"Взаимодействие с семьей – актуальное направление в деятельности учреждения дополнительного образования"
Автор: Крылова Людмила Леонидовна Должность: методист, педагог дополнительного образования Учебное заведение: СП "Дворец творчества детей и молодежи" ГБОУ СОШ № 14 "Центр образования" Населённый пункт: г. Сызрань Самарской области Наименование материала: статья Тема: "Взаимодействие с семьей – актуальное направление в деятельности учреждения дополнительного образования" Раздел: дополнительное образование
Взаимодействие с семьей – актуальное направление в деятельности
учреждения дополнительного образования
В настоящее время очень важно для учреждения дополнительного образования детей тесное
и плодотворное взаимодействие с родителями обучающихся. Опыт показывает, что педагоги
Дворца творчества детей и молодежи не могут не считаться с их мнением по поводу реализации
образовательной
программы,
качества
образования,
компетентности
педагогов
и
других
вопросов. Так, в начале года проводятся собрания с родителями по вопросу организации
пребывания их детей в стенах Дворца. Педагогам необходима помощь родителей в решении как
чисто учебных задач, так и в нравственном воспитании.
Педагоги ДТДиМ в работе с родителями решают следующие задачи:
ознакомление родителей с содержанием, методикой и результатами учебно-
воспитательного процесса ДТДиМ;
вовлечение родителей в совместную деятельность;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
оказание помощи родителям в решении проблем семейного воспитания.
На протяжении десяти лет во Дворце творчества реализуется программа «Милосердие» по
работе с семьей. В 2014 – 2015 программа корректирована и адаптирована к современным
условиям. Создан родительский комитет, который работает по плану в тесном сотрудничестве с
педагогическим коллективом Дворца.
Для осуществления контакта с родителями во Дворце творчества используются самые
разнообразные формы:
-
родительские собрания,
-
совместные дела родителей с детьми,
-
открытые занятия, индивидуальные консультации (беседы)
-
анкетирование.
Проведены родительские собрания на тему: «Проблема семьи. Формы работы с детьми»; «Как
правильно любить своего ребенка?»; «Создание благоприятной семейной атмосферы»; «Дворец
творчества детей и молодежи – родители: учимся общению»; «Система ценностных ориентаций
и ожиданий».
В
клубе
ЮИД
на
родительском
собрании
проведено
анкетирование
«Какие
качества
характера вы цените в своем ребенке?».
Анализируя опыт работы, мы пришли к выводу, что избежать непонимания, разобщенности в
решении педагогических проблем с обучающимися педагогу поможет опора на следующие
нравственные нормы:
Чувство ответственности перед родителями за обучение и воспитание их детей, за их
психолого-педагогическую компетентность;
Активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями;
Уважительное
отношение
к
родительским
чувствам,
недопущение
небрежной
и
необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
Повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их
родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);
Тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям
воспитанников (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности).
Взаимодействие с родителями в условиях ДТДиМ имеет несколько уровней:
-
Личностный – непосредственное общение педагога и родителей;
-
Опосредованный
–
взаимодействие
педагога
с
большинством
родителей
через
родительский комитет;
-
Функциональный – социально – ролевые контакты педагогического и родительского
коллективов.
Привлекая к сотрудничеству родителей, педагоги проводят дни совместного отдыха
родителей и детей. Такие как, поход в лес Юго-Западного района, загородные экскурсии «По
родному краю», походы выходного дня. Это дает реальную возможность взрослым увидеть
своего
ребенка
в
процессе
общения,
а
педагогу
–
увидеть
стиль
внутрисемейных
взаимоотношений. Не вызывает сомнения, что партнерский характер отношений сближает
взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе.
Результативность совместной деятельности значительно возрастает, так как сочетаются
возможности и преимущества ее участников: опыт, мудрость взрослых и оригинальность,
нестандартность мышления детей. Раскованность, раскрепощенность детей, естественность их
поведения в игре помогают раскрыть взрослым лучшие стороны ребенка, определить его
реальный культурный уровень, воспитанность, отношения с людьми, сверстниками; обнаружить
пробелы в его воспитании. Данная форма (день совместного отдыха) очень популярна среди
родителей и детей.
По результатам анкетирования, проводимого среди родителей обучающихся ДТДиМ, 78 %
родителей считают дни совместного отдыха наиболее полезной формой общения с педагогами
Дворца творчества детей и молодежи.
Так, в клубе «Надежда» проведен праздник «День матери», в котором приняло участие 19
человек – родители с детьми. Праздник прошел в доброжелательной обстановке с чаепитием,
конкурсами. Родители и дети остались довольны взаимным общением, соревновательным духом
конкурсов.
Педагоги Дворца творчества при непосредственных беседах с родителями, всегда дают один
важный совет: любите своих детей, какими бы они ни были. Ведь любовь родителей способна
творить чудеса. Но, естественно, любовь должна быть разумной.
Доброй
традицией
в
учреждении
стало
вручение
благодарственных
писем
родителям
воспитанников по итогам года. Самыми активными в этом году были родители ВПО «Щит»,
отдела спорта, туризма и краеведения.
Привлекая к сотрудничеству родителей, педагоги проводят открытые занятия. Это позволяет
взрослым
понаблюдать
за
ребенком
в
процессе
деятельности,
оценить
его
возможности,
способности, взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему.
Интересным состоялось открытое занятие у педагога дополнительного образования А.А.
Анкудинова (Объединение
«Волшебная
лоза»).
Данным
мероприятием
родители
остались
довольны.
Часто родители посещают занятия у педагогов Щербакова С.Г., Рафиковой А.Р., Ершовой
С.Н., Щегловой Т.Н., Катышевой В.В., Скударевой И.Н.
Родители могут реально оценить склонности, способности ребенка к тому или иному виду
деятельности, что может вызвать у них желание в дальнейшем решать вопрос дополнительного
образования
ребенка.
На
открытом
занятии
родители
являются
не
просто
сторонними
наблюдателями, они участвуют в работе на правах заинтересованных, равноправных партнеров.
Параллельно
происходит
обучение
родителей
определенным
приемам,
которые
можно
использовать в работе со своим ребенком дома, как например, на занятиях «Волшебная лоза»,
«Тестопластика». Кроме того, взрослые могут сравнить уровень развития своего ребенка с
уровнем развития других детей, отследить определенные «западания» в функционировании
какого-либо процесса, - это позволит им своевременно скорректировать развитие ребенка.
По популярности данная форма взаимодействия родителей, детей и педагогов ДТДиМ
занимает
второе
место
(по
данным
исследованиям
52
%
родителей
считает
ее
наиболее
полезной).
Педагоги
дополнительного
образования
ДТДиМ
активно
проводят
индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями в «Родительской школе»
по вопросам обучения и воспитания. Ими разработаны памятки и методические пособия для
родителей: «Как научить ребенка рисовать» (педагоги Краснощекова Е.В., Владыка А.О.),
«Развитие
мелкой
моторики
рук
на
занятиях
«Тестопластика»(педагог
Щеглова
Т.Н.),
«Воспитание здорового ребенка» (педагог Гундорова О.В.), «Твой дом-твое здоровье»(педагог
Катышева В.В.), «Зоотерапия-путь к снятию стресса и агрессии у ребенка»(педагог Карманова
М.Д.),
«Как воспитать лидера»(педагог Скударева И.Н.), «Профилактика детского дорожно-
транспортного травматизма» (педагог Я.И. Трошина). Педагог Минушина С.Н. разработала и
успешно
применяет
на
практике
комплекс
гимнастики,
направленный
на
профилактику
заболеваний при работе с компьютером.
Взаимодействие с семьей трудно осуществлять без диагностики. Поэтому в работе с
родителями в ДТДиМ применяется такой психодиагностический метод, как анкетирование.
Для родителей и воспитанников ДТДиМ практикуется проведение анкетирования на тему
«Цените ли вы свое здоровье?». «Какой вы родитель?», «Я и мой ребенок», «Воспитание
детей», «Знаете ли вы недостатки своего ребенка?»
В
организационный
период
опросники
применяются
с
целью
сбора
первичной
информации об индивидуальных особенностях детей, знакомства с семьями. В основной период
педагоги Дворца
творчества применяют методику «Как измерить талант ребенка?» с целью
выяснения точки зрения родителей на способности собственного ребенка.
По результатам анкетирования определились наиболее
популярные
формы
взаимодействия семьи и ДТДиМ:
10% лекции и беседы, с приглашением специалистов;
15% посещения занятий родителями;
25% индивидуальные консультации и беседы;
15% родительские собрания, встречи, круглые столы;
35% дни совместного отдыха.
Разнообразие и изменение форм взаимодействия с родителями объясняется стремлением
наиболее полно удовлетворить запросы родителей и детей, организовать их досуг, повысить
уровень педагогической культуры.
Выстроенная система тесного взаимодействия с родителями (законными представителями)
позволила достичь определенных результатов:
СП ДТДиМ стало лауреатом Всероссийского конкурса «Ответственные родители»
1 место во Всероссийском конкурсе воспитательных систем «Воспитательная система
учреждения дополнительного образования».
Рост
удовлетворенности
родителей
условиями
образовательной
среды
и
качеством
образовательных услуг
2012-2013уч.г.
2013-2014 уч.г
2014-2015 уч.г.
72,00%
86,00%
92,00%
Увеличился процент участия родителей в досуговых мероприятиях ДТДиМ
2012-2013уч.г.
2013-20014 уч.г
2014-2015 уч.г.
49,00%
57,00%
64,00%
Таким образом, основными аспекты содержания сотрудничества ДТДиМ и семьи являются:
выработка
единого
подхода
к
пониманию
сущности
воспитания,
роли
и
значения
социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;
изучение ребенка, его особенностей развития, возможностей и способностей;
обеспечение взаимодействия с родителями в воспитательном процессе;
своевременный обмен информацией о продуктивности воспитательного процесса;
забота о росте педагогической культуры родителей, расширение представлений родителей об
особенностях личности ребенка.
Взаимодействие с семьей – одно из актуальных направлений в работе Дворца творчества и
каждого педагога.