Авторы: Гаубец Максим Юрьевич, Гребенникова Наталья Александровна
Должность: авторский коллектив
Учебное заведение: ГБПОУ "Челябинский педагогический колледж №1"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Культурно-педагогический проект
Тема: "Литературно-методический портал"
Раздел: среднее образование
Учебно-методическое пособие
Содержание
1.
Домашнее задание
2.
Функции домашнего задания
3.
Почему так остро встает вопрос выполнения
домашнего задания?
4.
Домашнее задание как средство повышения
учебной мотивации младших школьников
5.
Правила для учителя
6.
Виды домашних задание
7.
Уровни домашних заданий
8.
Нетрадиционные домашние задания
9.
Формы контроля домашнего задания
10.
Игры
11.
Творческие домашние задания
12.
Дифференцированные домашние задания
13.
Виды дифференциации домашнего задания
14.
Советы родителям
15.
Как организовать домашнее задание?
16.
Традиционные проблемы
«Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку
и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием,
но способность правильно пользоваться ими разовьет только
домашний самостоятельный труд»
И. Кант
Домашнее задание — это индивидуальная форма учебной
деятельности школьника, которая осуществляется без непосредственного
руководства и контроля со стороны учителя, но по его поручению. Оно
имеет большое воспитательное значение: при правильной организации
его выполнения у школьников вырабатываются навыки самостоятельного
мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное
отношение к своим новым обязанностям.
Данные психологических исследований
Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на
домашнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют
результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних
заданий.
Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за
уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых
способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.
Известный психолог Эльконин - Давыдов так говорил о значении
домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически
постепенно должна стираться грань между классными и домашними
заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной
самостоятельной учебной деятельности школьника».
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных
учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к
тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска
информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
2. Функции домашнего задания
Одной из главных является функция выравнивания знаний и
умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и
много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания - это стимулирование
познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше
по предмету или по теме. В этом случае колоссальную,
положительную роль играют дифференцированные домашние
задания.
Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности
ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное
задание!
3. Почему так остро встает вопрос выполнения
домашнего задания?
Во-первых, потому, что в каждом предмете есть свои специфические
требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает,
если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями,
которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и
эмоциональном состоянии.
Во-вторых, само содержание домашнего задания направлено на
развитие способности рассуждать, анализировать, делать
самостоятельный вывод.
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке -
неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для
мышления - этому должен учить хорошо организованный домашний
труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить
формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения
умственной культуры эпохи.
Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать,
советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя
взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и
фактом.
Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение
пройденного учебного материала.
4.
Домашнее задание как средство повышения
учебной мотивации младших школьников
Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Очень
часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер,
плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится
проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и
организации домашней работы является перегрузка учащихся
домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность,
работоспособность и интерес к учению. Конечно, можно работать и
без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические
законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке,
не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней
самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение
качества обучения, падение уровня учебной мотивации. Домашняя
самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть
учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения,
полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить
индивидуальные склонности, дарования и способности учеников.
Любое домашнее задание влияет также и на становление других
сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно
развивает память, автоматизирует навыки, развивает чувство долга и
ответственности.
При правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может
оказаться действенным инструментом повышения учебной мотивации
обучающихся.
5.
Правила для учителя
Для учителя важно соблюдать несколько простых правил:
1.Сообщать о домашнем задании до звонка с урока;
2.Инструктировать обучающихся по выполнению домашней работы;
3.Чаще давать дифференцированные и индивидуальные задания;
4.Учитывая склонности и желания подопечных;
5.Проверять не только наличие работы, но и качество её выполнения;
6.Вместе с учащимися анализировать ошибки и удачные решения.
Кроме того, необходимо помнить, что домашнее задание, является
составной частью урока и гармоничным его продолжением.
Проверка домашнего задания в форме самоконтроля, взаимоконтроля,
письменной работы или игры, создание системы поощрения за
самостоятельно выполненные задания помогают сделать урок
значительно содержательнее, эффективнее, интереснее. Имеет смысл
организовать систему домашних заданий, предполагающую обучение
приемам самостоятельной учебной деятельности. При
дифференцированном подходе для групп учащихся использовать
наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое
увеличение их числа. Не помешают более подробное объяснение
последовательности выполнения заданий, предупреждение о
возможных затруднениях, использование карточек-консультаций,
карточек с направляющим планом действий, организация работы над
ошибками. Если в классе работают несколько преподавателей,
целесообразно согласовывать с ними объём домашних заданий.
Многообразие домашних заданий способствует гармоничному
развитию личности. В практике обучения накоплен богатый опыт по
использованию разнообразных видов домашних заданий.
6.
Виды домашних заданий:
По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних
заданий:
1.Подготавливающие к восприятию нового материала, изучению
новой темы;
2.Направленные на закрепление и применение знаний, полученных на
уроках, выработку умений и навыков;
3.Способствующие расширению и углублению учебного материала,
изученного в классе;
4.Направленные на развитие умения выполнять такие логические
операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение,
выявление закономерностей;
5.Направленные на формирование и развитие умений
самостоятельного выполнения упражнений;
6.Способствующие развитию самостоятельности мышления путем
выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки
программного материала, но отвечающем возможностям учеников.
Домашние задания могут быть дифференцированными,
индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных
заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их
можно выполнять самостоятельно и с родителями.
7.
Уровни домашних заданий
Гин Анатолий Александрович, консультант-эксперт по теории
решения изобретательских задач, предлагает использовать в работе 2-
3 уровня домашних заданий одновременно.
Три уровня домашних заданий:
Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть
понятно и посильно всем ученикам.
Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его
выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой
трудности осваивающие программу. При этом они могут
освобождаться от задания первого уровня.
Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости
от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется
учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется
высокой оценкой и похвалой.
Гин А.А. предлагает ряд приемов подачи домашнего задания:
“Задание массивом” Например, учитель дает 10 задач, из которых
ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного
объема задания. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы
может задаваться большой массив задач сразу (не к следующему
уроку, а на более продолжительный срок). Стимулируется выполнение
большого числа задач из массива релейными контрольными работами.
“Особое задание” Продвинутые ученики получают право на
выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает
свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).
“Необычная обычность”: учитель задает домашнее задание
необычным способом. Например, зашифровав его.
“Идеальное задание”: учитель предлагает учащимся выполнить дома
работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть
любое из известных видов заданий.
Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое
домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые
используются в том же или следующих классах. Творческую
домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на
несколько дней вперёд.
Борзова Лариса Петровна предлагает творческие игры по
обществознанию в начальной школе, которые с успехом можно
использовать и для домашних заданий:
Игра “Реставрация” поможет не только поработать с текстом, но и
отработать умение составлять конспект и работать с ним. Ученикам
выдается текст с сокращениями, условными обозначениями, без точек,
с пропусками для общеупотребительных слов. Учащимся необходимо
восстановить текст и увеличить его. Когда игра проходит первый раз в
классе, необходимо показать, что значит расшифровать текст.
Игра “Добудь ответ” опирается на необходимость поиска
информации самостоятельно из разных источников. Ученики
получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в
интернете или в предложенной книге в течение ограниченного
времени. Задания лучше использовать такие, чтобы для поиска ответа
в интернете или книге нужно было бы прикладывать различные
усилия, побуждающие к выбору оптимального варианта. Само задание
составлять так, чтобы оно побуждало к познавательной деятельности.
Выигрывает группа, быстро и правильно ответившая на все вопросы.
Возможность использовать интернет на уроке и дома очень
привлекает учащихся, при этом формируется умение выбирать нужное
из всего потока информации.
В практике учителей в рамках творческих заданий ученикам
предлагаются кроссворды, чайнворды, ребусы, которые можно
разгадать, а можно и самому их составлять на определённую тему,
предлагать отгадать одноклассникам.
Интересны детям задания, включающие ошибки в рассуждениях или
записях, сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии,
природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные
вырезки для изучения новых тем на уроках, выполнение
индивидуальных наблюдений и опытов, создание карты-схемы
путешествия по стране (реально существующей или воображаемой).
Творческие домашние задания можно использовать для подготовки к
предметным олимпиадам. Детям доставляет удовольствие
фантазирование. Они любят сочинять дидактические сказки (по
любому предмету), частушки, басни, фантастические рассказы,
составлять книжки с картинками, сочинять учебные комиксы, подбор
заданий и игр к уроку.
Опытные учителя предлагают детям составлять вопросники к
изученному материалу, что помогает приводить в систему знания
обучающихся и лучше подготовиться к контрольной работе.
8.
Нетрадиционные домашние задания
Одарённым детям нравятся нетрадиционные домашние задания:
самостоятельное составление словаря терминов, расположение
их по темам;
самостоятельное составление задач;
разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов,
опорных конспектов;
разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.;
подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и
самоконтроля;
редактирование учебного текста;
исправление допущенных ошибок;
подготовка к тематическим урокам: поиск информации, цитат,
статей из словаря;
выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных
пособий и т.п.;
работа над текстом учебника и различными дополнительными
источниками информации (словари, периодическая печать,
Интернет и т.д.);
проектная деятельность;
подготовка к ролевой игре, деловой игре;
опережающие домашние задания (самостоятельное изучение
нового материала);
Систематическое заполнение рабочих тетрадей на печатной основе
даёт положительные результаты в формировании учебной мотивации
и самостоятельности.
9.
Формы контроля домашнего задания
ежедневная проверка рабочих тетрадей с домашним заданием;
контроль письменных домашних заданий во время
самостоятельной работы школьников;
контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то
время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы
товарищей;
внеурочная проверка учителем тетрадей;
непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой
учащегося на уроке, если предпосылкой для активности
учащегося являлось выполнение домашнего задания;
взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;
самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с
написанным на доске правильным вариантом;
контроль письменных работ, который проводится отлично
успевающими ребятами;
к доске для подготовки к ответу вызываются одновременно
несколько человек, класс в это время выполняет другую работу;
используется прием разбиения задачи на отдельные задания;
наличие домашней работы проверяет консультант;
программированный опрос.
10.Игры
На материале домашних заданий проводятся игры. Активность
участия обучающихся в игре показывает подготовленность класса к
дальнейшему изучению программного материала.
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные
способности учащихся, способствуют закреплению учебного
материала, развивают умение применять его в новых условиях
(например, раскодирование информации, игра “В школу”, где
ученику на определённом этапе урока доверяется сыграть роль
учителя. Диктанты “Да-нет”, словарные диктанты, тесты.
Предлагается карточка или перфокарты) .
Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и
закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих
играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий,
творческих заданий, высказывания гипотез.
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды
дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на
команды.
Важно, чтобы просматривая домашние работы обучающихся, учитель
периодически выписывал в индивидуальную карту ученика
обнаруженные пробелы, характер ошибок. Все это позволит ему в
дальнейшем подготовить для ученика индивидуальные задания (не
только классные или домашние, но и на период каникул).
Формирование у школьников положительного отношения к учению в
процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей
учителя в любом классе. Гармоничное сочетание различных видов и
форм подачи и проверки домашних заданий, форм организации
самостоятельной работы обучающихся повлияют на формирование
самостоятельности у школьников и повышение уровня учебной
мотивации.
11.Творческие домашние задания
Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и
всем классом, они способствуют развитию познавательных
потребностей и творческого мышления школьников.
Основные цели ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную
информацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по
предмету.
По содержанию:
1. Вопросник
2. Кроссворд
3. Ребус
4. Сообщение
5. Доклад
6. Сочинение
7. Реферат
По виду деятельности:
1. Индивидуальная
2. Парная
3. Мелкогрупповая (3–7 чел)
4. Групповая (10–15 чел)
По уровню оформления:
1. Рабочая (в тетради, «с листа»…).
2. Экспозиционная (на отдельном формате,содержащая иллюстрации):
– файл-лист;
– буклет;
– брошюра;
– газета;
– альбом;
– «раскладушка».
Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке
определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение
творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает
интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную
почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам
учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие
вопросы: «Как сделать, чтобы ...?» И «Почему?» Даются творческие
задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и
мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой
деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят
написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов,
составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.
Систематическое соблюдение индивидуального и
дифференцированного подхода к учащимся позволяет добиться
повышения качества знаний детей, уровня их умений и навыков.
12.Дифференцированное домашнее задание
И. Кант как-то сказал, что способность правильно пользоваться
знаниями, полученными в школе, в ученике развивает только
домашний самостоятельный труд. А известный психолог Эльконин -
Давыдов вообще считал, что «фактически постепенно должна
стираться грань между классными и домашними заданиями с
переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной
деятельности школьника». То есть вопросы о значении домашнего
задания, о его роли в развитии самостоятельных умений и навыков
учащихся, о том, каковы допустимые объемы и время, отводимое для
его выполнения, занимали педагогов на протяжении многих веков.
Эти вопросы неоднократно обсуждались и обсуждаются как на
страницах педагогической печати, так и среди учителей – практиков и
особенно актуальны в последнее время.
Каждая школа может вообще отказаться от домашних заданий,
исключив их из своих образовательных программ, но это трудно
сделать сразу. Гораздо целесообразнее осуществить переход от
обременительных домашних заданий к индивидуальному
образовательному маршруту. Для этого домашние задания должны
представлять систему. Элементы такой системы - предметные и
межпредметные задания, работа с которыми позволяет ребёнку
овладеть метапредметными умениями. Задания в системе
дифференцируются по уровню знаний, умений и навыков ребёнка, в
соответствии с его возрастом и полом, с учётом темповых показателей
учебной деятельности, разделяются по способу организации,
характеру деятельности и форме деятельности. Ученику
предоставляется возможность самому выбирать задания для работы и
время для их выполнения. Таким образом, домашняя работа
школьника может перейти в индивидуальный образовательный
маршрут. Она оценивается по специальной системе, отметки за нее
влияют на итоговую оценку. Поэтому предлагаемая система должна
носить открытый характер, легко изменяться в ответ на изменения,
происходящие в обучении ребёнка. Она может учитывать даже время
года. Ведь, по мнению психологов, зимой, особенно в феврале,
нагрузка в школе достигает максимального значения. И такая система
домашнего задания может перераспределить нагрузку учащихся,
уменьшив её в зимние месяцы и увеличив, например, в апреле.
13.Виды дифференциации домашнего задания
По уровню знаний, умений и навыков. Учащимся
предлагается выбрать домашнее задание по своему уровню
развития (подразумевается три уровня: высокий, средний,
низкий).
В соответствии с возрастом ребенка. В начальной школе
домашнее задание должно находиться за пределами урока
(повторение, закрепление).
В соответствии с полом ребенка. Рекомендуется давать
домашние задания, ориентированные на половую
дифференциацию, т.е. отдельно для мальчиков и девочек. Если
вспомнить поведение тех и других на уроке, то мальчики
обычно более активны в начале урока, поэтому им требуется
объяснять новый материал в начале занятия, а девочкам в
середине.
Особенности мальчиков:
Кратковременно избирательно реагируют на эмоциональный
фактор.
Избирательно реагируют на оценки.
Важно, что оценивается. Необходимо объяснять, за какое
содержание ему поставили оценку.
Важна зрительная опора при объяснении нового материала.
Рекомендуемые домашние
задания
Не преемственные домашние
задания
Задания, включающие
поисковую деятельность.
Не преемственно при
оценивании учитывать
качество, аккуратность в
написании работы .
Выдвижение новых идей
Речевые задания не действенны.
Задания, связанные с видео
пространственными умениями,
умением ориентироваться в
пространстве.
Решение творческих заданий,
связанных с интеллектом.
Особенности девочек:
Повышение эмоционального фона резко и длительно влияет на
общую активность.
Реагируют на все оценки: положительные и отрицательные.
Важно, кто и как оценивает.
Рекомендуемые домашние
Не преемственные
задания
домашние задания
Решение типовых, шаблонных
задач.
Реже задавать поисковые
задания.
Задания, требующие
проработки детали.
Равновесие устных и
письменных заданий.
По способу организации, характеру деятельности и форме
деятельности. Чаще всего задания носят репродуктивный
характер, хотя для работы дома больше подходят задания
частично-поискового и продуктивного характера (так
называемые творческие задания). К таким целесообразным
видам домашних работ на рубеже 19-20 веков относили
сочинения. В наше время самыми распространёнными стали
доклады, сообщения и рефераты. Именно они вызывают
нарекания в связи с несоответствием работы и возраста
учащихся, вызывают самые большие разногласия среди
педагогов, учеников и их родителей.
Работа ученика в школе и дома, если она предполагается,
должна иметь отличия. Целесообразно было бы задавать на
дом то, что невозможно выполнить в классе, что требует
наблюдений, размышлений, творческого подхода.
Говоря о дифференциации домашних заданий, можно утверждать, что
если на рубеже 19-20 веков такой вопрос не поднимался, то в наше
время каждый учитель знает о ней, однако на практике дети получают
одинаковые задания. Это можно объяснить тем, что одинаковое
задание проще не только задавать, но и проверять и оценивать. В
педагогической науке до сих пор нет методик, позволяющих
объективно оценить результаты домашних заданий. Подход и
основания для оценивания сделанного дома должны иметь отличия,
так как ребёнок выполняет работу в иных, чем в классе, условиях
(большой временной интервал, самостоятельность при выполнении,
помощь родителей).
В заключение, отвечая на вопрос о том, нужны ли домашние задания,
можно сказать следующее. Если домашние задания сводятся только к
заучиванию того, о чем говорилось в классе учителем, к чтению
параграфа учебника, решению нескольких задач по типу решаемых в
классе, выполнению всевозможных упражнений на одно и то же
правило и т. п., если домашние задания приводят к перегрузкам детей,
ухудшению состояния здоровья ребенка, вводят их в состояние
стресса, то такой домашней работе нет места в системе обучения
современной школы. Любое домашнее задание должно выводить
школьника на новый уровень его познавательной деятельности по
сравнению с той, какую он выполнял в классе, должно стимулировать
его любознательность. Поисковый характер задания - вот главный
признак домашней работы. Если же домашнее задание дается с
максимальной пользой для ученика, то и отказываться от него не
следует.
Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность
учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях.
Индивидуальные домашние задания должны получать и хорошо
успевающие и одарённые школьники, потому что такие задания
способствуют развитию их способностей, углублению их знаний.
Особые задания должны ставить перед учащимися трудности,
преодоление которых сделает более плодотворной работу на уроке.
Дифференцированные домашние задания решают и другую важную
задачу. Они могут и должны раскрыть перед школьниками
преимущества коллективно-кооперативной деятельности.
Индивидуальные домашние задания позволяют испытывать чувство
успеха и тем школьникам, которые успевают на ''плохо'' и
''удовлетворительно''. Такое задание даёт этим школьникам
возможность проявить себя, свои сильные стороны, тем самым, делая
более позитивным отношение ребят к обучению в школе.
Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю.
Продуманная их система даст возможность неуверенным ученикам
укрепиться в своих возможностях, сильным развить свои интересы до
глубокой увлечённости, и тех и других научит самостоятельному
познанию.
Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому
школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность
справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах,
способствует повышению интереса к учебной деятельности,
формирует положительные мотивы учения. Но все это требует знания
возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки,
предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и
учащихся.
14.Советы родителям:
Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в
орудие пыток;
Формируйте положительную мотивацию выполнения
домашнего задания, его дальнюю перспективу;
Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее
задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с
положительной отметкой;
Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в
том случае, если он в этом нуждается;
Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше
пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его
вы;
Формируйте у ребенка культуру умственного труда,
интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно
использовать для качественного выполнения домашних
заданий;
*Используйте возможность дополнительных и стимулирующих
занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
*Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш
ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
*Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость
и уважение к личности своего ребенка.
*Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
*Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения
выполнить заданное упражнение.
*Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего
задания.
*Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание,
это сослужит им плохую службу.
*Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
*Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по
выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
*Учите его детальному изучению содержания материалов учебника,
его справочных материалов, правил и инструкций.
*Развивайте его внимание и внимательность при выполнении
домашних заданий.
*Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если
придется чем-то жертвовать.
Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное
домашнее задание.
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете
проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение
домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и
справочные пособия по различным предметам, справочники на
информационных носителях.
Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по
какому-либо из учебных предметов, обратитесь за
разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.
Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие
формированию усидчивости, терпения и ответственности.
15.Как организовать домашние занятия?
Мы предлагаем несколько практических советов и приемов,
которые могут помочь родителям работать с детьми над
домашними заданиями:
1. Составьте вместе с детьми расписание для домашней работы.
Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда
выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико
бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда
приниматься за домашнюю работу. Такие дети могут принять
решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после
ужина. Это их личное дело, которое зависит от их стиля учебы.
2. Распределите задания по важности. Для некоторых детей проблема,
с какого задания начинать выполнение домашней работы,
превращается в трудный выбор, и они могут очень долго мучаться
этой проблемой.
3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки. Для многих
родителей это большая и постоянная проблема. Единственное, что
можно сказать по этому поводу, это то, что родители, использующие
такой способ контроля, не только подвергают себя огромному гневу,
но и показывает их беспомощность.
4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно. Родители часто
имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки.
Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на
проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те
задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и
т.п.
5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет. Иногда
родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием
несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если
ребенок все это время действительно работает, и если задание
действительно требует столько времени на выполнение. Однако если
вы видите, что через час или два после начала работы ребенок
находится в том же положении, как и через 10 минут после начала
работы, надо прекратить эту деятельность.
6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику. В
большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто
дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения
параграфов. Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как
он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут
знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.
7. Обращайте внимание на невербальные сигналы. Родители часто
говорят, что никогда не кричат на своих детей, когда помогают им
делать уроки. Все было бы хорошо, если бы все общение происходило
на вербальном уровне. Но мы знаем, что невербальные способы
передачи информации являются очень существенной частью общения.
Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть
переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.
8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка. Некоторые
родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя
исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку
справиться с особо трудным заданием, конечный результат может
быть разрушителен.
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой
на приготовление домашних заданий, если вы:
с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же
важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не
имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин
или включив телевизор;
в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к
умственному труду;
вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из
школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках,
найдете другую форму приветствия;
никогда не станете использовать выполнение домашних
заданий как средство наказания за проступки;
постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных
прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими
трудностями; сформируете отношение к трудностям как к
чему-то вполне преодолимому.
Мы уверены, если родители будут следовать правилам, о которых
было рассказано выше, а педагоги прислушаются к нашим советам, то
результат обучения и для детей, и для родителей, и для учителя будет
более благоприятным.
16.Традиционные проблемы
При выполнении домашнего задания у многих возникают
традиционные проблемы.
не знают или забывают, что задано на дом;
не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;
тратят много времени на его выполнение;
делают работу не полностью, допускают много ошибок.
У этих проблем есть и свои причины:
ученик просто не записал домашнее задание в дневник;
по характеру он — ребенок медлительный, несобранный, не
умеет самостоятельно подготовиться к работе;
учитель плохо разъяснил суть, порядок и способы выполнения
задания;
ученик невнимательно слушал объяснение учителя о том, как
лучше выполнить задание;
задание оказалось сложным для школьника;
у ребенка нет навыков самоконтроля.
Памятка для родителей
Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий.
Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения
домашних заданий. Это для него очень важно. От того,
насколько спокойными и уверенными будут его первые
школьные шаги, зависят его будущие школьные успехи.
У Вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки.
Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал
начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте
об уроках без криков, будьте терпеливы.
Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и
удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные
стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения
уроков.
Учите выполнять уроки только в рабочем уголке.
*Объясните ребенку главное правило учебной работы – учебные
принадлежности должны находиться на своем рабочем месте.
Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
*Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места
после выполнения уроков. Если ему трудно или он устал, помогите
ему. Пройдет немного времени, и он сам будет убирать свое рабочее
место. Если ребенок в Вашем присутствии делает уроки, пусть
сформулирует Вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка,
снимает тревожность.
*Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и
испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
*Если ребенок что- то делает не так, не спешите его ругать. То, что
Вам кажется простым и понятным, для него пока кажется
таинственным и трудным.
*Учите ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если
ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени,
отведенном на выполнение уроков.
*Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте внимание
на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
*Не заставляйте ребенка многократно переписывать домашнее
задание. Это подорвет Ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
*Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки
самостоятельно и обращаться к Вам только в случае необходимости.
*Каждый раз, когда Вам хочется отругать своего ребенка за плохую
отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его
возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли Ваш ребенок
через много- много лет вспомнить Вас и Ваши родительские уроки.
Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашнее
задание, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это
сохранит и Ваше здоровье.
В конце концов, радуйтесь тому, что у Вас есть такое
счастье – с кем делать уроки, кому – то помогать
взрослеть!