Напоминание

В мире звуков. Звук У.


Автор: Маяцкая Альфия Амировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ № 14 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Сургут Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: В мире звуков. Звук У.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: В мире звуков. Звук У.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Продолжать формировать понятие: «звук».

2. Учить четко произносить звук [У].

3. Учить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции.

4. Учить правильно пользоваться условным обозначением гласного звука.

1.

ОРГМОМЕНТ.

Дидактическое

упражнение

«Узнай

музыкальный

инструмент по звуку» (развитие слухового внимания).

Взрослый

играет

на

каком-либо

знакомом

ребенку

музыкальном

инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а ребенок с закрытыми

глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.

2

. Знакомство со звуком [У].

Педагог

предлагает

детям

рассмотреть

картинки:

утка,

уши,

улыбка,

удочка. При этом громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук

[У] в словах. Затем просит ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый

звук ты услышал во всех этих словах?»

Работа с зеркалами. Педагог объясняет ребенку, когда мы произносим звук

[У], то:

— губки вытянуты вперед трубочкой;

— зубки не смыкаются;

— горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука

ребенка лежит на горлышке).

После показа и объяснения взрослого ребенок правильно произносит звук

[У] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса,

обращая внимание при этом на положение губ. Педагог рассказывает ребенку

о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У]

язык,

губы

и

зубы

не

мешают

свободному

прохождению

воздуха.

Для

обозначения всех гласных звуков используется красный квадрат.

3

. Фонетические упражнения:

а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

— волк воет: уууууууууу.

— поезд едет: уууууууууу...

б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением

силы голоса:

— поезд приближается: ууууУУУУУУ...

— поезд удаляется: УУУУууууу...

4

. Упражнения для координации речи с движениями.

Взрослый

читает

стихотворения,

голосом

выделяя

звук

[У],

и

просит

ребенка назвать, какой звук часто слышится в этих стихотворениях. Затем

ребенок повторяет стихотворения, выполняя соответствующие движения.

У опушки две старушки... .. Наклоняется, «собирает грибы».

Брали грузди и волнушки. Приседает.

Филин: — У-ух!

Ребенок имитирует игру на дудочке

Филин: — У-ух!

У старушек замер дух.

5. Дидактическое упражнение «Поймай звук [У]».

Педагог

(прикрывая

рот,

чтобы

дети

не

видели

его

артикуляции)

произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит

звук [У]:

у, п, у, к, в, у, у...

ам, ал, ус, ас, ум, ип, уп….

6 .

Рассматривание иллюстраций вместе с детьми. Дети должны выбрать

те иллюстрации, названия которых начинаются со звука [У].

7.

Педагог

предлагает

ребенку

внимательно

выслушать

ряд

слов

и

выбрать:

слова, которые начинаются со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.

имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена ( лишнее

слово)

8.

Детям

предлагается

вспомнить

все

прозвучавшие

ранее

слова,

начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в

них звук [У]. Педагог объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в

начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с

помощью карточки и красного квадрата.

9. Итог занятия. Детям предлагается вспомнить, с каким новым звуком

познакомились, и рассказать о нем.



В раздел образования