Автор: Семёнова Наталья Викторовна Должность: учитель истории, обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ пгт Уруша Населённый пункт: пгт Уруша, Амурская область Наименование материала: разработка урока Тема: "Изобретения и открытия древнего Китая и Индии" Раздел: среднее образование
Изобретения и открытия Древнего Китая Индии, Японии.
Тип урока – виртуальное путешествие.
Цель
урока:
познакомить
учащихся
с
важнейшими
изобретениями
и
открытиями
Древнего Китая, Индии, Японии. Оценить вклад этих стран в сокровищницу мировой
культуры.
Оборудование урока : карта «Древний Восток. Индия и Китай», раздаточный материал,
наглядный материал, компьютерное обеспечение.
План урока:
Вступительное слово учителя.
Обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках.
Основная часть урока. Виртуальное путешествие по Древнему Востоку (знакомство с
изобретениями и открытиями).
Закрепление изученного материала. Физкультминутка.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехали гости из
разных
школ
Сковородинского
района.
Давайте
оглянемся
и
дружно
скажем
«Здравствуйте». Ну а теперь садитесь и начинаем работу.
Мы с вами заканчиваем
интересный курс истории средних веков и,
продолжая
увлекательное путешествие по Древнему Востоку, мы попадем в страны, которые имеют
многовековую и очень интересную историю.
Сейчас я включу вам три небольших музыкальных отрывка, а вы подумайте, музыка каких
стран прозвучала?
Так по каким странам мы будем путешествовать?
Правильно, мы будем путешествовать по Китаю, Индии, Японии. Давайте вспомним, где
расположены эти государства. А помогут нам в этом наши географы.
Спасибо. Но я, кажется, забыла назвать тему урока. Сейчас я вам покажу две анаграммы,
а вы попробуйте определить, о чем пойдет речь: (учитель вывешивает анаграммы).
(анаграмма открытие - коттырие , изобретение- теребозиеин )
Кто догадался, о чем идет речь? Правильно: открытие, изобретение.
Далее следует знакомство учеников с темой, целями и задачами урока.
Так о чем же мы будем говорить сегодня на уроке (Тема записана на доске)
Правильно, об открытиях и изобретениях стран Древнего Востока.
Что мы должны будем узнать на уроке?
Мы должны будем не только узнать много нового и интересного, но и определить, чего в
мире
больше : открытий или изобретений и почему, оценить вклад
этих стран в
сокровищницу мировой культуры.
А может кто – то скажет нам, что такое открытие, что такое изобретение.
Давайте попросим нашего
историка
дать нам более точную информацию об этих
явлениях (работает историк).
Слушаем внимательно, так как после этого нам придется выполнить небольшую работу.
ИСТОРИК.
Давайте уточним:
Какие слова могут охарактеризовать изобретения, а какие – открытия?
1. Неожиданность 2. Создание 3. Поиск 4. Озарение 5. Размышление 6. Удивление
7. Природа 8. Человек
У
меня
на
столе
набор
слов,
по
одному
человеку
подходите
к
доске
и
создаете
характеристику открытия и изобретения. Остальные смотрят внимательно, может что – то
нужно поправить. Да, у нас сегодня урок открытий, изобретений и загадок.
Ой, кто – то к нам стучится. (Входят путешественники).
Здравствуйте, кто вы и откуда прибыли, что нам хотите рассказать.
Здравствуйте, мы путешественницы из Индии, Китая и Японии. Прибыли к вам для того,
чтобы рассказать интересные истории о наших странах.
Присаживайтесь, дорогие гостьи, вы наверное очень устали. Но мы надеемся, что
отдохнув, вы нам расскажете что – то новое. Ребята, мы должны внимательно слушать
наших путешественниц , так как в конце урока нам нужно ответить на вопрос: Что же
нового мы узнали. Чего же в мире больше – открытий или изобретений?
У меня на доске две колонки, ваша задача разнести в эти колонки то, что относиться к
изобретениям,
а
что
относиться
к
открытиям.
В
конце
урока
наши
записи
помогут
ответить на вопрос: Чего же в мире больше: открытий или изобретений
Путешественница из Китая Рассказывает о_____________________________________
Путешественница из Индии Рассказывает о_____________________________________
Путешественница из Японии Рассказывает о_____________________________________
Спасибо нашим путешественницам.
Ребята, может кто – то из вас хочет что-нибудь добавить по теме нашего урока?
Тогда, слушаем мои истории .
—
В
провинции
Сычуань
археологами
было
обнаружено
более
100
окаменелостей
динозавров.
В
числе
их
—
четырехкрылый
динозавр
Теропод.
Он
считается
отсутствующим
переходом
между
динозаврами
и
птицами.
Как
вы
думаете,
находка
динозавра это открытие или изобретение?
—
Считается,
что
мороженое
было
впервые
приготовлено
в
Китае
4000
лет
назад.
Кто-то случайно оставил на снегу смесь молока и риса, а когда вернулся, то обнаружил
нечто, напоминающее современное мороженое.
— Китайская цивилизация — одна из немногих древнейших цивилизаций, имеющая свою
собственную
письменность.
В
китайском
языке
более
80
тыс.
иероглифов.
Хорошим показателем считается знание 5 тыс. иероглифов
-
Если Вы замёрзли – он согреет Вас, если Вам жарко – он Вас освежит, если Вы
расстроены – он Вас подбодрит, если Вы возбуждены – он успокоит Вас. (ЧАЙ). Самый
распространённый миф связан с китайским божеством Шень-нуном. Шень-нун имел
змеиное тело и прозрачный живот, благодаря которому он на себе наблюдал действие
различных трав и кореньев, описывая их потом в своём трактате. В один из дней он
использовал сразу 72 яда и никак не мог найти противоядия. Шень-нун лёг умирать под
дерево, но тут капля росы скатилась с листика ему в рот, излечив его. Это было чайное
дерево. После этого чайные листья стали употреблять в пищу и для приготовления
лекарств.
- Кто из Вас знает, из какого материала должны быть изготовлены чашки, чтобы можно
было соблюдать правила китайской церемонии чаепития? Белизной он подобен нефриту,
Тонкостью – бумаге, Бликом подобен зеркалу, Звонкостью – гонгу. (ФАРФОР)
- Послушайте древнюю китайскую легенду об открытии шёлка. - Однажды Си Линг Чи,
жена
третьего
императора
Китая
Хуан
Ди,
которого
ещё
называли
«Жёлтым
императором», в саду дворца под кроною тутового дерева пила чай и в её чашку с чаем
упал кокон шелкопряда. Юная императрица и её служанки были крайне удивлены, увидев,
как
в
горячей
воде
кокон
начал
разворачиваться,
выпустив
тонкую
шёлковую
нить.
Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивается кокон. Си Линг Чи
была так поражена красотой и прочностью шёлковой нити, что собрала тысячи коконов и
из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка - шелкопряд подарила всему
человечеству
шёлк,
а
императрица
за
столь
ценный
подарок
была
возведена
в
ранг
божества.
-
Четвёртый ученик предлагает решить познавательную задачу. … В 1110 году до н.э.
послы вьетнамского правителя, посетив китайского императора, заблудились по дороге
домой и вынуждены были вернуться в Китай. Император Чеу Кун подарил им пять
дорожных колесниц, на каждой из которых помещалась деревянная фигурка с вытянутой
вперёд
рукой.
На
этих
колесницах
послы
благополучно
прибыли
во
Вьетнам,
куда
указывала фигурка. Вопрос: что это за чудесный предмет, который был придуман в Китае?
(КОМПАС)
Внутри
фигурки
находился
кусок
магнитной
железной
руды
–
прообраз
современного компаса, поэтому фигурка всегда указывала на юг.
А теперь немного отдохнем.
Учитель формулирует предложения, если учащиеся согласны, то хлопают в ладоши; если
не согласны, топают ногами:
1. Бумагу изобрели в Египте. 2. Лак, порох, компас – изобретения Китая. 3. Финикийский
шёлк ценился на вес золота. 4. Чай был завезён в Китай из Вавилонского царства. 6.
Арабские цифры изобрели в Индии.
V. Итоги урока.
Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы узнали много нового и интересного об
изобретениях и открытиях в Древнем Китае, Индии, Японии.
Но, прежде чем мы ответим на вопросы урока, поставленные в самом начале, послушайте
домашнее задание. У вас на столе лежат книги мудрости, в них записана информация об
открытиях и изобретениях стран древнего Востока. Ваша задача по представленным
данным заполнить страницы книги и на следующем уроке сдать ее.
Так кто помнит, на какие вопросы мы должны были дать ответ?
Что такое открытие, что такое изобретение?
Открытие- установить существование, наличие чего – либо.
Изобретение – что – то новое, ранее не известное, созданное изобретателем (творческим
человеком)
Чего больше в мире: открытий или изобретений. Почему?
Изобретений в мире больше,
потому что создавая то, чего не было раньше, человеку приходиться много думать, а
при открытии чего – то нового человеку помогает природа, а это происходит не так
часто, как хотелось бы человеку.
А как вы думаете, то, о чем мы сегодня узнали - об открытиях, изобретениях в наше
время востребованы.
Да, конечно страны Востока внесли большой вклад в развитие мировой науки и культуры
и наш урок помог нам сегодня это узнать.
Наш урок подходит к концу. Если вам понравилось то, что вы сегодня услышали, если вы
узнали что – то новое – то похлопайте в ладоши. Если вы разочарованы уроком и
абсолютно ничего вам было не интересно – то тогда потопайте ногами.
Итак, мой вопрос. Ребята, кому урок не понравился совсем.
А кто узнал сегодня много интересного. Спасибо. Это вам аплодисменты за хорошую
работу.
Оценки я вам поставлю на следующем уроке, а пока в заключение я хочу прочесть слова
китайского
мудреца
Конфуция: «Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, Что
любых наших знаний мало, Когда человек перестаёт учиться, Он может потерять и