Напоминание

"Семейные сценарии: распознаем и корректируем"


Автор: Матвеева Екатерина Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары
Наименование материала: Работа с семьями, оказавшимися в социально опасном положении (консультация для педагогов)
Тема: "Семейные сценарии: распознаем и корректируем"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Трудно допустить такую мистику, что все, что происходит с вами, окружающими, все

нелепости, глупости, радости и кусочки счастья вашей жизни являются результатом ин-

тереснейшей комбинации выборов маленького ребенка, влияния его ближайшего окруже -

ния и некоторой доли случая. Однако - это так. Ваш жизненный сценарий уже вами напи-

сан, и, как в любой истории, он имеет начало, середину и конец. В нем присутствуют ге-

рои, героини, злодеи, и второстепенные персонажи, также как и основная тема и отдель-

ные сюжетные линии. Сценарий жизни может быть комичным или трагичным, восхити-

тельным или скучным, вдохновляющим или позорным. Возможно, вплоть до настоящего

времени вы и не осознавали, что сами его создали. Без осознания этого факта вы будете

просто проживать ваш сценарий, написанный много лет назад.

Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им ещё в детстве,

под значительным влиянием родителей или близких людей. Понятие было введено в пси-

хологический оборот психологом и психиатром Эриком Берном, который , говоря об этом,

указывал, что сценарий отвечает по крайней мере трем признакам: он формируется в ран-

нем детстве человека его родителями, содержит особый «метод» жизни, приносящий

успех или неудачу и, наконец, вызывает доверие и убежденность человека.

Сильные позитивные убеждения дают человеку сильный стержень, делая его успеш-

ным, эффективным, т.д. Слабые, неадекватные убеждения делают стержень гнилым, а че-

ловека, соответственно, слабым и немощным.

Убеждения – это ответы на основные жизненные вопросы, которые и составляют

мировоззрение человека.

1.

Отношение к окружающему миру: мир он какой? плохой, ужасный, опас-

ный? или, мир он разный и в нём есть всё, но он прекрасный, и он даёт человеку тысячи

возможностей для познания, счастья и успеха?

2.

Восприятие себя, отношение к себе: ответы на вопросы – кто я и для чего я

живу? я – просто тело, которым управляют инстинкты? или я – личность с огромным по-

тенциалом?

3.

Отношение к своей жизни и судьбе: я рождён, чтобы страдать, быть козлом

отпущения и от меня ничего не зависит? или я родился для великих целей и свершений, и

всё зависит от моего выбора и я смогу достичь всего, что душа пожелает?

4.

Отношение к другим людям: они все гады, желают мне зла, и моя задача уда-

рить первым? или все люди разные, есть достойные, есть негодяи, и я сам выбираю с кем

общаться и связывать свою судьбу, а кого вообще не стоит к себе подпускать?

5.

Отношение к обществу: общество – это грязь, загнивание, и в нём нет ниче-

го хорошего, поэтому – «ненавижу»? или, в обществе во все времена было, как много хо-

рошего, так и плохого, и моя цель приумножать добро, делая общество более достойным и

совершенным?

6.

Другие.

Из таких ответов и соответствующих обоснований выстраивается не только мировоз-

зрение человека. Такие убеждения являются основой всех личных качеств человека и его

принципов. В сознании они записаны в виде прямых программ, ответов на вопросы:

Сознательные убеждения – те, которые живут (записаны) в голове человека. Подсо-

знательные убеждения – те, которые реализованы в жизни человека, и работают на уровне

его качеств, эмоций, реакций и привычек. Намного сложнее менять подсознательные убе -

ждения. Но именно они и определяют практически всё, на 90%, что происходит в жизни

человека и его судьбе.

Вы можете сами проверить, какие установки по этим вопросам записаны в вашем

подсознании. Для этого просто произнесите про себя или в слух начало установки «я –

это…», «мир – это…», «жизнь – это…» и слушайте, какие мысли последуют за началом

фразы. Выпишите все ответы, которые родятся у вас внутри. И увидите, с какими установ -

ками и убеждениями вы живете.

Позитивные убеждения – сильные, полные и адекватные ответы на самые важные

жизненные вопросы. Ответы, которые дают Душе радость и прилив позитивных сил, сни -

мают ограничения, страдания, боль, максимально раскрывают заложенный в ней потенци -

ал.

Негативные убеждения – заблуждения, неадекватные представления и установки не

соответствующие духовным законам, ведущие к потере радости в сердце (к боли и страда -

ниям), к утрате сил (к слабости, к потере энергии), к неудачам, к негативным эмоциям и

ощущениям, а в итоге, к краху целей.

Семейный сценарий содержит установленные традиции и ожидания для каждого

члена семьи, которые успешно передаются из поколение в поколение. Получив предписа-

ние родителей, ребенок принимает психологические позиции и устанавливает роли, необ-

ходимые для осуществления своей жизненной драмы. Когда роли определены, человек,

получивший сценарий, выбирает людей и манипулирует ими, чтобы присоединить их к

списку действующих лиц. Отличительной особенностью такой жизни является ее драма -

тичность, а порой и трагичность. Маркером сценария является его повторяемость, что

проявляется в воспроизводимости жизни, отношений как на уровне личной истории чело -

века, так и на уровне истории других членов рода.

Семейные сценарии, мешающие жить счастливо

Сценарий №1. «Мы – дружная семья»

Как правило, такой сценарий появляется, когда еще в прошлом семья переживала

трудности, связанные с переездами, миграцией или бегством из родного города. В таких

семьях принято сохранять верность традициям и крайне осуждается эмоциональная ди -

станция между близкими.

Детей учат, что близких надо любить и важно держаться вместе. Если возникают

конфликты, большая семья принуждает искать примирения. Это все замечательно, но и в

таких семьях есть свои проблемы. Это сложная сепарация и не искренность в проявлении

чувств. Видимость и демонстрация любви в таких семьях важнее, чем реальное содержа-

ние переживаний ее членов. При этом нужно хорошо осознавать, что психологическая по-

мощь нужна всей семье.

В таких семьях очень сложно быть самостоятельным и дети, как правило, редко ве-

дут целиком самостоятельный образ жизни. Чаще они зависят от мнения родителей и им

сложнее принимать свои решения. Когда же уже взрослый член семьи пытается стать

самостоятельным, могут возникнуть смешанные эмоции и чувства обиды и вины по отно-

шению к родителям. Обида, потому что хочется быть самостоятельным и строить жизнь

по-своему, а вина, за то, что придется разочаровать родителей и следовать не их традици-

ям.

Таким образом, спокойный выход в самостоятельное существование из-за этого за-

трудняется. Обычно это происходит так:

Дети вынуждены сравнивать свои ценности с ценностями большой семьи и в случае

успеха или неудачи болезненно переживают свой индивидуальный путь.

Эти семьи очень скрытые и никто не выносит «ссор из избы», всегда принято выра-

жать только позитивные чувства. Самая главная опасность в этом заключается в том, что

рано или поздно кто-то из членов семьи берет на себя функцию «мусорной корзины», как

бы собирая не выраженные негативные чувства семьи

Сценарий №2. «Спаситель»

В основе этого семейного сценария лежит скрытое верование в то, что человек мо -

жет своей любовью исцелить кого-то (в этой роли может выступать муж-наркоман, алкого-

лик или муж-тиран). Но старания ничего не меняют, наоборот, супруг становится еще на -

глее и безнадежнее и сценарий созависимо-мазохистских отношений передается и детям.

Это созависимые отношения и они оставляют отпечаток на всей семье и всех членах се-

мьи. Если не разорвать этот сценарий, то могут возникать целые поколения созависимых и

зависимых от психоактивных веществ (алкоголь, курение психоактивных веществ, накр -

октики).

Чаще в роли наследников патологического сценария выступают дочери алкоголиков

или семейных садистов. Выбор своих мужей они делают не осознанно и, как правило, это

так же либо наркоманы, алкоголики, либо садисты. Такие женщины выбирают «плохих

парней» с тайной надеждой превратить их в ангелов, за что те в ответ будут их любить.

Сценарий №3. «Герой»

При таком сценарии переживания семей наполнены особым драматизмом. Потому

что в семье обычно присутствует идеализированный родственник, некий кумир, чья жизнь

является примером для остальных членов семьи, которые должны соответствовать его по-

ведению. В таких семьях ценится упрямство и регидность, которые скрываются под видом

верности слову.

Так же можно наблюдать поощрения интенсивной конкуренции между братьями или

сестрами. В такой конкуренции близкие чаще находятся в длительных конфликтах между

собой. Дети, чтобы показать себя в лучшем свете чаще выбирают опасные для жизни про -

фессии или ведут такой образ жизни, который негативно сказывается на их здоровье, - все

ради того, чтобы признали.

Таким образом, количество семейных драм накапливается из поколения в поколение.

Если же кто-то из такой семьи живет «простой жизнью», то его семья может осуждать за

это, желая, чтобы он добился большего. Конечно, такое отношение очень сильно влияет на

человека и он начинает «напрягаться» помимо своего желания, драматизирует ситуацию, и

выбирает радикальный путь, чтобы выглядеть в глазах семьи героем.

Это может быть выбор отчаянного спортсмена, который во что бы то ни стало, в

ущерб своему здоровью добивается спортивной славы, либо военного, который идет «по

головам», чтобы доказать, что он стоит чего-то. Если же этого не удается, то включается

декомпенсация, где для доказательства уже самому себе своего превосходства могут ис-

пользоваться наркотики, стимулирующего характера: амфетамины, метамфетамины, кока-

кин, или азартные игры.

Импульсивное поведение в таких семьях открыто поощряется, и является признаком

смелости, доказательства, что человек не слабак. Все это может привести даже к суици-

дальному поведению, как к поведению, которое является радикальным методом решения

проблем. В таких семьях, как правило, больше членов семей, совершивших самоубийство,

чем в тех сценариях, о которые были описаны выше. И если кто-либо из членов такой се-

мьи совершает попытки самоубийства, то он тем самым открывает суицидальный «ящик

Пандоры» для последующих поколений. Так и в дальнейшем при возникновении сложных

жизненных ситуаций потомки будут чаще прибегать к самоубийству как к форме про-

тестного разрешения проблемы.

Потому что самоубийца бессознательно верит в свою миссию для других членов се-

мьи, что путем этого он может искупить вину своей семьи за то, что ничего не добился.

Поэтому весьма естественно, что в таких семьях есть очень большой драматический опыт.

Такую ситуацию нельзя отпускать просто так, ее нужно прервать. Сделать самостоятельно

это практически невозможно, т.к этот сценарий бессознателен.

Таким образом, сценарии действуют в течение всей жизни человека. Они основаны

на решениях, принятых в детстве, и на родительском программировании.

Неужели все так драматично? Да, при двух условиях: если ребенок рос в проблемной

семье и если уже повзрослевший человек живет малоосознанной жизнью, не ставя цели.

Если же ребенок жил в счастливой семье с мудрыми родителями, его жизненные сценарии

будут - светлыми, удачными, хорошими. В терминологии Эрика Берна - сценариями побе-

дителя. Аналогично, если человек живет осознанной жизнью, он не будет жить в проблем -

ном сценарии. Да, Карл Юнг писал, что когда внутренняя ситуация не осознается, она про-

является извне, как судьба. Верно, но зачем же жить неосознанно? И суть не в том, чтобы

осознавать свой наличный жизненный сценарий, а в том, чтобы начать осознанно ставить

свои цели, осознанно выбирать свои жизненные роли и осозаннно строить свою жизнь.

Большинство людей живет в достаточной мере бездумно, не имея сознательно вы-

бранных образцов поведения и планов действий под выбранные и продуманные ими жиз-

ненные цели. В этой ситуации естественным образом в их поведении в разных ситуациях

начинают работать разные случайные - или сценарии родительского поведения, или сцена -

рии, заинтересовавшие их в детстве. Осознав неуместный сценарий, можно от него отка -

заться. Но, если человек поступает, категорически отрицая запрограммированное, делая

обратное назло – он не обретет свободу. Освобождение от догматических положений

происходит только благодаря осознанному выходу из сценария.

Пошаговая инструкция для выхода из сценария

привести психику в стабильное состояние;

сформировать и укрепить жизненные позиции (иначе при выходе из сценария есть

риск заработать психоз);

осознать настоящее, быть мыслями здесь и сейчас;

подружиться со спонтанностью – сделать свое поведение естественным, прислу-

шайтесь к своему «ребенку», он научит вас видеть и замечать то, на что вы в послед-

ние годы не обращаете внимания;

действуйте рационально, учитывайте не только свои интересы, но и интересы окру-

жающих

освободиться от родительского программирования, навязанного вам в детстве;

наслаждаться жизнью.



В раздел образования