Автор: Маяцкая Альфия Амировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ № 14 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Сургут Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: В мире звуков. Звук У.
Раздел: дошкольное образование
Тема: В мире звуков. Звук У.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжать формировать понятие: «звук».
2. Учить четко произносить звук [У].
3. Учить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции.
4. Учить правильно пользоваться условным обозначением гласного звука.
1.
ОРГМОМЕНТ.
Дидактическое
упражнение
«Узнай
музыкальный
инструмент по звуку» (развитие слухового внимания).
Взрослый
играет
на
каком-либо
знакомом
ребенку
музыкальном
инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а ребенок с закрытыми
глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.
2
. Знакомство со звуком [У].
Педагог
предлагает
детям
рассмотреть
картинки:
утка,
уши,
улыбка,
удочка. При этом громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук
[У] в словах. Затем просит ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый
звук ты услышал во всех этих словах?»
Работа с зеркалами. Педагог объясняет ребенку, когда мы произносим звук
[У], то:
— губки вытянуты вперед трубочкой;
— зубки не смыкаются;
— горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука
ребенка лежит на горлышке).
После показа и объяснения взрослого ребенок правильно произносит звук
[У] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса,
обращая внимание при этом на положение губ. Педагог рассказывает ребенку
о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У]
язык,
губы
и
зубы
не
мешают
свободному
прохождению
воздуха.
Для
обозначения всех гласных звуков используется красный квадрат.
3
. Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
— волк воет: уууууууууу.
— поезд едет: уууууууууу...
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением
силы голоса:
— поезд приближается: ууууУУУУУУ...
— поезд удаляется: УУУУууууу...
4
. Упражнения для координации речи с движениями.
Взрослый
читает
стихотворения,
голосом
выделяя
звук
[У],
и
просит
ребенка назвать, какой звук часто слышится в этих стихотворениях. Затем
ребенок повторяет стихотворения, выполняя соответствующие движения.
У опушки две старушки... .. Наклоняется, «собирает грибы».
Брали грузди и волнушки. Приседает.
Филин: — У-ух!
Ребенок имитирует игру на дудочке
Филин: — У-ух!
У старушек замер дух.
5. Дидактическое упражнение «Поймай звук [У]».
Педагог
(прикрывая
рот,
чтобы
дети
не
видели
его
артикуляции)
произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит
звук [У]:
у, п, у, к, в, у, у...
ам, ал, ус, ас, ум, ип, уп….
6 .
Рассматривание иллюстраций вместе с детьми. Дети должны выбрать
те иллюстрации, названия которых начинаются со звука [У].
7.
Педагог
предлагает
ребенку
внимательно
выслушать
ряд
слов
и
выбрать:
слова, которые начинаются со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.
имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена ( лишнее
слово)
8.
Детям
предлагается
вспомнить
все
прозвучавшие
ранее
слова,
начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в
них звук [У]. Педагог объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в
начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с
помощью карточки и красного квадрата.
9. Итог занятия. Детям предлагается вспомнить, с каким новым звуком
познакомились, и рассказать о нем.