Напоминание

Семинар для родителей в форме круглого стола: "Как использовать поощрения и наказания в воспитании детей"


Автор: Дивисенко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №66
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: Семинар для родителей в форме круглого стола: "Как использовать поощрения и наказания в воспитании детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар для родителей в форме круглого

стола: «Как использовать поощрения и

наказания в воспитании детей»

Дивисенко Л.В.

Семинар для родителей в форме круглого стола: «Как использовать поощрения и

наказания в воспитании детей.

Цель: повышение компетентности родителей по вопросам использования поощрений и

наказаний в воспитании детей.

Задачи:

1. выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

2. знакомство с принципами использования поощрений и наказаний;

3. расширение возможностей понимания своего ребенка.

План семинара.

1. Упражнение на создание благоприятной эмоциональной атмосферы (5 мин) .

2. Работа в малых группах с рабочими карточками (5 мин) .

3. Выступление ведущего об основных функциях поощрения и наказания (10 минут) .

4. Практическое задание (20 мин) .

5. Подведение итогов (5 мин) .

Ход семинара.

1. Упражнение на создание благоприятной эмоциональной атмосферы (5 мин) .

Инструкция: Предлагаю всем встать и поздороваться. Здороваться будем за руку с

каждым, никого не пропуская. Поздороваться важно с каждым 2 раза. Главное – никого не

пропустить.

Каждый по очереди высказывает пожелание группе на сегодняшний день упражнение

можно выполнить с мячом или замещающим его предметом.

Участники делятся на две подгруппы и занимают свои места.

2. Работа в малых группах с рабочими карточками (5 мин) .

Вопрос участникам круглого стола: «Какие наказания и поощрения наиболее часто вы

используете в процессе воспитания собственных детей? »

Подводятся итоги, какие поощрения и наказания наиболее часто используются при

воспитании детей.

3. Выступление ведущего об основных функциях поощрения и наказания (5 минут) .

Задача: вспомнить понятийный аппарат по теме круглого стола.

Вопросы о поощрениях и наказаниях всегда актуальны и вызывают огромный интерес у

всех поколений.

Первое, с чего стоит начать, воспитывая ребенка – спросить себя, почему ребенок

отказывается делать нечто.

Что я делаю не так, что ему хочется мне сопротивляться?

Что и почему я делал (а) в детстве в таких ситуациях?

Ребенок воспринимает взрослого как эталон и привязан к нему. Это значит, что он

ошибается не потому, что хочет досадить взрослому, а потому, что еще много не умеет.

Тогда важно учить его поступать верно, в том числе после его ошибки, поскольку в этом

случае он уже видит последствия своих действий, но еще не обязательно понимает

правильную последовательность, не приводящую к ошибке.

Как формировать желаемое поведение у детей?

Чему отдать предпочтение: поощрению или наказанию?

Признанным лидером в изучении законов человеческого поведения является направление

американской психологии, получившее название бихевиоризм, или поведенческая

психология.

В рамках данного направления все различные формы поведения человека

рассматриваются как приобретенные в процессе опыта. То есть все то, что мы можем

наблюдать в поведении окружающих, - это то, чему они научились. Именно результатом

научения является все многообразие проявлений поведенческих особенностей детей,

которые, повторяясь в различных ситуациях, становятся устойчивыми чертами характера

взрослого человека.

Основной формой приобретения нового опыта является научение.

Научение – процесс привития навыка.

С точки зрения научения, формирование нового поведения определяется ситуацией, в

которой оно происходит, и зависит от того, что следует за тем или иным поведением или

поступком.

Например, с младенчества основным способом информирования взрослого о своих

нуждах и потребностях для ребенка является плач. Он плачет, когда голоден или когда его

что-то тревожит, и, как правило, получает желаемое. Если ребенок плачет, капризничает и

в ответ получает желаемое, то у него может сформироваться соответствующий тип

поведения – «хочешь что-то – требуй! » Условием при этом является результат, к которому

это действие приведет.

Внимание – мощное средство подкрепления поведения и для его получения дети готовы

на многое. Часто беспроблемный ребенок не получает необходимого ему внимания со

стороны родителей. Но стоит ему принести замечание в дневнике или получит двойку, как

у родителей находится время и желание заниматься сыном или дочерью. Пусть они его

ругают или наказывают, но при этом дают то внимание, которое ему так необходимо.

По мнению многих психологов, желание привлечь к себе внимание – одна из наиболее

часто встречающихся причин нарушения дисциплины на уроке.

Минусы наказаний.

1. При наказании дети не учатся поступать правильно, а только находят способы избегать

наказания. Защищаясь, они учатся быть трусливыми, нечестными, опасаясь, чтобы их не

«застукали» за неблаговидным делом.

2. Наказание учит детей тому, что с ними что-то не так, они хуже других и совершают

плохие поступки. Дети начинают верить в то, что они хуже других, и либо подтверждают

это своими поступками, либо начинают мстить всем вокруг.

3. Страх нарастает с каждым наказанием, если дети чувствуют угрозу и не понимают

причину наказания. Наказание не содержит информации о желаемом поведении.

Повторяемость плохих поступков свидетельствует о том, что дети не знают, в чем их

ошибка.

В то же время наказание нельзя полностью исключить из воспитательного процесса.

Основная цель его применения – прекратить недопустимое поведение.

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного

дела, сердитый взгляд взрослого, осуждение, возмущение, упрек, намек, ироническая

шутка.

Сорваться на ребенка быстрее и легче, чем понимать и слушать.

Наказание может стать эффективным методом воспитательного воздействия, если при его

использовании придерживаться следующих правил.

1. Информированность. Использовать наказание можно только в тех случаях, если дети

были заранее ознакомлены с правилами поведения и нарушили их. Наказывать за

несоблюдение правил, о существовании никто не предупреждал и не объяснял их

важность следования – недопустимо.

2. Точность. Следует быть точным в определении того, какие действия повлекут за собой

применение каких последствий, и в чем именно они будут состоять. Угрозы типа: «Если

ты не прекратишь грубить, то я не знаю, что с тобой сделаю! » не дают ребенку

достаточной информации, что именно произойдет, если он этого не сделает.

3. Разумность. Наказания должны соответствовать проступку, за которым они следуют.

Угрозы типа: «Я оторву тебе голову! » вряд ли могут считаться разумными. Например,

разумным будет лишить подростка карманных денег, потратив их на покупку сломанной

игрушки младшего брата.

4. Безопасность. Наказания не должны содержать угрозу для жизни: закрыть одного в

комнате, в машине, оставить на улице и т. п.

5. Неотвратимость. Нужно быть готовым осуществить то, о чем было заявлено. Если было

объявлено, что за таким-то поступком последует действие, то оно должно обязательно

наступить. Иначе наказание утрачивает свой смысл.

6. Соразмерность. Наказание должно соответствовать величине проступка. Если

проступок совершен впервые или ребенок искренне раскаивается в содеянном, то это

должно учитываться при выборе формы наказания. Более строгие наказания должны

следовать за намеренными и злостными нарушениями.

7. Следование за поступком. Наказание должно быть максимально приближено к

проступку. Нельзя наказывать за то, что произошло когда-то. Чем ближе по времени

наказание к проступку, тем оно более эффективное.

8. Отношение к проступку, не затрагивающее личность ребенка, означает, что при

наказании взрослый подчеркивает, что он наказывает за проступок, но при этом уважает

ребенка и надеется, что это не повторится вновь.

Задание. Проанализируйте ситуацию.

Правила использования поощрений.

Поощрение - это метод мотивации, противоположный наказанию; мера заслуг

материального или морального характера, который представляет собой похвалу, награду,

то, чем поощряют кого-либо.

Поощрение как метод воспитания, направлено на эмоциональное утверждение успешно

производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.

Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение,

моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и

внимания, прощение за проступок.

Все поощрения можно разделить на моральные (похвала, объявление благодарности,

положительная оценка, награждение почетной грамотой и т. д.) и материальные (подарки,

ценные призы, денежные вознаграждения) .

Главное в использовании поощрения – это наличие позитивных эмоций, с которыми мы

сочетаем определенную деятельность, к которой стремимся сформировать интерес.

Чем сильнее удовольствие, которое получил человек от подкрепления определенной

формы поведения, тем сильнее поведение (или деятельность) будет закрепляться.

Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания – для

прекращения нежелательного поведения.

Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. Чтобы поощрения

выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка,

они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше

запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».

Использование наказания и поощрения в воспитании детей.

При воспитании должна существовать градация требований и запретов: от

беспрекословного подчинения в опасных ситуациях до возможности выбора там, где нет

вреда здоровью. Важно, чтобы количество ситуаций с беспрекословным подчинением

было ограничено, и они касались только жизненно опасных моментов. Если запретов

будет много и они будут слишком сильны, взрослый воспитает безвольного человека, не

приспособленного к жизни без контроля взрослых.

Требований к ребенку должно быть немного, их нужно соотносить с возрастом ребенка.

Но для того, чтобы ребенок не нарушал требования, он должен их услышать и понять,

поэтому необходимо соблюдать и правила предъявления требований к ребенку:

1. Требования должны быть однозначными и понятными ребенку. Например, просьба: «Не

балуйся», - ничего не говорит ребенку о том, что нужно делать. Более понятно: «Посиди

спокойно 5 минут».

2. Требование должно соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Бессмысленно

просить трехлетнего ребенка посидеть 30 минут спокойно. Лучше предложить ему

занятие, которое будет интересно и займет его все это время.

3. Следует давать простые требования, не включающие внутри еще дополнительные

требования. Например, требование: «Убери в комнате» - сложное, требующее конкретного

описания того, что родитель понимает в этом случае. «Вымой пол», - является простым и

конкретным.

4. Предъявляемые требования излагайте положительным способом, а не отрицательным

примером. То есть ребенку нужно сообщить, что он должен сделать, а не то, что ему не

следует делать. Например, отрицательное требование «Не балуйся», а положительное:

«Займись тем-то».

5. Излагайте требования спокойно, без ультиматумов, без крика.

6. Стоит проявлять вежливость к ребенку всегда, если мы требуем от него вежливого

поведения.

7. Ребенок заранее должен знать, к каким последствиям приведет следование или не

следование директивам взрослых. Более того, нужно выполнять обещание наказания или

поощрения, а не оставлять их только как возможности.

8. Стоит помнить, что именно на системе поощрения строится положительное общение с

ребенком, а потому поощряйте, когда ребенок поступает правильно.

9. Старайтесь не оценивать ребенка в момент наказания. То есть избегайте говорить: «Ты –

такой – то» (неумеха, неряха, разбойник). Следует сказать: «Мне больно (неприятно,

обидно, когда ты (дерешься, не выполняешь домашнего задания и др.)

10. Не нависайте над ребенком. Предъявляя требование: встаньте так, чтобы смотреть в

глаза и быть уверенным в том, что он понимает, что вы говорите.

Будьте готовы к неверному поведению ребенка. Он может ошибиться потому, что устал,

кто-то обидел его или что-то еще произошло. Разберитесь сначала, а потом решайте, что

делать. Иногда осознание ребенком того, что он сделал, уже достаточное наказание для

него.

Если ребенка приходится в один день наказывать несколько раз или наказывать за одно и

то же, то, возможно, ошибка кроется в поведении взрослого, предъявляющего чрезмерные

требования для возраста ребенка, или уделяющего ребенку мало внимания, что он

пытается получить его хотя бы таким способом.

4. Практическое задание.

• Вы идете в магазин вместе с ребенком. В магазине ребенок бегает, прячется от вас,

хнычет, требует, чтобы ему купили игрушку или лакомство.

Важно подчеркнуть: до посещения магазина напомнить ребенку, как следует вести себя в

общественных местах; не обещать ребенку купить сладости или игрушки, а если

пообещать, то выполню свое обещание; в магазине постараться занять ребенка, например:

предложить ему везти тележку, нести пакеты, помочь выбрать товар, а дома обсудить

поведение.

• Семья обедает. Во время обеда ребенок постоянно встает из-за стола, хватает еду руками

с общего блюда, отказывается есть, «потому, что мама невкусно готовит». Что делать?

Важно подчеркнуть: не заставлять ребенка есть насильно; систематически давать ребенку

поручения: накрыть на стол, помочь в приготовлении обеда или мытье посуды; учить

ребенка хорошим манерам с помощью игры.

5. Подведение итогов.

Итак, стоит вспомнить, что, воспитывая ребенка, мы общаемся с самими собой, но на

другом жизненном этапе. Наказание может проходить только в спокойном состоянии.

Когда мы охвачены эмоцией, то снимаем свой гнев за счет более слабого, обучая его в

дальнейшем поступать точно так же.

Важно выслушать ребенка, дать шанс ему объясниться. Ребенок не думает как взрослый, а

потому может совершать плохие поступки из лучших побуждений. Например, может

ударить брата или сестру, потому что ему кажется, что к другому ребенку родители

относятся лучше. Тогда наказание не улучшит отношений с детьми, а научит делать им

гадости так, чтобы родители не видели. Поняв причину, родители могут изменить свое

поведение так, чтобы ребенок чувствовал их любовь, а не просто верил их словам. Во

многих случаях оказывается, что меняться должен взрослый, а не ребенок.

Слушайте ребенка, становясь на его место, а не на свою позицию. Принимайте свои

ошибки, просите прощения и меняйте свое поведение, если оно неверно. Это именно то,

что вы требуете от своих детей. Учите их собственным примером.

Родители должны четко объяснить, почему они не одобряют нечто и что они хотели бы от

ребенка. Важно показать, в чем заключалась ошибка.

Нужно показать, какое поведение взрослый ожидает от него в той или иной ситуации,

конкретно показать всю последовательность действий, сделать сначала вместе и

впоследствии повторить ещё раз.

Наказывайте индивидуально, оставаясь наедине с ребенком вне дополнительных ушей и

глаз. Публичное наказание будет иметь воздействие не на вашего ребенка, а на зрителей.

Всегда стоит помнить, что немедленное послушание – не лучший способ воспитания

ребенка. Это значит, что мы запугиваем его, а не договариваемся.

Дети не плохи от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь.

Искреннее общение и обучение – лучшие воспитатели.

Литература.

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. 2013.

2. Николаева Е. И. Кнут и пряник. СПб, 2009.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. 1988.

4. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. М., 2000.



В раздел образования