Автор: Макарова Светлана Викторовна Должность: учитель математики Учебное заведение: ГБС(К)ОУ школа -интернат №3 Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: конспект урока Тема: "ОКРУГЛЕНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 1 000. ЗНАК "≈" Раздел: среднее образование
Ц е л ь : н аучить
округлять
числа
до
указанной
разрядной
единицы
(десятков).
Задачи:
·
образовательные:
создать
условия
для
закрепления
умения
считать
равными числовыми группами и разрядными единицами в пределах 1 000;
познакомить
с
алгоритмом
округления
чисел
в
пределах
1 000;
учить
округлять числа до указанной разрядной единицы (десятков);
·
коррекционно-развивающие:
показать
практическое
значение
умения
округлять числа; способствовать развитию мыслительных процессов, речи,
чертежных навыков;
· воспитательная: содействовать воспитанию познавательного интереса к
изучению математики.
О б о р уд о в а н и е: наглядный материал для устного счета; абаки; стопка
тетрадей;
чертежные
инструменты;
тесты;
карточки
для
индивидуальной
работы.
Ход
у р о к а
I. Организационный момент .
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.
Учитель читает стихотворение.
Вот удивился бы удав,
Узнав, что выше всех жираф!
– Жираф?!
Воскликнул бы удав.
– Жирафы – мелкота…
И я скажу, он был бы прав,
Когда бы мог стоять удав
На кончике хвоста!
А. Усачев
Проверка домашнего задания.
– Какое задание было задано на дом? (Задание 42, с. 41.)
– Считайте в прямом и обратном порядке по 25: от 25 до 250; от 250 до
500; от 500 до 700; от 700 до 1 000.
– Что значит считать по 25 в прямом и обратном порядке? (Значит,
прибавлять к числу либо вычитать из числа по 25.)
– Прочитайте числа, записанные в прямом порядке по 25: от 25 до 250, от
250 до 500; от 500 до 700; от 700 до 1 000. (Чтение «цепочкой».)
– Какими равными числовыми группами мы считали? (По 25.)
– Какими равными числовыми группами можно еще считать? (По 250; по
5, 50, 500 и т. д.)
II. Устный счет.
1. Упражнение «Работа на абаках».
– Покажите числа на 1 больше чисел: 250, 399, 749, 199. (251, 400, 750,
200.)
– Как называются числа больше данных на 1? (Следующие, последующие.)
– Покажите числа на 1 меньше чисел: 340, 751, 604, 111. (339, 750, 603,
110.)
– Как называются числа, которые меньше данных на 1? (Предыдущие.)
– Что значит назвать следующее (предыдущее) число?
2. Математический диктант .
– Запишите числа, которые на 1 сотню больше чисел: 150, 310, 575.
(250, 410, 675.)
– Запишите числа, которые на 1 десяток меньше чисел: 750,
340, 990.
(740, 330, 980.)
– Какими разрядными единицами вели счет? (Сотнями, десятками.)
III. Актуализация чувственного опыта учащихся.
– В пределах какой разрядной единицы мы считаем и записываем числа?
(В пределах 1 000.)
– Как называются данные числа? (Трехзначные.)
– Из каких разрядов состоят данные числа? (Единиц, десятков, сотен.)
– На каком месте справа пишем единицы? десятки? сотни? (Единицы – на
первом месте; десятки – на втором месте справа; сотни – на третьем
месте справа.)
IV. Изучение нового материала.
– Сегодня познакомимся с алгоритмом округления чисел в пределах 1 000,
а
также
научимся
округлять
числа
до
указанной
разрядной
единицы,
десятков.
– Где встречались с выражением «округление»? (Высказывания учащихся.)
– Что оно означает? (Высказывания учащихся.)
–
Как
выдумаете,
сколько
учеников
в
нашей
школе? (Высказывания
учащихся.)
– А сколько людей в нашем городе? (Высказывания учащихся.)
– Сколько у меня тетрадей в этой стопке? (Высказывания учащихся.)
– В жизни часто сталкиваемся с количеством предметов, которые нельзя
записать полным числом. В этом случае говорят об округлении. Округлить
число – это значит записать или назвать приблизительный результат, то есть
заменить точные данные числами с нулями на конце. Можно сказать, что в
нашей школе примерно 200 учеников, в нашем городе приблизительно 80
тысяч человек, в этой стопке около 20 тетрадей. Для округления используют
слова «примерно равно», «приблизительно равно», «около».
– Скажите, это точные результаты? (Нет.)
– Округление записывают знаком «≈».
– Но чтобы округлять числа, надо знать правило.
Работа
по
учебнику: с. 43 (правило), выполнение задания 58 (2), с. 44.
Самостоятельное изучение.
– Прочитайте правило вслух.
– Что надо знать, чтобы округлить число?
Правило:
· если справа от нужного разряда расположена цифра 0, 1, 2, 3, 4, то все
цифры, стоящие справа заменяют нулями; например: 21 ≈ 20;
· если справа от нужного разряда расположена цифра 5, 6, 7, 8, 9, то цифру
нужного разряда увеличивают на единицу, а все цифры после нее заменяют
нулями; например: 27 ≈ 30.
Рассмотрите примеры округления чисел.
51 ≈ 50 38 ≈ 40 65 ≈ 70
34 ≈ 30 49 ≈ 50 75 ≈ 80
– До какой разрядной единицы округлили число? (До десятков.)
– Что надо сделать, чтобы округлить число до десятков? (При округлении
чисел до разряда десятков смотрят на соседний разряд справа: разряд
единиц. Если в разряде единиц стоит цифра 0, 1, 2, 3, 4, то количество
десятков остается то же, а в разряде единиц записывают нуль. Если в
разряде
единиц
стоит
цифра
5,
6,
7,
8,
9,
то
количество
десятков
увеличивается на один, а в разряде единиц записывается нуль.)
При ответе на вопрос можно использовать учебник, опоры.
V. Коррекция и первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику: выполнение задания 59 на с. 44.
У доски выполняют задание с объяснением по одному учащемуся. По ходу
работы задаются уточняющие вопросы.
– Округлите до десятков следующие числа: 31, 42, 153, 284, 373, 191, 25,
47, 156, 288, 197, 315.
– Что называют округлением? (Приблизительный результат.)
– Как записывают знак округления? («≈».)
– Как округляют числа до десятков? (При округлении чисел до разряда
десятков смотрят на соседний разряд справа: разряд единиц. Если в разряде
единиц стоит цифра 0, 1, 2, 3, 4, то количество десятков остается то же,
а в разряде единиц записывают нуль. Если в разряде единиц стоит цифра 5,
6, 7, 8, 9, то количество десятков увеличивается на один, а в разряде единиц
записывается нуль.)
VI. Закрепление знаний.
1. Работа по учебнику: выполнение задания 60 (1, 2 ст.) на с. 44.
– Округлите до десятков следующие числа: 121, 205, 403, 508. (121 ≈ ≈
120, 205 ≈ 210, 403 ≈ 400, 508 ≈ 510.)
– Расскажите правило округления чисел до десятков. (При округлении
чисел до разряда десятков смотрят на соседний разряд справа: разряд
единиц. Если в разряде единиц стоит цифра 0, 1, 2, 3, 4, то количество
десятков остается то же, а в разряде единиц записывают нуль. Если в
разряде
единиц
стоит
цифра
5,
6,
7,
8,
9,
то
количество
десятков
увеличивается на один, а в разряде единиц записывается нуль.)
2. Работа с геометрическим материалом.
– Начертите отрезки, длина первого – 9 см, длина второго – 12 см.
– Сравните размеры данных отрезков с 1 дециметром. (9 см < 1 дм, 12 см
> 1 дм.)
– Что вы можете сказать о длинах этих отрезков? (Длины данных отрезков
чуть больше и чуть меньше 1 дм.)
– Как мы запишем данные числа по отношению к дециметру?
– Прочитайте данные выражения. (Двенадцать сантиметров примерно
равно
одному
дециметру,
девять
сантиметров
примерно
равно
одному
дециметру.)
VII. Итог урока.
– С какой темой мы познакомились? (Округление чисел.)
– Что называют округлением? (Приблизительный результат.)
– Каким знаком записываем округление? («≈».)
– Как он читается? («Примерно равно», «приблизительно равно».)
– Как округляют числа до десятков? (При округлении чисел до разряда
десятков смотрят на соседний разряд справа: разряд единиц. Если в разряде
единиц стоит цифра 0, 1, 2, 3, 4, то количество десятков остается то же,
а в разряде единиц записывают нуль. Если в разряде единиц стоит цифра 5,
6, 7, 8, 9, то количество десятков увеличивается на один, а в разряде единиц
записывается нуль.)
Домашнее задание: задание 60 (3–5 ст.), с. 44.