Автор: Рамазанова Раиса Равильевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Бузанская ООШ"
Населённый пункт: п.Бузан Астраханская область
Наименование материала: проект
Тема: Причастие
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Бузанская ООШ»
Тема проекта:
«Причастие(обобщение)»
Автор:
учитель русского языка и литературы
Рамазанова Разия Ровадуновна
2016
Творческое название
проекта:
«
Причастная
глаголу
в
образе
прилагательного
»
Основополагающий вопрос:
«Почему изучают причастие в школе?»
Проблемные вопросы учебной темы:
1.Какова роль причастия и причастных оборотов в нашей речи?
2.Какие морфологические признаки «принадлежат» причастию?
3. Какие орфограммы и пунктограммы «принадлежат» причастию?
Темы исследований учащихся :
1.Роль причастий и сфера их употребления в нашей речи.
2. Признаки глагола и прилагательного у причастия.
3. Орфограммы и пунктограммы причастий.
Предмет:
русский язык
Межпредметные связи:
литература, информатика.
Участники проекта:
учащиеся 7 класса.
Время проведения:
4 академических часа.
Аннотация:
Проект проводится в ходе изучения темы в 7
классе «Причастие» и охватывает 4 часа учебного времени. Работа
над проектом позволяет развивать у его участников специальные и
общеучебные
умения.
Учащиеся
выбирают
нужную
часть
информации
в
её
большом
потоке,
приобретают
навыки
употребления
причастий
в
речи,
развивают
умение
отличать
причастие
от
глагола
и
прилагательного,
по
ходу
разрешая
возникшие затруднения. Учащиеся активизируют самостоятельную
деятельность по обобщению сведений о
причастии, сравнивают
интонацию
простого
предложения,
ничем
не
осложнённого
и
осложнённого
причастным
оборотом,
совершенствуют
умения
находить и выделять знаками препинания причастные обороты.
Данный
проект
позволяет
развивать
творческое
мышление
школьников, умения приобретать знания из различных источников,
анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные
суждения, критически относиться к мнениям других.
Дидактические цели проекта:
1.Обобщение сведений о причастии.
2.Употребление причастий в речи.
3. Выделение причастных оборотов на письме.
4.Развитие творческого мышления.
Материалы и оборудование:
опорные таблицы, тексты для анализа, раздаточный материал
по теме, электронные учебники, проекционный экран
Этапы и сроки проведения проекта:
I. Подготовительный этап (45 мин.).
Проходит на уроке по теме:
«Причастие». Определяется ряд проблем, с которыми сталкиваются
учащиеся при употреблении причастий.
1.Актуализация проблемы.
2. Объявление темы проекта, сроков работы над проектом – 4 академических часа по 45 минут.
3.Определение целей работы над проектом.
4.Формирование рабочих групп по интересам (3 группы по 3 – 4 ученика).
5.Предложить перечень вопросов для исследования на выбор учащихся.
Что называется причастием и причастным оборотом?
Каковы условия выделения причастного оборота на письме?
Какова роль причастий и сфера их употребления в нашей речи?
Какие признаки глагола и прилагательного у причастия?
Какие орфограммы и пунктограммы «имеет» причастие?
6.Обсуждение со всеми участниками проекта форм представления результатов учебной деятельности:
презентации, публикации, Web – сайта.
7.Представить учащимся список рекомендованной литературы.
8.Познакомить
с
домашним
заданием
–
проработать
материал
по
вопросам
и
создать
по
1
дидактическому материалу к следующему занятию.
II. Организационный этап. (40 мин.).
Проходит во внеурочное время, в форме консультаций.
1.Определение задач по работе в группах.
2.Распределение
объема
выполнения
работы
для
каждого
участника группы.
3.Определение предметных областей, используемых в проекте.
4.Знакомство с критериями оценивания презентации,
публикации, Web – сайта (каждому участнику группы раздать
листы оценивания).
III. Практический этап (90 мин.).
Проходит на уроке по теме: «Причастие (обобщение)».
1.Обзор
собранного
учащимися
материала
для
презентации,
публикации, Web – сайта, в группах.
2.Учащиеся предлагают возможные варианты решения своих
проблемных задач, (работа происходит в группах).
3.Рекомендации
учителя
по
предоставленному
материалу
учащихся, с каждой группой индивидуально.
4.Знакомство с домашним заданием – оформление результатов
работы, с целью систематизации и структуризации материала.
Каждой группе подготовить по 1 вопросу своим оппонентам.
IV. Этап защиты проекта (45 мин.).
Цели
этапа:
развивать
умения
учащихся
представить полученную информацию, доказывать
свою точку зрения и давать аргументированные
ответы, а также развивать оценочные навыки.
1.Знакомство
с
регламентом
процедуры
защиты
проекта и ходом введения защиты.
2.Представление
проекта
каждой
группой
-
3
минуты (итого – 9 минут).
3.После
выступления
всех
групп
–
эт ап
обсуждения.
Оппонирующие
группы
задают
подготовленные
вопросы
выступающим
–
17
минут.
4.Этап
рефлексии
(самооценка
деятельности
учащихся,
группы
по
очереди
говорят
о
своих
преимуществах
и
недостатках,
допущенных
в
работе) – 7 – 8минут.
5.Учитель подводит итоги работы. Награждение
активных и инициативных участников выполнения
проекта. Приглашение к участию в следующем
проекте -5 минут.