"Теоретические предпосылки формирования информационной культуры младшего школьника"
Автор: Хафизова Гузель Флюровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия "Центр детства" Населённый пункт: город Новый Уренгой, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: "Теоретические предпосылки формирования информационной культуры младшего школьника" Раздел: начальное образование
Теоретические предпосылки формирования информационной
культуры младшего школьника
Хафизова Г.Ф.,
воспитатель
МАОУ «Прогимназия «Центр детства»
г. Новый Уренгой, Россия
В настоящее время существуют различные подходы к определению
феномена
«информационная
культура».
В
научной
и
учебной
литературе
публикуется множество взглядов, порой противоположных. Однозначного и
всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.
Согласно историческому подходу, генеалогическое информационное
древо нашей цивилизации уходит корнями в глубины истории, к простейшим
формам информационных связей и информационного общения.
Первую информационную революцию связывают с появлением языка, с
технологией
устной
речи,
её
передачей,
запоминанием,
возможностью
трансляции в пространстве и времени.
Вторая информационная революция связана с изобретением
письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность
уже
накопленных
человеческим
обществом
знаний,
но
и
повысить
достоверность
этих
знаний,
создать
условия
для
их
широкого
распространения.
Кроме
этого,
появление
документальных
носителей
информации расширило сферу общения, диапазон его форм и возможностей
и
создало
предпосылки
для
возникновения
нового
этапа
развития
информационной культуры.
Изобретение книгопечатания – одна из первых эффективных
информационных
технологий,
приведшая
к
третьей
информационной
революции, которая радикально изменила производство, культуру и способ
организации
общественной
и
исторической
деятельности.
Произошел
взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных
документов, а самое главное – началось и более широкое распространение
информации, научных знаний и информационной культуры. Книгопечатание
дало
возможность
собрать
все
достижения
человеческой
мысли
предшествующих
поколений
и
ускорить
процесс
получения
знаний,
позволило
тиражировать
тексты
для
большого
количества
людей
одновременно и потребовало, в свою очередь большего распространения
грамотности среди людей.
Четвертая информационная революция, начавшаяся в XIX веке, связана с
изобретением
и
последующим
применением
в
практике
электричества
и
таких средств коммуникации, как радио, телефон, телевизор. Эти средства
означали
грандиозный
переворот
с
точки
зрения
скоростей
передачи
информации, объемов памяти и возможности накопления знаний. Данный
этап информационной истории человечества привел к формированию новой
личности с иным уровнем информированности и информационной культуры.
Переход к новому электронному этапу информационной истории
человечества
обеспечила
пятая
информационная
революция,
связанная
с
использованием
в
практике
средств
цифровой
вычислительной
техники.
Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние тридцать лет,
когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью
персональные
ЭВМ.
Их
появление
произвело
подлинный
переворот
в
информационной
сфере
общества,
во
многом
изменило
психологию
и
практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.
Сегодня информатизация общества оказывает революционное
воздействие
на
все
сферы
жизнедеятельности
общества,
кардинально
изменяет
условия
жизни
и
деятельности
людей,
их
культуру,
стереотип
поведения, образ мыслей. Именно поэтому разворачивающийся на наших
глазах
процесс
информатизации
общества
следует
квалифицировать
как
новую
революцию, информационную основу которой составляет шестая
информационная революция, результатом которой станет формирование на
нашей планете новой цивилизации – информационного общества.
Вместе с тем, переход к компьютеризации обучения сам по себе ещё не
решает
задач
эффективной
информационной
подготовки.
Более
того,
наблюдается определенный парадокс: информатизации (и компьютеризации)
с
каждым
годом
становится
больше,
а
знаний
меньше.
Не
случайно
прошедшая
в
декабре
2000
года
научно-
практическая
конференция
ЮНЕСКО
по
информатизации
общества
состоялась
под
девизом
-
«От
компьютерной грамотности к информационной культуре личности».
Таким образом, начало нового тысячелетия стало символическим
рубежом утверждения проблем формирования информационной культуры в
научно-образовательной
сфере,
о
чем
свидетельствует
интенсивный
рост
соответствующих психолого-педагогических исследований.
Особую значимость задача формирования информационной культуры
обретает в начальной школе как важном этапе познавательного развития
личности. Введение в начальные классы
курса информатики, а также
начавшийся процесс компьютеризации начальной школы создают реальные
предпосылки для её решения.
Между тем процесс информационной подготовки младших школьников
далек от совершенства, а его продвижение требует разрешения ряда важных
противоречий. Главное концептуальное противоречие
состоит в том, что
задача формирования информационной культуры имеет общепедагогический
статус и требует комплексного подхода к её решению в школе, а фактически
реализация этой задачи сводится к узкому информационно- техническому
формату и зачастую ограничивается введением в начальные классы курса
информатики.
Анализ практики информатизации начальной школы обнажает ряд
противоречий между:
-
задачей
развития
гармоничной
личности
в
условиях
информатизации
обучения;
- необходимостью более ранней и углубленной информационной подготовки
школьников и низкой информационной компетентностью учителя начальных
классов,
который
до
сих
пор
не
рассматривается
как
ведущий
субъект
информатизации начального образования;
- обучающими и развивающими возможностями компьютеризации обучения
и их недостаточным использованием в практике начального образования;
- применением компьютера в качестве средства обучения и недостаточной
психолого-педагогической обоснованностью компьютерных программ;
-
присущим
учителю
стремлением
полностью
контролировать
учебную
информацию
и
необходимостью
раскрепощения
информационного
пространства,
перевода
ученика
в
позицию
субъекта
информационной
деятельности.
В дидактическом плане главным препятствием в формировании
информационной
культуры
школьника
выступает
дисциплинарная
модель
обучения,
которая
не
способна
в
полной
мере
ответить
на
задачи
информационной подготовки.
Информационная культура младшего школьника есть качественное
динамическое
образование
личности,
характеризующее
его
как
субъекта
информационной деятельности. Успешность формирования информационной
культуры
младшего
школьника
определяется
тем,
в
какой
мере
педагогический процесс в начальной школе способствует переводу ученика в
позицию субъекта учебной деятельности, складывающейся как деятельность
информационно- познавательная.
Информационная культура младшего школьника характеризуется
такими качествами как: алгоритмическая культура мышления; структурность
и операционность мышления; ориентационная гибкость мышления; умение
планировать познавательные действия и строить информационные модели;
умение
вести
поиск
и
обработку
информации.
Данные
качества
могут
рассматриваться как критерии уровня развития информационной культуры.
Формирование информационной культуры младшего школьника
основывается на двух компонентах - развитие системно-информационной
картины мира и информационно-технологической компетентности. Первый
компонент полагает наличие целостных, теоретических знаний, способности
обобщать
и
абстрагировать
информацию.
Второй
компонент
означает
овладение
элементарными
умениями
самостоятельно
обрабатывать,
о р га низо в ы ват ь,
мод е лир о ват ь
инфо рма цию
с
п р и м е н е н и е м
информационных технологий, в том числе компьютера.
Формирование этих двух составляющих основ информационной
культуры обеспечивается в младших классах посредством информационно-
развивающего обучения на основе междисциплинарного подхода с опорой на
знаково-информационное
моделирование
с
применением
компьютерных
технологий.
Формирование информационной культуры младших школьников
складывается в образовательном пространстве информационно-развивающей
среды
обучения,
построение
которой
обеспечивается
работой
в
рамках
следующих основных направлений:
- дидактическом (построение занятий с элементами компьютерного обучения
на
уроках
ИЗО,
информатики
и
интегрированных
уроков
математики,
русского языка, чтения и технологии);
- информационно-техническом (техническое оснащение учебного процесса и
формирование арсенала педагогических программных средств);
- профессионально-педагогическом (информационная подготовка учителей
начальных
классов
в
рамках
задач
обеспечения
их
компьютерной
грамотности
и
умения
квалифицированно
отбирать
и
использовать
программно-обучающие технологии в своей педагогической работе);
- медико-психологическом (диагностика и отслеживание физиологического и
психологического состояния детей, выработка индивидуально-адресных норм
работы на ПК для каждого ученика и рекомендаций по проведению занятий с
применением
ПК,
а
также
проведение
профилактическо-оздоровительных
мероприятий с учениками).
Эффективность процесса формирования информационной культуры
младшего
школьника
с
применением
элементов
компьютерного
обучения
определяется следующими педагогическими условиями:
-
развитием
информационной
компетентности
и
профессиональной
готовности
учителя
начальных
классов
к
применению
компьютера
изначально
как
средства
эффективной
наглядности
с
последующим
его
освоением
как
средства
формирования
информационно-конструкторских
навыков, освоения знаково-символической деятельности и информационного
моделирования учебного процесса;
- обеспечением целостной информационно-развивающей среды начальной
школы
путем
объединения
усилий
педагогического,
управленческого,
технического,
медико-психологического
персонала
школы,
а
также
путем
соблюдения поэтапной логики информационной подготовки - адаптационно-
мотивирующего,
направленного
на
овладение
навыками
компьютерной
грамотности в первых классах, и пропедевтического, связанного с началом
освоения курса информатики во втором классе, и нацеленного на развитие у
детей системно-информационной картины мира и основ их информационно-
технологической компетентности;
- построением учебных занятий на основе междисциплинарной интеграции с
основными предметами обучения с целью расширенной информационной
подготовки
учеников
в
форме
компьютерной
визуализации
содержания
обучения и информационно-игрового сотрудничества.