Автор: Кучукбаева Евгения Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №119
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта НОД по ознакомлению с миром природы: "Путешествие в волшебный мир насекомых". (Средняя группа).
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №119
Технологическая карта НОД
по ознакомлению с миром природы:
«Путешествие в волшебный мир насекомых».
(Средняя группа).
подготовила воспитатель
Кучукбаева Евгения Михайловна
Екатеринбург
2017г.
Технологическая карта НОД по ознакомлению с миром природы
(поэтапное построение)
Тема: «Путешествие в волшебный мир насекомых».
Цель: Расширить и закрепить знания детей о насекомых, их разнообразии и
характерных признаках.
Задачи:
образовательные:
расширить и закрепить представления о насекомых (майский жук, божья
коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела) и их характерных признаках;
формировать представления о зависимости их окраски от места обитания;
познакомить со строением тела насекомых;
объяснить значение насекомых в природе и жизни человека.
развивающие:
развивать зрительную и слуховую память;
развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, диалогическую и
связную речь;
активизация и обогащение словаря.
воспитывающие:
воспитывать интерес к окружающей природе;
воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
воспитывать желание помогать друг другу.
Интеграция областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное
развитие.
Планируемый результат:
дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка,
жук, пчела, кузнечик);
иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего
вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах
передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит,
стрекочет);
знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
находить сходства и различия;
владеть обобщающим понятием «насекомые»;
у детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы -
насекомым.
Форма проведения: групповая.
Оборудование:
стол, покрытый зеленой тканью, на которой расположены цветы
игрушки насекомые – пчела, божья коровка, муравей, жук, бабочка, кузнечик,
гусеница;
письмо от лесовичка;
презентация к игре «Четвертый лишний»;
«волшебный» цветочек;
картинки насекомых;
фланелеграф;
презентация «Превращение бабочки».
Ход занятия.
1. Психологический настрой. (1 мин.)
Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня красивые. Подойдите ко мне,
возьмитесь за руки и встаньте в круг. Опустите руки.
- Скажите, какое время года за окном? (Весна)
- Почему? Как вы догадались.
- Да, все вокруг радуется, цветет, пробуждается. Давайте потянемся к солнышку,
вдохнем весенний аромат воздуха вместе с веселым настроением и выдохнем
зимнюю прохладу.
- Вот теперь мы стали бодрыми и энергичными. Так и в природе все
просыпается и оживает.
2. Организационный момент. (1 мин.)
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в гости к маленьким жителям полянки,
которые тоже уже проснулись. Вы готовы путешествовать? Тогда отправляемся.
«Мы к зеленой полянке вышли. Через ветви и пенечки
Поднимая ноги выше. Кто так ловко шагал,
Через кустики и кочки, не споткнулся, не упал?».
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и
письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на полянке никого нет, только письмо лежит,
интересно от кого оно?
Читает письмо: «Дорогие ребята, мы - маленькие жители полянки, попали в беду,
злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста! Чтобы нас спасти необходимо
выполнить все задания злого паука».
3. Мотивационно-побудительный этап. (1 мин.)
Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы
помочь?
Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
4. Актуализация. (1мин.)
Воспитатель: А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже
превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
Воспитатель: Закройте все глаза и повторяйте за мной:
«Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!»
Воспитатель: Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на
лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука:
«Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
5. Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений).
(7мин.)
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на
фланелеграф.
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Дети: пьет сок из цветов, дарит мед воск и мед.
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. ( муравей).
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Дети: очень работящий, строит дом…
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель: Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Дети: яркая, красивая, похоже на цветок…
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель: А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Дети: алая спинка, черные точки…
Воспитатель: Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Какой основной признак всех насекомых?
Дети: У всех насекомых по 6 лапок.
Воспитатель: А паук – это насекомое?
Дети: Нет. Паук имеет 8 лапок.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете какие насекомые охотятся за другими
насекомыми.
Дети: Кузнечик, божья коровка.
Воспитатель: Ребята, таких насекомых относят к хищным, потому что они охотятся
за другими насекомыми.
Воспитатель: А как вы думаете каких насекомых относят к полезным насекомым.
Дети: бабочка, пчела, муравей.
Воспитатель: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу
семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
Воспитатель: Назовите вредных насекомых.
Дети: Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.
Воспитатель: Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли кузнечика и пчелу, но
еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
6. Динамическая пауза. (1-2 мин.) «Сороконожка»
1. Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик:
Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто
. Обойду я лужи! шагают через лужи),
4. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу! ( трясут другой ногой).
5. И потопаю потом (дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, пока мы с вами изображали сороконожку к
нам на полянку прилетела божья коровка.
7. Продолжение восприятия и усвоение нового (либо расширение имеющихся
представлений) (5 – 6 мин.)
Воспитатель: Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
Дети садятся на стульчики. На экране телевизора появляются картинки.
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка
здесь лишняя и почему вы так думаете?
Дети:
1. Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
2. Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
3. Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
4. Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим
наше путешествие.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
Воспитатель: Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку.
Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
Воспитатель проводит беседу показывая на экране все этапы становления
бабочки.
Воспитатель: Что сначала откладывает бабочка?
Дети: Бабочка откладывает яйца.
Воспитатель: Кто появляется из яйца?
Дети: Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель: Что делает гусеница?
Дети: Она питается листьями и растет.
Воспитатель: В кого она превращается?
Дети: Гусеница превращается в куколку.
Воспитатель: Кто выходит из куколки?
Дети: Из куколки появляется бабочка.
Воспитатель: Правильно появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит
крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель: А сейчас мы свами превратимся в бабочек.
Звучит музыка, дети начинают летать как бабочки.
Воспитатель: Посмотрите мы с вами спасли бабочку и гусеницу.
8. Заключительный этап. Рефлексия. (2 мин.)
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что
помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки,
пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в
котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в
детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет
волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
Воспитатель: Вам понравилось быть насекомыми?
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого
вы бы хотели превратиться и почему?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Вы все сегодня были молодцы! Насекомые хотят вас поблагодарить и подарили вам
листочки – раскраски с изображением насекомых.
- На этом наше занятие окончено.
Этап его
продол-ть
Задачи этапа
Деятельность
педагога
Деятельност
ь
воспитанни
ков
Методы, формы,
приемы
Результат
1.Психоло-
гический
настрой
(1 мин)
Создание
атмосферы
псих.
безопасности.
Эмоциональн
ая поддержка
ребенка
Приветствие,
доброе
пожелание,
установление
зрительного,
тактильного
контакта
Приветстви
е, участие в
установлени
и контакта с
педагогом.
Создание
весёлой,
радостной
атмосферы
Психологи-
ческая
готовность
2.Организа-
ционный
момент
(1 мин)
Организация
направленног
о внимания
Организация
образовательно
го
пространства.
Активное
участие в
беседе с
педагогом.
Поиск
ответа на
вопросы.
Игровое
упражнение
«Перекрес-ные
шаги».
Стимулиро-
вание общения.
Формальная
готовность к
предстоящей
деятельности.
Привлечение
произвольно-
го внимания
3.Мотива-
ционно–
побудитель
ный
(1 мин)
Формировать
интерес к
содержанию
НОД,
направления
внимания
детей, форм.
Умения
слушать
Чтение текста
о помощи
насекомым.
4. Актуали-
зация
(1 мин)
Создание
ситуации, в
которой у
детей
возникает
желание
превратиться
в насекомых
и помочь
Направление
деят.воспитан.
помогает
воспитанникам
перевоплотить
ся в насекомых
и отправится в
путешествие
Участвуют в
перевоплощ
е-нии,
проявляют
интерес в
помощи
насекомым.
Беседы, игровое
упражнение
перевопла-
щения
Воспроизвед.
информации
5. Восприя-
тие и
усвоение
нового (либо
расширение
имеющихся
представлен
ий)
(7 мин)
Усвоение,
закрепление,
расширение,
обобщение
систем.объем
а знаний
Загадывание
загадок,
объяснение,
рассказывание
Отгадывают
загадки,
отмечают
внешние
признаки
насекомого
Демонстрацион
ный материал
(картинки с
насекомыми),
беседа, приемы
активизации
мышления
Способность
самостоятель
но
действовать,
сравнивать,
анализиро-
вать.
6. Динами-
ческая пауза
(1мин)
Смена вида
деятельнос-
ти,
предупрежде
ние
утомляемос-
ти
Проведение
физкультминут
ки, создание
радостной
атмосферы с
использова-
нием
художествен-
ного слова
Участвуют в
показе
движений
физкультми-
нутки
Показ движений
по ходу
выполнения
физкультминут-
ки
Снятие
напряжения,
эмоциональна
я и
физическая
разрядка.
Получение
нового
игрового
опыта
7.
Продол-
жение
восприятия
и усвоение
Усвоение,
закрепление,
расширение,
обобщение
Предлагает
найти 4
лишнего. Игра
«Что сначала,
Участвуют в
играх,
проявляют
интерес,
Демонстрацион
ный материал
(картинки с
насекомыми),
Способность
самостоятель
но
действовать,
нового (либо
расширение
имеющихся
представлен
ий) (5 – 6
мин.)
систем.объем
а знаний
что потом»
чтоб спасти
насекомых
беседа, приемы
активизации
мышления
сравнивать,
анализиро-
вать.
8. Заключи-
тельный
этап.
Рефлексия.
(2мин)
Подведение
итогов НОД,
обобщение
полученного
ребенком
опыта.
Стимулирован
ие детей к
самоанализу и
самооценке.
Совместная с
детьми оценка
процесса и
результата
деятельности
Высказыван
ия по
поводу
полученной
информации
Беседа,
обсуждение
проделанной
работы.
Осознание
себя как
участника
познавательно
го,
творческого
процесса.