Автор: Бритченко Оксана Михайловна
Должность: воспитатель раннего возраста
Учебное заведение: МБДОУ д/с №2 "Белочка"
Населённый пункт: город Николаевск-на Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: презентация
Тема: "Организация и методическое развитие связной речи детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Организация и
методическое
обучение
развитию связной речи
детей раннего возраста
Связная речь
– это смысловое развёрнутое
высказывание, обеспечивающее общение и
взаимопонимание людей.
Диалог –
беседа
нескольких людей,
не меньше двух.
Монолог
–
связная речь
одного лица.
Диалог
по стилю в основном разговорная речь.
Разговорная речь, пишет Л.В.Щерба, «состоит из
взаимных реакций двух общающихся между собой
индивидов, реакций нормально спонтанных,
определяемых ситуацией или высказыванием собеседника.
Диалог – это в сущности цепь реплик».
Пока ребёнок мал, он не владеет диалогической или
монологической речью.
В первый год жизни ребёнок должен получить, перенять
от взрослых предречевые навыки в области фонетики,
лексики, грамматики, являющихся компонентами связной
человеческой речи.
Содержанием обучения в этот
возрастной период является
развитие у детей
предречевых навыков.
На втором году жизни взрослые побуждают детей
переходить от мимики и жестов к использованию
доступных речевых средств (слов и звукосочетаний),
воспитывают навык прислушиваться к речи,
отвечать на простейшие вопросы, выполнять
несложные поручения, состоящие из одного
действия, понимать слова нельзя, можно и
правильно на них реагировать.
В этот период ребёнок учиться понимать и
выполнять поручения взрослого, состоящие из двух
– трёх действий; понимать и выполнять указания
воспитателя о поведении в группе («можно»,
«нельзя», «нужно»), о взаимоотношениях с другими
детьми («не мешай», «помоги», «подвинься»,
«отдай игрушку»).
Особенный эффект дети в этот период получают в
эмоциональном плане.
Развитию речи ребёнка способствует показ
картинок, на которых изображены знакомые
предметы. Рассматривание картинок нужно всегда
сопровождать вопросами: «Что это?», «Что
делает?». По мере того, как ребёнок растёт,
обогащается его словарь,
он способен овладеть
диалогической и
монологической речью.
В свободном речевом
общении
В непосредственно
образовательной
деятельности
Обучение речи
в детском саду
протекает
В свободном речевом общении возникает
преимущественно диалог, являющийся базой для
естественного развития произносительных,
грамматических навыков, обогащение словаря детей,
базой для приобретения навыков связной речи.
Обучение детей диалогической, или разговорной,
речи обычно происходит в форме беседы
(разговора), т.е. обмена
репликами между взрослым и
ребёнком или между самими
детьми.
Беседу нужно проводить с
ограниченным числом
детей – 4 – 8 человек.
Монологической речи детей начинают учить
систематически примерно с пятого года жизни.
Но подготовка к этому ведётся уже на втором году в
процессе чтения и разучивания с детьми потешек.
В НОД с детьми второго года жизни воспитатель
пользуется вопросами, направляющими совместное
пересказывание.
Помогая пересказывать
детям третьего года жизни,
воспитатель пользуется
подсказывающими
вопросами.
Таким образом, организация различных видов
деятельности стимулирует активную речь,
поскольку такая деятельность интересна и значима
для детей, а её успешность в большей мере
достигается с помощью речевых действий.
Целенаправленная работа по активизации речевой
деятельности детей обеспечивает не только
интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие
детей друг другом, повышение самооценки,
проявление собственной активности каждым
ребёнком
.