Напоминание

"Взаимодействие с семьей – актуальное направление в деятельности учреждения дополнительного образования"


Автор: Крылова Людмила Леонидовна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП "Дворец творчества детей и молодежи" ГБОУ СОШ № 14 "Центр образования"
Населённый пункт: г. Сызрань Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие с семьей – актуальное направление в деятельности учреждения дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Взаимодействие с семьей – актуальное направление в деятельности

учреждения дополнительного образования
В настоящее время очень важно для учреждения дополнительного образования детей тесное и плодотворное взаимодействие с родителями обучающихся. Опыт показывает, что педагоги Дворца творчества детей и молодежи не могут не считаться с их мнением по поводу реализации образовательной программы, качества образования, компетентности педагогов и других вопросов. Так, в начале года проводятся собрания с родителями по вопросу организации пребывания их детей в стенах Дворца. Педагогам необходима помощь родителей в решении как чисто учебных задач, так и в нравственном воспитании. Педагоги ДТДиМ в работе с родителями решают следующие задачи:  ознакомление родителей с содержанием, методикой и результатами учебно- воспитательного процесса ДТДиМ;  вовлечение родителей в совместную деятельность;  психолого-педагогическое просвещение родителей;  оказание помощи родителям в решении проблем семейного воспитания. На протяжении десяти лет во Дворце творчества реализуется программа «Милосердие» по работе с семьей. В 2014 – 2015 программа корректирована и адаптирована к современным условиям. Создан родительский комитет, который работает по плану в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом Дворца. Для осуществления контакта с родителями во Дворце творчества используются самые разнообразные формы: - родительские собрания, - совместные дела родителей с детьми, - открытые занятия, индивидуальные консультации (беседы) - анкетирование. Проведены родительские собрания на тему: «Проблема семьи. Формы работы с детьми»; «Как правильно любить своего ребенка?»; «Создание благоприятной семейной атмосферы»; «Дворец творчества детей и молодежи – родители: учимся общению»; «Система ценностных ориентаций и ожиданий». В клубе ЮИД на родительском собрании проведено анкетирование «Какие качества характера вы цените в своем ребенке?». Анализируя опыт работы, мы пришли к выводу, что избежать непонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с обучающимися педагогу поможет опора на следующие нравственные нормы:  Чувство ответственности перед родителями за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;  Активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями;  Уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;  Повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);  Тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям воспитанников (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности). Взаимодействие с родителями в условиях ДТДиМ имеет несколько уровней: - Личностный – непосредственное общение педагога и родителей; - Опосредованный – взаимодействие педагога с большинством родителей через родительский комитет; - Функциональный – социально – ролевые контакты педагогического и родительского
коллективов. Привлекая к сотрудничеству родителей, педагоги проводят
дни совместного отдыха
родителей и детей. Такие как, поход в лес Юго-Западного района, загородные экскурсии «По родному краю», походы выходного дня. Это дает реальную возможность взрослым увидеть своего ребенка в процессе общения, а педагогу – увидеть стиль внутрисемейных взаимоотношений. Не вызывает сомнения, что партнерский характер отношений сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе. Результативность совместной деятельности значительно возрастает, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт, мудрость взрослых и оригинальность, нестандартность мышления детей. Раскованность, раскрепощенность детей, естественность их поведения в игре помогают раскрыть взрослым лучшие стороны ребенка, определить его реальный культурный уровень, воспитанность, отношения с людьми, сверстниками; обнаружить пробелы в его воспитании. Данная форма (день совместного отдыха) очень популярна среди родителей и детей. По результатам анкетирования, проводимого среди родителей обучающихся ДТДиМ, 78 % родителей считают дни совместного отдыха наиболее полезной формой общения с педагогами Дворца творчества детей и молодежи. Так, в клубе «Надежда» проведен праздник «День матери», в котором приняло участие 19 человек – родители с детьми. Праздник прошел в доброжелательной обстановке с чаепитием, конкурсами. Родители и дети остались довольны взаимным общением, соревновательным духом конкурсов. Педагоги Дворца творчества при непосредственных беседах с родителями, всегда дают один важный совет: любите своих детей, какими бы они ни были. Ведь любовь родителей способна творить чудеса. Но, естественно, любовь должна быть разумной. Доброй традицией в учреждении стало вручение благодарственных писем родителям воспитанников по итогам года. Самыми активными в этом году были родители ВПО «Щит», отдела спорта, туризма и краеведения. Привлекая к сотрудничеству родителей, педагоги проводят
открытые занятия.
Это позволяет взрослым понаблюдать за ребенком в процессе деятельности, оценить его возможности, способности, взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему. Интересным состоялось открытое занятие у педагога дополнительного образования А.А. Анкудинова (Объединение «Волшебная лоза»). Данным мероприятием родители остались довольны. Часто родители посещают занятия у педагогов Щербакова С.Г., Рафиковой А.Р., Ершовой С.Н., Щегловой Т.Н., Катышевой В.В., Скударевой И.Н. Родители могут реально оценить склонности, способности ребенка к тому или иному виду деятельности, что может вызвать у них желание в дальнейшем решать вопрос дополнительного образования ребенка. На открытом занятии родители являются не просто сторонними наблюдателями, они участвуют в работе на правах заинтересованных, равноправных партнеров. Параллельно происходит обучение родителей определенным приемам, которые можно использовать в работе со своим ребенком дома, как например, на занятиях «Волшебная лоза», «Тестопластика». Кроме того, взрослые могут сравнить уровень развития своего ребенка с уровнем развития других детей, отследить определенные «западания» в функционировании какого-либо процесса, - это позволит им своевременно скорректировать развитие ребенка. По популярности данная форма взаимодействия родителей, детей и педагогов ДТДиМ занимает второе место (по данным исследованиям 52 % родителей считает ее наиболее полезной). Педагоги дополнительного образования ДТДиМ активно проводят
индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями
в «Родительской школе» по вопросам обучения и воспитания. Ими разработаны памятки и методические пособия для родителей: «Как научить ребенка рисовать» (педагоги Краснощекова Е.В., Владыка А.О.), «Развитие мелкой моторики рук на занятиях «Тестопластика»(педагог Щеглова Т.Н.), «Воспитание здорового ребенка» (педагог Гундорова О.В.), «Твой дом-твое здоровье»(педагог
Катышева В.В.), «Зоотерапия-путь к снятию стресса и агрессии у ребенка»(педагог Карманова М.Д.), «Как воспитать лидера»(педагог Скударева И.Н.), «Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма» (педагог Я.И. Трошина). Педагог Минушина С.Н. разработала и успешно применяет на практике комплекс гимнастики, направленный на профилактику заболеваний при работе с компьютером. Взаимодействие с семьей трудно осуществлять без диагностики. Поэтому в работе с родителями в ДТДиМ применяется такой психодиагностический метод, как
анкетирование.


Для родителей и воспитанников ДТДиМ практикуется проведение анкетирования на тему «Цените ли вы свое здоровье?». «Какой вы родитель?», «Я и мой ребенок», «Воспитание детей», «Знаете ли вы недостатки своего ребенка?» В организационный период опросники применяются с целью сбора первичной информации об индивидуальных особенностях детей, знакомства с семьями. В основной период педагоги Дворца творчества применяют методику «Как измерить талант ребенка?» с целью выяснения точки зрения родителей на способности собственного ребенка. По результатам анкетирования определились наиболее популярные формы взаимодействия семьи и ДТДиМ:  10% лекции и беседы, с приглашением специалистов;  15% посещения занятий родителями;  25% индивидуальные консультации и беседы;  15% родительские собрания, встречи, круглые столы;  35% дни совместного отдыха. Разнообразие и изменение форм взаимодействия с родителями объясняется стремлением наиболее полно удовлетворить запросы родителей и детей, организовать их досуг, повысить уровень педагогической культуры. Выстроенная система тесного взаимодействия с родителями (законными представителями) позволила достичь определенных результатов:  СП ДТДиМ стало лауреатом Всероссийского конкурса «Ответственные родители»  1 место во Всероссийском конкурсе воспитательных систем «Воспитательная система учреждения дополнительного образования».  Рост удовлетворенности родителей условиями образовательной среды и качеством образовательных услуг 2012-2013уч.г. 2013-2014 уч.г 2014-2015 уч.г. 72,00% 86,00% 92,00%  Увеличился процент участия родителей в досуговых мероприятиях ДТДиМ 2012-2013уч.г. 2013-20014 уч.г 2014-2015 уч.г. 49,00% 57,00% 64,00% Таким образом, основными аспекты содержания сотрудничества ДТДиМ и семьи являются:  выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;  изучение ребенка, его особенностей развития, возможностей и способностей;  обеспечение взаимодействия с родителями в воспитательном процессе;  своевременный обмен информацией о продуктивности воспитательного процесса;  забота о росте педагогической культуры родителей, расширение представлений родителей об особенностях личности ребенка. Взаимодействие с семьей – одно из актуальных направлений в работе Дворца творчества и каждого педагога.


В раздел образования