Напоминание

Перспективно-тематическое планирование для средней группы на 2016-2017 учебный год


Автор: Челядинова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №34 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективно-тематическое планирование для средней группы на 2016-2017 учебный год
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

(из опыта работы)

Челядинова Е.А. воспитатель ГБДОУ №34 Приморского района Санкт-

Петербурга

Особенности

организации

образовательного

процесса

в

средней

группе

.

Программа средней группы:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы

ГБДОУ соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает

опыт, может быть успешно реализовано в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и

задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования

детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми

в развитии дошкольников;

строится

с

учетом

принципа

интеграции

образовательных

областей

в

соответствии

с

возрастными

возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на календарно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и

детей

и

самостоятельной

деятельности

дошкольников

не

только

в

рамках

непосредственно

образовательной

деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра

Развитие игровой деятельности

Основные цели и задачи

Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных

форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие

детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-

коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование

доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно

разрешать конфликтные ситуации.

Содержание психолого-педагогической работы

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Сюжетно-ролевые игры. Продолжать работу с детьми по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные

методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с

воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли

(мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки

из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например,

гараж для нескольких автомашин, дом в 2-3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в

двух направлениях, и др.). Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой

материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей. Расширять область

самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов;

развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

1

Подвижные игры. Продолжать развивать двигательную активность; ловкость, быстроту, пространственную

ориентировку. Воспитывать самостоятельность детей в организации знакомых игр с небольшой группой

сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил. Развивать творческие способности детей в играх

(придумывание вариантов игр, комбинирование движений).

Театрализованные игры. Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем

приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ,

следить за развитием и взаимодействием персонажей). Проводить этюды для развития необходимых психических

качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения

действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные,

зрительные образы. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям;

использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Побуждать

детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения;

предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Учить чувствовать и

понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания

количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей. Содействовать дальнейшему развитию режиссерской

игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.

Приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные

фигурки из глины, пластмассы, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов. Продолжать использовать возможности

педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса

выразительных средств, применяемых в спектакле.

Дидактические игры. Учить играть в дидактические игры, направленные на закрепление представлений о свойствах

предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из

частей (кубики, мозаика, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения («Определи на

ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось», «У кого колечко»).

Поощрять стремление освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

Примерный перечень развлечений и праздников

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Праздники. День знаний, Новый год, День защитника Отечества, Масленица , 8 Марта, «Осень», «Весна», «Лето»;

праздники, традиционные для группы и детского сада; дни рождения детей.

Тематические праздники и развлечения. «Приметы осени», «Русская народная сказка», «Зимушка-зима», «Весна

пришла», «Город, в котором ты живешь», «Наступило лето».

Театрализованные представления. По сюжетам русских народных сказок: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка»,

«Рукавичка», «Бычок — смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т. д.

Русское народное творчество. «Загадки», «Любимые народные игры», «Бабушкины сказки», «Пословицы и

поговорки», «Любимые сказки», «Русские народные игры», «В гостях у сказки».

Концерты. «Мы слушаем музыку», «Любимые песни», «Веселые ритмы».

Спортивные развлечения. «Спортивные эстафеты», «Веселые старты»,

Забавы. «Пальчики шагают», «Дождик», «Чок да чок», муз. Е. Мак-шанцевой; забавы с красками и карандашами,

сюрпризные моменты.

Фокусы. «Бесконечная нитка», «Превращение воды», «Неиссякаемая ширма», «Волшебное превращение».Фокусы.

«Бесконечная нитка», «Превращение воды», «Неиссякаемая ширма», «Волшебное превращение».

Список литературы для чтения детям

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел.»; «Зайчишка-трусишка.»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси.»; «Ножки,

ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка.», «Кот на печку пошел.», «Сегодня день целый.», «Барашеньки.», «Идет

лисичка по мосту..», «Солнышко-ведрышко.», «Иди, весна, иди, красна.».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка», обр. А.Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М.

Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-

лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В.

Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А.

Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм.

«Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо

осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»; Я. Аким. «Первый снег»; А.

2

Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет.» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима

— аука-ет.»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором.» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С.

Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский.

«Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д.

Хармс. «Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из

книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный

Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги

«Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких

и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения

Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и

про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям.», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить.».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько;

«Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С.

Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон.

«Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-

Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н.

Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Произведения для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...»

(из «Сказки о мертвой ца-ревне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо

придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В.

Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит»

(по выбору воспитате¬ля); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...»,

шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

3

4

5

Перспективно

-

тематическое

планирование

для

средней

группы

(4-5

лет

)

на

2016-2017

учебный

год

Месяц

Тема недели

Основная

тема

Тема ОБЖ

Тема есте-

ственно-науч-

ных представ-

лений (опыты)

Экологиче-

ское воспита-

ние

Театрализа-

ция

Сюжетно -

ролевая игра

Тема по фор-

мированию исто-

рических и

культурных

представлений

Петербугове-

дение

сентябрь

1,2 неделя

месяца

Детский сад

Если хочешь

быть здоров.

Игры с песком

Признаки ухо-

дящего лета

Жихарка.

«Магазин

овощей и

фруктов»

Дымковская иг-

рушка

«Улица, на

которой я

живу»

3,4 неделя

месяца

Я и моя семья

Наблюдение

за погодой

октябрь

1,2 неделя

месяца

фрукты

овощи

Дорожные

знаки

Свойства воды

Признаки ран-

ней осени

Лисичка со

скалочкой

«Ярмарка»

Золотая хохлома

Город, де-

ревня.

3,4 неделя

месяца

Ягоды грибы

Наблюдение

за кустами и

деревьями

ноябрь

1,2 неделя

месяца

Домашние

животные

Поведение в

транспорте.

Воздух повсю-

ду.

Признаки

поздней осени

Три поро-

сенка

«Дочки-мате-

ри»

Филлимоновская

игрушка

Мой родной

город.

3,4 неделя

месяца

мебель

Перелетные

птицы

декабрь

1,2 неделя

месяца

Дикие живот-

ные

Уроки Айбо-

лита.

Лёд, свойства

Признаки

зимы

Лиса и волк

«Магазин но-

вогодних иг-

рушек»

Русская матреш-

ка

Река Нева

3,4 неделя

месяца

Зимние заба-

вы

Новый год

Жизнь живот-

ных зимой

январь

1,2 неделя

месяца

Зимующие

птицы.

Осторожно

гололёд!

Снег, свойства

Домашние пи-

томцы

Зимовье зве-

рей

«Зоопарк»

Гжель

Блокада

3,4 неделя

месяца

Транспорт

Наблюдение

за птицами

зимой

февраль

1,2 неделя

месяца

Профессии

пап

Пожарная

безопасность

Свойства ткани

Что мы знаем

о зиме

Морозко

«Мы –шо-

феры»

Русский фольк-

лор.

Военный му-

зей в городе

6

Масленица

3,4 неделя

месяца

День защит-

ника отече-

ства

Рассада.

март

1,2 неделя

месяца

Профессия

мамы, 8 мар-

та

Мой микро-

район.

Правила по-

ведения на

улице весной.

Опыты с расте-

ниями

Ранняя весна

Федорино

горе

«Семья»

Городец

Дома в на-

шем

городе

3,4 неделя

месяца

Кухонная по-

суда

Наблюдение

за посадками

лука

апрель

1,2 неделя

месяца

Космос

Опасные рас-

тения

Свойства бума-

ги.

Комнатные

растения

Бременские

музыканты

«Магазин иг-

рушек»

Тряпичные ку-

клы

Дворцовая

площадь

3,4 неделя

месяца

Демисезон-

ная одежда

Аквариумные

рыбки

май

1,2 неделя

месяца

День победы

Безопасность

на природе

Опыты с пес-

ком и водой

Первоцветы

Дюймовочка

больница

Каргопольская

игрушка.

«Площадь

Победы»

3,4 неделя

месяца

насекомые

Поздняя весна

7

Далее представлена примерная система образовательной работы в средней группе, которая составляется н на месяц по видам детской деятельности в блоке

совместной деятельности и в непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям.

Система образовательной работы в средней группе на 2016-2017 учебный год.

Недели

1.2.3.4

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Блок совместной деятельности

Утро: самообслуживание и

элементарный бытовой труд

(совместные действия, пору-

чения). Задания по уходу за

растениями (наблюдение,

элементарная помощь). Эко-

логические игры. Дежур-

ство, работа с календарем

природы.

Утро: Игровая деятельность

(игры по сенсорному разви-

тию, сюжетно-ролевые игры

под руководством взрослого,

настольно-печатные игры,

игры с правилами и др. виды

игр). Восприятие художе-

ственной литературы и

фольклора (чтение, обсужде-

ние и разучивание).

Утро: Конструирование из

разного материала, включая

конструкторы, модули, бума-

гу, природный, бросовый и

иной материалы). пальчико-

вая, артикуляционная, дыха-

тельная гимнастики. Двига-

тельная активность овладе-

ние основными движения-

ми). Подвижные игры с пра-

вилами, подвижные дидакти-

ческие игры, игровые упраж-

нения, соревнования.

Утро: Познавательно-иссле-

довательская деятельность

( исследования объектов

окружающего мира и экспе-

риментирование с ними,

конструирование, игры с во-

дой, тестом, наблюдения,

экскурсии, решение

проблемных ситуаций, моде-

лирование, реализация

проекта, игры с правилами и

пр.) Свойства предметов,

цвет. Форма, последователь-

ность действий.

Утро: Коммуникативная де-

ятельность ( общение и взаи-

модействие со взрослыми и

сверстниками, беседа, ситуа-

тивный разговор, речевая си-

туация, составление и отга-

дывание загадок, Сюжетные

игры с правилами). Восприя-

тие художественной литера-

туры и фольклора (чтение,

разучивание, обсуждение).

Работа по пожарной безопас-

ности (игры, беседы)

Вечер: Коммуникативная де-

ятельность ( общение и взаи-

модействие со взрослыми и

сверстниками, беседа, ситуа-

тивный разговор, речевая си-

Вечер: Двигательная актив-

ность (овладение основными

движениями). Подвижные

игры с правилами, подвиж-

ные дидактические игры, иг-

Вечер: Изобразительная дея-

тельность (рисование, лепка,

аппликация, ручной труд).

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Вечер: Музыкальная

деятельность (восприятие и

понимание смысла

музыкальных произведений,

пение, музыкально-

Вечер: самообслуживание и

элементарный бытовой труд

(совместные действия, пору-

чения). Задания по уходу за

растениями (наблюдение,

8

НОД

Вписываем название и тему

занятия в соответствии с

расписанием специально ор-

ганизованной образователь-

ной деятельности.

Вписываем название и тему

занятия в соответствии с

расписанием специально ор-

ганизованной образователь-

ной деятельности.

Вписываем название и тему

занятия в соответствии с

расписанием специально ор-

ганизованной образователь-

ной деятельности.

Вписываем название и тему

занятия в соответствии с

расписанием специально ор-

ганизованной образователь-

ной деятельности.

Вписываем название и тему

занятия в соответствии с

расписанием специально ор-

ганизованной образователь-

ной деятельности.

9

Подневное календарное планирование оформляется в виде таблицы и включает в себя на

2 листе: непосредственно образовательную деятельность (в соответствии с расписанием непосредственно образователь-

ной деятельности по образовательным областям), интеграция образовательных областей, индивидуальную работу, на 1

листе: Совместная деятельность взрослого и ребенка и организацию РППС.

Планирование работы воспитателя.

10

Лист 2

Дата

Специально организованная образовательная деятельность

Интеграция

Индивидуальная

01.09

поне-

дель-

ник.

1.Познавательное развитие. «Формирование элементарных

математических представлений (ФЭМП) «...название»»

Программное содержание

( единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач)

Обязательно указываем инструкции по ОТ

2.Музыка. Музыкальная деятельность.

( по плану муз. руководителя)

познавательное, соци-

ально-коммуникативное ,

речевое , физическое, ху-

дожественно-эстетиче-

ское развитие.

художественно-эстетиче-

ское, познавательное, со-

циально-коммуникатив-

ное, речевое , физическое,

развитие

1. Планируется содер-

жание работы, т. е.

Развитие и закрепле-

ние знаний, умений и

средств, которыми это

достигается(д/и, бесе-

ды, различные виды

деятельности, пору-

чения). Указываем

конкретных детей.

Лист 1

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Организация

развивающей предметно-

пространственной среды

Образовательная деятельность в режимных моментах

Свободная самостоя-

тельная деятельность

детей

Утро : Прием детей. Утренняя гимнастика №.. Далее плани-

руем

наблюдения, беседы, чтение, слушание, подвижные игры. В

день, когда нет физкультуры, планируем динамический час(2-

3 эстафетные игры)Игры (дидактические, музыкально-хоро-

водные, настольно-печатные, словесные, игры с конструкто-

ром). Рисование , лепка, конструирование, труд детей в приро-

де, тематическом уголке, экологические игры , логоритмиче-

ские упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнасти-

ка, работа по ПДД, пожарной безопасности.

Например: предложить игры эколог. Содержания «....» Указы-

ваем название и цель (см. систему образовательной работы)

Прогулка: Расписываем подробно с названиями игр и

упражнений!1.Самостоятельные игры (воспитатель направ-

ляет, наблюдает, стимулирует)

2. Наблюдения в природе( за жив. и нежив . природой.)

Индивидуальная работа

3. Подвижные игры(1-2 игры планируем по персп. плану и на

выбор по возрасту)

4.Труд на участке ( труд. Поручения)

Вечер

Прием детей, бодрящая гимнастика № (из картотеки)

Сюжетно-ролевая игра «....»

(см. систему образовательной работы)

Прогулка: Расписывается подробно с названиями игр и

упражнений!

Игры (игры с песком, с водой, со снегом, с выносными иг-

рушками, с мячом и т.д.),

Индивид .работа, наблюдения, трудовые поручения

Самостоятельная дея-

тельность детей в игро-

вых уголках (центрах)

Сюжетно-ролевые

игры. Малосюжетные

игры. Изобразительная

(художественная) дея-

тельность. Конструиро-

вание. Дидактические и

настольно-печатные

игры. Театрализованная

деятельность. Трудовая

деятельность. Прослу-

шивание муз. произве-

дений. Развлечения и

досуги, викторины

Пополнение в связи с об-

разовательной деятельно-

стью. Например: Попол-

нить Центр (уголок) по-

знавательного развития:

1.Внести матем. Развив.

игру «...»,

2.Разместить на фланеле-

графе геом. фигуры и т. д.

Пополнить или внести в

уголок (центр) худ.-эсте-

тического развития:

1.Внести нетрадиционные

материалы (поролоновые

печатки,

пробки)

2.Пополнить игрой

«Найди ошибку художни-

ка

Работа с родителями детей средней группы планируется на квартал с указанием мероприятий, форм работы, сроков

и ответственных за проведение в соответствии с годовым планом

ГБДОУ и разделом «Организация работы с

родителями (законными представителями) воспитанников»

Список

литературы

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

2. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего

дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : 000 «Издательство ACT-ЛТД», 1997.

3. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 1978.

4. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду.

Программа и методические рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - М. : Мо¬заика-Синтез, 2006.

5. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.

: Просвещение, 1991.

6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. -

М. : Просвещение, 1988.

11

7. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / под ред. В. В. Гер¬бовой, Т. С. Комаровой.

- М. : Мозаика-Синтез, 2006.

8. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами / Т. В. Галанова. - Ярославль : Академия развития, 2007.

9. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада : планы занятий / В. В. Гербова. - М. :

Мозаика-Синтез, 2008.

Ю.Дети и дорога : метод, комплект для воспитателей детских садов. - М., 1994.

11. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрушин. - Таллин : Валгус, 1976.

12. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 1975.

13. Дошкольное воспитание : журн. - 1990. -№ 8 ; 1991. -№ 2, 7.

14. Душное, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 1981.

15. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир : программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. - М. :

Мозаика-Синтез, 2008.

16. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : Просвещение, 1982.

17. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников : кн. для воспитателя детского сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н.

Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 1993.

18. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации / М. Б.

Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

19. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) :

пособие воспитателя детского сада / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985.

20. Kupилoвa, О. С. Красный — стой, зеленый — можно. Желтый светит — осторожно : для вос¬питателей

дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кирилова, Б. П. Гуч¬ков. - Волгоград : Семь ветров,

1995.

21. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М. : Про¬свещение, 1973.

22. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность : метод, пособие по правилам дорожного движения для

воспитателей. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004.

23. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : программа и методиче¬ские рекомендации / Т. С.

Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

24. Кривич, М. Школа пешехода / М. Кривич, О. Ольгин. - М. : Малыш, 1984.

25. Кутакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду : программы и методиче¬ские рекомендации / Л.

В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

26. Максаков, А. И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом : пособие для воспитателя детского сада /

А. И. Максаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.

27. Маландин, Н. Г. Внимание - дети / Н. Г. Маландин. - М. : Педагогика, 1975.

28. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В.

В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспи¬тание дошкольника», 2005.

29. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошколь¬ного образования / под

ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.

30. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного дви¬жения : метод, разработки

/ сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. - Волгоград : Перемена, 1998.

31. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представ¬лений в средней группе

детского сада : конспекты занятий / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

32. Соло.менникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методи¬ческие рекомендации /

О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

33. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения : пособие для вос¬питателей детского сада

/ Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. - М. : Просвещение, 1979.

34. Теплюк, С. К Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных уч¬реждений. Для работы с

детьми 2-4 лет / С. Н. Теплюк. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

35. Томашполъская, И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет. Систематизация, планиро¬вание, описание игр / И.

Э. Томашпольская. - СПб. : Смарт, 1996.

36. Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якунов. - М., 1997.

Методические пособия по образовательным областям.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Методические пособия

Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.

Формирование основ безопасности Методические пособия

Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 лет).

Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (2-7 лет).

Наглядно-дидактические пособия

Бордачева И. Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ.

12

Игровая деятельность

Методические пособия

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа (4-5 лет).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Методические пособия

Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).

Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (2-7 лет) (готовится к печати).

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Ш и я н О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Играем в сказку»: «Три медведя»; «Три поросенка». Веракса Н. Е., Веракса А. Н.

Ознакомление с предметным окружением и социальным миром

Методические пособия

Д ы б и н а О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4-5 лет) (готовится к

печати).

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Д ы б и н а О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: средняя группа (4-5 лет).

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»: «Автомобильный транспорт»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Инструменты

домашнего мастера»; «Посуда»;

Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии».

Серия «Расскажите детям о...»: « «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»;

«Расскажите детям о хлебе».

Формирование элементарных математических представлений

Методические пособия

Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа ( 4-5

лет).

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4-5

лет).

Наглядно-дидактические пособия

Плакаты: «Счет до 10»; «Цвет»; «Форма».

Ознакомление с миром природы

Методические пособия

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа (4-5 лет).

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Средняя группа (4-5 лет).

Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Овощи»; «Фрукты».

Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с

щенками».

Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные —

домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»;

«Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Со-баки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды

лесные»; «Ягоды садовые».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о

домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»;

«Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о

насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»;

«Расскажите детям о садовых ягодах».

Образовательная область «Речевое развитие»

Методические пособия

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет).

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет).

Рабочие тетради

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи. Средняя группа.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»;

«Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один — много»; «Словообразование»; «Ударение».

13

Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 4-5 лет. Гербов а В. В.

Правильно или неправильно. Для работы с детьми 4-5 лет. Герб о в а В. В.

Развитие речи в детском саду. Для работы с детьми 4-5 лет. Раздаточный материал. Гербова В. В.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Методические пособия

К о м а р о в а Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.

Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников.

Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Хрестоматии

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

К о м а р о в а Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Соломенникова О. А. Ознакомление детей с народным искусством.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь —

народная игрушка»; «Музыкальные инструменты»; «Полхов-Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»;

«Хохлома».

Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов-Майдан»; «Изделия. Полхов-Майдан»; «Орнаменты.

Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о музыкальных инструментах», Серия «Искусство — детям»:

«Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»;

«Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Филимоновская игрушка»;

«Хохломская роспись».

Образовательная область «Физическая культура». Методические пособия

Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 2-7 лет.

Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 2-7 лет.

Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»; Плакаты: «Зимние виды спорта»;

«Летние виды спорта».

Развитие детей раннего возраста. Методические пособия

Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких.

Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., Смирнова Е. О. Диагностика психического развития ребенка:

Младенческий и ранний возраст.

Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рожд до трех лет.

Теплюк С. Н. Игры-занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 4-5 лет.

14

15



В раздел образования