Напоминание

концепция воспитательной системы


Автор: Кравцова Анна Павловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ гимназия №14 им. Ю. А. Гагарина
Населённый пункт: город Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: концепция воспитательной системы
Раздел: среднее образование





Назад




Кравцова Анна Павловна - учитель истории МБОУ гимназии №14 им. Ю. А. Гагарина г. Ейска МО Ейский район
Концепция воспитательной системы МБОУ гимназии №14 имени первого летчика-

космонавта Юрия Алексеевича Гагарина

города Ейска муниципального образования Ейский район «КИТ».
Образовательное пространство настолько велико и необъятно, что сравниться может разве что с космической галактикой! «Космос» в переводе с греческого означает «порядок, гармония, красота». Происхождение русского слова «Вселенная» исходит от старославянского, означающего «населяю, обитаю», что созвучно с населением школьной планеты. Каждое образовательное учреждение выстраивает свою собственную, не похожую на других, систему воспитания, подобно созвездиям. Среди множества таких созвездий выделяется
«КИТ».
Его очертания напоминают большой корабль как аллегорию школы. Воспитательная система нашей гимназии держится «на трех китах»:
Культура
как результат всей преобразовательной деятельности человека,
История
- изучение прошлого человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем,
Традиции


процесс передачи элементов социального и культурного наследия, передающегося из поколения к поколению в течение длительного времени. С начала существования школы были заложены традиции, которые существуют до н а с т о я щ е г о в р е м е н и . Наша гимназия имеет более чем 30-летнюю историю. Здесь бережно относятся к накопленному опыту, сложившимся традициям. 2011 год был объявлен Президентом РФ Годом космонавтики. Ко Дню российской космонавтики и 50-летию полета Человека в космос коллектив гимназии боролся за присвоение гимназии имени первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина. Присвоение учебным заведениям имен выдающихся россиян является эффективным способом повышения уровня патриотической работы. 1 Без памяти - нет истории, Без истории - нет культуры, Без культуры - нет духовности, Без духовности - нет воспитания, Без воспитания - нет Человека, Без Человека - нет Народа. В. А. Караковский.
Концепция воспитательной системы гимназии №14 выстроена с учетом ее специфических особенностей и возможностей, сложившихся традиций и новых веяний. В основу положен опыт многих мастеров педагогического труда советской и российской научных школ: Н.Е.Щурковой, Е.А.Кроповского, Караковского и др. Основные принципы, изложенные в концепции, соответствуют положениям Закона РФ «Об образовании», Национальной образовательной инициативы"Наша новая школа
"
, стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, ДКЦП "Развитие образования в Краснодарском крае" , ДКЦП "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, становление и укрепление семейных традиций в Краснодарском крае", ДКЦП «Патриотическое воспитание населения Краснодарского края».
2. Модель воспитательной системы гимназии «КИТ».
Созвездие КИТА объединяет множество звезд, как и направлений в воспитательной системе гимназии:  Гражданско-патриотическое  Духовно-нравственное  Спортивно-оздоровительное  Экологическое  Интеллектуальное  Творческое  Профессиональное  Трудовое  Эстетическое  Правовое Итогом работы воспитательной системы в школе должен быть "Выпускник". Каким он будет?
Модель выпускника гимназии.

Гражданин

и

патриот
своей Родины, вооруженный знаниями в области культуры и истории своей страны, города, гимназии.  Воспитанный на основе
нравственных традиций и

духовных идеалов
русского народа, гуманный и милосердный, дорожащий своей честью и достоинством. 
Здоровый,

физически-развитый,
обладающий волевыми качествами, негативно относящийся к употреблению наркотиков, алкогольных напитков и табакокурению.  Любящий свою
семью
, почитающий
родителей
, имеющий нравственные представления о браке, готовый к созданию собственной счастливой семьи. 
Интеллигентный
, неравнодушный ко всем жизненным проявлениям, с развитым чувством справедливости. 
Образованный
, наделенный глубокими и прочными знаниями по различным дисциплинам, способный к продолжению
образования
и самообразованию. 
Профессионально-ориентированный
, способный применить знания и навыки по выбранному направлению. 
Творческий
, стремящийся к созидательной деятельности, совершенствованию окружающего мира. 2
 Толерантный, уважающий мнение других людей, способный отстаивать свои и общественные интересы.  Владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта и
эстетическим

вкусом
, деловым
этикетом
. 
Трудолюбивый
, готовый к самореализации в различных видах деятельности. 
Законопослушный
, вооруженный правовыми знаниями и компетентностями; 
Бережливый

и

ответственный

по

отношению

к

природе
, усвоивший нормы экологической культуры человека.
3. Этапы реализации концепции:

1 этап (2013 – 2014 гг.)
1.Формирование новой концепции воспитательной системы гимназии на основе инновационных процессов. 2. Определение ключевых направлений воспитательной системы и планирование ее результатов.
2 этап (2014 – 2015 гг.)
1. Реализация гражданско-патриотического воспитания как приоритетного направления воспитательной системы гимназии. 2. Обновление организационных и управленческих процессов.
3 этап (2015-2016 гг.)
1. Развитие школьного самоуправления, волонтерского движения и традиций. 2. Реализация программ «Интеллект» и «Творчество».
4 этап (2017-2018 гг.)
1. Расширение и углубление связей гимназии, семьи, социального партнерства. 2. Создание модели (образа) выпускника.
5 этап (2018 – 2019 гг.)
1. Обобщение позитивного опыта реализации концепции воспитательной системы гимназии , ее эффективности. 2. Перспективы развития воспитательной работы в гимназии.
4. Воспитательная цель гимназии:
Формирование гражданственности и патриотизма на основе духовно-нравственного, физического и интеллектуального развитии личности. Конечная цель - личность, способная строить жизнь, достойную человека . Воспитание Человека в человеке.
Основными задачами воспитательной работы гимназии являются:
 Внедрение в действие воспитательной программы гимназии «КИТ». 3
 Формирование патриотизма, основанного на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре родного края, поддержание и укрепление традиций гимназии.  Формирование у школьников сознания активного гражданина, обладающего духовной культурой, способностью самостоятельно сделать нравственный выбор и нести личную ответственность за принятое решение.  Создание благоприятного нравственно – психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе.  Укрепление здоровья детей средствами физкультуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни.  Совершенствование методического мастерства классного руководителя, способного компетентно и с полной отдачей сил заниматься осуществлением воспитательной деятельности, эффективно решать вопросы воспитания школьников.  Активизация работы по самоуправлению в ученическом коллективе.  Поддержание и укрепление традиций гимназии.
5. Субъекты воспитательного процесса:
Педагогический коллектив гимназии всегда был увлечен поиском новых педагогических идей и путей их реализации. Творчески развивается модель организации воспитания, которая основывается на совместной деятельности ее субъектов:  администрации  учителей-предметников  классных руководителей  социальных педагогов  психологов  педагогов-организаторов  учащихся  родителей.
Взаимодействие субъектов воспитательного процесса строится на принципах:
 взаимоуважения  коллективизма  партнерства  сотрудничества  преемственности  заинтересованности  ответственности
6.Основные виды совместной деятельности детей и взрослых, способы их реализации:
Взаимодействие взрослых и детей разнообразно и охватывает все виды учебной и внеурочной деятельности.
1.Деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание.
4
 Работа по присвоению гимназии имени первого летчика-космонавта Ю. А. Гагарина.  Участие в проекте «Аллея российской славы».  Совместная разработка программ и планов патриотического воспитания учащихся гимназии.  Изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных полевых сборах и экскурсиях в воинскую часть, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.  Создание собственной символики и атрибутики, прошедших экспертизу Всероссийского геральдического общества.  Проведение конкурсов, состязаний, спортивных и военных игр патриотического содержания.  Разработка классных часов, внеклассных мероприятий по данной тематике.  Работа школьного музея при активной поддержке родителей и учащихся.  Совместная с советом старшеклассников, краеведческим музеем и школьной библиотекой разработка и проведение бесед, устных журналов, литературно- музыкальных вечеров, уроков мужества, встреч с ветеранами, выставок, викторин патриотической направленности.  Освещение работы в СМИ как местного, так и регионального уровней.  Работа школьного радиоканала «Орбита».  Проведение традиционных праздников: «Первый звонок», открытие бюста Ю.А. Гагарина, День образования Краснодарского края, День космонавтики, День рождения Ю. А. Гагарина, День защитника Отечества, Вахта Памяти, День Юного героя–антифашиста, День памяти жертв Беслана, День победы.  Создание электронной базы данных ветеранов войны и тружеников тыла.  Ежегодное участие в факельном шествии совместно с общественными организациями «Боевое братство» и воинов-интернационалистов в память о жертвах локальных войн.  Регулярное обновление странички школьного сайта по гражданскому и патриотическому воспитанию.  Организация шефской и тимуровской работы, проведение акций «Милосердие», «Ветеран», «История одной фотографии», «Здесь живет ветеран».  Совместные субботники по наведению порядка возле мемориала памяти жертвам афганской и чеченской войн.  Создание видеосюжетов «Альманах памяти», «Ветераны живут рядом с нами», мультимедийных презентаций к памятным дням воинской славы.  Работа школьного клуба «Мужество» и кружка «Юный стрелок» под руководством преподавателя-организатора ОБЖ.  Совместное с Учебным центром палубной авиации, казачьим кадетским корпусом проведение мероприятий военно-патриотической направленности.  Участие в конкурсе методических пособий педагогов на лучшую организацию внеурочной работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России». 5
 Проведение классных часов, передвижных выставок, уроков Мужества, пресс- конференций, экскурсий, акций, спортивных состязаний, митингов-реквиемов, конкурсов, олимпиад, семинаров-практикумов, научно-исследовательских и творческих работ на темы, связанные с героическим прошлым России.  Выпуск школьной газеты «Галактика»  Оформление стендов гражданско-патриотической направленности.  Активное участие в месячнике оборонно-массовой и гражданско-патриотической направленности, игре «Зарница», конкурсе инсценированной песни «Поют солдаты».  Организация экскурсий по местам боевой славы при поддержке родителей и педагогов.  Ежегодное вручение гагаринской медали «За волю к победе!»
2.

Деятельность, направленная на духовно-нравственное воспитание.
 Разработка планов духового воспитания учащихся гимназии.  Изучение основ религиозных культур и светской этики в 4-х классах.  Введение курса «История мировых религий» в гимназических классах историко- правовой направленности.  Кружки внеурочной деятельности для начальных классов в рамках ФГОС: «Истоки», «Этика: азбука добра», «Тропинка к своему Я».  Работа кабинета «Основы православной культуры».  Экскурсии по святым местам, участие в паломнических поездках.  Организация и проведение совместных праздников «Масленица», «Пасха в моей семье», «Рождество Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы», «День святых Петра и Февронии», «День славянской письменности и культуры, святых Кирилла и Мефодия».  Проведение творческих конкурсов, предметных олимпиад, викторин духовно- нравственного содержания.  Оформление выставочных экспозиций «Русь православная» и «Наше наследие».  Разработка серии классных часов по духовно-нравственному воспитанию: «Милосердие спасет мир», «Разговор о любви», «Нравственные основы любви и брака», «Мой идеал в жизни, «Научи свое сердце добру» и др.  Проведение акции «Подари книгу» с целью пополнения библиотечного фонда художественной литературой духовно-нравственного содержания.  Выпуск брошюр, буклетов, памяток для учащихся и родителей об основах нравственного воспитания.  Оформление рубрики духовного воспитания в школьной газете «Галактика».  Добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, оказание помощи нуждающимся.  Совместные с родителями презентации творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями. 6
 Представление опыта православной педагогической деятельности в ейской газете «Колокол православие».  Сотрудничество с молодежным отделом ейского благочиния, Свято-никольским кафедральным собором
3.Деятельность, направленная на спортивно-оздоровительное воспитание.
 Реализация 3 часа физической культуры с 1 по 11 класс в рамках учебных планов.  Работа кружков спортивной направленности в рамках внеурочной деятельности для 1-4-х классов (ФГОС): «Веселая карусель», «Уроки докторов Здоровья», «Я - пешеход и пассажир».  Участие всех субъектов в пропаганде здорового образа жизни через личный пример.  Разработка серии мероприятий «Наши рекорды к олимпиаде в Сочи»  Создание оптимальных условий для занятий физкультурой и спортом.  Ежедневное общешкольное проведение спортивной зарядки.  Проведение традиционного Дня Здоровья.  Деятельность волонтерского отряда «Новое поколение».  Просмотр и обсуждение фильмов, посвящённых разным формам оздоровления.  Разработка программ «Антинарко», «Школа - территория без курения».  Работа школьного спортивного клуба «Авангард».  Работа кабинета профилактики наркомании и табакокурения.  Размещение баннеров с информацией о здоровом образе жизни.  Работа медицинского и зубного кабинетов, реализация программы «Здоровье».  Создание семейных проектов и презентаций о ЗОЖ.  Работа спортивных секций различной направленности.  Проведение семейных эстафет, спортивных праздников, турпоходов, палаточных лагерей.  Составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха.
4. Деятельность, направленная на экологическое воспитание.
 Формирование на уроках «Окружающий мир», «Обществознание» экологически грамотного поведения в школе, дома, в природной и городской среде.  Работа кружков в рамках организации внеурочной деятельности «Юный зоолог».  Проведение краеведческой, поисковой, экологической работы в местных походах, экскурсиях и экспедициях.  Систематическое и целенаправленное наблюдение за состоянием окружающей среды (школы, дома).  Разработка и реализация учебно-исследовательских проектов данной тематики.  Работа профильных смен лагеря с дневным пребыванием «Экологические тропы».  Участие в экологических акциях «Чистый берег», «Чистый двор», «Птичья столовая», операции «Пластиковая бутылка».  Фотовыставка «Сохраним мир прекрасный».  Экскурсии по родному краю с посещением заповедников, музеев природы, эколого- биологических центров: ст. Ясенская, г. Геленджик, Лаго-Наки, Ханское озеро, г. Горячий ключ.  Экологические экспедиции в республику Удмуртия, Пермский край.
5. Деятельность, направленная на интеллектуальное воспитание.
7
 Реализация общеинтеллектуального направления в рамках внеурочной деятельности (ФГОС) через деятельность кружков: «Мыслитель», «Искусство слова», «Хочу все знать».  Работа НОУ «Альтаир» и Малой академии наук.  Посвящение пятиклассников в гимназисты.  Ежегодная Ассамблея победителей олимпиад и отличников учебы, присуждение звания Почетный гимназист и определение состава Золотой дюжины.  Формирование положительной мотивации к обучению через систему поощрений.  Разработка программы «Одаренные дети»  Оформление информационных стендов «Гордость гимназии», «Победители олимпиад и конкурсов», «Золотая дюжина гимназии», экспозиция кубков и наград.  Освещение всех достижений гимназии на школьной радиоволне.  Совместные поездки учителей, учащихся и родителей на краевые, всероссийские и международные олимпиады, конкурсы.  Создание системы платных дополнительных образовательных услуг.  Работа интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»  Проведение рейтингов успеваемости по четвертям и полугодиям.  Проведение акции «Пятерка для мамы», «Мы можем без двоек».  Работа библиотечного клуба «Библиоград», «Интеллектуал».  Участие в конкурсе журналистов «Проба пера», юных чтецов «Дебют».  Подборка статей о достижениях гимназии в СМИ.  Проведение предметных олимпиад, «Недели славянской письменности и культуры».
6. Деятельность, направленная на творческое воспитание.
 Развитие навыков художественно-творческой деятельности на уроках ИЗО, технологии.  Организация работы кружков в рамках внеурочной деятельности (ФГОС): «Мастерилка», «Фантазия».  Работа кружка декоративно-прикладного творчества для 5-6-х классов «Рукодельница».  Работа танцевального кружка «Кадриль»  Выставка творческих работ «Галерея», фотовыставка, экспозиция поделок.  Конкурс авторских стихов и песен ко Дню матери, Дню защитника Отечества.  Конкурс Новогодних Елок и игрушек.  Создание школьного вокально-инструментального ансамбля «Пилот».  Участие в школьном смотре художественной самодеятельности и районном конкурсе «Разноцветный мир детства».  Деятельность детского хора «Радуга», вокального ансамбля «Фиеста».  Работа школьной театральной студии «Овация» и «Школы ведущего».
7. Деятельность, направленная на профессиональное воспитание.
 Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения: социально- экономической, филологической и историко-правовой направленности.  Введение элективных курсов по профориентации «Технология перевода грамматических конструкций английского языка», «Практическое обществознание», «Право».  Проведение Дня открытых дверей.  Встречи с людьми интересных профессий.  Информационные стенды по профориентации «Многообразие мира профессий», советы психолога «Секреты выбора профессии».  Проведение тестирования по профориентации.  Участие в конкурсе «Фестиваль профессий».  Семейные проекты, презентации «Профессия моих родителей». 8
 Участие в экскурсиях на муниципальные и частные предприятия, учреждения, в ходе которых происходит знакомство с различными профессиями.  Организация встреч и бесед с выпускниками гимназии, показавших достойные примеры профессионального мастерства.
8 .Деятельность, направленная на трудовое воспитание.
 Привитие навыков трудовой деятельности на уроках технологии в 1-11 классах.  Организация дежурства по школе и генеральных уборок закрепленных кабинетов.  Трудовые десанты, субботники.  Проведение акции «Поможем Федориному горю».  Работа на пришкольном участке на закрепленной территории во время летних каникул.  Временное трудоустройство несовершеннолетних через Центр занятости населения Ейского района и КЦСОМ.  Организация фотоконкурса «Я помогаю маме», «Делу время, потехе - час», «Дело мастера боится».
9. Деятельность, направленная на эстетическое воспитание.
 Введение предмета «Искусство» - эстетического цикла, входящего в учебный план 8,9-х классов.  Занятия в рамках внеурочной деятельности (ФГОС): вокальный кружок «Кубанский фольклор», изостудия «Юный художник», кружок «Школа танца».  Экскурсии в музеи, художественные солоны, посещение театра.  Разработка Положения о внешнем виде учащихся гимназии.  Создание современного школьного интерьера.  Благоустройство школьного двора в единой композиционной концепции.  Озеленение рекреаций, холлов, кабинетов.
10. Деятельность, направленная на правовое воспитание.
 Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.  Реализация предмета «Право» в классах историко-правовой направленности.  Изучение Конституции, Конвенции о правах ребенка на уроках обществознания.  Введение предметного элективного курса «Право».  Оформление информационных стендов «Любить и беречь», «Я и Закон».  Правовой брифинг «Имею право» для учащихся 5-11 классов.  Проведение цикла классных часов на тему «Мои права и обязанности».  Проведение Недели правовых знаний.  Выборы лидеров классного и школьного самоуправления.  Организация рейдовых дежурств по реализации Закона КК №1539 с привлечением педагогов и родителей.
7. Взаимодействие с

социумом.
Миссия школы заключается не только в формировании личности, но и ее социализации. Для решения этой задачи возникает необходимость в социальном партнерстве, которое предполагает совместную деятельность на взаимовыгодных условиях. Мы систематизировали потенциальных партнеров гимназии. Разработали договорную документацию о взаимовыгодном сотрудничестве с конкретными учреждениями . Включили мероприятия взаимодействия в общий план воспитательной работы. 9
Важнейшим социальным партнером гимназии является
семья
. По словами О. Бальзака «Семья будет всегда основой общества». Чтобы сотрудничество было эффективным, необходимо сформировать доверие. Для этого мы: 1.Выбираем актив, разрабатываем стратегию и тактику образовательного процесса. 2. Тщательно готовим общешкольные родительские собрания. Привлекаем родителей к классным и общешкольным мероприятиям. 3. Проводим мероприятия по благоустройству гимназии. 4.Вместе делим успех.
Дополнительное образование.
Гимназия располагает хорошей материально-технической базой, что позволяет нам открывать множество школьных секций, кружков, студий, а также предоставлять возможность для работы учреждений дополнительного образования. На протяжении ряда лет гимназия сотрудничает с ЭБЦ, ДЮСШ, ДДТ, СЮТ, ДЮЦ. Данные подразделения включает в себя следующие направления внеурочной деятельно сти: ф и з к ул ьту р н о - с п о рт и в н о е , культурологическое, эколого-биологическое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое. В основе организации дополнительного образования заложен принцип преемственности и интеграции образовательных программ основного и дополнительного образования детей. Система дополнительного образования позволяет организовать вторую половину дня, осуществить преемственность урочной и внеурочной деятельности, включить в процесс образования всех желающих. За три года наблюдается положительная динамика вовлечения учащихся в кружки и секции дополнительного образования.
Взаимодействие с Ейским благочинием
Необходимость взаимодействия гимназии с Церковью как важным социальным институтом продиктовано общими целями духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Хочется отметить большую заинтересованность и готовность священнослужителей Ейского благочиния к сотрудничеству. Разработан план совместной деятельности. Классные руководители часто приглашают священнослужителей на классные часы и родительские собрания. Традиционно их присутствие на праздниках «Первый звонок», «Годовщина открытия бюста Гагарина», День Победы, День матери и др. Разработана серия тематических мероприятий с учетом пожеланий родителей и детей. Большую воспитательную силу оказывают беседы со старшеклассниками. По желанию ребята посещают молебны перед учением, воскресные и праздничные службы, совершают таинство причастия и исповедания. Совместно с благочинием организовываются поездки по святым местам. Учителя кубановедения и мировых религий делятся опытом работы на страницах газеты «Колокол православия», где публикуют материалы, отражающие опыт православной педагогической деятельности. 10

Взаимодействие

с

общественными,

профессиональными,

культурно-просветительскими

учреждениями.
№ п/п Социальный партнер Вид взаимодействия 1 Общественная организация в е т е р а н о в « Б о е в о е братство». Ф а ке л ь н ы е ш е с т в и я , м и т и н г и - р е к в и е м ы , тематические встречи. 2 Патриотический благотворительный фонд «Ратное дело» и проект «Аллея славы» Работа по присвоению имени Гагарина. Разработка школьной символики. Установка бюста Ю. А. Гагарина. 3 Районный Совет ветеранов Формирование банка данных о в е т е р а н а х , проживающих на закрепленной за гимназией территории. Организация встреч с ветеранами ВОВ. 4 Детская поликлиника Беседы, санбюллетени, диспансеризация. 5 ОПДН ОВД по Ейскому району Приглашение инспекторов на заседания штаба воспитательной работы, проведение тематических лекций, организация индивидуальных бесед с учащимися. 6 Наркодиспансер Ейского района Профилактические и просветительские беседы, лекции. 8. Управление ГО ЧС Проведение тренировочных эвакуаций, семинаров, лекций и круглых столов. 9. Управление по делам молодежи Форум молодежного актива «Регион-93», акции антинаркотической направленности, гуманитарные акции, военно-спортивная игра «Вьюга», интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» 11. Торгово–промышленная палата. Б е с е д ы « О с н о в ы п р е д п р и н и м а т е л ь с к о й деятельности», «Как открыть свое дело», «Как 11
правильно составить бизнесплан». 12. Ейский педагогиче ский колледж. Профессиональная ориентация. 13. Е й с к и й м о р с к о й рыбопромышленный техникум. Профессиональная ориентация. 14. Е й с к и й т е х н и к у м механизации с е л ь с ко го хозяйства. Профессиональная ориентация.
8. Управление образовательным учреждением как воспитательной системой:
Управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления. Учебно- воспитательный процесс в гимназии координирует администрация в лице директора и его заместителей. Задача администрации заключается в обеспечении оптимизации учебного процесса, организации контроля деятельности всех участников образовательного процесса.
Модель управления

Администрация

Управляющий

совет

Штаб

воспитательной

работы

Ученическое

самоуправление

Родительский

комитет
Координирует учебно- воспитательный процесс в гимназии Контролирует деятельность всех участников учебно- воспитательного процесса Участвует в определении приоритетных направлений деятельности гимназии Планирует и организует воспитательную работу гимназии Участвует в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно- воспитательного процесса Содействует обеспечению оптимальных условий для организации воспитательного процесса
Школьное ученическое самоуправление
Особое место в системе управления образовательным учреждением занимает 12
Школьное ученическое самоуправление (ШУС). Такая форма воспитательной работы уникальная по своей сути. Именно она позволяет не просто социализироваться подростку, но и обучает формам государственно-политического управления. В режиме самоуправления создаются условия для развития и проявления не только лидерских качеств. Появляется возможность раскрыть любые свои способности и таланты. «Самоуправление» является формой стабилизации и оптимизации учебного процесса. Это сложный механизм отношений, который требует длительного времени для развития и становления. Совершенствование системы школьного самоуправления является одной из приоритетных задач гимназии. ШУС существует с 2009 года. В течение этого периода, вплоть до настоящего времени, формировалась база опыта и достижений, которая позволяет сегодня более эффективно вести работу в этом направлении, придавать ей системный характер. Постепенно растет интерес школьников к данной деятельности. Школьное самоуправление пользуется авторитетом не только среди сверстников, но среди учительского коллектива. Школьное самоуправление в гимназии представлено «Школьной Республикой», главой которой является президент. Исполнительная власть принадлежит министерствам. На должность президента выдвигаются кандидаты от 8-11 классов. Выборы проходят путем тайного прямого голосования на основе демократических принципов. Участие в выборах способствует правовому воспитанию старших школьников. ПРЕЗИДЕНТ представляет интересы школьного правительства в отношениях с другими субъектами воспитательного процесса, контролирует деятельность министерств, отчитывается перед школьным Советом о деятельности школьного правительства. МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ осуществляет контроль успеваемости учащихся и освещает результаты учебной деятельности в газете «Галактика». Принимает активное участие в организации серии интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» МИНИСТР КУЛЬТУРЫ занимается организацией и проведением общешкольных мероприятий для средних и старших классов, освещает результаты работы в газете «Галактика» и радиоканале «Орбита». МИНИСТР СПОРТА занимается организацией и проведением общешкольных спортивных мероприятий, принимает участие в подборе и подготовке игроков для районных спортивных соревнований. Освещает спортивные достижения гимназии в школьной газете «Галактика» и радиоканале «Орбита». МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ контролирует дежурство по школе. Работает над выявлением нарушителей порядка в школе. МИНИСТР СВЯЗИ создает репортажи со школьных мероприятий, освещая события в школьной газете «Галактика» и радиоканале «Орбита». МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ контролирует санитарное состояние школьных учебных кабинетов, организует участие гимназистов в рейдовых группах против курения. В течение учебного года ШУС инициирует проведение мероприятий, направленных на военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подростков. Разнообразны формы их проведения: акции, политические брифинги, устные журналы, круглые столы. В мероприятиях участвуют специалисты ОМВД, социально-психологической службы, центра занятости населения, управления молодежной политики. Особое внимание уделяется мероприятиям, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся. Цикл мероприятий включает в себя тематические классные часы, совместно с сотрудниками наркодиспансера «Я выбираю здоровье». Регулярно проводятся физзарядки и спортивные соревнования в каждом классе. По инициативе школьного Совета акция «Жить так здорово!» Акция включала в себя: соцопрос, информационную кампанию «Жизнь без наркотиков», распространение стильных браслетов «Я за здоровый образ жизни», проведение 13
общешкольной зарядки «Здоровье прежде всего!» и организацию флеш-моба для учащихся начальной школы. В рамках Всемирного дня борьбы с наркоманией и наркобизнесом традиционно организовываются молодежные творческие акции «Улица здоровья!» В рамках всемирного Дня здоровья членами ученического самоуправления были организованы спортивные мероприятия в младшем и среднем звене. Особое внимание уделяется благотворительным волонтерским акциям: «Спешите делать добро!», «Дети – детям», которые включают в себя сбор детских книг, дисков с мультфильмами для детей-инвалидов специализированных школ. Помимо этого, регулярно проводятся интеллектуальные мероприятия, конкурсы, турниры. Министром образования организовываются серии игр «Что? Где? Когда?». За время существования школьного самоуправления проделана большая работа по созданию в гимназии благоприятной атмосферы для реализации творческого потенциала, выявления и поддержки молодых талантов, укрепления отношений: ученик - школьная республика – учитель.
Управляющий совет.


С целью обеспечения общественного характера управления в гимназии функционирует
Управляющий совет -
коллегиальный орган, в состав которого входят учителя, представители администрации, родители и учащиеся. В компетенцию Совета входит определение приоритетных направлений деятельности гимназии. Совет рассматривает вопросы, требующие коллегиальности и общественного характера. Администрация отчитывается перед Советом о подготовке гимназии к новому учебному году, о планировании расходов бюджетных и внебюджетных средств, о поощрении учителей и учащихся и многое другое. Управляющий совет участвует в формировании заявки на приобретение нового оборудования в рамках модернизации системы образования, согласовывает основную образовательную программу, режим работы гимназии, годовой учебный план. Совет принимает активное участие в рассмотрении таких важных вопросов как организация охраны гимназии, введение единой школьной формы, организация льготного питания.
9.Планирование процесса воспитания.
Планирование способствует систематизации и целенаправленной организации воспитательной деятельности учреждения. Разрабатывая план, мы определяем четкие цели ожидаемого результата и способы их достижения. Руководствуемся принципом «Пусть меньше, да лучше». Средства достижения выбираем исходя их кадровых и материальных возможностей . Проводим тщательный анализ педагогической работы за прошедший учебный год. В гимназии разрабатываются три вида плана: перспективный (Программа развития «Школа–территория успеха», концепция воспитательной системы «КИТ»), годовой (план воспитательной работы, план ВШК, план совещаний при директоре, план ШВР) и текущий (на день, на неделю, на четверть). Важно отработать систему контроля выполнения мероприятий и определить способ подведения итогов.
Контроль процесса воспитания.
Эффективность и своевременность выполнения мероприятий отслеживается с помощью плана ВШК. Объектом контроля может быть сам воспитательный процесс, конкретный класс, ученик, учитель, классный руководитель, документация. Формы контроля могут быть разнообразные, в зависимости от целей: персональный, фронтальный, тематический, классно- 14
обобщающий, вводный и т. д. По итогам посещения мероприятий урочной и внеурочной деятельности курирующий завуч оформляет аналитическую справку, после чего директор издает приказ о результатах контроля. Итоги контроля обсуждаются на производственных совещаниях, совещаниях при директоре, педсоветах.
10. Организация работы педагогических кадров.
Главная цель в организации работы педагогических кадров заключается в формировании единых требований, целей и задач. Разработаны должностные инструкции классных руководителей, составлено расписание внеурочной деятельности, график прохождения аттестации и повышения квалификации. Методическая служба разрабатывает единую методическую тему воспитания, планы работы и способы их реализации. Методическое объединение классных руководителей координирует деятельность педагогов. Каждый классный руководитель работает над темой по самообразованию. Функционирует методический кабинет, в котором сформирована база разработок классных часов, тематических мероприятий; представлен обобщенный опыт лучших педагогов. Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет. Тематика педсоветов отражает актуальные для гимназии задачи воспитания. Традиционно учителя принимают участие в профессиональных конкурсах «Самый классный классный», «Нравственный подвиг учителя», проводят мастер-классы и открытые мероприятия для педагогов других учреждений. Мы представляли опыт воспитательной работы гимназии перед делегацией директоров школ г.Сочи и получили высокую оценку. На базе гимназии проводятся районные методические семинары, круглые столы, конференции, профессиональные конкурсы.
11. Сопровождение воспитательного процесса.
Психологическое сопровождение. В гимназии работают 2 психолога. Это позволяет расширить воспитательные возможности, создавать благоприятный психологический микроклимат. Каждый знает, где находится кабинет психолога и что за его дверью царит добро и понимание. Учащиеся с доверием относятся к психологической службе. Это позволяет безболезненно проводить раннюю профилактику и своевременную коррекцию недостатков и отклонений в психическом, психофизическом и личностном развитии детей. Психолог оказывает действенную помощь в организации индивидуальной и групповой работы. С помощью современных методик выявляет уровень тревожности детей, адаптации в школе, мотивации и готовности к обучению. Целенаправленно ведется работа с детьми, требующими психологической помощи. Родители получают квалифицированную помощь в вопросах воспитания детей и подростков. Информационное сопровождение занимает особое место в организации воспитательного процесса.  Имея современную систему звукового оповещения, мы смогли реализовать давнюю мечту
-

школьный радиоканал «Орбита».
Каждый понедельник, тишину в коридорах и классах гимназии нарушает громогласное пожелание: «Доброе утро! Говорит школьное радио! На нашем канале самые правдивые новости». Вот уже около трех лет учебная неделя начинается с обзора новостей ведущими и корреспондентами, работу которых возглавляет опытный педагог-организатор. Из динамиков звучат всем знакомые голоса: опытные ведущие демонстрируют пример мастерства для начинающих. Передачи школьного радио идут только в прямом эфире, поэтому ведущие должны работать безошибочно. Их подготовке уделяется много внимания в «Школе ведущих», где руководителем проводятся занятия по сценической речи и актерскому мастерству. В студию часто приглашаются гости, чтобы ответить на злободневные вопросы: директор, завучи, зав. библиотекой, учителя-предметники и даже родители.  Деятельность гимназии освещает
школьная газета «Галактика».
15
Газета «Галактика» - это летопись школьной жизни, площадка для литературного творчества. В её создании принимают участие ученики, учителя и родители. Она способствует развитию гражданской активности и творческих способностей, расширению кругозора учащихся, обогащению их жизненного опыта, формированию специальных корреспондентских навыков. Основные рубрики газеты: «Классные новости», «Проба пера», «Письмо в газету», «Позитив и негатив», «Радуга» (газета в газете для младших школьников), «Смайлики».  Сегодня трудно представить деятельность любого образовательного учреждения без своего сайта.
Сайт
гимназии отличает оригинальность в оформлении и содержании. Материально-техническое сопровождение. Укрепление и развитие материально-технической базы является одним из основных условий успешного осуществления учебно-воспитательного процесса. Главной целью является создание комфортных и безопасных условий для всех участников образовательного процесса. Ежегодно мы формируем перечень первоочередных задач: капитальный или текущий ремонт, приобретение учебного и технологического оборудования, спортивного инвентаря, пополнение фонда школьной библиотеки. Планируем распределение выделяемых бюджетных и внебюджетных средств. Стремимся войти в федеральные и краевые программы. Обязательно выносим вопросы на обсуждение родительской общественности. За пять лет совместными усилиями нам удалось совершить настоящий прорыв во всех начинаниях. Сегодня не узнать облика гимназии. Многое сделано на средства родительских пожертвований и спонсорской помощи частных лиц и организаций. Хорошую прибыль приносят организованные платные дополнительные образовательные услуги. Вся наша деятельность направлена на поддержание имиджа гимназии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение комфортных и безопасных условий для ее главных обитателей – детей.
12. Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов
Любая деятельность должна быть мотивирована. Это придаёт смысл работе педагога, удовлетворяет его материальные и социальные потребности, повышает качество работы, результативность. Для руководителя важно поддерживать мотивацию педагогов, используя при этом различные механизмы.  Для удовлетворения материальных потребностей разработаны критерии оценивания деятельности педагогов, которые учитываются при распределении фонда стимулирующих доплат. За высокие профессиональные достижения предусмотрено денежное вознаграждение в виде премий. Администрация ходатайствует перед профсоюзным комитетом о выделении путевок в санатории и дома отдыха для педагогов.  Для удовлетворения социальных потребностей администрация ходатайствует перед управлением образования о представлении лучших педагогов к награждению грамотами, присвоении почетных званий, занесении в Золотую книгу Ейского района. Работа педагогов освещается в местных СМИ, краевых печатных изданиях. В трудовые книжки педагогов заносятся записи благодарностей. Повышению мотивации педагогов также способствует соблюдение норм этики в общении со стороны администрации, справедливая оценка достижений каждого.
13. Критерии оценки эффективности и результативности воспитательной

деятельности гимназии.
№ п/п Критерий Показатели достижения критерия Способ отслеживания 16
1. Социальный статус и конкурентоспособность гимназии.  Уровень удовлетворенности родителей результатами социально - педагогических процессов в гимназии.  Положение гимназии в ежегодном рейтинге образовательных учреждений Ейского района.  Отношение к гимназии микросоциума.  Особые отличия, оригинальность воспитательной системы. Анкетирование Рейтинг Изучение общественного мнения. Самоанализ 2. Общее использование кадровых ресурсов  Укомплектованность высококвалифицированными кадрами в соответствии с задачами воспитательной системы.  Владение и применение инновационных методик воспитания. Мониторинг повышения квалификации педагогических кадров Конкурсное движение, обобщение опыта 3. Уровень воспитанности обучающихся  Положительная динамика уровня воспитанности обучающихся гимназии.  Здоровый психологический климат в каждом классном коллективе и в целом в гимназии.  Наличие правонарушений, детей учетных категорий Диагностика Диагностика Мониторинг 4. Личностное развитие.  Сформированность ценностных ориентаций. Диагностика 5. Социализация выпускников  Профориентация выпускников в соответствии с профилями гимназии.  Количество поступивших выпускников на бюджетные отделения в СУЗы и ВУЗы.  Трудоустройство по специальности. Анализ Мониторинг 6. Совершенствование материально- технической базы  Эффективность работы платных дополнительных образовательных услуг  Подготовка гимназии к новому учебному году. Фонд внебюджетных средств Конкурс «Самая красивая школа»
14. Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Педагогический поиск \ Сост. И.Н Баженова. – М.: П24 Педагогика, 1987.-544с. 2. Педагогика наших дней \ Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова \Сост. В.П. Бедерханова. Краснодар: Кн. Изд-во, 1989. – 416с. Ил 3. Караковский В.А. Воспитай гражданина: (Записки директора школы). – М.: Моск. Рабочий, 1987.-144с. 17
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя \ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд.-М.: Просвещение. 2013.-223с. – (Стандарты второго поколения). 5. Журнал «Спутник классного руководителя» № 3, 2013г. стр.4-13 6. Журнал «Спутник классного руководителя» №5, 2012г. стр. 4-13 7. Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе №6. 2011г. стр. 13-18 8. Журнал «Воспитание школьников» №5, 2013г. стр.3-9 9. Журнал «Воспитание школьников» №1, 2013г. стр. 3-8 10. Журнал «Воспитание школьников» №2, 2012г. стр. 10-18, 20-27 11. Журнал «Вестник образования России» - октябрь 2013г. стр. 65-72 12. Журнал «Воспитание школьников» №9, 2012г. стр. 3-9 13. Журнал «Воспитание школьников» №1, 2012г. стр.3-11 14. Журнал «Воспитание школьников» №7, 2012г. стр.3-24 15. Журнал «Воспитание школьников» №4, 2013г. стр.68-70 16. Журнал «Воспитание школьников» №3, 2013г. стр.15-20. . 18


В раздел образования