Напоминание

Рекомендации для родителей по развитию речи детей от года до трёх лет


Автор: Загоруйко Нелли Витальевна
Должность: логопед
Учебное заведение: Детская поликлиника
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации для родителей по развитию речи детей от года до трёх лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации для родителей по развитию речи

детей от года до трёх лет.

Общение

При общении с ребёнком выработайте партнёрские

отношения , используйте повествовательно -- вопросительную

форму общения.

Сделайте свои интонации разнообразными , эмоционально

выразительными.

Обращайтесь к ребёнку по имени .

Обращаясь к ребёнку , давайте ему время для обдумывания

возможного ответа.

Лучший способ общения - «лицо -- к лицу» ,чтобы ребёнок

следил за движениями губ , мимикой .

Сопровождайте словами всё, что делаете.

Поощряйте произнесение ребёнком новых звуков , слов.

Больше играйте с ребёнком , используя игрушки , игры ,

подражания .

Называя предметы , обязательно показывайте их ребёнку .

Поощряйте ребёнка к выполнению просьб.

Побуждайте ребёнка к речевому способу выражения ; не

потакайте его желаниям.

Обязательно отвечайте на вопросы ребёнка .

Задавайте ребёнку вопросы в альтернативной форме( « Тебе сок

или молоко?»)

В разговоре с ребёнком используйте простые слова и фразы .

Произносите слова чётко , не «сюсюкайте» .

Не наказывайте ребёнка за отказ от речи .

Будьте последовательны в своих требованиях .

Мелкая моторика

Развитие руки ребёнка находится в тесной связи с развитием речи

и мышления, поэтому :

С раннего возраста выполняйте массаж пальчиков , воздействуя

тем самым на активные точки головного мозга .

Выполняйте простые пальчиковые упражнения , сопровождаемые

стихотворными текстами (например « Сорока « , « Этот пальчик --

дедушка» , « Ладушки»…..)

Приобретите в магазине книгу из цикла « Развиваем пальчики --

учимся говорить» , в которой задания даются системой и с

усложнением.

Не забывайте о навыках самообслуживания (застёгивание и

расстёгивание пуговиц , завязывание шнурков…..)

Катайте пальчиками камешки , мелкие бусины , шарики , рвите

бумагу на мелкие кусочки , разминайте тесто , пластилин .

Двумя пальцами ( указательным и средним ) «ходите по столу»,

сначала медленно , потом -- быстро (вперёд , назад , левой ,

правой руками ).

Барабаньте всеми пальцами обеих рук по столу.

Машите в воздухе только пальцами.

Хлопайте в ладоши тихо и громко в разных темпах.

Нанизывайте крупные пуговицы , шарики , бусины на нитку .

Завязывайте узлы на верёвке , шнуре .

Играйте с конструктором , мозаикой , кубиками.

Складывайте матрёшки .

Сжимайте и разжимайте пальцы в кулак .

Складывайте из спичек фигурки , складывайте спички обратно в

коробку ( по одной ).

Рисуйте на столе каждым пальчиком фигурки ( кружочки ,

палочки ).

Артикуляционная гимнастика и мимическая

мускулатура

Готовьте артикуляционный аппарат ребёнка к произношению

звуков различной степени сложности.

Научите ребёнка широко открывать рот и показывать язык.

Ежедневно выполняйте с ребёнком упражнения перед зеркалом :

Покусайте язык по всей длине зубками.

«Почешем» язык зубками ( по всей длине ).

Сделайте язык широким , узким .

Оближите нижнюю губу , затем верхнюю.

Потяните язык к ушку , потом к другому , ко лбу , к

подбородку .

Попытайтесь почистить верхние зубки языком. Потом нижние.

«Иголочка».

« Горка».

« Часики».

«Языком поколоть щёчку , катать шарики».

* «Лакомка» -- вылизывать в разных направлениях блюдце , пиалу.

« Заборчик».

« Лошадки» и т. д.

Приобретите в магазине книгу « Артикуляционная гимнастика».

Для развития мимической мускулатуры используйте упражнения:

Поднимите брови вверх ( удивление).

Нахмурьте брови (сердимся).

Прищурьте один глаз , потом второй, потом попеременно.

Надувайте щёки (хомячок).

Втягивайте щёки (худышка).

Вытягивайте губы (слоник ) и т. д.

Полезно «кривляться перед зеркалом , изображая различных

персонажей , животных (акула , жираф , обезьяна…..) Можно

выполнять простой массаж по типу лицевого.

Дыхание

Увеличивайте объём дыхания ребёнка.

Купите мыльные пузыри , дудочки , свистки , шарики.

Можно задувать свечи , дуть на « горячий чай» и т. д.

Пропевайте с ребёнком гласные звуки : А , О , И , У , Э ( с

ударением и без ).

Не забывайте , что главной задачей этого этапа является

пополнение словарного запаса.

Усвоение грамматических норм , развитие связной речи ,

правильное звукопроизношение -- это длительный многоэтапный

процесс.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими , а отмечайте его

сегодняшние успехи по сравнению со вчерашним днём.

Заведите тетрадку , в которой вы будете отмечать положительные

изменения в речи ребёнка ( новые слова, новые звуки , фразы ,

новые интересы и т. д. )

Оцените динамику в речевом развитии через полгода.



В раздел образования