Напоминание

Проект по экологическому воспитанию


Автор: Бирюля Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ №1158 ДО №686(4а)
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Проект
Тема: Проект по экологическому воспитанию
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №1158 ДО № 686(4а)

2016-2017

Актуальность

проблемы

.

* «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское

экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, что-

бы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

* Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям

можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представле-

ния

и

взгляды

человека

на

окружающее

необычайно

сложно.

Именно

поэтому

важно

своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобрета-

ет особую остроту. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная зада-

ча.

* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в

этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь раз-

вития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка –

это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенство-

вания физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот пери-

од формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культу-

ры.

* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование

начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталки-

вается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные

объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании де-

тей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природ-

ных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, раз-

вивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что,

если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих

объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского иссле-

дования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассу-

ждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравни-

вать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способ-

ности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к иссле-

довательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Главная цель проекта: созда-

ние условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически

грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Участники проекта: -

дети второй младшей, средней, старшей, подготовительной группы ДО;

- воспитатели;

- родители;

Вид проекта: дол-

госрочный, творческо-исследовательский с 01.09.2014г. по 30.03.2016г.

Цель проекта:

Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и

формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его

большим миром природы.

Задачи проекта: 1.

Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между

объектами природы.

4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила без-

опасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила

безопасного труда в природе.

6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам приро-

ды: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Продукты проекта: Ма-

кеты природных объектов, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследователь-

ские работы, схемы, выставки, карта экологической тропинки, скворечник, кормушки,

цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные

или опытнические зоны в группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков

с познавательным материалом о природе, экологические газеты по сезонам 4 выпуска, эко-

логические знаки.

Этапы проекта:

три основных этапа:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и

методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, вы-

бор оборудования и материалов;

2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными

способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;

3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной

форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможно-

сти, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать

живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва,

вода). Ребята узнают особенности природы родного края.

2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведе-

нию по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся

с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные

знаки.

4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся де-

лать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года.

Смогут объяснить причины смены времен года.

6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

9. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, рас-

тений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия,

необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке

природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).

10. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных

и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких

стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представ-

ление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на

полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению

к ним.

11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке приро-

ды.

12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять

связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы: * Все жи-

вые организмы имеют равное право на жизнь.

* В природе все взаимосвязано.

* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов

природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила

безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для

жизни людей.

15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение ро-

дителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Ресурсы проекта:

1. Материал флоры и фауны: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии.

2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников Николае-

ва С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие де-

тей в детском саду».

3. Экологическая комната.

4. Общий цветник и огород для организации труда в природе. Зеленая зона на участке дет-

ского сада.

5. Вся территория вокруг сада с природными объектами.

6. Опытническая зона в группе. Огород на окне в группе.

7. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследователь-

ской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований.

Возможность участия в региональном конкурсе детей - исследователей.

8. Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям

объектов природы.

План действий по реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования,

предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и матери-

алов. Сроки: 01.09.2014г. – 30.11.2014г.

2 этап. Исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Сроки: 01.12.2014г. –

30.03.2016г.

1. Организация в группах познавательно - экологической среды.

2. Создание экологической развивающей среды в ДО – экологическая комната. Оформить

многофункциональное настенное панно по флоре и фауне.

3. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы:

растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.

4. Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным экологиче-

ским направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных

проектов.

5. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения. Наблюдение и помощь

объектам экологической тропинки. Оформить карту экологической тропинки в ДО.

6. Посадка цветника, уход за цветами.

7. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскур-

сиях.

8. Выпуск экологических газет.

9. Оформление проекта «Насекомые».

10. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических

знаков.

11. Операция «помоги природе». Цель: уборка определенных уголков природы от мусора,

помощь деревьям, насекомым.

12. Операция «Подарок птицам». Изготовление скворечников и кормушек с помощью роди-

телей и развешивание их на территории детского сада.

13. Познавательное развлечение «Птичьи заботы» в старшей и подготовительной группах.

14. Викторина «Знаем ли мы растения нашего края?» в старшей и подготовительной груп-

пах.

15. Экскурсии по территории сада. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения

в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.

16. Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов природных объектов. Вы-

ставка макетов о родном крае: флора, фауна, неживая природа, труд людей и др.

17. Экологическая беседа в средних, старших, подготовительных группах «К природе с до-

бротой».

18. «Напиши письмо сове». Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего воз-

раста по теме «Природа».

19. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов «Вторая жизнь упаков-

ки».

20. Оборудование в саду уголка «Детская лаборатория» для опытов и экологических иссле-

дований.

21. Фотовыставка «Природа вокруг нас» с описанием содержания фотографий. Привлечь ро-

дителей к участию в фотовыставке.

22. Организация в ДО видеотеки с помощью родителей «Это интересно. Из жизни приро-

ды» – о насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях

моря, о временах года и т.д.

23. Викторина между старшими группами «Лучший знаток деревьев».

24. Составление гербария «Наши растения».

25. Опытно-исследовательская деятельность на огороде. Цель: вырастить культуру для по-

лучения полноценного урожая.

26. Создание экологического туризма.

3 этап. Обобщающий.

Обобщение результатов работы по проекту «Экологическое воспитание». Ана-

лиз, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита

детских исследовательских проектов. Педагоги-

ческий Совет по итогам проекта. До 30 марта 2016 г.

Обобщение результатов работы по проекту «Экологическое воспитание».

1. Диагностирование уровня экологического развития дошкольников с заполнением диагно-

стических карт.

2. Просмотр презентаций детских исследовательских работ.

3. Обобщение уровня обогащения предметно-развивающей среды в ДО.

4. Педагогический Совет по обобщению результатов работы по проекту, составление реко-

мендаций по дальнейшей работе по экологическому воспитанию дошкольников

Риски.

1. Низкое познавательное развитие детей. 2. Низ-

кая заинтересованность родителей. 3. Не высо-

кая профессиональная компетентность отдельных воспитателей по экологическому воспи-

танию дошкольников. 4. Не все воспита-

тели могут организовать и руководить детскими исследованиями на высоком методическом

уровне. 5. Могут быть упущены

отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого матери-

ала

Предупреждение рисков.

1. Распределить среди членов педагогического коллектива ответственных за выполнение

отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию

и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

2. Организовать методическую помощь воспитателям по организации детских исследова-

тельских проектов.

3. Провести цикл консультаций для воспитателей в целях повышения профессиональной

компетентности по экологическому воспитанию дошкольников.

4. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей использовать в группах

информационные стенды по разъяснению запланированных задач по проекту «Экологиче-

ское воспитание», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими

детьми.

Результаты реализации проекта: разработан и апробирован перспективный план работы с

детьми и родителями;

созданы достаточные условия для организации деятельности ДО по экологической направ-

ленности;

разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами

поведения в природе;

уровень усвоения экологической грамотности воспитанниками составляет 80%;

опыт по формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанного, экологически

грамотного поведения;

создана видеотека: «Тундра», «Тайга», «Животные», «Красная книга», «Насекомые», «Наш

край»;

создан экологический туризм;

Приложение 1

Паспорт проекта «Экологическая тропа».

Вид проекта: творческо-исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный с 01.09.2014г. по 30.03.2016г.

Участники: дети ДО, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

Образовательная область: ознакомление с окружающим

Актуальность: экологически-грамотное отношение к природе.

Цель проекта: формирование экологически-грамотного отношения детей к природе.

Задачи проекта: сформировать устойчивый интерес к природе, закрепить знания детей о

природе.

Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически правильно в природе.

Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтения.

Роль родителей в реализации проекта: сбор материала по теме «Экология. Охрана приро-

ды».

Участие специалистов ДО в осуществлении проекта: привлечение муз. работника, физ.

работника, завхоза.

Работа с воспитателями: консультации для воспитателей.

Продукт проектной деятельности: конкурс поделок «Природная фантазия», конкурс ри-

сунков «Охрана природы», выпуск газет по экологии, создания «экологического туризма».

Мультимедийная презентация на педсовете по проекту «Экологическое воспитание».

Приложение 2

Из выступления на педсовете.

С о зд а н и е

э кол о г и ч е с ко й

т р о п и н к и

и

о р г а н и з а ц и я

н а

н е й

р а б о т ы .

Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически пра-

вильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка,

так и для самой природы, в соответствии со своими интересами склонностями, уровнем по-

знавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической

т р о п и н к и

и

о р г а н и з а ц и я

н а

н е й

р а б о т ы

с

д е т ь м и .

В качестве объектов экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев,

в том числе редких (аллеи, отдельно растущие редкие породы, сад, уголок леса; кустарники;

различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водое-

мы (искусственные или природные) уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейники;

норки животных; гнездовья птиц; метеостанция; грядка с лекарственными растениями; ого-

род, отдельные красивоцветущие растения и др.

Этапы создания и оформления тропинки:

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных

объектов.

2. Составление карт и схем тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, ко-

торая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста де-

тей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4. Составление паспорта всех точек тропинки.

5. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6. Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:

- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоров-

ления детей на свежем воздухе.

- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ре-

бенка.

- Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружаю-

щим миром.

- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бе-

режного отношения к природе.

- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, по-

делках, рассказах и других творческих работах.

- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследова-

ния, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Паспорт некоторых точек экологической тропинки.

ОБЪЕКТ «КЛУМБА».

Объекты для наблюдений:

цветы – ирисы, ромашки, васильки, лилия, петуния, бархатцы, астры, настурции.

ЦЕЛЬ: изучение и наблюдение растений в летний период.

Рекомендации по организации работы с детьми:

труд с детьми: подготовка клумб. Посадка новых растений, полив, рыхление, пропол-

ка.

наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по

внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми

сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники

беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)

проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой

видеть красоту и неповторимость каждого цветка

формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание

помогать и заботиться

ОБЬЕКТ – «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»

Объекты для наблюдений:

1. Крапива

2. Одуванчик

3. Подорожник

4. Тысячелистник

5. Мята перечная

6. Мать-и-мачеха

7. Календула

8. Календула

9. Ромашка аптечная

10. Лопух

11. Кипрей (Иванчай)

Рекомендации по организации работы с детьми:

прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростам, цветением,

рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних

и летних месяцев

рассматривание и сбор семян растений

труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление

беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения

игры с детьми «Мы растения», «Чем полезна», «Чей листочек»

сенсорное развитие детей

ОБЬЕКТ – «КУСТЫ»

Объекты для наблюдений:

1. Сирень

2. Рябина

3. Шиповник

Рекомендации по организации работы с детьми:

экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года

исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от де-

ревьев, общее и отличие кустов между собой

связь с животным миром

польза для человека и забота человека.

ОБЬЕКТ – «ДЕРЕВЬЯ»

Объекты для наблюдений:

1. Береза

2. Осина

3. Ива

4. Тополь

5. Ель

Рекомендации по организации работы с детьми:

рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года

сравнение их между собой

забота человека о деревьях

использование луп для наблюдений

проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисова-

ние тени дерева

сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений

связь с животными

ОБЪЕКТ «старый пень»

Объект для наблюдений.

Объектом для проведения наблюдений старый пень.

Рекомендации по организации работы с детьми:

естественное старение дерева

рассматривание мха и древесных грибов

связь с животными и насекомыми

использование луп для наблюдений

исследовательская деятельность

ОБЪЕКТ «СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЖОК»

Объекты для наблюдений:

Открытый луг в углу территории сада.

Небольшая поляна.

Рекомендации по организации работы с детьми:

сравнение луга и огорода

связь с животными и насекомыми

сравнение травы и мха

рассматривание «тропинки» муравьёв

использование луп для наблюдений

список растений на лугу

разное время цветения растений

список увиденных насекомых

наблюдение за ростом растений и созреванием семян (на примере одуванчика)

исследовательская деятельность

характер поведения растений и насекомых в разное время суток и по характеру пого-

ды

ОБЪЕКТ «ОГОРОД»

Объекты для наблюдений:

1. Территория огорода.

2. Грядки на огороде.

Рекомендации по организации работы:

наблюдение за работой взрослых

уход за посаженными растениями

обозначение на грядках

опытная деятельность

исследовательская деятельность

наблюдение за ростом растений

ОБЪЕКТ «ДЕРЕВО ДЯТЛОВ»

Объектом для наблюдений стало старое дерево около правых больших ворот.

Рекомендации по организации работы:

рассматривание дерева с близкого и с дальнего расстояния

опытная деятельность

исследовательская деятельность

сравнение с другими деревьями

ОБЪЕКТ «СКВОРЕЧНИК»

Объектом для наблюдений стал скворечник на участке группы.

Рекомендации по организации работы:

предназначение скворечника

рассматривание домика для птиц

наблюдение за птицами

слушание писка птенцов

слушание пения взрослых птиц

слушание пения разных птиц в записи

выработка правил поведения

ОБЪЕКТ «ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА В ГРУППЕ»

Объектом для наблюдений стали растения и другие обитатели уголков природы в группах.

Рекомендации по организации работы:

наблюдения и уход за растениями

наблюдения и уход за аквариумом

исследовательская деятельность

проведение опытов и экспериментов

посадка «зимнего огорода»

коллекционная работа

творческая работа

посев растений на рассаду в цветник и на огород

Приложение 3

ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЛЕТ

«МЫ САМИ СЕБЕ ВЫБИРАЕМ МАРШРУТЫ»

Дата проведения: сентябрь 2015 года

Участники: группы старшие, подготовительные к школе

Задачи:

формировать умения и навыки, лежащие в основе туристской техники: осуществление

самостраховки, работа с веревкой, организация лагеря и т.п.;

способствовать развитию ловкости, выносливости, силовых и координационных

способностей;

воспитывать решительность, смелость, инициативность, умение работать в команде;

способствовать популяризации массового туризма.

Инвентарь:

веревка основная (диаметр 10 мм) – 10 м;

веревка для самостраховки (диаметр 8 мм) – 15 м;

веревка-репшнур (диаметр 6 мм) – 20 м;

веревка для прохождения туристской тропы (диаметр 6 мм), 70 см – по количеству

участников;

карабин – 2 шт.;

рюкзак и туристское снаряжение;

палатка – 2 шт.;

магнитофон и музыкальное сопровождение – произведения жанра авторской песни;

гитара.

Праздник проводится в два этапа (для старших и подготовительных групп). Изменения в

сценарии для старших групп:

Станция № 1 – упрощенная форма беседы по видам туризма;

Станция № 3 – вязка узлов выполняется с помощью воспитателя;

Станция № 4 – менее сложная схема организации тропы;

Станция № 6 – изменение правил подвижной игры: исходное положение не

звеньями, а в кругу, по сигналу выполняются не перемещения, а имитацион-

ные движения, характеризующие деятельность туристов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I

. Вводная часть

Участники собираются на площадке-старте, где их встречают воспитатель по физической

культуре (В.). Звучит музыка жанра авторской песни.

В.: Здравствуйте, ребята! Сегодня на спортивной площадке нашего сада проходит тур-

слет. Турслет – это когда туристы собираются вместе, поют песни, отдыхают.. А вы

знаете, кто такие туристы? <…> Правильно, туристы – это путешественники, которые

покоряют лесные и степные просторы, высокие горы и быстрые реки. Они отправляются

из дома для того, чтобы увидеть в пути много интересного, стать сильнее, смелее и

найти новых друзей. Но чтобы стать настоящим туристом недостаточно просто взять

рюкзак, палатку и уехать куда-нибудь отдыхать. Туристы на маршруте встречают

разные препятствия, и чтобы их преодолеть нужно многое знать. Сегодня мы с вами по-

пробуем научиться кое-чему из того, без чего туристу никак не обойтись! В качестве раз-

минки мы с вами сейчас немного поиграем

Станция № 1 «Виды туризма» (подвижная игра).

Участники занимают места внутри круга, на секторах которого на асфальте мелом схе-

матически изображены виды туризма: пеший, водный, горный, воздушный, конный, велоси-

педный, автотуризм, спелеотуризм. Ведущий задает вопросы:

каким видом туризма мы займемся, если…

…мы сплавляемся по реке?

… покоряем вершину Эверест?

… хотим разглядеть Землю с птичьего полета?

… хотим преодолеть расстояние больше, чем можем пройти?

… нам интересно осмотреть пещеры?

… мы идем в поход по Подмосковью?

Дети предлагают варианты ответа, ведущий предлагает детям встать на соответствую-

щие сектора и изобразить, какие движения выполняют в походе туристы-водники, спелеоло-

ги, альпинисты и др.

II. Основная часть

Станция № 2. Переправа (на высоте 15-20 см от земли натянута основная веревка, на

уровне груди участников протянуты двойные перила).

В.: На пути туристам встречаются и крутые склоны, и глубокие реки. Чтобы

преодолевать такие препятствия, навешиваются переправы. Это может быть одна ве-

ревка, по которой перелезают, зацепившись руками и ногами; две веревки одна над другой –

на одной стоять, за другую держаться. У нас сегодня это будет переправа с двойными пе-

рилами – по нижней веревке будем переправляться, за две верхние – выполнять самостра-

ховку.

Одна подгруппа участников располагается в колонне справа, другая – слева от перил.

Правая подгруппа переправляется налево, левая направо – на переправу участники выходят

по очереди по одному от каждой подгруппы. Переправившийся участник встает в конец

ближайшей к нему колонны. Переправа осуществляется каждой подгруппой 2-3 раза.

Станция № 3. Подготовка снаряжения

В.: Ребята, а зачем еще туристам нужны веревки? <…>. Правильно! С помощью ве-

ревки можно залезть очень высоко, или наоборот откуда-нибудь спуститься. А еще если

туристам в горах встречается крутой склон, они страхуют друг друга – держатся за ве-

ревки, чтобы никто не упал. Чтобы поближе познакомиться с работой с веревкой, да-

вайте подготовим каждый для себя страховку.

Дети под руководством воспитателей после объяснения техники выполняют фикса-

цию индивидуальных страховочных репшнуров на горизонтальных перилах (прямой узел

двумя концами веревки).

Станция № 4. Прохождение туристской тропы

В.: Ребята, помните, мы с вами говорили про страховку: что нужно на крутых скло-

нах держаться за веревку, чтобы не упасть? Такая веревка у туристов называется «пери-

ла». Перила бывают горизонтальные и вертикальные. Сейчас мы с вами будем учиться

передвигаться по перилам с помощью страховки. Представим, что мы находимся на скло-

не очень крутой горы. Основное правило – пока вы переходите по перилам, вы ни на секунду

не отпускаете веревку – ведь можно упасть вниз.

По мере завершения крепления репшнуров дети выпускаются на маршрут по гори-

зонтальным перилам. Маршрут проходит через два мостика, содержит в себе элементы для

подлезания, перешагивания, перелезания, участок трассы для бега с ускорением и работы со

страховкой. Трассы – на поляне, на которой расположен костер и палатка.

Станция № 5. Привал

Дети собираются на поляне вокруг импровизированного костра. Там же располагается

открытая палатка, в которой находится снаряжение, необходимое туристу в походе и на при -

вале.

В.: Ребята, вы все дружно выполняли предыдущие задания – проходили крутые скло-

ны, переправлялись через реки. Скажите, а что делают туристы, когда сложная часть

маршрута пройдена, все уже устали и время к вечеру? <…> Правильно, ставят лагерь. А

что мы можем увидеть в туристском лагере? <…> Совершенно верно! Вот у нас есть и

палатка, и костер, и рюкзак. Только в рюкзаке пока пусто. Давайте попробуем вместе со-

брать рюкзак и решить, что из того, что находится сейчас в палатке, может пригодить-

ся в походе.

Ведущий предлагает детям по очереди брать из палатки что-либо из снаряжения и

вместе с детьми обсуждает назначение предмета, его необходимость в различных походах,

ситуации, в которых он может понадобиться. Детям предлагаются:

«КЛМН» (набор «кружка-ложка-миска-нож»);

железная фляга с водой, консервы;

репшнур с карабинами;

пшенная крупа в герметичной упаковке;

детская тельняшка с длинными рукавами, дождевик;

спальник в чехле;

светодиодный фонарь;

карта и компас;

канны (2 и 4 л);

скатерть походная;

весла байдарочные (имитация);

гитара.

В.: Ну вот, рюкзак наш собран, костер горит ярко и пришла пора для туристской

песни. Детям предлагается для прослушивания песня.

III. Заключительная часть

Станция № 6. Подвижная игра

В.: Ну вот, ребята, мы с вами и настоящий туристский маршрут прошли, и на при-

вале побывали. Предлагаю вам вспомнить, о каких видах туризма мы сегодня говорили. Для

этого мы поиграем в игру, которая называется «Альпинисты, водники, спелеологи».

Ведущий объясняет правила игры, воспитатели помогают детям построиться в тройки

по кругу. В каждой тройке стоящий первым – альпинист, вторым – водник, третьим – спе-

леолог. После того, как «лучики-тройки» построены, ведущий подает команду, называя по-

очередно туристские «профессии». Дети, которых называли, перебегают по часовой стрелке

на один лучик, занимая в тройках аналогичные места. Если ведущий называет три «профес-

сии» сразу, перебегают все участники.

В.: Ну вот, мы с вами и поиграли, а теперь, в заключение нашего праздника давайте вме-

сте споем еще одну туристскую песню – я начну, а вы помогайте. Только нужно, чтобы

вы дружно пели припев. Сможете? Ну, давайте попробуем!

Подводятся общие итоги турслета, дети делятся своими впечатлениями.

Сергей Матвеенко

ПЕСЕНКА ДЛЯ ВСЕХ

Эту песенку, друзья, разучить не сложно.

Под гитару можно петь, без гитары можно.

Даже, если вам медведь наступил на ухо,

Эту песню можно петь, не имея слуха!

Ля-ля-ля-ля-ля,

Ля-ля-ля-ля-ля,

Ля-ля-ля-ля-ля,

Ля-ля-ля-ля-ля

Проще песни не найти, - мы вам скажем твердо,

Потому что в ней всего целых два аккорда!

Эта песня хороша, как в костре картоха.

Тот, кто песню не поет - поступает плохо!!!

Ля, ля-ля-ля-ля,

Ля, ля-ля-ля-ля,

Ля, ля-ля-ля-ля,

Ля, ля-ля-ля-ля

Тот, кто двойки получил на уроках пенья, -

Тоже хочет песни петь, - лопнуло терпенье.

Дуют ветры в феврале и метет поземка,

И неважно, что орешь, главное - чтоб громко!!!

Ля, ля-ля-ля-ля,

Ля, ля-ля-ля-ля,

Ля, ля-ля-ля-ля,

Ля, ля-ля-ля-ля

Если голос ваш охрип - плюньте, разотрите!

Петь не можете - тогда просто говорите.

А кто не может говорить - пусть рычит мотором!

А и не важно, как звучит, главное - чтоб хором!!!!

Ля, ля-ля-ля-ля,

Ля, ля-ля-ля-ля,

Ля, ля-ля-ля-ля,

Ля, ля-ля-ля-ля

Беседа на тему " Добрые дела зимой".

Предварительная работа.

Когда наступают морозы и метели, на помощь лесным обитателям приходят люди. Лесники

заготавливают на зиму оленям, лосям, диким кабанам сено, веники из листьев, разные кор-

неплоды.

А нам бы с вами позаботиться о птичках. Им хорошо подходят семена арбузов, дынь, огур-

цов, тыкв, подсолнухов, а также зерна злаковых - ржи и пшеницы. Но собрать семена и зер-

на это еще полдела. Нужно сделать кормушки, с помощью которых можно будет " предло-

жить" корм пернатым.

Прогулка

Цель: Расширить и углубить знания о жизни птиц в зимний период, развивать умение и же-

лание помогать им.

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался

всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холода не испугался,

С нами на зиму остался.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Работа с родителями:

сделать с детьми кормуш-

ки

для птиц.

Забота о птицах

в

рамках проек-

та

"Помоги птицам"

Рассказ воспитателя.

Цель:

Закрепить знание детей о зимующих птицах.

Сформировать желание заботиться о живых существах.

Прогулка

Цель: Продолжать

знакомить

де-

тей с изменениями

в жизни птиц в

разные времена года, актуализировать знания детей о поведении птиц летом и осенью,

предложить охарактеризовать их поведение зимой. обсудить, почему изменилось поведение

птиц, развивать любознательность, формировать заботливое отношение к птицам.

Приложение 4

Диагностическая карта «Экологическое воспитание»

(средний дошкольный возраст)

Вопросы на контроле

Список детей

(Ф.И.О. сколько полных лет на дату обследования)

1.

Отношение к природе: проявление интере-

са к заметным явлениям природы.

1.1

.

Проявление бережного отношения к при-

роде.

2.

Владение некоторыми нормами поведения

в природе.

3.

Умение устанавливать простейшие при-

чинно-следственные связи.

4.

Неживая природа: знание времен года, их

последовательности, характерных призна-

ков.

5.

Обобщенные представления о растениях:

умение различать деревья, кустарники,

травы.

5.1

.

Знание названий некоторых растений.

5.2

.

Умение ухаживать вместе со взрослыми за

растениями, проявление инициативы в ухо-

де за ними.

6.

Живая природа: обобщенные представле-

ния о животных.

6.1

.

Умение различать домашних и диких жи-

вотных.

6.2

.

Знание названий некоторых домашних жи-

вотных, их детенышей и пользы, которую

они приносят человеку.

6.3

.

Умение ухаживать вместе со взрослыми за

животными, проявление инициативы в ухо-

де за ними.

6.4

.

Владение простейшими навыками наблю-

дения за объектами природы.

6.5

.

Владение навыками проведения простей-

ших опытов с объектами неживой приро-

ды: водой, почвами.

6.6

.

Общие показатели.

Диагностическая карта «Экологическое воспитание»

(старший дошкольный возраст)

Вопросы на

Список детей

контроле

(Ф.И.О. сколько полных лет на дату обследования)

1.

Отношение к миру природы: проявление ярко

выраженного интереса к объектам и явлениям

природы.

1.1

.

Проявление бережного отношения к природе,

стремление к правильному поведению по отно-

шению к миру природы.

2.

Владение навыками экологически безопасного

поведения в природе.

3.

Стремление к исследованию объектов природы,

умение делать выводы, устанавливать причинно-

следственные связи.

4.

Неживая природа: знание характерных призна-

ков разных времен года.

4.1

.

Знание причин смены времен года.

4.2

.

Вода, ее свойства, значение для живого.

4.3

.

Воздух, его свойства, значение для живого.

4.4

.

Земля, почва, их свойства и значение.

5.

Живая природа: (растения)- знание деревьев.

5.1

.

Знание кустарников.

5.2

.

Трава.

5.3

.

Растение леса, сада, луга, поля.

5.4

.

Комнатные растения.

5.5

.

Условия, необходимые для роста растений.

5.6

.

Уход за растениями в уголке природы и на

участке детского сада: рыхление, полив, пропол-

ка.

6.

Животные: домашние животные и их детеныши.

6.1

.

Дикие животные средней полосы и их детены-

ши.

6.2

.

Животные и птицы полярных районов.

6.3

.

Животные и птицы жарких стран.

6.4

.

Животные уголка природы в детском саду.

6.5

.

Зимующие и перелетные птицы.

6.6

.

Насекомые.

6.7

.

Навыки ухода за животными в уголке природы:

кормление, уборка клетки, чистка аквариума.

7.

Умение вести наблюдения за объектами живой и

неживой природы.

8.

Общие показатели.



В раздел образования