Напоминание

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Веретельник Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №51 "Родничок"
Населённый пункт: Ростовская область Азовский район село Кагальник
Наименование материала: консультация
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент

являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к

педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в

условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного

общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в

системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением

научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из

важных условий обновления является использование новых информационных

технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный

выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет,

телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное

оборудование. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых

технологий.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно

новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано,

прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к

получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из

инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные

технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в

дошкольном образовании становится все более актуальным, так

как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и

привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить

творческую составляющую учебного процесса.

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды (ППРС)

ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием

оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная

предметно-пространственная среда. ППРС должна быть вариативной и

содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания –

техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача

ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры,

игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это

должно стать отправной точкой для работы над целым направлением —

создание интерактивной образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является

использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации

образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с

вербальных методов образования на методы поисковой и творческой

деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в

большей степени, становится соучастником, помощником. Использование

компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать ОД более наглядной, интенсивной;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в

образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ являются:

- оформление групповой документации (списки детей, диагностика

развития,планирование, мониторинг выполнения программ, составление

отчетов).

- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям,

к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп,

кабинетов.

- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных

образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое

развитие», «Познавательное развитие» и др. Презентация помогает объединить

огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого

объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео

аппаратуры.

- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов:

просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им

аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.

- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку

как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре.

Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный

мир один на один с компьютером.

- обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать,

выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него

развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает

думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами

теоретического мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и

для родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью

информационного и научно-методического сопровождения образовательного

процесса.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального

развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-

воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной

организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с

возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится

от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10

минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений

зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную

гимнастику для глаз.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя

позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.

Информационные технологии значительно расширяют возможности

воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в

развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями

воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно

способствует повышению качества образовательного процесса.

Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,

способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации

умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих

действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на

которых были допущены ошибки, для их исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков

работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять

поставленные задачи.

4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога;

способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило

качество проводимых организационно-методических мероприятий, а также

качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало и

стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей;

расширило возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые

дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его

«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,

которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и

собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В

частности, прекрасные возможности создает систематизация и

структурирование учебного материала. Появляется возможность для

концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных

источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и

скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и

особенностей программы.



В раздел образования