Напоминание

Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности


Автор: Богданова Алла Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 "Росинка"
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: семинар-практикум для воспитателей ДОУ
Тема: Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования Администрации города Пскова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательного

_____________________развития детей № 31 «Росинка»___________________

180016 г. Псков, ул. Киселёва, 21, 57-16-77, 57-33-80

Семинар для педагогов

на тему:

«Развитие интереса к природе и

любознательности у дошкольников с

помощью дидактических игр

экологической направленности»

Выполнила: старший воспитатель

Богданова А.С.

Псков

2017

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с

помощью дидактических игр экологической направленности»

старший воспитатель МБДОУ №31 г. Псков: Богданова Алла Сергеевна

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в

сфере экологии; изучение и использование дидактических игр экологического

назначения.

План семинара-практикума:

1. Вступительное слово.

2. Сообщение по теме: «Развитие интереса к природе и любознательности у

дошкольников с помощью дидактических игр экологической

направленности»

3. Организация дидактических игр экологической направленности.

4. Практическая часть.

5. Вывод.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар на

тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с

помощью дидактических игр экологической направленности»

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений

с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе,

вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в

той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга

и леса, яркие цветы, бабочки и т.д. Бесконечный мир природы пробуждает у

детей живой интерес, любознательность, побуждает их к художественно –

речевой

деятельности,

к

игре.

Разнообразие,

яркость,

красота

природы,

наглядность

её

связей

и

зависимостей

обеспечивает

доступность

их

понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование

их

мыслительной

деятельности,

что

проявляется

в

их

логичности,

самостоятельности мышления.

Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и

временную

зависимость

предметов

и

явлений

природы,

т.е.

учиться

элементарно

объяснять

наблюдаемое.

Совершенствуются

умения

детей

сопоставлять,

сравнивать,

делать

выводы.

Это

создаёт

предпосылки

для

формирования таких ценных качеств как достоверность, доказательность,

последовательность,

чёткость.

Ребёнок

учится

рассуждать,

рассказывать,

описывать. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный

материал и продумать методы и приёмы, с помощью которых он сможет

лучше всего передать его содержание.

Одним

из

эффективных

и

наиболее интересных

для

детей средством

воспитания любви к природе являются - дидактические игры экологической

направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы.

Все дидактические игры с экологическим содержанием можно разделить на

3 вида:

Предметные игры - с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами:

«Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В

этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о

свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети

овладевают

сенсорными

эталонами.

Предметные

игры

особенно

широко

используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям

оперировать

предметами

природы,

сравнивать

их,

отмечать

изменения

отдельных внешних признаков.

Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото»,

«Четыре

времени

года»,

«Малыши»,

«Ягоды

и

фрукты»,

«Растения»,

«Подбери

листья»,

парные

картинки.

Они

дают

возможно сть

систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой

природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета.

Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или

сочетается с ним.

Словесные

игры. («Кто

летает,

бегает,

прыгает»,

«В

воде,

воздухе,

на

земле», «Нужно - не нужно») проводятся с целью закрепления знаний о

функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации

знаний.

Эти

игры

развивают

внимание,

сообразительность,

быстроту

реакции, связную речь.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру

вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его

реализует.

При

повторной

игре

сообщает

дополнительные

правила.

Воспитатель проигрывает игру с детьми несколько раз, закрепляя и уточняя с

малышами правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного

участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети

играют самостоятельно.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной, т.к. он опирается на

предыдущий

опыт

дошкольников.

Вначале

воспитатель

рассказывает

содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила, по

ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия,

дает

дополнительные

правила.

На

следующем

этапе

дети

играют

самостоятельно,

воспитатель

наблюдает

за

игрой,

исправляет

ошибки,

разрешает конфликты.

Чтобы игры носили заинтересовывающий характер, необходимо применять

мотивацию. Например, в игре «Птицы, рыбы, звери» бросить мяч ребенку и

произнести слово «птица», в ответ он должен подобрать видовое понятие,

например «воробей», и бросить обратно мяч. Или, наоборот, в игре «Воздух,

з е м л я ,

в о д а » б р о с и т ь

м я ч

р е б е н к у

и

н а з в а т ь

о б ъ е к т

природы «сорока» например, а он должен ответить, что это «воздух» или

«вода». Сюда же можно отнести и такие игры как: «Назови одним словом»,

«Кто

как

кричит»,

«Скажи

ласково»,

«Бывает,

не

бывает»,

«Дерево,

цветок, кустарник»

Для того, чтобы вызвать у детей моментальный интерес к дидактическим

играм

экологической

направленности, нужно

использовать

различные

стимулы

такие как:

новизна,

необычность

объекта,

тайна,

сюрприз,

мотив помощи. И этим тем самым увлечь и заинтересовать детей.

Любознательность у детей всегда стояла на первом месте. И развивать ее

рекомендуется в таких дидактических играх как – игры - путешествия. Они

расширяют

кругозор детей, развивают их

познавательную

активность:

сначала

происходит

процесс

накопления

знаний,

далее

получаемая

информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению

окружающего

мира.

Ребенок интересуется и

это

видно

по

количеству

задаваемых

вопросов.

Это

такие

игры

как «Рассели

насекомых

по

домикам», «Путешествия

в

подводный

мир»,

«Путешествия

в

страну

животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?», «Определи

быстро,

кто

летает,

бегает,

прыгает», «По

муравьиной

тропе»,

«Бездомному всегда плохо», «Если бы я был бабочкой…».

Практика

показывает,

что

у детей

вызывает

живой

интере с

дидактические игры с предметами окружающего мира и к их действиям с

ними. Дети очень любят экспериментировать, поэтому и проводятся такие

игры, как «Утонул, давай достанем», «Что быстрее утонет – легкое или

тяжелое», «Бумага

рвется,

мнется

и

горит», «Цветное

и

прозрачное

стекло», «Чистая и грязная вода», «Для чего человеку нужен воздух». Такие

дидактические

игры

стимулируют

развитие

любознательности

и

наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.

Также есть дидактические игры по экологическому развитию - это лото. В

лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные

изображения

на

маленьких

карточках.

Тематика

лото

разнообразна:

«Зоологическое лото», «Садовник и цветы», «Деревья», «Ягоды». В домино

принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода.

В настоящее время очень популярны пазлы, где картинки особой техники

соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание

(изображение

животных,

фруктов,

овощей,

сюжетные

картинки

«Грибы»,

«Времена года»,

«Насекомые», «Животные крайнего севера»). Данные игры

дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных,

явлениях природы.

О н и

п о з в о л я ю т

у д о в л е т в о р и т ь

д е т с к у ю

любознательность,

вовлекают детей в

активное

освоение

окружающего

мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и

явлениями.

В

настоящее

время

при

ознакомлении детей

с

природой особое

предпочтение

отдается

компьютерным дидактическим

играм.

О н и

представляют

большой интерес

у

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера

доброжелательности

позволяет

детям

играть

увлечённо

с интересом,

испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное

количество

компьютерных

игр.

Это

игры «Назови детенышей»,

«Засели

домики птиц и зверей».

Итак, развитие интереса и любознательности к природе у детей старшего

дошкольного возраста

на

примере дидактических

игр

экологической

направленности являются

неотъемлемой

частью

в

решении

основных

задач развития детей, интерес и любознательность побуждают их к поиску

новых знаний, новых умений, новых способов работы в их исканиях.

Организация дидактических игр осуществляется в трех основных

направлениях:

подготовка к проведению дидактической игры,

её проведение

анализ

«подготовка»

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и

обобщение

знаний,

развитие

сенсорных

способностей,

активизация

психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям

воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в

процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий

и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; -

определения

количества

играющих

(вся

группа,

небольшие

подгруппы,

индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры

(игрушки, разные предметы, картинки…);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь

ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о

предметах

и

явлениях

окружающей

жизни,

необходимыми

для

решения

игровой задачи.

«проведение»

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который

будет

использован

в

игре

(показ

предметов,

картинок,

краткая

беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание

на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение

правил;

-

показ

игровых

действий,

в

процессе

которого

воспитатель

учит

детей

правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не

приведет

к

нужному

результату

(например,

если

кто-то

из

ребят

подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего,

болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в

игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью

дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет

действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к.

по

результатам,

которых

дети

добиваются

в

игре,

можно

судить

об

ее

эффективности,

о

том,

будет

ли

она

с

интересом

использоваться

в

самостоятельной

игровой

деятельности

ребят.

При

подведении

итогов

воспитатель

подчеркивает,

что

путь

к

победе

возможен

только

через

преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры

педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в

следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной. Дети

обычно ждут этого дня.

«анализ»

анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и

проведения:

какие

приемы

оказались

эффективными

в

достижении

поставленной

цели,

что

не

сработало

и

почему.

Это

поможет

совершенствовать

как

подготовку,

так

и

сам

процесс

проведения

игры,

избежать

впоследствии

ошибок.

Кроме

того,

анализ

позволит

выявить

индивидуальные

особенности

в

поведении

и

характере

детей

и,

значит,

правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный

анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает

варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

А сейчас я предлагаю вам снова побыть детьми. Поиграем в игру « В саду,

в поле, в огороде».

Каждый участник берет карточку, и, в зависимости от того, к какой группе

относится его картинка, занимает место за своим столиком.

1 задание: Предлагаю поиграть в словесную дидактическую игру « Что

бывает круглым в природе?» (солнце, луна, яблоко, апельсин, вишенка и пр.)

– за большее количество ответов команда получает 1 балл (флажок).

2 задание: Обсуждение и обыгрывание дидактической игры экологического

характера.

Цель: Закрепить игровые приемы при использовании дидактических игр

экологического значения.

Средства: карточки и рамки к дидактической игре «Урожай»

Способы: рассказ о содержании игры, знакомство с дидактическим

материалом, показ картинок, рамок, объяснение хода и правил игры, показ

игровых действий.

С окончанием игры подводится итог.

Дидактическая игра «Урожай»

Цель: Закреплять знания детей об овощах, фруктах, ягодах, об их

характерных признаках; о том, что урожай собирают осенью.

Материал: Рамки и карточки с изображением овощей, фруктов и ягод.

Ход игры: Взрослый раскладывает карточки и рамки изображением вверх.

Берет одну карточку, спрашивает, что нарисовано. Предлагает детям найти

подходящую рамку для карточки и вставить в нее картинку. Ребенок должен

«собрать урожай», найти «корзиночку» для каждого растения. В конце игры

спросить детей как называется тот или иной предмет, где растет, в какое

время собирают урожай овощей и фруктов.

3 задание:

На столах у каждой команды находятся разные дидактические

игры экологического содержания. Нужно определить к какому виду (с

предметами, настольно- печатная или словесная) относятся данные игры,

рассмотреть их, рассказать правила проведения игры (на ваш взгляд и опыт),

какие задачи решает каждая игра. За правильные ответы команде

присуждается 1 балл. Время на обдумывание 3 минуты.

4 задание: Команде «В саду». Придумать любую не сложную

дидактическую игру с предметами. Здесь можно использовать любой

природный материал, муляжи фруктов, овощей, животных, птиц. За быстроту

ответа команде присуждается 1 балл. Время на обдумывание 3 минуты.

Команде «В поле». Придумать любую несложную на ваш взгляд словесную

игру экологического содержания. Эти игры построены на словах и действиях

играющих. За быстроту ответа команде присуждается 1 балл, время на

обдумывание 3 минуты. Команде «В огороде». Придумать любую не

сложную настольно – печатную дидактическую игру экологического

содержания. Всевозможные лото, картинки – половинки, пазлы. За быстроту

ответа команде присуждается 1 балл, время на обдумывание 3 минуты.

Подведение итогов

.

Наш семинар подошел к концу. Давайте подведем итоги.

Развитие интереса и любознательности к природе у детей дошкольного

в о з р а с т а

н а

п р и м е р е д и д а к т и ч е с к и х

и г р

э ко л о г и ч е с ко й

направленности являются

неотъемлемой

частью

в

решении

основных

задач развития детей, интерес и любознательность побуждают их к поиску

новых знаний, новых умений, новых способов работы в их исканиях.

Таким образом, руководство дидактическими играми по экологии требует

от

педагога

большой,

продуманной

работы

в

процессе

их

подготовки

и

проведения.

Это

обогащение

детей

соответствующими

знаниями,

подбор

дидактического

материала,

а

иногда

и

изготовление

его

вместе

с

воспитанниками,

организация

обстановки

для

игры,

а

также

четкое

определение своей роли в игре.

Хочется закончить работу нашего семинара словами из гимна дошкольных

работников, написанного музыкальным руководителем Анисимовой.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!

Спасибо за участие!



В раздел образования