Автор: Паладько Валентина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 13" Населённый пункт: город Усолье-Сибирское, Иркутская область Наименование материала: конспект урока окружающего мира в 1 классе Тема: "Азбука географии" Раздел: начальное образование
«
АЗБУКА
ГЕОГРАФИИ
»
открытый
урок
по
окружающему
миру
в
1
Б
классе
МОУ
«
СОШ
№
13»
г
.
Усолья
-
Сибирского
Паладько Валентина
Александровна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 13»
г. Усолья-Сибирского
1
11.12.2012г.
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: Азбука географии
Цель: Закрепить знания детей о глобусе и карте.
Познакомить учащихся с различными видами карт, с помощью
условных обозначений научить их читать.
Расширять словарный запас и кругозор учащихся, развивать
Предметные задачи урока:
уточнить представления обучающихся об условных обозначениях и
цветовой окраске карты,
научить читать географические знаки, видеть разницу между
географическими объектами.
Метапредметные задачи урока:
создать условия для проявления интереса к новому материалу,
формирования представления об основных моральных нормах
поведения (личностные)
формировать у обучающихся умения:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале, оценивать с учителем и одноклассниками результаты своих
действий (регулятивные)
построить короткое сообщение в устной форме, производить сравнение
изучаемых объектов по заданным учителем критериям
(познавательные)
участвовать в работе группами, использовать речевые средства,
соответствующие учебной ситуации, стремиться учитывать разные
мнения, использовать в общении правила вежливости
(коммуникативные).
Оборудование: глобус, географические карты, карточки с ребусами,
презентация.
Ход урока:
I.
Орг. момент.
II.
Закрепление ранее изученного материала.
1.
Кроссворд.
1
2
3
4
6
5
2
1.
Он
бывает
Тихий,
бывает
Индийский,
Северный
Ледовитый
и
Атлантический. (океан)
2.
Чего на нашей планете шесть? (материк)
3.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
4.
Земля, как космическое тело. (планета)
5.
Разгадайте ребус:
6.
Дороги имеются – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя,
В реках, в морях воды нет. (географическая карта)
О
К
Е
М
Г
А
А
П
Л
А
Н
Е
Т
А
О
Е
Б
К
Р
П
О
Л
У
Ш А
Р
И
Е
С
Р
К
Т
А
- Прочитайте слова, которые выделены красным шрифтом.
- Что вы можете сказать о глобусе и карте?
- Что общего? А чем они отличаются?
Глобус – это модель Земли.
Карта – это плоское изображение земной поверхности.
- Когда удобно пользоваться глобусом? (На уроках, выбирая маршрут для
путешествия и т.д.) А когда не удобно? (В походе)
Глобус – это замечательное изображение Земли, но его неудобно носить с
собой. А географическую карту – рисунок Земли или её части – положил в
карман и отправился в поход.
III. Работа по теме урока.
3
1. Из истории карт.
- Какие бывают карты? (варианты ответов)
Карты
бывают
разные:
политические,
физические,
исторические,
карты
звёздного мира и много-много разных других карт.
- А знаете ли вы, ребята, что до наших времён сохранились древние карты?
Люди создавали карты с незапамятных времён. Самые ранние карты были
созданы более четырёх тысяч лет назад. Их сделали на основании рассказов
путешественников о тех местах, которые они повидали.
Это, например, выдавлена на глиняной табличке.
4
Греческий учёный Птолемей умел вычислять расстояние между различными
точками на Земле, изучая положение звёзд на небе и собирая информацию от
путешественников. Когда Птолемей создавал эту карту мира, он считал, что
существует только три континента: Европа, Азия и Африка.
Физминутка.
2.
Азбука географии.
Логическое упражнение «Найди пары».
Книга – буквы
Следы – медведь
Карта – корабль
-Эти предметы я объединила. Почему? Что у них общего? ( Это всё можно
читать) Объясните.
Да, ребята! Оказывается, карту тоже можно читать. В книге есть буквы – мы
их читаем, на снегу следы птиц и зверей – мы можем прочесть, кто здесь
ходил. А чтобы понимать карту и глобус, надо освоить особую азбуку –
научиться читать географические знаки.
3.
Работа в тетради на печатной основе (с. 36).
- Рассмотрите рисунок. Укажите стрелкой географические объекты.
5
- Скажите, что общего и какая разница между островом, полуостровом и
материком?
- Между озером, морем и рекой?
- Между горами и равниной?
В зависимости от того, насколько высокая или глубокая местность, на
карте принято обозначать высоту суши и глубину водоёма разными цветами и
оттенками. Точкой отсчёта принято считать уровень океана.
Рассмотрите карту и расскажите, что и как окрашено на ней.
III.
Рефлексия
IV.
Итог урока.
6
- Чему мы учились сегодня на уроке? На следующем уроке мы продолжим
учиться понимать географические знаки и знакомиться с цветовой окраской
карты.
7