Автор: Шибанова Татьяна Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №78"
Населённый пункт: город Березники,Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапия как метод развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
АРТ
–
ТЕРАПИЯ
КАК
МЕТОД
РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Изучение
эмоционального
интеллекта
в
психологии
является
довольно
новым направлением исследований [1, 2, 4]. Несмотря на сравнительно малое
время изучения эмоционального интеллекта исследователями (П. Сэловей, Дж.
Мейер, Д. Карузо, Р. Барон, И.Н. Андреева, Д. Гоулман, Д.В. Люсин и т.д.) было
выявлено,
что
эмоциональный
интеллект,
определяемый
как
способность
распознавать свои и чужие эмоции и умение ими управлять, играет важную роль в
процессе
эмоциональной
регуляции
личности
и,
таким
образом,
оказывает
существенное влияние на всю личность в целом. Исследование эмоционального
интеллекта
является
важным
и
актуальным
в
контексте
исследования
образовательного
процесса
в
дошкольном
образовательном
учреждении,
так
процесс образования направлен на развитие личности в целом – особенно к этому
стремится
гуманистически-ориентированное
образование
(И.А.
Зимняя,
Б.Б.
Коссов,
И.Б.
Котова,
А.В.
Непомнящий,
Е.Н.
Шиянов,
И.С.
Якиманская).
Эмоциональное
развитие
личности,
которое
выражается,
в
том
числе,
в
повышении
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
компетентности,
снижении алекситимии (понимаемой как затрудненности осознавать и описывать
свои эмоциональные переживания, а также определять их у других людей) и т.д.,
является одним из условий развития личности в целом [3, 5].
В
настоящее
время
в
рамках
отечественной
и
зарубежной
психологии
происходит активное изучение эмоционального интеллекта. Тщательный анализ
психолого – педагогических исследований проблемы развития эмоционального
интеллекта позволил нам прийти к выводу, что особое значение эмоциональный
интеллект приобретает именно в дошкольном возрасте, так как именно в данный
период
происходит
прогрессивное
развитие
эмоций,
усложняются
формы
их
проявления, которые обуславливаются воздействием социальных условий жизни и
воспитания, а содержание эмоций становится более насыщенным и богатым.
Развитие эмоционального интеллекта имеет огромное значение в жизни детей, так
как способствует более полному и глубокому восприятию действительности и
реагированию на нее. В старшем дошкольном возрасте происходит активное
формирование основных психических новообразований, а именно - качественное
изменение содержания аффектов, возникновение особых форм сопереживания,
сочувствия
другим
людям,
развитие
эмоциональной
децентрации.
Развитие
данных
новообразований
становится
возможным
благодаря
появлению
эмоционального предвосхищения, которое предоставляет ребенку возможность не
только предвидеть, но и переживать отдельные последствия своей деятельности,
поступков, прочувствовать их смысл как для себя, так и для окружающих [1].
Эмоциональный
интеллект
старшего
дошкольника
представляет
собой
интегративную
способность
личности,
которая
проявляется
в
идентификации,
осмыслении и регуляции эмоций, использовании эмоциональной информации в
качестве основы для мышления и принятия решений. Эмоциональный интеллект
детей старшего дошкольного возраста является структурным явлениям и включает
в себя следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.
Эмоциональный
компонент
представлен
в
виде
чувственного
аппарата
эмоционального интеллекта, и ориентирует детей в ценности всего, с чем они
непосредственно
контактируют.
Когнитивный
компонент
эмоционального
интеллекта
состоит
из
оценки
через
понятия
и
суждения,
он
регулирует
эмоциональные
переживания
детей,
делая
их
более
соразмерными
ценности
переживаемых
объектов.
Поведенческий
компонент
находит
свое
отражение
через эмоциональную саморегуляцию, вербальное и невербальное выражение
эмоций детьми [2].
В силу того, что теория эмоционального интеллекта продолжает активно
развиваться в настоящее время, в исследованиях эмоционального интеллекта
остается
много
открытых
вопросов,
одним
из
которых
является
развитие
эмоционального
интеллекта
средствами
арт
–
терапии.
Изучением
данного
вопроса
занимались
В.И.
Слободчикова,
П.В.
Симонов,
Е.Н.
Лисова,
И.В.
Дубровина. Арт – терапия способствует качественному изменению личностных
состояний
ребенка,
так
как
снижается
уровень
личностной
и
реактивной
тревожности,
развивается
творческое
воображение,
способствует
успешной
социальной
адаптации
ребенка
через
развитие
разнообразных
форм
коммуникации [3,5]. Несмотря на то, что в ряде исследований эмоциональный
интеллект и арт – терапия связаны между собой, подробных исследований этой
взаимозависимости проведено не было. Таким образом, целью проводимого нами
исследования
стало
изучение
развития
эмоционального
интеллекта
старших
дошкольников посредством метода арт – терапии.
В исследовании приняло участие 50 испытуемых в возрасте 5-6 лет. На
констатирующем
этапе
эксперимента
с
целью
проверки
результативности
и
эффективности
нашей
работы
было
принято
решение
сформировать
две
выборки: экспериментальную (в которой проводился формирующий эксперимент)
и контрольную составом 25 человек. Экспериментальное исследование проходило
в
несколько
этапов,
включающих
первичную
диагностику
ур о в н я
сформированности
эмоционального
интеллекта
старших
дошкольников,
апробацию
экспериментальной
программы,
контрольную
диагностику
и
качественный
и
количественный
анализ
полученных
данных.
Оценка
первоначального
и
итогового
уровня
развития
эмоционального
интеллекта
проводилась
в
соответствии
с
выделенными
показателями:
эмоциональная
осведомленность,
управление
собственными
эмоциями,
самомотивирование,
эмпатия, социальные навыки поддержания и регулирования взаимоотношений.
Для проведения исследования были использованы следующие методики: «Оцени
поведение» Е.В. Никифоровой, «Изучение произвольности и контроля у детей»
Ю.А. Афонькиной, Методика «Мой выбор» И.Г. Цыганкова, Опросник «Характер
проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» Автор А.М. Щетинина,
Методика «Раскрась картинки» Е.Е. Кравцова.
По итогам проведения первичной диагностики были выявлены три группы
испытуемых:
- группа 1 – высокий уровень развития эмоционального интеллекта. Данные
испытуемые характеризуются способностью распознавать свои и чужие эмоции,
умением контролировать проявление собственных эмоций и эмоций окружающих,
способны устанавливать причинно – следственную связь между результатами
деятельности и эмоциями, проявляют интерес
к
состоянию
другого,
ярко
эмоционально реагируют на него и идентифицируются с ним, активно включаются
в ситуацию, пытаются помочь, успокоить другого;
-
группа
2
–
средний
уровень
развития
эмоционального
интеллекта.
Испытуемые
данной
группы
отличаются
тем,
что
не
всегда
способны
контролировать
собственные
эмоциональные
проявления,
хотя
и
стремятся
понять других, быть по отношению к ним эмоционально отзывчивыми. При этом
им
характерен
сравнительно
высокий
уровень
знаний
об
эмоциях
(выражен
знаниевый
компонент)
на
фоне
отсутствия
стремления
узнавать
свой
эмоциональный
мир,
разбираться
с
ним
(дефицит
практического,
бытийного
компонента во взаимодействии со своей эмоциональной сферой). Это может
приводить к тому, что у дошкольников данной подгруппы знания об эмоциях будут
подменять их собственный эмоциональный опыт, что в свою очередь может стать
серьезным
препятствием
на
пути
последующего
развития
эмоционального
интеллекта;
-
группа
3
–
низкий
уровень
развития
эмоционального
интеллекта.
Испытуемые данной группы характеризуются низкой способностью распознавать
свои
и
чужие
эмоции,
испытывают
значительные
затруднения
в
выражении
собственных эмоций. Они не умеют управлять собственными эмоциональными
проявлениями,
хотя
и
стремятся
понять
других,
быть
по
отношению
к
ним
эмоционально отзывчивыми.
Таким
образом,
выявленные
на
констатирующем
этапе
проблемы
обусловили необходимость проведения коррекционно – развивающей работы,
направленной на развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников. С
этой целью мы разработали программу «Жить – значит чувствовать другого».
Основными
методом
формирования
эмоционального
интеллекта
стала
арт
–
терапия в следующих ее формах: песочная терапия, игротерапия, сказкотерапия,
изотерапия,
музыкальная
терапия. Организация нашей деятельности в рамках
данной
программы
осуществлялась
в
три
этапа:
вводный,
коррекционно
–
развивающий, заключительный. На каждом этапе работа проводилась в трех
направлениях:
с
детьми,
родителями
и
воспитателями.
Коррекционно
–
развивающий
этап
включал
в
себя
несколько
блоков,
каждый
из
которых
объединял в себе несколько компонентов эмоционального интеллекта. В процессе
занятий
дошкольники
переживали
эмоциональные
состояния, вербализовали
собственные
переживания,
знакомились
со
словами,
которые
обозначают
различные эмоциональные состояния. В результате подобной деятельности у
дошкольников развивалась способность к более глубокому пониманию себя и
других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
Результаты контрольной диагностики определили результативность нашей
работы,
так
как
произошли
как
количественные
изменения
в
уровнях
эмоционального интеллекта старших дошкольников, так и качественные. Таким
образом,
анализируя
проделанную
работу
можно
сделать
вывод
о
том,
что
реализованная
программа
по
развитию
эмоционального
интеллекта
старших
дошкольников посредством методов арт - терапии, была эффективной, так как
способствовала
развитию
таких
структурных
компонентов
эмоционального
интеллекта как: эмпатия, социальные навыки взаимодействия, эмоциональной
осведомленности, самомотивирования и саморегуляции эмоций.