Автор: Дивисенко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №66
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: Семинар для родителей в форме круглого стола: "Как использовать поощрения и наказания в воспитании детей"
Раздел: дошкольное образование
Семинар для родителей в форме круглого
стола: «Как использовать поощрения и
наказания в воспитании детей»
Дивисенко Л.В.
Семинар для родителей в форме круглого стола: «Как использовать поощрения и
наказания в воспитании детей.
Цель: повышение компетентности родителей по вопросам использования поощрений и
наказаний в воспитании детей.
Задачи:
1. выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
2. знакомство с принципами использования поощрений и наказаний;
3. расширение возможностей понимания своего ребенка.
План семинара.
1. Упражнение на создание благоприятной эмоциональной атмосферы (5 мин) .
2. Работа в малых группах с рабочими карточками (5 мин) .
3. Выступление ведущего об основных функциях поощрения и наказания (10 минут) .
4. Практическое задание (20 мин) .
5. Подведение итогов (5 мин) .
Ход семинара.
1. Упражнение на создание благоприятной эмоциональной атмосферы (5 мин) .
Инструкция: Предлагаю всем встать и поздороваться. Здороваться будем за руку с
каждым, никого не пропуская. Поздороваться важно с каждым 2 раза. Главное – никого не
пропустить.
Каждый по очереди высказывает пожелание группе на сегодняшний день упражнение
можно выполнить с мячом или замещающим его предметом.
Участники делятся на две подгруппы и занимают свои места.
2. Работа в малых группах с рабочими карточками (5 мин) .
Вопрос участникам круглого стола: «Какие наказания и поощрения наиболее часто вы
используете в процессе воспитания собственных детей? »
Подводятся итоги, какие поощрения и наказания наиболее часто используются при
воспитании детей.
3. Выступление ведущего об основных функциях поощрения и наказания (5 минут) .
Задача: вспомнить понятийный аппарат по теме круглого стола.
Вопросы о поощрениях и наказаниях всегда актуальны и вызывают огромный интерес у
всех поколений.
Первое, с чего стоит начать, воспитывая ребенка – спросить себя, почему ребенок
отказывается делать нечто.
Что я делаю не так, что ему хочется мне сопротивляться?
Что и почему я делал (а) в детстве в таких ситуациях?
Ребенок воспринимает взрослого как эталон и привязан к нему. Это значит, что он
ошибается не потому, что хочет досадить взрослому, а потому, что еще много не умеет.
Тогда важно учить его поступать верно, в том числе после его ошибки, поскольку в этом
случае он уже видит последствия своих действий, но еще не обязательно понимает
правильную последовательность, не приводящую к ошибке.
Как формировать желаемое поведение у детей?
Чему отдать предпочтение: поощрению или наказанию?
Признанным лидером в изучении законов человеческого поведения является направление
американской психологии, получившее название бихевиоризм, или поведенческая
психология.
В рамках данного направления все различные формы поведения человека
рассматриваются как приобретенные в процессе опыта. То есть все то, что мы можем
наблюдать в поведении окружающих, - это то, чему они научились. Именно результатом
научения является все многообразие проявлений поведенческих особенностей детей,
которые, повторяясь в различных ситуациях, становятся устойчивыми чертами характера
взрослого человека.
Основной формой приобретения нового опыта является научение.
Научение – процесс привития навыка.
С точки зрения научения, формирование нового поведения определяется ситуацией, в
которой оно происходит, и зависит от того, что следует за тем или иным поведением или
поступком.
Например, с младенчества основным способом информирования взрослого о своих
нуждах и потребностях для ребенка является плач. Он плачет, когда голоден или когда его
что-то тревожит, и, как правило, получает желаемое. Если ребенок плачет, капризничает и
в ответ получает желаемое, то у него может сформироваться соответствующий тип
поведения – «хочешь что-то – требуй! » Условием при этом является результат, к которому
это действие приведет.
Внимание – мощное средство подкрепления поведения и для его получения дети готовы
на многое. Часто беспроблемный ребенок не получает необходимого ему внимания со
стороны родителей. Но стоит ему принести замечание в дневнике или получит двойку, как
у родителей находится время и желание заниматься сыном или дочерью. Пусть они его
ругают или наказывают, но при этом дают то внимание, которое ему так необходимо.
По мнению многих психологов, желание привлечь к себе внимание – одна из наиболее
часто встречающихся причин нарушения дисциплины на уроке.
Минусы наказаний.
1. При наказании дети не учатся поступать правильно, а только находят способы избегать
наказания. Защищаясь, они учатся быть трусливыми, нечестными, опасаясь, чтобы их не
«застукали» за неблаговидным делом.
2. Наказание учит детей тому, что с ними что-то не так, они хуже других и совершают
плохие поступки. Дети начинают верить в то, что они хуже других, и либо подтверждают
это своими поступками, либо начинают мстить всем вокруг.
3. Страх нарастает с каждым наказанием, если дети чувствуют угрозу и не понимают
причину наказания. Наказание не содержит информации о желаемом поведении.
Повторяемость плохих поступков свидетельствует о том, что дети не знают, в чем их
ошибка.
В то же время наказание нельзя полностью исключить из воспитательного процесса.
Основная цель его применения – прекратить недопустимое поведение.
Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного
дела, сердитый взгляд взрослого, осуждение, возмущение, упрек, намек, ироническая
шутка.
Сорваться на ребенка быстрее и легче, чем понимать и слушать.
Наказание может стать эффективным методом воспитательного воздействия, если при его
использовании придерживаться следующих правил.
1. Информированность. Использовать наказание можно только в тех случаях, если дети
были заранее ознакомлены с правилами поведения и нарушили их. Наказывать за
несоблюдение правил, о существовании никто не предупреждал и не объяснял их
важность следования – недопустимо.
2. Точность. Следует быть точным в определении того, какие действия повлекут за собой
применение каких последствий, и в чем именно они будут состоять. Угрозы типа: «Если
ты не прекратишь грубить, то я не знаю, что с тобой сделаю! » не дают ребенку
достаточной информации, что именно произойдет, если он этого не сделает.
3. Разумность. Наказания должны соответствовать проступку, за которым они следуют.
Угрозы типа: «Я оторву тебе голову! » вряд ли могут считаться разумными. Например,
разумным будет лишить подростка карманных денег, потратив их на покупку сломанной
игрушки младшего брата.
4. Безопасность. Наказания не должны содержать угрозу для жизни: закрыть одного в
комнате, в машине, оставить на улице и т. п.
5. Неотвратимость. Нужно быть готовым осуществить то, о чем было заявлено. Если было
объявлено, что за таким-то поступком последует действие, то оно должно обязательно
наступить. Иначе наказание утрачивает свой смысл.
6. Соразмерность. Наказание должно соответствовать величине проступка. Если
проступок совершен впервые или ребенок искренне раскаивается в содеянном, то это
должно учитываться при выборе формы наказания. Более строгие наказания должны
следовать за намеренными и злостными нарушениями.
7. Следование за поступком. Наказание должно быть максимально приближено к
проступку. Нельзя наказывать за то, что произошло когда-то. Чем ближе по времени
наказание к проступку, тем оно более эффективное.
8. Отношение к проступку, не затрагивающее личность ребенка, означает, что при
наказании взрослый подчеркивает, что он наказывает за проступок, но при этом уважает
ребенка и надеется, что это не повторится вновь.
Задание. Проанализируйте ситуацию.
Правила использования поощрений.
Поощрение - это метод мотивации, противоположный наказанию; мера заслуг
материального или морального характера, который представляет собой похвалу, награду,
то, чем поощряют кого-либо.
Поощрение как метод воспитания, направлено на эмоциональное утверждение успешно
производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.
Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение,
моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и
внимания, прощение за проступок.
Все поощрения можно разделить на моральные (похвала, объявление благодарности,
положительная оценка, награждение почетной грамотой и т. д.) и материальные (подарки,
ценные призы, денежные вознаграждения) .
Главное в использовании поощрения – это наличие позитивных эмоций, с которыми мы
сочетаем определенную деятельность, к которой стремимся сформировать интерес.
Чем сильнее удовольствие, которое получил человек от подкрепления определенной
формы поведения, тем сильнее поведение (или деятельность) будет закрепляться.
Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания – для
прекращения нежелательного поведения.
Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. Чтобы поощрения
выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка,
они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше
запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».
Использование наказания и поощрения в воспитании детей.
При воспитании должна существовать градация требований и запретов: от
беспрекословного подчинения в опасных ситуациях до возможности выбора там, где нет
вреда здоровью. Важно, чтобы количество ситуаций с беспрекословным подчинением
было ограничено, и они касались только жизненно опасных моментов. Если запретов
будет много и они будут слишком сильны, взрослый воспитает безвольного человека, не
приспособленного к жизни без контроля взрослых.
Требований к ребенку должно быть немного, их нужно соотносить с возрастом ребенка.
Но для того, чтобы ребенок не нарушал требования, он должен их услышать и понять,
поэтому необходимо соблюдать и правила предъявления требований к ребенку:
1. Требования должны быть однозначными и понятными ребенку. Например, просьба: «Не
балуйся», - ничего не говорит ребенку о том, что нужно делать. Более понятно: «Посиди
спокойно 5 минут».
2. Требование должно соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Бессмысленно
просить трехлетнего ребенка посидеть 30 минут спокойно. Лучше предложить ему
занятие, которое будет интересно и займет его все это время.
3. Следует давать простые требования, не включающие внутри еще дополнительные
требования. Например, требование: «Убери в комнате» - сложное, требующее конкретного
описания того, что родитель понимает в этом случае. «Вымой пол», - является простым и
конкретным.
4. Предъявляемые требования излагайте положительным способом, а не отрицательным
примером. То есть ребенку нужно сообщить, что он должен сделать, а не то, что ему не
следует делать. Например, отрицательное требование «Не балуйся», а положительное:
«Займись тем-то».
5. Излагайте требования спокойно, без ультиматумов, без крика.
6. Стоит проявлять вежливость к ребенку всегда, если мы требуем от него вежливого
поведения.
7. Ребенок заранее должен знать, к каким последствиям приведет следование или не
следование директивам взрослых. Более того, нужно выполнять обещание наказания или
поощрения, а не оставлять их только как возможности.
8. Стоит помнить, что именно на системе поощрения строится положительное общение с
ребенком, а потому поощряйте, когда ребенок поступает правильно.
9. Старайтесь не оценивать ребенка в момент наказания. То есть избегайте говорить: «Ты –
такой – то» (неумеха, неряха, разбойник). Следует сказать: «Мне больно (неприятно,
обидно, когда ты (дерешься, не выполняешь домашнего задания и др.)
10. Не нависайте над ребенком. Предъявляя требование: встаньте так, чтобы смотреть в
глаза и быть уверенным в том, что он понимает, что вы говорите.
Будьте готовы к неверному поведению ребенка. Он может ошибиться потому, что устал,
кто-то обидел его или что-то еще произошло. Разберитесь сначала, а потом решайте, что
делать. Иногда осознание ребенком того, что он сделал, уже достаточное наказание для
него.
Если ребенка приходится в один день наказывать несколько раз или наказывать за одно и
то же, то, возможно, ошибка кроется в поведении взрослого, предъявляющего чрезмерные
требования для возраста ребенка, или уделяющего ребенку мало внимания, что он
пытается получить его хотя бы таким способом.
4. Практическое задание.
• Вы идете в магазин вместе с ребенком. В магазине ребенок бегает, прячется от вас,
хнычет, требует, чтобы ему купили игрушку или лакомство.
Важно подчеркнуть: до посещения магазина напомнить ребенку, как следует вести себя в
общественных местах; не обещать ребенку купить сладости или игрушки, а если
пообещать, то выполню свое обещание; в магазине постараться занять ребенка, например:
предложить ему везти тележку, нести пакеты, помочь выбрать товар, а дома обсудить
поведение.
• Семья обедает. Во время обеда ребенок постоянно встает из-за стола, хватает еду руками
с общего блюда, отказывается есть, «потому, что мама невкусно готовит». Что делать?
Важно подчеркнуть: не заставлять ребенка есть насильно; систематически давать ребенку
поручения: накрыть на стол, помочь в приготовлении обеда или мытье посуды; учить
ребенка хорошим манерам с помощью игры.
5. Подведение итогов.
Итак, стоит вспомнить, что, воспитывая ребенка, мы общаемся с самими собой, но на
другом жизненном этапе. Наказание может проходить только в спокойном состоянии.
Когда мы охвачены эмоцией, то снимаем свой гнев за счет более слабого, обучая его в
дальнейшем поступать точно так же.
Важно выслушать ребенка, дать шанс ему объясниться. Ребенок не думает как взрослый, а
потому может совершать плохие поступки из лучших побуждений. Например, может
ударить брата или сестру, потому что ему кажется, что к другому ребенку родители
относятся лучше. Тогда наказание не улучшит отношений с детьми, а научит делать им
гадости так, чтобы родители не видели. Поняв причину, родители могут изменить свое
поведение так, чтобы ребенок чувствовал их любовь, а не просто верил их словам. Во
многих случаях оказывается, что меняться должен взрослый, а не ребенок.
Слушайте ребенка, становясь на его место, а не на свою позицию. Принимайте свои
ошибки, просите прощения и меняйте свое поведение, если оно неверно. Это именно то,
что вы требуете от своих детей. Учите их собственным примером.
Родители должны четко объяснить, почему они не одобряют нечто и что они хотели бы от
ребенка. Важно показать, в чем заключалась ошибка.
Нужно показать, какое поведение взрослый ожидает от него в той или иной ситуации,
конкретно показать всю последовательность действий, сделать сначала вместе и
впоследствии повторить ещё раз.
Наказывайте индивидуально, оставаясь наедине с ребенком вне дополнительных ушей и
глаз. Публичное наказание будет иметь воздействие не на вашего ребенка, а на зрителей.
Всегда стоит помнить, что немедленное послушание – не лучший способ воспитания
ребенка. Это значит, что мы запугиваем его, а не договариваемся.
Дети не плохи от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь.
Искреннее общение и обучение – лучшие воспитатели.
Литература.
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. 2013.
2. Николаева Е. И. Кнут и пряник. СПб, 2009.
3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. 1988.
4. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. М., 2000.