Авторы: Бурбилова Татьяна Григорьевна, Жихарева Елена Александровна
Должность: воспитатель и старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: г. Каргат, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Роль воспитателя дошкольного образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Бурбилова Татьяна Григорьевна,
воспитатель МКДОУ детского сада «Березка»,
Жихарева Елена Александровна,
старший воспитатель МКДОУ детского сада «Березка».
Тема: «Роль воспитателя дошкольного образовательного
учреждения в духовно-нравственном воспитании детей
дошкольного возраста»
Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
детей
дошкольного
возраста
является
одной
из
сложнейших
задач
воспитания
в
условиях
дошкольного
образования.
Вызвано
это,
прежде
всего
тем,
что
современное
российское
общество
столкнулось с проблемой бездуховности, а иногда и циничности в
поведении
подрастающего
поколения,
утратой
духовно-
нравственных
ориентиров
среди
детей
и
молодежи.
Поэтому
нравственное
воспитание
дошкольников
-
основа
всех
основ,
матрица семейной модели воспитания детей. От того, какой багаж
знаний вложил взрослый, педагог в ребенка в этом возрасте, будет
зависеть, чего достигнет он сам в будущем, как будет строить свои
отношения с окружающим миром.
Для
работников в сфере дошкольного образования
основным тезисом должны быть слова великого педагога Антона
Семеновича
Макаренко:
«…Воспитывает
всё:
люди,
вещи,
явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на
первом
месте
–
родители
и
педагоги». Поэтому
всем
нам
необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.
Сегодня ребёнок
окружен множеством разнообразных
источников
сильного
воздействия,
как
позитивного,
так
и
негативного характера. Это в первую очередь средства массовой
коммуникации
сети
ИНТЕРНЕТ,
анимационные
фильмы,
«недетские»
мультипликационные
фильмы,
которые
ежедневно
обрушиваются
на
неокрепший
интеллект
и
чувства
ребёнка.
Духовно-нравственное
воспитание
-
проблема
комплексная,
и
решить ее можно только сообща, включая в этот процесс всех
членов социума, как детей, так и взрослых.
Считаю,
что
основой
духовно-нравственного
воспитания
маленького человека, прежде всего, является духовная культура той
среды,
в
которой
ребёнок
живет,
в
которой
происходит
его
становление и развитие - это духовная культура семьи, детского
сада, школы. Та атмосфера, которая
царит в семье, переносится
ребенком как модель деятельности и в детском саду; оказывается
определяющей в формировании его внутреннего мира.
Поэтому
предназначение
педагогов
и
воспитателей
в
дошкольном учреждении – быть наставником
в воспитании
духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых,
светлых
и
прекрасных
образов
на
пути
к
формированию
индивидуальности
маленького
человека.
Недаром
существует
высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со
взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень
духовно-нравственной
культуры
большинства
современных
родителей,
некомпетентность
семьи
в
вопросах
духовного
становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам
воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует
такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Как следствие
этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей
и
педагогического
сопровождения
семьи
в
вопросах
духовно-
нравственного воспитания детей.
Из психологии мы знаем, что мышление дошколят
отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются
в помощи взрослых и педагогов для осознания общих моральных
принципов,
таких
как
справедливость,
доброта,
заботливость,
вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания
детей.
Поэтому
роль
воспитателя
дошкольного
учреждения
заключается в постоянном сопровождении ребенка, определяя,
правильно ли дети воспринимают основные моральные установки и
соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. При этом
сам педагог должен быть всегда «на высоте»: образован, обладать
эстетическим
вкусом,
отвечать
моральным
и
нравственным
критериям, т.е. своим примером и делами показывать правильность
действий и поступков по отношению к окружающему миру, людям.
Если дети видят формальное отношение взрослых к своей работе
или происходящему, то они чутко реагирую на фальшь, а значит,
общие представления о правильном отношении к окружающим не
трансформируются в конкретные поступки и могут навредить не
меньше,
чем
отсутствие
стройной
системы
нравственного
воспитания детей дошкольного возраста.
Значит нам, воспитателям, необходимо
сделать так, чтобы
маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. А
это прямой путь к получению новых знаний; приобретение умений
и
навыков
к
познанию
самого
себя
и
окружающего
мира,
к
русскому
народному
творчеству
(сказаниям,
сказкам,
книгам
о
добре и зле), в основе которых лежит духовность и толерантное
отношение к людям; к пониманию что такое «хорошо», а что такое
«плохо». Вместе с детьми мы учим стихи о Родине, рисуем природу
родного края, отражаем
внутренний мир
семьи. Включаем в
образовательную
деятельность
и
родителей
(законных
представителей)
к
выполнению
совместных
творческих
работ;
привлекаем к участию в проектной деятельности.
Но главное - самостоятельная деятельность ребенка. Он вправе
выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя
позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. И
задача педагога здесь: направить ребёнка к краскам и кистям –
Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны
– решать только ему. В этом и есть предназначение воспитателя.
В
детском
саду
«Берёзка» задачу
по
духовно
–
нравственному и
патриотическому воспитанию,
педагогический
коллектив
реализует
как
одну
из
приоритетных
задач
в
воспитании детей. Для этого мы используем самые разнообразные
формы и методы работы со всеми участниками образовательного
процесса: с педагогами, с детьми и их родителями.
Основные формы
работы с педагогами в ДОУ «Берёзка»:
Педагогический совет на тему:
«Духовно
–
нравственное,
патриотическое
воспитание
детей
дошкольного возраста»
Семинары – практикумы
1. «Нравственно – патриотическое воспитание детей в дошкольном
образовательном учреждении»
2.« Влияние слова на внутренний мир ребенка»
Круглый стол
«Методика изучения основ православной культуры в ДОУ»
Обмен мнениями
«Перспективы
совершенствования
работы
по
нравственно-
патриотическому воспитанию дошкольников».
Пед.час
«Теоретические
основы
патриотического
воспитания
детей
дошкольного возраста. Этапы патриотического воспитания».
Консультации
«
Планирование
работы
по
патриотическому
воспитанию по блокам: « Моя семья», «Любимый город», «Моя
Родина-Россия» т.д.
Проведение тематических праздников:
Образовательный процесс спланирован с учетом уровня
нравственного,
духовного
и
социального
развития
детей
через
тематические занятия, проектную деятельность, исследовательскую
работу, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций,
прослушивание аудиозаписей.
Беседуя с детьми на темы: «Ваши добрые поступки», «Чем
можно
порадовать
маму»,
«Что
такое
дружба?»,
«Что
такое
подвиг?», «Добро и зло» и другие,
воспитатели побуждают их
думать и говорить. Задавая им вопросы, дают ребятам высказаться.
Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из
личного опыта.
Эстетический
фон
нашим
занятиям
создают
стихи,
загадки,
песни. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном
воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и
поступки других, чем свои собственные. Уже с младшего возраста,
читая народные сказки, у детей прививаем любовь к своим корням,
к своим истокам. Ребята создают свои рисунки по мотивам сказок,
рассказов, организуем выставки работ.
В своей деятельности используем не только дидактические,
но и народные игры: во время занятий, в свободной деятельности,
на прогулке. «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к
«хорошо» и «плохо»»; рассказ «Мой характер и мои поступки»;
«Расскажи, как ты помогаешь дома» и т.д.
Традицией стало возложение цветов к « Вечному огню»,
разучивание стихов, посвященных Дню Великой Победы к 9 мая,
проведение утренников и мероприятий на патриотическую тему.
Как
элемент
зрительного
и
действенного
восприятия, в
детском саду проводится множество праздников. А православные
праздники
-
это
особые
праздники.
Предварительно
детям
разъясняются
подробно
традиции,
обычаи, слова,
связанные
непосредственно
с
данным
праздником,
как
«Рождество
Христово», «Святки», «Масленица», « Пасха», «Троица».
Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о
жизни христиан. К празднику дети мастерят подарки, украшения,
учат
стихи,
песни,
танцы.
А
совместное
посещение
храма,
библиотеки,
краеведческого
музея
помогают
усвоению
детьми
правил культуры поведения, вызывают у них эмоциональные и
эстетические
переживания,
которые
очень
важны
для
создания
благоприятного
климата,
общего
духовно-нравственного
воспитания дошкольников.
Особое
место
занимает
формирование
бережного
и
уважительного
отношения
детей
к
женщинам,
к
матери.
Возрождение
традиции
празднования
православных
праздников
содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность
проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более
глубоком основании. А проведение праздников «8 Марта» и «День
Матери» закрепляют эти качества.
Включение труда в систему воспитания делает возможным
целостное
развитие
личности
ребенка.
Формирование
доброго
разумного
отношения
к
природе,
предусматривает
не
столько
накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней.
Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном
развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.
Доброжелательность, улыбка воспитателя, кивание или
покачивание головой, контакт
взглядом, мимикой, совместные с
ребенком действия при выполнении любого задания, совместная
деятельность
(конструирование,
лепка,
раскрашивание
и
т.п.),
выслушивание,
смех
над
шутками
ребенка
-
все
это
оказывает
влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности
ребенка.
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств
мы
ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и
проблемах
детей,
консультируемся
с
ними
об
индивидуальных
особенностях
каждого
ребёнка,
выявляем
происхождение
тормозящих развитие факторов, рекомендуем родителям приемы
и методы нравственного воспитания в семье.
С
целью
установления
тесных
контактов
с
семьёй,
для
обеспечения
единства
в
воспитании
нравственной
культуры
мы
используем
общие
и
групповые
родительские
собрания,
консультации, а также
проведение совместных мероприятий
(выставок, конкурсов, праздники) и многое другое.
В завершении доклада хочу подвести итог сказанному:
развивая
в
дошкольном
учреждении
основы
духовно-
нравственного воспитания
воспитанников,
мы стараемся
формировать в их
характере, уме, душе и сердце доброту,
послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие, а
самое главное – любовь к окружающему миру, семье, людям.