Напоминание

"Географические диктанты для учащихся 6 класса по УМК Летягина А. А."


Автор: Бальжирова Оксана Дугаровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Амитхашинская СОШ"
Населённый пункт: села Амитхаша Агинского района Забайкальского края
Наименование материала: Методические разработки
Тема: "Географические диктанты для учащихся 6 класса по УМК Летягина А. А."
Раздел: среднее образование





Назад




Российская Федерация

Забайкальский край

Агинский район

МБОУ «Амитхашинская средняя общеобразовательная школа»

Методические разработки географических диктантов

для учащихся 6 класса по УМК Летягина А. А.

по программе под редакцией Дронова В. П.

Учитель географии: Бальжирова Оксана Дугаровна

2017 год

Введение

Одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем – совершенствование

системы

проверки

и

оценки

знаний,

учащихся

и

умение

применять

эти

знания

для

выполнения

практических

работ.

Проверка

знаний

подводит

итог

главного

труда

школьника

учения.

Необходима

система

проверки,

при

которой

бы

продолжался

процесс,

направленный

на

развитие

познавательной

активности,

самостоятельности

учащихся.

От

того

насколько

организована

проверка

знаний,

характер

и

содержание

проверяемых знаний, зависят успехи в обучении и воспитании. Большую роль при этом

играют формы и методы проверки, применяемые учителем, с целью объективного подхода

к решению этой проблемы.

Географические

диктанты

не

являются

основной

формой

проверки

знаний

учащихся в практической деятельности учителя. Эта форма применяется в сочетании с

другими формами проверки знаний и умений.

Географические

диктанты

своего

рода

небольшая

по

объему,

фронтальная

письменная проверка, охватывающая несколько тем.

Такая форма письменной и фронтальной проверки ценна, так как сокращаются

время и затраченная энергия на проведение проверки усвоения знаний всего класса,

большая

часть

времени

отводится

на

мыслительную

деятельность

(воспоминание,

рассуждение, сопоставление, умозаключение). В ходе выполнения диктанта приводятся в

определенную систему полученные знания, совершенствуются умения и навыки учебной

работы.

Систематическое

применение

подобной

формы

проверки

приучает

учащихся

постоянно быть активным на всех этапах урока, добросовестно относиться к выполнению

домашних

заданий,

обращаться

к

дополнительной

литературе

и

справочникам,

чаще

получать информацию о степени и качестве усвоения учебного материала

Диктанты составлены по темам и разделам учебника географии 6 класса, под

общей редакцией В.П. Дронова, автор учебника Летягин А.А.. В них включены основные

понятия и термины, используемые для объяснения материала и необходимые учащимся

для понимания объясняемой темы.

Данный

проект

представляет

собой

цифровой,

буквенный

и

другие

формы

диктантов.

Технология приёма цифрового диктанта

Набор утверждений, правильных

и неправильных, составленных на материале

изучаемой темы. Проводится в устной форме, требует при определённом навыке 5-6

минут. Каждое утверждение произносится учителем 1-2 раза, ученики записывают своё

мнение о нём в виде: 1- «согласие» или 0- «несогласие».

Затем учитель демонстрирует (на доске или устно), правильный ответ, называет

критерий оценки, ученики выставляют оценки сами. Однако, если на этом остановиться,

эффективность

выполнения

задания

будет

минимальной.

Этот

приём

позволяет

дифференцировать

проблемы

учеников

и

учителей:

ученики

поднимают

руку,

когда

учитель просит сказать, кто правильно ответил на этот вопрос, на 2-й и т.д. За несколько

секунд выявляется то утверждение, которое вызвало затруднения у большинства. Это -

проблема учителя. Если же неудачным были ответы у одного-двух учеников – это их

проблемы. Для исправления ошибок достаточно быстрого разъяснения учителя. Приём

позволяет

развивать

навыки

работы

в

аудиальной

модальности

(ответ

на

слуховое

восприятие), обучает концентрации внимания, обучает концентрации внимания.

Возможности применения:

• при актуализации необходимых ЗУН в начале урока, темы;

• при оперативной диагностике, уровня усвоения изученного материала в середине

и в конце урока;

• для проверки домашнего задания;

•как

форма

проверки

самостоятельной

работы

для

учеников

навёрстывающих

пропущенные по болезни занятия.

Технология приёма буквенных диктантов

Требуется

отгадать

зашифрованное

слово,

расшифровывая

по

буквам.

Буквы

закодированы в вопросах по изученной или изучаемой теме. Ученики записывают только

указанную букву из отгадываемого понятия.

Технология приёма числовых диктантов (на слух)

Задание состоит из 5-8 этапов. Каждый этап – пример на арифметическое действие

с числами, которые могут отражать факто логию или понятийный аппарат изучаемого

материала. Ученики записывают только числа и действия с ними. Этот приём требует

тренировки и является, пожалуй, самой сложной формой развивающих диктантов.

Кроме перечисленных выше умений и навыков этот приём тренирует навыки счёта,

умение быстро переключаться.

Возможности применения

• лучше всего на этапе обобщения изученного материала;

• на этапе отработки и уяснения учебного материала

Географические диктанты 6 класс

По теме «Глобус – модель Земли»

Градусная сеть глобуса

1. Вставьте в тексте пропущенные слова и выражения по смыслу.

На глобусах и географических картах наносятся линии меридианов и параллелей,

образующие … … … .

Две точки пересечения оси Земли с её поверхностью называют …

… . Через северный и южный географические полюса проходят все земные … .

На глобусе линии … представляют собой полуокружности одинаковой длины.

Перпендикулярно меридианам проводятся …. – окружности, все точки

которых равно удалены от географического полюса. Длины … уменьшаются по мере

удаления

от

экватора

к

полюсам

(градусная

сеть

Земли,

географические

полюса,

меридианы, параллели).

По теме «Рельеф земной поверхности»

Различие гор по высоте

1)

Вставьте в тексте пропущенные слова и выражения по смыслу.

Горы суши, занимающие около …% её площади, очень разнообразны.

… отличаются небольшими абсолютными (до 1000м). Абсолютные высоты

… не превышает 2000-3000 метров. Поскольку … и … обычно расположены в

районах с малой активностью земной коры, для них характерны относительно пологие

склоны хребтов.

Рельеф …. Имеет иной характер. Абсолютные высоты здесь превышают 2000

– 3000 метров, характерны крутые склоны, зазубренные гребни, множество скал и осыпей.

(36%, низкогорья, среднегорья, высокогорья)

Разнообразие равнин по высоте

2. Вставьте в тексте пропущенные слова и выражения по смыслу.

Равнины суши различаются по абсолютной высоте их поверхности, что хорошо видно

на физической карте мира. Наименьшими абсолютными высотами характеризуются … .

Они располагаются либо ниже уровня моря, либо не более 200 метров над уровнем моря.

Абсолютные высоты … составляют от 200 до 500 метров.

Промежуточное

положение

между

горами

и

равнинами

занимают

Поверхность … длительное время разрушалась и выравнивалась, а в дальнейшем по

разломам была приподнята над окружающими равнинами.

(низменности, возвышенности, плоскогорья)

Цифровой географический диктант «на слух» - ответить на вопросы письменно

(да -1, нет -0), с последующей работой над ошибкой

Раздел 1. История географических открытий

Тема «Великие географические открытия»

1.

Эпоха Великих географических открытий началась в конце XV века.

2.

Впервые

проложил

морской

путь

из

Европы

в

страны

южной

Азии

португальский мореплаватель Васко да Гама.

3.

Афанасий Никитин пересёк четыре моря, чтобы оказаться в Индии.

4.

Колумбу удалось найти сокровища китайских и индийских владык (золото,

пряности, драгоценные камни).

5.

После плавания экспедиции Ф. Магеллана не осталось сомнений в том, что

Земля шарообразна и что все океаны соединяются между собой.

6.

Официальной датой открытия Америки считается 12 октября 1492 года.

Ответ (110011)

Тема: «Современные географические исследования»

1.

Первая станция «Северный полюс» (СП-1) под руководством И.Д. Папанина

начала работать в мае 1937 года.

2.

В 1956 году начала работать первая отечественная научная экспедиция по

изучению Антарктиды.

3.

В

1 9 5 7

год у

б ы л а

с о зд а н а

р о с с и й с ка я

и с с л е д о в а т е л ь с к а я

внутриконтинентальная станция «Восток».

4.

Здесь

исследователями

отмечена

самая

низкая

температура

воздуха

на

Земле: -71ͦ

С.

5.

В

настоящее

время

в

Антарктиде

действует

около

45

научных

станций

работающих круглый год.

Ответ (11101)

Раздел 2. Изображение земной поверхности

Тема: «Изображение рельефа на топографических планах и картах»

1.

Превышение

по

вертикали

какой-либо

точки

земной

поверхности

относительно среднего уровня поверхности океана называют абсолютной высотой.

2.

В России абсолютные высоты отчитывают от среднего уровня Балтийского

моря – от нуля кронштадтского футштока (водомерной рейки).

3.

Для

наглядного

изображения

неровностей

земной

поверхности

на

карте

применяют способы штриховки и светотеней.

4.

Выдающимся

немецким

географом

и

путешественником

Александром

Гумбольдтом (1769-1859) был разработан метод изолиний.

5.

Горизонтали на плане представляют линии со стрелками синего и красного

цветов.

6.

Определить форму рельефа помогают бергштрихи – указатели направления

понижения склонов.

7.

На плане пологим склонам соответствует сгущение горизонталей, а крутым

– редкое их расположение.

Ответ (1111010)

Раздел 3. Геосферы Земли

Тема: «Литосфера»

М (Мантия – Мореплаватель совершивший первое кругосветное плавание

И

( Известняк – твёрдое полезное ископаемое , при гашении водой получается

известь)

Н (Низменность – равнины суши, имеющие наименьшую абсолютную высоту.

Е (Енисей – крупная сибирская река, бассейна Ледовитого океана.)

Р (Рельеф – форма земной поверхности)

А (Архипелаг – группа островов, расположенных близко друг от друга.)

Л (Литосфера - твёрдая оболочка земной коры)

Тема: «Атмосфера» (цифровой диктант)

Запись на доске:

1. Бриз 6. Воздушные массы 11. Облака

2. Стратосфера 7. Барометр 12. Осадкомер

3. Ветер 8. Флюгер 13. Гигрометр

4. Атмосфера 9. Тропосфера 14.Относительная влажность

5. Амплитуда 10. Термометр 15. Абсолютная влажность

Вопросы:

1. Прибор для измерения давления.

2. Горизонтальное перемещение воздушных масс.

3. Прибор для определения температуры воздуха.

4. Ветер, образующийся на берегу реки и меняющий свое направление два раза в

сутки.

5. Слой атмосферы, находящийся над тропосферой.

6. Прибор для определения количества осадков.

7. Большие объемы воздуха, отличающиеся друг от друга своими свойствами.

8. Нижний слой атмосферы.

9. Воздушная оболочка Земли.

10. Прибор для определения влажности воздуха.

11.Количество

водяного

пара,

содержащегося

в

1

м3

воздуха,

выраженное

в

граммах.

12. Прибор для определения направления ветра.

13. Отношение (в процентах) фактического содержания водяного пара в 1 м3 к

возможному при данной температуре.

14. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или

кристалликов льда.

15.

Разность

между

наибольшими

и

наименьшими

значениями

температуры

воздуха в течение суток, месяца или года.

Тема: «Гидросфера»

- По описанию определи, о какой реке идёт речь.

«…Нет в мире реки, которая несла бы в океан такую массу воды.

Её бассейн самый большой на земле и достигает 7 млн. кв. км. Длина реки с

притоком составляет 6992 км. Ширина реки в Андах равна 700 м, в среднем течении более

5 км, в нижнем 20 км, а в устье 80 км.

Воды

реки

и

её

притоков

кишат

рыбой;

в

этой

реке

живет

748

видов

рыб.

Некоторые рыбы свирепы. Рыба пиранья хотя и маленькая, но нападает на крупных

животных

и

людей.

Купаясь

в

этой

реке

или

её

притоках,

нужно

остерегаться

крокодилов…»

Ответ: Амазонка

«…Эта река величайшая по протяжённости речных систем в мире. Её длина от

истока

до

впадения

в

Средиземное

море

составляет

6

853

км.

Площадь

бассейна

составляет 3 400 000 км². Суммарная длина судоходных участков составляет 3,2 тыс. км.

Орошение водами реки – основа земледелия Египта. Он почти единственный

источник питьевой воды…»

Ответ: Нил

«Одна из крупнейших рек мира. Длина водного пути: составляет 5075 км. По

площади бассейна занимает 2-е место среди рек России (после Оби) и 7-е место среди

рек мира. Для бассейна реки характерна резкая асимметричность: его правобережная

часть в 5,6 раза выше левобережной. От Саян до Северного Ледовитого океана река

проходит через все климатические зоны Сибири. В его верховьях живут верблюды, в

низовьях — белые медведи.»

Ответ: Енисей

Тема: « Биосфера и почвенный покров» (буквенный диктант)

Б (Ботаника – наука о растениях, раздел биологии)

И ( Ихтиология – наука, изучающая рыб, раздел зоологии)

О (Орнитология – наука изучающая птиц, раздел зоологии)

С (Степи - природная зона, где господствует травянистая растительность с жарким

сухим летом и холодной зимой)

Ф (Фотосинтез - процесс создания углеводов из углекислого газа и воды с помощью

энергии света и посредством хлорофилла)

Е (Ель- хвойное дерево, европейской части России)

Р (Рысь – хищное животное семейства кошачьих, обитатель тайги)

А (Анаконда – самая большая змея, обитающая в Южной Америке).

Тема: Географическая оболочка (цифровой диктант)

1.

Территория

с

устойчивым

сочетанием

географических

компонентов

называется природно-территориальным комплексом (ПТК)

2.

Географическая

оболочка

самый

маленький

природный

комплекс

нашей

планеты.

3.

Важная особенность географической оболочки – способность накапливать

солнечную энергию.

4.

Верхняя граница географической оболочки обычно проводится на границе

тропосферы и стратосферы.

Расой называют большую группу людей, выделяемую на основании их сходства по

физическим признакам и общности древних и современных территорий расселений.

5.

В науке принято выделять четыре большие расы.

(Ответ: 101110)



В раздел образования