Автор: Егорова Оксана Петровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 91"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровской обл
Наименование материала: разработка урока
Тема: Сила всемирного тяготения
Раздел: полное образование
План открытого урока.
Предмет: физика.
Учитель: Егорова О.П.
Тема: «Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая
космическая скорость. Сила тяжести и вес тела. Невесомость».
Цель: раскрыть понятие взаимодействия тел на основании закона всемирного
тяготения и ознакомить обучающихся с областью действия гравитационных
сил. Раскрыть природу сил тяготения и веса тела.
Задачи урока:
образовательная: сформировать понятие природы сил тяготения и
веса тела и раскрыть смысл закона всемирного тяготения.
воспитательная: содействовать формированию ценностного
отношения друг к другу, к преподавателю, к автору открытия закона
всемирного тяготения.
развивающая: способствовать развитию умений воспринимать,
перерабатывать информацию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: репродуктивный, эвристическая беседа.
Межпредметные связи: математика (тема «Тождественные
преобразования»).
Комплексно-методическое обеспечение: слайды электронной презентации
урока, динамометры, грузы массой 100 г.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Активизация познавательной деятельности обучающихся.
Психологический настрой.
На доске эпиграф.
Введение в тему урока.
Введение в тему урока.
Прослушивание легенды о яблоке Ньютона.
Объявление темы и цели урока.
3.
Объяснение нового материала.
Формулировка закона всемирного тяготения.
Математическая запись закона.
Определение гравитационной постоянной G
Вывод единицы измерения гравитационной постоянной и ее
физического смысла.
Определение первой космической скорости.
Определение силы тяжести как гравитационной силы и веса тела
как силы электромагнитной природы.
Экспериментальное определение силы тяжести.
Экспериментальное подтверждение различия веса тела,
движущегося с ускорением вверх, вниз, движущегося с
постоянной скоростью и свободно падающего.
Понятие невесомости.
4.
Здоровье сберегающая пауза.
Упражнение на восстановление работоспособности и снятие агрессии.
5.Формирование умений и навыков.
Повторение алгоритма решение задач по механике.
Решение задачи.
6.
Рефлексия.
Ответить на вопросы теста по новой теме.
Прочитать задачу
Записать кратко условие задачи
Перевести в систему СИ
Выбрать необходимую формулу и
записать ее
Подставить численные значения и получить
числовой ответ.
Проверить размерность искомой
физической величины
величины
Записать ответ
Если необходимо,
начертить
пояснительный
рисунок.
Структура урока.
№
этап
а
Название этапа
Метод
Деятельность
преподавателя
Деятельность
обучающегося
Развитие компете
нций
Итог
1
Организационный
момент
Проверка подготовки
обучающихся к уроку
Оценивает свою
подготовку к уроку
Коммуникативных
Готовность
обучающихся к уроку
2
Активизация
познавательной
деятельности
Репродуктивный
Настраивает на
проблему и
объявляет тему и
цель урока
Вникает в суть
эпиграфа и готовится
воспринимать
информацию
Информационных и
коммуникативных
Настрой на
продуктивную
деятельность
3
Объяснение нового
материала
Объяснение нового
материала с
элементами
эвристической
беседы, элементы
исследовательской
деятельности
Объясняет материал,
объясняет
экспериментальные
задания
Внимательно
слушают, отвечают на
вопросы, записывают
основные мысли в
тетрадь, выполняют
экспериментальные
задания и выбирают
формулы.
Интеллектуальных,
Коммуникативных,
социальных
Правильность устных
ответов, выполнения
экспериментальных
заданий и
правильный выбор
формул
4
Здоровье
сберегающая пауза
Дает задание
Выполняют задание
Коммуникативных
Гашение агрессии,
расслабление
5
Формирование
умений и навыков
Самостоятельная
работа
Дает задание
Один обучающийся у
доски решает задачу,
остальные работают
на местах
Интеллектуальных
Правильность
решения задачи и
определения
порядка величины
6
Рефлексия
Самостоятельная
работа
Метод контроля
Объясняет задание
Отвечают на вопросы
теста
Организационных
Правильность
выбора формул для
расчета и ответа на
тест
Методические замечания.
В результате изучения нового материала, обучающиеся должны
четко уяснить гравитационную природу сил всемирного тяготения и
силы тяжести и электромагнитную природу силы – вес тела.
Как на любом другом уроке, очень важна эмоциональная
составляющая урока, поэтому, урок начинаю с легенды: Ньютон сидел
в своем саду и обратил внимание на падающее с дерева яблоко. У
него неожиданно возникла догадка о том, что если сила тяготения
действует на вершине дерева и, даже на вершине гор, то возможно,
что она действует и на любом расстоянии от Земли вплоть до самой
Луны! (Обратите внимание на эпиграф. Мы все видим, как падают
яблоки с дерева!) Правдива эта история или нет, мы, в
действительности, не знаем, но мысль о том, что именно притяжение
Земли удерживает Луну на ее орбите, послужила Ньютону основой, с
которой он начал построение своей великой теории гравитации.
Земля.
Сила гравитации, действующая
на Землю со стороны Луны.
Сила гравитации, действующая на Луну со
стороны Земли
Луна
Каждая частица во Вселенной притягивает любую другую частицу с силой,
прямо пропорциональной произведению их масс и обратно
пропорциональной квадрату расстояния между ними.
Математическая запись закона:
Выведите единицу измерения G
Первая космическая скорость – это скорость, с которой тело становится
искусственным спутником Земли.
Вес тела .
Экспериментально определить силу тяжести, действующую на любое
тело, находящееся на столе с помощью динамометра.
Экспериментально определить вес тела, движущегося с ускорением
вверх и вниз с помощью динамометра и выбрать правильно формулу
для описания этого процесса.
Если тело свободно падает вместе с опорой, то тело не оказывает на опору действие, такое
состояние называют невесомостью. Космонавты испытывают состояние невесомости в
космических кораблях вблизи поверхности Земли.
5.
Здоровье сберегающая пауза.
Взять лист бумаги , сложить его пополам и оторвать правый верхний
угол. Сложить еще раз пополам и оторвать левый нижний угол.
Развернуть листок. Каков результат? У всех одинаково?
6.
Решить задачу из задачника А. П. Рымкевича № 170
7.
Рефлексия.
Ответить на вопросы теста.