования и науки РФ от 20.07.2011 г. № 2151.
6.
Федеральный
государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования
//
утв.
приказом
Министерства
образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.