Напоминание

"ОКРУГЛЕНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 1 000. ЗНАК "≈"


Автор: Макарова Светлана Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБС(К)ОУ школа -интернат №3
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "ОКРУГЛЕНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 1 000. ЗНАК "≈"
Раздел: среднее образование





Назад





КЛАСС: 5

ТЕМА: ОКРУГЛЕНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 1 000. ЗНАК «≈»

Ц е л ь :
н аучить округлять числа до указанной разрядной единицы (десятков).
Задачи:
· образовательные: создать условия для закрепления умения считать равными числовыми группами и разрядными единицами в пределах 1 000; познакомить с алгоритмом округления чисел в пределах 1 000; учить округлять числа до указанной разрядной единицы (десятков); · коррекционно-развивающие: показать практическое значение умения округлять числа; способствовать развитию мыслительных процессов, речи, чертежных навыков; · воспитательная: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению математики. О б о р уд о в а н и е: наглядный материал для устного счета; абаки; стопка тетрадей; чертежные инструменты; тесты; карточки для индивидуальной работы.
Ход

у р о к а

I. Организационный момент
. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. Учитель читает стихотворение. Вот удивился бы удав, Узнав, что выше всех жираф! – Жираф?! Воскликнул бы удав. – Жирафы – мелкота… И я скажу, он был бы прав, Когда бы мог стоять удав На кончике хвоста! А. Усачев
Проверка домашнего задания.
– Какое задание было задано на дом? (Задание 42, с. 41.) – Считайте в прямом и обратном порядке по 25: от 25 до 250; от 250 до 500; от 500 до 700; от 700 до 1 000. – Что значит считать по 25 в прямом и обратном порядке? (Значит, прибавлять к числу либо вычитать из числа по 25.) – Прочитайте числа, записанные в прямом порядке по 25: от 25 до 250, от 250 до 500; от 500 до 700; от 700 до 1 000. (Чтение «цепочкой».) – Какими равными числовыми группами мы считали? (По 25.)
– Какими равными числовыми группами можно еще считать? (По 250; по 5, 50, 500 и т. д.)
II. Устный счет.

1. Упражнение «Работа на абаках».
– Покажите числа на 1 больше чисел: 250, 399, 749, 199. (251, 400, 750, 200.) – Как называются числа больше данных на 1? (Следующие, последующие.) – Покажите числа на 1 меньше чисел: 340, 751, 604, 111. (339, 750, 603, 110.) – Как называются числа, которые меньше данных на 1? (Предыдущие.) – Что значит назвать следующее (предыдущее) число?
2. Математический диктант
. – Запишите числа, которые на 1 сотню больше чисел: 150, 310, 575. (250, 410, 675.) – Запишите числа, которые на 1 десяток меньше чисел: 750, 340, 990. (740, 330, 980.) – Какими разрядными единицами вели счет? (Сотнями, десятками.)
III. Актуализация чувственного опыта учащихся.
– В пределах какой разрядной единицы мы считаем и записываем числа? (В пределах 1 000.) – Как называются данные числа? (Трехзначные.) – Из каких разрядов состоят данные числа? (Единиц, десятков, сотен.) – На каком месте справа пишем единицы? десятки? сотни? (Единицы – на первом месте; десятки – на втором месте справа; сотни – на третьем месте справа.)
IV. Изучение нового материала.
– Сегодня познакомимся с алгоритмом округления чисел в пределах 1 000, а также научимся округлять числа до указанной разрядной единицы, десятков. – Где встречались с выражением «округление»? (Высказывания учащихся.) – Что оно означает? (Высказывания учащихся.) – Как выдумаете, сколько учеников в нашей школе? (Высказывания учащихся.) – А сколько людей в нашем городе? (Высказывания учащихся.) – Сколько у меня тетрадей в этой стопке? (Высказывания учащихся.) – В жизни часто сталкиваемся с количеством предметов, которые нельзя записать полным числом. В этом случае говорят об округлении. Округлить число – это значит записать или назвать приблизительный результат, то есть заменить точные данные числами с нулями на конце. Можно сказать, что в нашей школе примерно 200 учеников, в нашем городе приблизительно 80
тысяч человек, в этой стопке около 20 тетрадей. Для округления используют слова «примерно равно», «приблизительно равно», «около». – Скажите, это точные результаты? (Нет.) – Округление записывают знаком «≈». – Но чтобы округлять числа, надо знать правило.
Работа

по

учебнику:
с. 43 (правило), выполнение задания 58 (2), с. 44. Самостоятельное изучение. – Прочитайте правило вслух. – Что надо знать, чтобы округлить число?
Правило:
· если справа от нужного разряда расположена цифра 0, 1, 2, 3, 4, то все цифры, стоящие справа заменяют нулями; например: 21 ≈ 20; · если справа от нужного разряда расположена цифра 5, 6, 7, 8, 9, то цифру нужного разряда увеличивают на единицу, а все цифры после нее заменяют нулями; например: 27 ≈ 30. Рассмотрите примеры округления чисел. 51 ≈ 50 38 ≈ 40 65 ≈ 70 34 ≈ 30 49 ≈ 50 75 ≈ 80 – До какой разрядной единицы округлили число? (До десятков.) – Что надо сделать, чтобы округлить число до десятков? (При округлении чисел до разряда десятков смотрят на соседний разряд справа: разряд единиц. Если в разряде единиц стоит цифра 0, 1, 2, 3, 4, то количество десятков остается то же, а в разряде единиц записывают нуль. Если в разряде единиц стоит цифра 5, 6, 7, 8, 9, то количество десятков увеличивается на один, а в разряде единиц записывается нуль.) При ответе на вопрос можно использовать учебник, опоры.
V. Коррекция и первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику:
выполнение задания 59 на с. 44. У доски выполняют задание с объяснением по одному учащемуся. По ходу работы задаются уточняющие вопросы. – Округлите до десятков следующие числа: 31, 42, 153, 284, 373, 191, 25, 47, 156, 288, 197, 315. – Что называют округлением? (Приблизительный результат.) – Как записывают знак округления? («≈».) – Как округляют числа до десятков? (При округлении чисел до разряда десятков смотрят на соседний разряд справа: разряд единиц. Если в разряде единиц стоит цифра 0, 1, 2, 3, 4, то количество десятков остается то же, а в разряде единиц записывают нуль. Если в разряде единиц стоит цифра 5, 6, 7, 8, 9, то количество десятков увеличивается на один, а в разряде единиц записывается нуль.)
VI. Закрепление знаний.


1. Работа по учебнику:
выполнение задания 60 (1, 2 ст.) на с. 44. – Округлите до десятков следующие числа: 121, 205, 403, 508. (121 ≈ ≈ 120, 205 ≈ 210, 403 ≈ 400, 508 ≈ 510.) – Расскажите правило округления чисел до десятков. (При округлении чисел до разряда десятков смотрят на соседний разряд справа: разряд единиц. Если в разряде единиц стоит цифра 0, 1, 2, 3, 4, то количество десятков остается то же, а в разряде единиц записывают нуль. Если в разряде единиц стоит цифра 5, 6, 7, 8, 9, то количество десятков увеличивается на один, а в разряде единиц записывается нуль.)
2. Работа с геометрическим материалом.
– Начертите отрезки, длина первого – 9 см, длина второго – 12 см. – Сравните размеры данных отрезков с 1 дециметром. (9 см < 1 дм, 12 см > 1 дм.) – Что вы можете сказать о длинах этих отрезков? (Длины данных отрезков чуть больше и чуть меньше 1 дм.) – Как мы запишем данные числа по отношению к дециметру? – Прочитайте данные выражения. (Двенадцать сантиметров примерно равно одному дециметру, девять сантиметров примерно равно одному дециметру.)
VII. Итог урока.
– С какой темой мы познакомились? (Округление чисел.) – Что называют округлением? (Приблизительный результат.) – Каким знаком записываем округление? («≈».) – Как он читается? («Примерно равно», «приблизительно равно».) – Как округляют числа до десятков? (При округлении чисел до разряда десятков смотрят на соседний разряд справа: разряд единиц. Если в разряде единиц стоит цифра 0, 1, 2, 3, 4, то количество десятков остается то же, а в разряде единиц записывают нуль. Если в разряде единиц стоит цифра 5, 6, 7, 8, 9, то количество десятков увеличивается на один, а в разряде единиц записывается нуль.)
Домашнее задание:
задание 60 (3–5 ст.), с. 44.


В раздел образования