Напоминание

"В стране музыкальных инструментов"


Автор: Иванова Людмила Борисовна
Должность: преподаватель по классу домра
Учебное заведение: МБУ ДО "Жостовская СДШИ"
Населённый пункт: Московская область, Мытищинский район, пос. Клязьминское водохранилище
Наименование материала: сценарий Лекции-концерта
Тема: "В стране музыкальных инструментов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий

Лекция-концерт

«В стране

музыкальных

инструментов»

Автор: Иванова Людмила Борисовна

преподаватель по классу домра

МБУ ДО «Жостовская СДШИ»

27 апреля 2017

Сценарий лекции-концерта

«В стране музыкальных инструментов»

Ведущая - Иванова Людмила Борисовна

Добрый день, дорогие друзья!

Мы

сегодня

совершим

с

вами

небольшое

путешествие

в

Страну

музыкальных инструментов.

Давайте попробуем отгадать загадку:

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло все: играет…. скрипка

Первый инструмент, с которым мы с вами познакомимся – это скрипка.

В симфоническом оркестре скрипку зовут Царицей. Несмотря на хрупкость и

изящество формы, в скрипке кроются огромные возможности и неожиданная

сила. Выразительность, теплота и нежность ее тембра, певучесть звучания, а

также огромные исполнительские возможности по праву дают ей ведущее

положение, как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике.

1.

Вариации на темы русских народных песен

исп. уч-ся 1 класса Кальник Алина (скрипка),

преподаватель Гришина Юлия Анатольевна,

концертмейстер Зеленер Анна Марковна

Если двое музыкантов инструменты в руки взяли

И всем зрителям на радость вдвоём спели, иль сыграли,

Так вот спели, иль сыграли, что доволен целый свет,

И такое выступленье называется… дуэт

2.

Детская песенка «Пастушок»

исп. уч-ся 1 класса Кальник Алина (скрипка)

и Афанасьев Мирон (балалайка),

преподаватели Гришина Юлия Анатольевна,

Иванова Людмила Борисовна,

концертмейстер Зеленер Анна Марковна

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит!

А всего-то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка,

Это наша…. балалайка.

Балалайка известна на Руси уже не одну сотню лет. Знакомая картина:

деревенская завалинка, парни и девушки поют и пляшут под балалайку.

Поначалу

балалайку

делали

простые

люди:

быстренько

собьют

из

досочек

и

готово!

Большую

роль

в

развитие

балалайки

внес

скрипач

и

композитор Василий Васильевич Андреев. Путешествуя по своему имению

молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего

дворового Антипа. Его поразила особенность звучания этого инструмента. И

решил

Василий

Васильевич

сделать

из

балалайки

наипопулярнейший

инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть и заметил, что

инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать

балалайку. По его чертежам скрипичный мастер Иванов изготовил балалайку.

Василий

Васильевич

Андреев

задумывал

нечто

большее,

чем

создание

усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в

народ

и

распространить.

Теперь

всем

солдатам,

проходящим

службу

выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с

собой. Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала

одним

из

самых

популярных

инструментов.

В

истории

балалайки

были

взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев

является олицетворением русской культуры.

3.

р.н.п. «Как под горкой. Под горой»

исп. Афанасьев Мирон (балалайка),

преподаватель Иванова Людмила Борисовна,

концертмейстер Юрьева Лариса Васильевна

4.

Детская песенка «Котик»

исп. Афанасьев Мирон (балалайка),

преподаватель Иванова Людмила Борисовна,

концертмейстер Юрьева Лариса Васильевна

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент…домра

Домру, пожалуй, можно считать «исконно русской» даже в большей

степени,

чем

балалайку.

В

Средние

века

домра

уже

была

широко

распространена

на

Руси,

будучи

любимым

инструментом

скоморохов.

Причём

домрачеи

(так

назывались

в

те

времена

исполнители

на

домре)

пользовались успехом не только в народе: в XVI веке при царском дворе

существовала так называемая «Потешная палата» – своего рода придворный

оркестр, куда входили в том числе и домрачеи. В XVII веке история русской

домры трагически обрывается: в 1648 г. царь Алексей Михайлович издал указ

об истреблении скоморохов. У скоморохов отбирали и сжигали инструменты.

Так русская домра была уничтожена – казалось, навсегда…

Но в 1896 г. один из сподвижников В. Андреева находит в Вятской

губернии

на

чердаке

старого

дома

неизвестный

инструмент

с

овальным

корпусом.

На

основании

изображений

в

древнерусских

источниках

был

сделан вывод, что это и была русская домра. Как удалось этому экземпляру

уцелеть и сохраниться до конца XIX века – так и осталось тайной, но так или

иначе, с этого момента домра – как спящая красавица – возвращается к

жизни. Сегодня домра звучит и как сольный инструмент, и в ансамблях, в

оркестрах, а также со сцен театральных залов. Звучание домры открывает для

всех нас чудесный мир музыки.

5.

Д. Уотт Песенка из мультфильма «Три поросенка»

исп. уч-ся 2 класса Сутягина Александра (домра),

преподаватель Иванова Людмила Борисовна,

концертмейстер Юрьева Лариса Васильевна

6.

С. Майкапар «Росинки»

исп. уч-ся 2 класса Сутягина Александра (домра),

преподаватель Иванова Людмила Борисовна,

концертмейстер Юрьева Лариса Васильевна

7.

Т. Попатенко «Частушка»

исп. уч-ся 2 класса Сутягина Александра (домра),

преподаватель Иванова Людмила Борисовна,

концертмейстер Юрьева Лариса Васильевна

Пел с дущою, молодец!

Будешь знатный ты…. певец

На протяжении всей истории человечества, люди создали множество

музыкальных инструментов. На звание старейшего из них претендуют и

барабан, и пастуший рожок, но самым главным, самым первым и, кстати,

самым

совершенным

музыкальным

инструментом,

является человеческий

голос. Голос – это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку

самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при

разговоре, пении, шепоте).

8.

Г. Пятигорский, сл. В. Лунина «Что хочется лошадке?»

исп. уч-ся 2 класса Шувалова Таня (вокал),

преподаватель Заворина Елена Ивановна,

концертмейстер Зеленер Анна Марковна

Он по виду брат баяну,

Где веселье - там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком.... аккордеон

Аккордеон

-

это

клавишно-духовой

музыкальный

инструмент,

имеющий

две

клавиатуры:

кнопочную

-

для

левой

руки,

клавишную,

фортепианного типа, - для правой. Свое имя аккордеон получил в 1829 году,

когда в Вене мастер Кирилл Демиан изготовил вместе с сыновьями Гвидо и

Карлом гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке и назвал ее

«аккордеон» (по-французски accordeon означает «ручная гармоника»). Он тут

же подал заявку на инструмент и получил патент на свое изобретение (6 мая

1829 г.) и исключительные права на производство аккордеонов. Именно с

этого

времени,

все

гармоники,

имевшие

аккордовый

аккомпанемент,

во

многих странах стали называться аккордеонами. Одним из самых больших

достоинств

аккордеона

является

возможность

исполнять

на

нем

многоголосные

произведения.

Богатство

технических

приемов,

выразительных возможностей позволяет исполнить на аккордеоне музыку

для фортепиано, скрипки, гитары и даже оркестра.

9.

М. Блантер «Катюша»

исп. уч-ся 2 класса Пигельцев Иван (аккордеон),

преподаватель Алтунина Надежда Павловна

10.

Латышская полька

исп. уч-ся 2 класса Пигельцев Иван (аккордеон),

преподаватель Алтунина Надежда Павловна

Вот

и

подошло

к

концу

наше

небольшое

путешествие

в

страну

музыкальных

инструментов.

Мы

с

вами

познакомились

с

пятью

инструментами (скрипкой, балалайкой, домрой, аккордеоном и человеческим

голосом).

Надеемся

встретиться

с

вами

еще

и

продолжить

наше

увлекательное путешествие.



В раздел образования