Напоминание

Роль воспитателя дошкольного образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста


Авторы: Бурбилова Татьяна Григорьевна, Жихарева Елена Александровна
Должность: воспитатель и старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: г. Каргат, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Роль воспитателя дошкольного образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Бурбилова Татьяна Григорьевна,

воспитатель МКДОУ детского сада «Березка»,

Жихарева Елена Александровна,

старший воспитатель МКДОУ детского сада «Березка».

Тема: «Роль воспитателя дошкольного образовательного

учреждения в духовно-нравственном воспитании детей

дошкольного возраста»

Духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

детей

дошкольного

возраста

является

одной

из

сложнейших

задач

воспитания

в

условиях

дошкольного

образования.

Вызвано

это,

прежде

всего

тем,

что

современное

российское

общество

столкнулось с проблемой бездуховности, а иногда и циничности в

поведении

подрастающего

поколения,

утратой

духовно-

нравственных

ориентиров

среди

детей

и

молодежи.

Поэтому

нравственное

воспитание

дошкольников

-

основа

всех

основ,

матрица семейной модели воспитания детей. От того, какой багаж

знаний вложил взрослый, педагог в ребенка в этом возрасте, будет

зависеть, чего достигнет он сам в будущем, как будет строить свои

отношения с окружающим миром.

Для

работников в сфере дошкольного образования

основным тезисом должны быть слова великого педагога Антона

Семеновича

Макаренко:

«…Воспитывает

всё:

люди,

вещи,

явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на

первом

месте

родители

и

педагоги». Поэтому

всем

нам

необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

Сегодня ребёнок

окружен множеством разнообразных

источников

сильного

воздействия,

как

позитивного,

так

и

негативного характера. Это в первую очередь средства массовой

коммуникации

сети

ИНТЕРНЕТ,

анимационные

фильмы,

«недетские»

мультипликационные

фильмы,

которые

ежедневно

обрушиваются

на

неокрепший

интеллект

и

чувства

ребёнка.

Духовно-нравственное

воспитание

-

проблема

комплексная,

и

решить ее можно только сообща, включая в этот процесс всех

членов социума, как детей, так и взрослых.

Считаю,

что

основой

духовно-нравственного

воспитания

маленького человека, прежде всего, является духовная культура той

среды,

в

которой

ребёнок

живет,

в

которой

происходит

его

становление и развитие - это духовная культура семьи, детского

сада, школы. Та атмосфера, которая

царит в семье, переносится

ребенком как модель деятельности и в детском саду; оказывается

определяющей в формировании его внутреннего мира.

Поэтому

предназначение

педагогов

и

воспитателей

в

дошкольном учреждении – быть наставником

в воспитании

духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых,

светлых

и

прекрасных

образов

на

пути

к

формированию

индивидуальности

маленького

человека.

Недаром

существует

высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со

взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень

духовно-нравственной

культуры

большинства

современных

родителей,

некомпетентность

семьи

в

вопросах

духовного

становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам

воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует

такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Как следствие

этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей

и

педагогического

сопровождения

семьи

в

вопросах

духовно-

нравственного воспитания детей.

Из психологии мы знаем, что мышление дошколят

отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются

в помощи взрослых и педагогов для осознания общих моральных

принципов,

таких

как

справедливость,

доброта,

заботливость,

вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания

детей.

Поэтому

роль

воспитателя

дошкольного

учреждения

заключается в постоянном сопровождении ребенка, определяя,

правильно ли дети воспринимают основные моральные установки и

соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. При этом

сам педагог должен быть всегда «на высоте»: образован, обладать

эстетическим

вкусом,

отвечать

моральным

и

нравственным

критериям, т.е. своим примером и делами показывать правильность

действий и поступков по отношению к окружающему миру, людям.

Если дети видят формальное отношение взрослых к своей работе

или происходящему, то они чутко реагирую на фальшь, а значит,

общие представления о правильном отношении к окружающим не

трансформируются в конкретные поступки и могут навредить не

меньше,

чем

отсутствие

стройной

системы

нравственного

воспитания детей дошкольного возраста.

Значит нам, воспитателям, необходимо

сделать так, чтобы

маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. А

это прямой путь к получению новых знаний; приобретение умений

и

навыков

к

познанию

самого

себя

и

окружающего

мира,

к

русскому

народному

творчеству

(сказаниям,

сказкам,

книгам

о

добре и зле), в основе которых лежит духовность и толерантное

отношение к людям; к пониманию что такое «хорошо», а что такое

«плохо». Вместе с детьми мы учим стихи о Родине, рисуем природу

родного края, отражаем

внутренний мир

семьи. Включаем в

образовательную

деятельность

и

родителей

(законных

представителей)

к

выполнению

совместных

творческих

работ;

привлекаем к участию в проектной деятельности.

Но главное - самостоятельная деятельность ребенка. Он вправе

выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя

позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. И

задача педагога здесь: направить ребёнка к краскам и кистям –

Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны

– решать только ему. В этом и есть предназначение воспитателя.

В

детском

саду

«Берёзка» задачу

по

духовно

нравственному и

патриотическому воспитанию,

педагогический

коллектив

реализует

как

одну

из

приоритетных

задач

в

воспитании детей. Для этого мы используем самые разнообразные

формы и методы работы со всеми участниками образовательного

процесса: с педагогами, с детьми и их родителями.

Основные формы

работы с педагогами в ДОУ «Берёзка»:

Педагогический совет на тему:

«Духовно

нравственное,

патриотическое

воспитание

детей

дошкольного возраста»

Семинары – практикумы

1. «Нравственно – патриотическое воспитание детей в дошкольном

образовательном учреждении»

2.« Влияние слова на внутренний мир ребенка»

Круглый стол

«Методика изучения основ православной культуры в ДОУ»

Обмен мнениями

«Перспективы

совершенствования

работы

по

нравственно-

патриотическому воспитанию дошкольников».

Пед.час

«Теоретические

основы

патриотического

воспитания

детей

дошкольного возраста. Этапы патриотического воспитания».

Консультации

«

Планирование

работы

по

патриотическому

воспитанию по блокам: « Моя семья», «Любимый город», «Моя

Родина-Россия» т.д.

Проведение тематических праздников:

Образовательный процесс спланирован с учетом уровня

нравственного,

духовного

и

социального

развития

детей

через

тематические занятия, проектную деятельность, исследовательскую

работу, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций,

прослушивание аудиозаписей.

Беседуя с детьми на темы: «Ваши добрые поступки», «Чем

можно

порадовать

маму»,

«Что

такое

дружба?»,

«Что

такое

подвиг?», «Добро и зло» и другие,

воспитатели побуждают их

думать и говорить. Задавая им вопросы, дают ребятам высказаться.

Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из

личного опыта.

Эстетический

фон

нашим

занятиям

создают

стихи,

загадки,

песни. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном

воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и

поступки других, чем свои собственные. Уже с младшего возраста,

читая народные сказки, у детей прививаем любовь к своим корням,

к своим истокам. Ребята создают свои рисунки по мотивам сказок,

рассказов, организуем выставки работ.

В своей деятельности используем не только дидактические,

но и народные игры: во время занятий, в свободной деятельности,

на прогулке. «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к

«хорошо» и «плохо»»; рассказ «Мой характер и мои поступки»;

«Расскажи, как ты помогаешь дома» и т.д.

Традицией стало возложение цветов к « Вечному огню»,

разучивание стихов, посвященных Дню Великой Победы к 9 мая,

проведение утренников и мероприятий на патриотическую тему.

Как

элемент

зрительного

и

действенного

восприятия, в

детском саду проводится множество праздников. А православные

праздники

-

это

особые

праздники.

Предварительно

детям

разъясняются

подробно

традиции,

обычаи, слова,

связанные

непосредственно

с

данным

праздником,

как

«Рождество

Христово», «Святки», «Масленица», « Пасха», «Троица».

Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о

жизни христиан. К празднику дети мастерят подарки, украшения,

учат

стихи,

песни,

танцы.

А

совместное

посещение

храма,

библиотеки,

краеведческого

музея

помогают

усвоению

детьми

правил культуры поведения, вызывают у них эмоциональные и

эстетические

переживания,

которые

очень

важны

для

создания

благоприятного

климата,

общего

духовно-нравственного

воспитания дошкольников.

Особое

место

занимает

формирование

бережного

и

уважительного

отношения

детей

к

женщинам,

к

матери.

Возрождение

традиции

празднования

православных

праздников

содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность

проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более

глубоком основании. А проведение праздников «8 Марта» и «День

Матери» закрепляют эти качества.

Включение труда в систему воспитания делает возможным

целостное

развитие

личности

ребенка.

Формирование

доброго

разумного

отношения

к

природе,

предусматривает

не

столько

накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней.

Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном

развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.

Доброжелательность, улыбка воспитателя, кивание или

покачивание головой, контакт

взглядом, мимикой, совместные с

ребенком действия при выполнении любого задания, совместная

деятельность

(конструирование,

лепка,

раскрашивание

и

т.п.),

выслушивание,

смех

над

шутками

ребенка

-

все

это

оказывает

влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности

ребенка.

Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств

мы

ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и

проблемах

детей,

консультируемся

с

ними

об

индивидуальных

особенностях

каждого

ребёнка,

выявляем

происхождение

тормозящих развитие факторов, рекомендуем родителям приемы

и методы нравственного воспитания в семье.

С

целью

установления

тесных

контактов

с

семьёй,

для

обеспечения

единства

в

воспитании

нравственной

культуры

мы

используем

общие

и

групповые

родительские

собрания,

консультации, а также

проведение совместных мероприятий

(выставок, конкурсов, праздники) и многое другое.

В завершении доклада хочу подвести итог сказанному:

развивая

в

дошкольном

учреждении

основы

духовно-

нравственного воспитания

воспитанников,

мы стараемся

формировать в их

характере, уме, душе и сердце доброту,

послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие, а

самое главное – любовь к окружающему миру, семье, людям.



В раздел образования