Автор: Загоруйко Нелли Витальевна
Должность: логопед
Учебное заведение: Детская поликлиника
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации для родителей по развитию речи детей от года до трёх лет
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для родителей по развитию речи
детей от года до трёх лет.
Общение
При общении с ребёнком выработайте партнёрские
отношения , используйте повествовательно -- вопросительную
форму общения.
Сделайте свои интонации разнообразными , эмоционально
выразительными.
Обращайтесь к ребёнку по имени .
Обращаясь к ребёнку , давайте ему время для обдумывания
возможного ответа.
Лучший способ общения - «лицо -- к лицу» ,чтобы ребёнок
следил за движениями губ , мимикой .
Сопровождайте словами всё, что делаете.
Поощряйте произнесение ребёнком новых звуков , слов.
Больше играйте с ребёнком , используя игрушки , игры ,
подражания .
Называя предметы , обязательно показывайте их ребёнку .
Поощряйте ребёнка к выполнению просьб.
Побуждайте ребёнка к речевому способу выражения ; не
потакайте его желаниям.
Обязательно отвечайте на вопросы ребёнка .
Задавайте ребёнку вопросы в альтернативной форме( « Тебе сок
или молоко?»)
В разговоре с ребёнком используйте простые слова и фразы .
Произносите слова чётко , не «сюсюкайте» .
Не наказывайте ребёнка за отказ от речи .
Будьте последовательны в своих требованиях .
Мелкая моторика
Развитие руки ребёнка находится в тесной связи с развитием речи
и мышления, поэтому :
С раннего возраста выполняйте массаж пальчиков , воздействуя
тем самым на активные точки головного мозга .
Выполняйте простые пальчиковые упражнения , сопровождаемые
стихотворными текстами (например « Сорока « , « Этот пальчик --
дедушка» , « Ладушки»…..)
Приобретите в магазине книгу из цикла « Развиваем пальчики --
учимся говорить» , в которой задания даются системой и с
усложнением.
Не забывайте о навыках самообслуживания (застёгивание и
расстёгивание пуговиц , завязывание шнурков…..)
Катайте пальчиками камешки , мелкие бусины , шарики , рвите
бумагу на мелкие кусочки , разминайте тесто , пластилин .
Двумя пальцами ( указательным и средним ) «ходите по столу»,
сначала медленно , потом -- быстро (вперёд , назад , левой ,
правой руками ).
Барабаньте всеми пальцами обеих рук по столу.
Машите в воздухе только пальцами.
Хлопайте в ладоши тихо и громко в разных темпах.
Нанизывайте крупные пуговицы , шарики , бусины на нитку .
Завязывайте узлы на верёвке , шнуре .
Играйте с конструктором , мозаикой , кубиками.
Складывайте матрёшки .
Сжимайте и разжимайте пальцы в кулак .
Складывайте из спичек фигурки , складывайте спички обратно в
коробку ( по одной ).
Рисуйте на столе каждым пальчиком фигурки ( кружочки ,
палочки ).
Артикуляционная гимнастика и мимическая
мускулатура
Готовьте артикуляционный аппарат ребёнка к произношению
звуков различной степени сложности.
Научите ребёнка широко открывать рот и показывать язык.
Ежедневно выполняйте с ребёнком упражнения перед зеркалом :
Покусайте язык по всей длине зубками.
«Почешем» язык зубками ( по всей длине ).
Сделайте язык широким , узким .
Оближите нижнюю губу , затем верхнюю.
Потяните язык к ушку , потом к другому , ко лбу , к
подбородку .
Попытайтесь почистить верхние зубки языком. Потом нижние.
«Иголочка».
« Горка».
« Часики».
«Языком поколоть щёчку , катать шарики».
* «Лакомка» -- вылизывать в разных направлениях блюдце , пиалу.
« Заборчик».
« Лошадки» и т. д.
Приобретите в магазине книгу « Артикуляционная гимнастика».
Для развития мимической мускулатуры используйте упражнения:
Поднимите брови вверх ( удивление).
Нахмурьте брови (сердимся).
Прищурьте один глаз , потом второй, потом попеременно.
Надувайте щёки (хомячок).
Втягивайте щёки (худышка).
Вытягивайте губы (слоник ) и т. д.
Полезно «кривляться перед зеркалом , изображая различных
персонажей , животных (акула , жираф , обезьяна…..) Можно
выполнять простой массаж по типу лицевого.
Дыхание
Увеличивайте объём дыхания ребёнка.
Купите мыльные пузыри , дудочки , свистки , шарики.
Можно задувать свечи , дуть на « горячий чай» и т. д.
Пропевайте с ребёнком гласные звуки : А , О , И , У , Э ( с
ударением и без ).
Не забывайте , что главной задачей этого этапа является
пополнение словарного запаса.
Усвоение грамматических норм , развитие связной речи ,
правильное звукопроизношение -- это длительный многоэтапный
процесс.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими , а отмечайте его
сегодняшние успехи по сравнению со вчерашним днём.
Заведите тетрадку , в которой вы будете отмечать положительные
изменения в речи ребёнка ( новые слова, новые звуки , фразы ,
новые интересы и т. д. )
Оцените динамику в речевом развитии через полгода.