Напоминание

"Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников"


Автор: Бельчегешева Евгения Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Журавушка"
Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 «Журавушка»

г. Мыски

«Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому

образованию дошкольников»

Автор:

Е.Л. Бельчегешева

Воспитатель МБДОУ № 19

Мыски

2017

В

условиях

современного

дошкольного

образования

актуально

сотрудничество

семьи

и

образовательного

учреждения. В соответствии с

законом «Об образовании в Российской Федерации» задачей дошкольного

учреждения является организация «взаимодействия с семьёй для обеспечения

полноценного развития личности ребёнка». МБДОУ «Детский сад № 27»

является

Центром

экологического

образования,

поэтому

организация

экологического воспитания и образования детей является востребованной.

Практика

экологического

образования

показала,

что

особый

интерес

вызывали

те

мероприятия,

которые

были

организованы

совместно

с

родителями.

Важно не только научить детей воспринимать программный материал в

процессе

игры,

творчества,

тесного

взаимодействия

с

другими

воспитанниками,

родителями,

а

заинтересовать

их,

замотивировать

на

получение определённого объёма знаний, в том числе природоохранного. Мы

не

представляем

детям

знания

в

готовом

виде,

не

читаем

им

лекций,

наставлений, а подводим детей к определённым выводам, к самостоятельным

открытиям, которые ребёнок может уже сделать сам. Процесс воспитания и

обучения дошкольников будет эффективным для ребёнка только тогда, когда

используется деятельностный метод, интерактивные приемы, наполненные

соответствующим

экологическим

содержанием.

С

учетом

ведущих

дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников

мы

используем

различные

формы

экологического

воспитания:

массовые,

групповые, индивидуальные.

Среди массовых форм работы предпочтение было отдано мероприятиям

по благоустройству и озеленению помещения группы и территории ДОУ,

природоохранные праздники, акции, конференции, экологические фестивали,

ролевые

игры,

работа

на

участке.

Из

групповых

форм

взяли

экскурсии,

туристические походы по изучению природы, экологические проекты. Из

индивидуальных форм предпочли наблюдения за животными и растениями,

изготовление поделок, рисование, лепку.

Большую роль в формировании экологических знаний играет созданная в

группе и на участке предметно-развивающая среда. Она наполнена играми с

водой

и

песком,

предметами

живой

и

неживой

природы

(коллекциями

камней, ракушек, семян, растений, перьев, сухих листьев, коряг, комнатных

растений), экологическими тетрадями, в которых дети отмечают результаты

наблюдений,

опытов.

Расширен

спектр

возможностей

для

поиска,

моделирования

и

экспериментирования

различными

материалами,

это

способствует развитию любознательности, исследовательского интереса и

творческих

способностей.

В

группе

есть

оборудование

для

проведения

элементарных опытов и экспериментов (стаканчики, трубочки, тарелочки,

колбы,

термометры,

песочные

часы,

бумага

для

фильтрования,

губки,

тонущие

и

не

тонущие

предметы,

магниты,

гирьки,

весы,

микроскоп,

телескоп, лупа, глобус и пр.). Полученные представления в области экологии

конкретизируются

и

закрепляются

посредством

опытов

и

практической

деятельностью (на огороде, при пересадке растений, рассматривании почвы и

т.д.)

В

группе

имеются

различные

дидактические

игры

с

экологическим

содержанием:

«Времена

года»,

«Кто

где

живёт»,

«Растительный

мир»,

«Животный мир», «Собери карту края», «Живая-неживая», «Материки», «Чьё

гнездо»,

«Пищевые

цепочки»,

альбомы

с

иллюстрациями

животных

и

растений,

пластмассовые

игрушки

животных,

познавательная

литература,

схемы строения человека, цветка, дерева, рыбы, насекомого. Дидактические

игры вызывают интерес детей, стимулируют их познавательную активность.

Имеются

сюжетно-ролевые

игры с

природоведческим и

экологическим

содержанием, которые несут знания: «Экспедиция в Африку», «Путешествие

к

морю».

В

уголке

природы

создали

коллекцию

поделок

из

природных

бросовых материалов, на подоконнике высадили мини-огород.

Экологическое просвещение и формирование экологической культуры у

детей проводится параллельно с экологическим просвещением родителей.

Экологическая

грамотность

взрослых

определяет

успех

экологического

воспитания

детей.

Поэтому

к

своей

работе

мы

стараемся

привлекать

взрослых

членов

семьи

(даже

бабушек

и

дедушек).

Семья

как

среда

формирования

личности

ребенка

оказывает

огромное

влияние

и

на

формирование

у

ребёнка

основ

экологического

мировозрения.

Чтобы

избежать в практике просвещения родителей раздробленности и случайности,

учесть

запросы

родителей

на

содержание

необходимых

педагогических

знаний,

чтобы

взаимодействие

с

родителями

было

регулярным,

повышающим

педагогическую

культуру

родителей,

была

разработана

программа

работы

родительского

клуба

«Гармония».

В

тематику

мероприятий были включены и экологические.

Экологическую

информацию

взрослые

получают

на

родительских

собраниях, в процессе совместной деятельности на территории детского сада,

из

групповых

и

письменных

консультаций

для

родителей,

в

совместной

игровой деятельности с детьми, при участии в акциях, изготовлении поделок,

рисунков.

Помимо

традиционных

форм

работы,

мы

активно

используем

такие формы и методы работы как «круглый стол», тематические выставки,

семейные проекты, открытые показы для просмотра родителями, конкурсы

семейных

талантов

(«Чудо-овощи»,

«Эко-ёлка»,

«Птичья

столовая»),

семейные встречи экологической направленности, дни добрых дел («Посади

дерево», субботники), организацию совместных выходов в воскресные дни в

библиотеку, походы и др.

Много

различных

форм

работы

с

родителями

апробировано.

Сейчас

можно точно сказать, что это способствовало более тесному общению с

родителями. Работа с родителями должна быть постоянным и непрерывным

процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям,

лично

значимой

для

них.

Совместная

деятельность

взрослого

и

ребёнка

способствует

сотрудничеству,

эмоциональному,

психологическому

сближению ребёнка и взрослого. Правильно организованное взаимодействие

с

семьёй

по

экологическому

образованию

в

стенах

детского

сада,

продолжалась и дома.

Сложившаяся

система

работы

дошкольного

учреждения

позволяет

максимально активизировать родителей, о чём свидетельствуют активное

участие родителей в жизни детского сада: в экологических акциях «Чистый

берег», «Покормите птиц зимой», «Батарейки», в проекте «Тайна кедровой

шишки», в сборе макулатуры, благоустройстве участков и оформлении групп,

в

организации

выставок

поделок

и

рисунков,

выездных

мероприятий,

походов, подготовке выпусков стенгазет и др.



В раздел образования