Автор: Иванова Лира Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №26
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: конспект занятия по экологии
Тема: Весна. Перелетные птицы
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»
Тема: «Весна перелетные птицы
Подготовила: Иванова Л.Г. – воспитатель
Цель: уточнить представления детей о весенних изменениях в неживой
природе, расширить представления о птицах.
Задачи:
Развивающие:
. активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц,
весенние приметы (капель, ледоход, проталины, употреблять обобщающие
слова (перелетные, зимующие )
. развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать
логическую взаимосвязь, путем использования загадок.
Образовательная:
. познакомить детей с весенними месяцами.
Воспитательная:
. воспитывать бережное отношение к природе.
Методы:
Словесные:
беседа, загадки.
Практические:
дидактическая игра «Кого не стало?», «Четвертый лишний»
Материалы
и
оборудование: иллюстрации птиц, письмо с загадками,
запись голосов птиц .
Предварительная работа.
. Чтение стихотворений и сказок о весне;
. Рассматривание иллюстрации;
. Наблюдение на прогулке
.Загадывание загадок о птицах, о весне
Ход занятия
- Дети, послушайте стихотворение В. Лунина.
У весны веселый старт –
На пороге уже Март,
Неба синяя река,
Кораблики в ней – облака
Дружно так поют скворцы
Они – весенние певцы
И вокруг все расцветает
По земле весна шагает.
- Дети, о каком времени года говорится в этом стихотворении? ( Ответы
детей)
- Почему вы так решили? (Ответы детей)
- Сейчас у нас какое время года? ( Ответы детей)
- Как называются весенние месяцы? ( Ответы детей)
- Сейчас какой по счету месяц? ( Ответы детей)
Давайте вспомним весенние приметы и послушаем звуки весеннего леса.
Как называется место, где уже видна земля, прошлогодняя трава. В этом
нам помогут картинки из конверта.
( Дети по картинкам составляют рассказ о весне и выставляют на доску)
Воспитатель: - Весной пригревает солнышко. Появляются проталины.
Тает снег, бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход.
Просыпаются насекомые. Появляются первые цветы – первоцветы.
Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы
и начинают строить гнезда.
Воспитатель: - Весна какая? ( Ответы детей)
Воспитатель: _ А что вы слышите в лесу? (ответы детей)
- А как называются птицы которые прилетают к нам весной?
( Ответы детей)
- Ребята когда я шла в детский сад, мне передали для вас письмо, а я
про него забыла. Хотите узнать, что в нем? Это загадки. А вы умеете
отгадывать загадки? ( Ответы детей) Тогда слушайте.
На шесте – веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец –
Он и летчик и певец. (Скворец)
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит
Камнем падает с высот
А весной в палях поет. ( Жаворонок)
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит. (Грач)
Эта птица хоть никогда для птенцов не вьет гнезда.
Сядет где- то на суку и кричит : «Ку-ку, ку-ку» (Кукушка)
. Дети, о каких птицах были загадки? (Ответы детей)
. А каких перелетных птиц вы еще знаете? ( Ответы детей)
. Почему их так называют? ( Ответы детей)
Физминутка
Вот на ветках, грачи! Не кричи ( указательный палец на губе)
Черные сидят грачи (присели)
Разместились в гнездышке, (показать гнездо перед собой)
Распушили перышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке (погладить себя по рукам)
Головой вертят.( повороты головы вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять на гнезда сели. ( присели)
Воспитатель: А теперь закрывайте глаза, птички поиграют с вами в прятки.
Дидактическая игра «Кого не стало»
Воспитатель: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?
Дидактическая игра «Четвертый лишний» ( по картинам)
Ласточка, воробей, грач, скворец.
Голуб, кукушка, цапля, журавль.
Воробей, сорока, ласточка, дятел.
Синица, грач, ласточка, кукушка.
. Как вы думаете, чем в первую очередь будут заниматься птицы,
вернувшись на родину? (Ответы детей)
. Что им для этого понадобиться? (Ответы детей)
. А где строят, вьют гнезда птицы? (Ответы детей)
( Показ картинок)
-Высоко на деревьях видны большие гнезда грачей (обратить внимание
на картину)
-А для чего птицам гнезда? ( Ответы детей)
Птенцы появляются на свет беспомощными. Как родители заботятся о них.
( Ответы детей)
-Дети, а какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к
птицам? ( Ответы детей)
- А как быть с деревьями? ( Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята.
Итог:
О чем мы говорили сегодня?
Что нового об птицах узнали?
Было ли вам интерсно?