Напоминание

Инновационная площадка в ДОУ по защите прав и достоинств дошкольников.(из опыта работы)


Автор: Ахтямова Расиля Забиховна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад№13
Населённый пункт: город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Инновационная площадка в ДОУ по защите прав и достоинств дошкольников.(из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной

политики

России,

решению

которой

постоянно

уделяется

внимание

в

программах

социально

экономического развития на всех уровнях.

Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней

утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств,

доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько

бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной

на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина

своей страны!

Вот почему главные усилия педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть

направлены на:

- улучшение семейного микроклимата;

- формирование положительных взаимоотношений в семье;

- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

Дошкольное образовательное учреждение - это то место, где ребенок проводит основную часть

своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако

именно в рамках системы дошкольного образования и может быть создан механизм, объединяющий

усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

Ориентируясь на актуальные проблемы наших дней Мы

совместно с

«Восточной экономико-

юридической

гуманитарной

академией»

на

базе

ДОУ

открыли

инновационную

площадку

для

реализации проекта «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по защите

прав и достоинств ребенка».

Целью

нашего

сотрудничества

стала

разработка

содержания

и

внедрение

новых

форм

взаимодействия дошкольной

образовательной организации и семьи по защите прав и достоинств

ребенка».

Инновационная площадка в детском саду функционирует с октября 2015 года. Работа будет

вестись в 4 этапа. – слайд таблица

1

этап

-

подготовительно

информационный.

Нами

было

создан научно-методического

совета и его деятельность по подготовке инновационной площадки.

2 этап - подготовительно документальный. Разработка и корректировка локальных актов по

управлению

инновационной

деятельностью.

Внесение

корректив

в

годовой

план,

утверждение

программы инновационной деятельности на заседании экспертного совета, комплектование фонда

справочных пособий и информационных материалов по данной проблеме.

3

этап

-

функционирование

экспериментальной

площадки.

Организация инновационной

деятельности в соответствии с планом каждого этапа. Проведение мониторинга изучение морального,

нравственного, правового климата в коллективе педагогов, воспитанников и их родителей.

4 этап – заключительный. Обобщение полученных результатов по взаимодействию ДОО и

семьи по защите прав и достоинств ребенка.

Для решения поставленных целей и задач в ДОУ необходимо осуществлять работу по трем

направлениям:

1. Работа с педагогами.

2. Работа с воспитанниками.

3. Работа с родителями.

1. Работа с педагогами.

В

работе

с

педагогами

организуются

консультации,

семинары,

деловые

игры,

дискуссии

с

использованием следующих методов и средств:

- изучение законов и нормативно – правовых документов, касающихся защиты прав детей;

- анализ различных ситуаций, затрагивающих права педагога, родителей и детей, с выявлением

причин их возникновения;

- обмен опытом с коллегами на методическом объединении;

- самостоятельная подготовка к выступлению на семинарах;

- просмотр видеозаписей с последующим обсуждением;

- чтение научной психолого – педагогической литературы по проблеме, журнальных и газетных

статей;

- функционирует «Школа дошкольных наук», в рамках которой формируются, расширяются и

закрепляются знания и умения педагогов в области правового образования детей дошкольного возраста,

используются тесты, конкурс на лучшее оформление уголка по правовому просвещению родителей,

дидактических игр по ознакомлению с правами детей и т.д.

- участие в профессиональных конкурсах.

В январе 2016 года в ДОУ прошел круглый стол на тему «Взаимодействие ДОУ и семьи по

защите прав и достоинств ребенка». Его участниками стали педагогический коллектив учреждения,

руководитель инновационной площадки Ф.М. Якшигулов д.н.н., главный научный сотрудник Академии

ВЭГУ

г.

Уфа

А.Г.

Абсалямова,

аспирант

Академии

ВЭГУ

А.В.Кучукова,

специалист

отдела

образования Демского района ГО г. Уфа РБ и родители воспитанников.

2.Работа с воспитанниками.

- непосредственная организованная деятельность;

-совместную деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельную деятельность детей.

Образовательная деятельность включает в себя:

• Знакомство с правами человека.

• Беседы на этические темы.

Совместная деятельность взрослого и ребенка:

• Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.

• Физкультурно-оздоровительная деятельность.

• Изобразительная, трудовая деятельность.

• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.

• Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).

Самостоятельная деятельность детей включает:

• Работу с литературой.

• Разные виды игр.

• Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.

• Продуктивные виды деятельности.

• Двигательную активность.

3.Работа с родителями.

В работе по правовому просвещению родителей используем следующие формы работы:

. Родительские собрания, на которых родители активно участвовали в обсуждении проблем

охраны прав детей в детском саду и семье, задавали интересующие вопросы.

· Папки-передвижки и информационные стенды «Права ребенка».

· Фотовыставки и фотогазеты.

· Папку с консультациями, которую регулярно пополняем новыми материалами по правовому

просвещению родителей.

. «Школа заботливых родителей», которые проходят в форме деловых игр, круглых столов,

дискуссии,

семинаров-практикумов.

На

мероприятиях

совместно

с

родителями

анализировали

проблемные ситуации с использованием анонимных анкет, обсуждали литературу по интересующим

темам.

«День открытых дверей»

· Памятки для родителей.

С родителями с целью обсуждения актуальности и проведения инновационной деятельности в

ДОУ

было

проведено

родительское

собрание

на тему:

«Открытие

инновационной

площадки

для

реализации проекта «Взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по защите

прав и достоинств ребенка». Так же был выявлен уровень компетентности родителей по данной

проблеме

с

использованием

анкетирования.

По

результатам

исследования

педагогами

были

подготовлены консультации по тем вопросам в которых у родителей были затруднения.

Популярными

методами

работы

с

родителями

являются

беседы,

совместные

праздники.

В

течение года провели праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «День матери».

Инновационная площадка работает чуть меньше года, но уже можно увидеть первые результаты.

Обобщая полученные результаты работы можно сделать вывод, что:

- у педагогов выросла правовая культура в области защиты прав и достоинств ребенка. Накоплен

материал по данному вопросу;

- у воспитанников появилась тенденция к уменьшению конфликтов в группе.

- у родителей начало выстраиваться правильное понимание как нужно помощь ребенку найти свое

место обществе сверстников.

Данная работа рассчитана на 4 года.

В дальнейшем мы планируем разработать и реализовывать

проекты «Мои права и обязанности», «Я и моя семья», продолжать работу по всем трем направлениям

согласно календарному плану по реализации инновационного проекта «Социально - педагогическая

технология взаимодействия дошкольной организации и семьи по защите прав и достоинств ребенка».

Распространять опыт работы на уровне района, города, республики путем участия в методических

объединениях, научно-практических конференциях, в конкурсах методических разработок, публикациях

и т.д.



В раздел образования