Напоминание

"Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности"


Автор: Орехова Галина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУДСКВ № 36
Населённый пункт: пос.Октябрьский Ейский район Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вид №36 п. Октябрьский

МО Ейский район

«Речевое развитие детей дошкольного

возраста в процессе опытно –

экспериментальной деятельности»

Подготовила: Орехова Г.Б.

Пос. Октябрьский. 2017 год.

Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.

Ральф У. Эммерсон

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного

языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической,

грамматической.

Развитие

связной

речи является

центральной

задачей

речевого воспитания детей.

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так

как

из

жизни

ребенка

уходит

речь.

Поэтому

я

считаю,

ч то

речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов.

И

эту

задачу- развитие

речи детей

решаем

во

всех

видах деятельности.

Остановлюсь подробнее на детском экспериментировании.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий

потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям

реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Мой

педагогический

опыт

подсказал

мне,

что

необходимо

внимательнее

присмотреться

к

нему,

как

одному

из

наиболее

эффективных

методов развития не

только

познавательных

закономерностей

и

явлений

окружающего мира, но и развития речи, т. к. детское экспериментирование

тесно связано с ним.

Именно

поэтому

в

своей

работе

я

широко

применяю

технологию

исследовательской деятельности.

Во-первых, она предполагает активизацию поисковой активности. А

надо ли говорить о том, что дошкольники – это самый любопытный народ,

который постоянно стремиться узнать, «а что же там внутри».

Во - вторых, формирует исследовательские способности, т. е учит

ставить

задачу

исследования,

выдвигать

различные

гипотезы,

выбирать

способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные

результаты и соотносить их с собственными предположениями.

Дошкольникам ещё сложно самим поставить задачу исследования, и на

этом этапе я вижу свою роль в том, чтобы стимулировать их интерес к

предметам

и

явлениям,

пробуждать

любознательность. «Почему

нельзя

сделать

зонтик

из

бумаги?», «Почему

нельзя

пуститься

в

плавание

на

бумажном кораблике?», «Откуда берутся сосульки?». Заинтересовав детей, я

перехожу к следующему этапу – выдвижению гипотез. Скажу сразу, что это

самый

благотворный

этап

для

активизации

речевой

активности.

Каких

предположений только не услышишь от детей. («Сосульки развесил ночью

Дед Мороз». «Зонтик нельзя сделать из бумаги, потому что она шуршит».) В

любом случае, они ценны тем, что дети пытаются выразить свои мысли и,

чаще всего, это попытки построить сложноподчинённые предложения.

Следующий этап – это определение способов исследования и планирование

работы. Это так же очень важный этап как в становлении исследовательский

способностей,

так

и

в

речевом развитии.

На

этом

этапе

учу

детей

последовательно выстраивать ход действий и проговаривать их вслух. («Мы

сделаем зонтик из бумаги, спрячем под него лисёнка, польём на зонтик водой

из

лейки

и

посмотрим,

что

произойдёт»)

Планирование

это

сложная

мыслительная функция. Дети должны научиться планировать не только свои

действия, но и речевые высказывания. Во всём этом хорошо помогает работа

в

парах,

во

время

опытов

дети

общаются

друг

с

другом,

что

хорошо

сказывается на развитие диалогической речи, во всех её компонентах.

Затем

наступает

самый

интересный

для

детей

этап

это

проведение

исследования. Я никогда не перестаю удивляться тому, с каким интересом

дети проделывают, кажется простые и привычные действия: переливают воду,

ч то б ы

убед и т ь с я

в

том ,

ч то

о н а

в с е гд а

п р и н и ма е т

ф о р м у

сосуда, «превращают» воду в лёд, мнут бумагу, надувают шары и т. д. Все эти

действия, как правило, сопровождаются восторженными восклицаниями:

«Ух,

ты!», «Вот

это

да!», «Классно!»,

что

говорит

о

положительном

эмоциональном

настрое.

Провожу

такие

игры,

как «Отгадай», «Чудесный

мешочек», «Трудные

слова»,

которые

учат

детей

давать

правильные

определения понятиям и классифицировать их.

В процессе

экспериментирования я

пополняю

словарь

детей

словами,

обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы

(цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий -

твёрдый - тёплый и прочее).

Далее

идёт

ответственный

этап-

анализа

полученных

результатов.

Дети

наперебой

пытаются

рассказать

о

том,

что

у

них

получилось

или

не

получилось. И здесь важно не только послушать о результатах исследования,

но

выяснить,

почему

так

произошло.

Обращаю

внимание

на

то,

чтобы

каждый ребёнок высказал своё мнение.

Обогащаю

словарь

детей

прилагательными

(лёд

холодный,

скользкий,

гладкий; вода – жидкая, прозрачная, бесформенная, глаголами (ткань можно

гладить,

стирать,

сушить,

разрезать).

Формирую

представление

о

синонимах(тонуть

идти

ко

дну,

погружаться

в

воду).

Это

не

только

формирует у детей представление о том, что есть слова разные по звучанию,

но одинаковые по значению, но и учит их правильно пользоваться ими в

различных высказываниях. Например, бусинка утонула в стакане; корабль

пошёл ко дну, а водолаз начал погружаться в воду. Развиваю представление о

родственных

словах,

провожу

работу

над

лексическим

значением

слова.

(Превращаться – переходить из одного состояния в другое, менять свои

свойства. Испаряться – превращаться в пар, исчезать).

Связь детского экспериментирования и развития речи имеет двухсторонний

характер. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, а

пополнение

знаний

способствует развитию

речи.

Этому

помогает

партнёрско е

взаимоотношение

педагога

с

детьми.

В процессе

экспериментирования мы с детьми становимся сотрудниками, пытающимися

найти решение проблемы. На смену монологу приходит партнёрский диалог.

Дети с интересом предлагают: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим,

что будет, если… ".

Постепенно речь детей становиться более грамотной, сформированной и

развёрнутой, красочной и выразительной. Думаю, что это и есть цель моей

работы.

Литература:

Программа «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой –М.: Просвещение,2011. –191с.

Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -1995.-№1. -

С.59-66.

Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития

детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. -1998.-№9.-С.71-

78.

Дыбина О.В.Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников. М., 2001;

Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.М.,1985;

Паршукова И.Л. Маленькие исследователи в детском саду. Санкт-Петербург

2004.



В раздел образования