Автор: Чубукова Екатерина Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад 287
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Заучивание стихотворений как средство формирования образной речи у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
ЗАУЧИВАНИЕ
СТИХОТВОРЕНИЙ
КАК
СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ
ОБРАЗНОЙ
РЕЧИ
У
ДОШКОЛЬНИКОВ
Исполнитель Чубукова Екатерина Валериевна
Волгоград 2017
План:
Введение
1
Теоретическая
часть
1.1.Значение
заучивания
стихотворения
в
речевом
и
умственном
развитии детей дошкольного возраста.
1.2.Особенности
восприятия
содержания
и
формы
поэтического
произведения детьми.
1.3.Требования к отбору произведений для заучивания и задачи работы
с поэтическим произведением.
1
1.4.
Приемы
работы,
способствующие
лучшему
восприятию,
запоминанию и выразительному воспроизведению стихотворений.
1.5.
Методика
проведения
работы
по
заучиванию
стихотворений
в
различных возрастных группах.
1.6.Понятие образной речи и ее характеристики.
1.7.
Анализ
передового
педагогического
опыта
по
теме
курсовой
работы.
Практическая часть.
2.1. Диагностика.
2.2. Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.
Приложение.
Литература
Введение
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих
перед
педагогами,
является
ознакомление
детей
с
художественной
литературой,
разными
ее
жанрами.
Поэзия,
как
один
из
жанров
литературы, является источником и средством обогащения образной
речи,
развития
поэтического
слуха,
эстетических
и
нравственных
понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному
слову. Поэзия расширяет представления об окружающем,
развивает
умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм
родного
языка.
Поэтические
произведения
вызывают
у
детей
эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям
2
улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи
формирования
звуковой
культуры
речи:
помогает
овладению
средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила
голоса,
интонация),
способствует
выработке
четкой
дикции.
Для
мелодики
заучивания
стихов
существенно
знание
особенностей
восприятия
и
запоминания
стихов
детьми.
Облегчает
восприятие
поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и
игре
с
ними,
к
повтору,
особая
чувствительность
к
рифме.
Роль
художественной
литературы
во
всестороннем
воспитании
детей
раскрывается
в
работах
Е.А.
Флериной,
М.М.
Кониной,
Н.С.
Карпинской.
Особенности
восприятия
художественной
литературы
дошкольниками
в
работах
А.В.
Запорожца,
Е.А.
Флериной,
Т.А.
Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович.
В работах педагогов
рассматриваются разные стороны методики художественного чтения;
методика
ознакомления
с
поэзией
и
заучивания
стихов
и
басен
(Л.Я. Панкратова), влияние иллюстрации на понимание литературного
произведения
(Т.А.
Репина).
Важным
качеством
речи
является
выразительность. Линии развития выразительной речи рассмотрены
С.Л. Рубинштейном. Педагогический аспект этой проблемы освещен
Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрасте дети
способны
улавливать
и
воспроизводить
элементы
выразительных
средств.
Она прослеживает этапы этой деятельности и условия ее
формирования. Литературное произведение выступает перед ребенком
в
единстве
содержания
и
художественной
формы.
Восприятие
литературного произведения будет полноценным только при условии,
если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить
внимание
детей
не
только
на
содержание,
но
и
на
выразительные
средства
языка
–
сказки,
рассказа,
стихотворения
и
других
произведений художественной литературы.
3
Дошкольников
знакомят
с
разными
жанрами
литературных
произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным
языком; их вводят в мир природы и взаимоотношениям людей. Дети
дошкольного
возраста
способны
воспринимать
композицию
произведения,
развитие
сюжетной
линии,
динамику
событий,
взаимоотношение
героев,
разнообразные
средства
художественной
выразительности.
Развитие
образности
как
важной
характеристики
связной
речи
С.Л.
Рубинштейн
считал
необходимым
условием
для
построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал о том,
что
как
не
существенна
для
речи
связанность
ее
построения,
« проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и
точности); она включает и проблему образности, … так как образ,
выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы,
вводит
специфические
оттенки,
непередаваемые
в
отвлеченной
формулировке обобщенной мысли».
Умение раскрывать не только семантическое содержание, но и
эмоционально- выразительный подтекст высказывания является очень
существенной чертой полноценного речевого развития и становления
словесного
творчества
в
целом.
Известно,
что
важнейшей
особенностью
словесного
творчества
дошкольников
является
его
взаимодействие
с
восприятием
произведений
художественной
литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения
речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятие
и творчества) исследователи , прежде всего, видят в том, что оба вида
деятельности
требуют
специального
целенаправленного
развития,
только
тогда
они
будут
влиять
на
образное
восприятие
детьми
художественного текста и перенос усвоенных знаний в их сочинения.
Актуальность данной темы определяется и тем, что Федеральные
Государственные требования
к
образовательным
п р о г р а м м а м
4
выделяют
образовательную
область
«Чтение
художественной
литературы»,
тем
самым
еще
раз
подтверждая
значимость
художественной
литературы
для
развития
всех
сторон
личности
ребенка дошкольного возраста.
Исходя,
из
актуальности
данной
проблемы,
была
определена
тема
исследования:
«Заучивание
стихотворений
как
средство формирования образной речи».
Целью
данного исследования является анализ развития образной
речи дошкольников в процессе заучивания стихотворений.
Задачи
1.
Изучить
научно-
методическую
литературу
по
проблеме
формирование образной речи у детей средней группы.
2. Выявить уровень сформированности образной речи у детей в
средней группе.
3. Проанализировать передовой опыт по проблеме использования
стихотворений на занятиях.
4. Подобрать систему стихотворений на формирование образной
речи с дошкольниками среднего возраста.
5.Определить эффективность системы работы.
Объект- процесс развития образной речи.
Предмет-методика использования стихотворений на занятиях в детском саду.
Ги п о т е з а - предполагается,
что
заучивание
стихотворений
будет
способствовать
формированию
образной
речи
у
дошкольников
среднего
возраста, при условии , если заучивание стихотворений будет проводится
систематически
и
целенаправленно;
подбор
стихотворений
будет
осуществляться
с
учетом
возрастных
и
психологических
особенностей
5
дошкольников средней группы.
1.1.Значение
заучивания
стихотворения
в
речевом
и
умственном
развитии детей дошкольного возраста.
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная
на
воспитание
у
детей
любви
к
поэзии,
ознакомление
с
поэтическими
произведениями,
развитие
умений
воспринимать
и
выразительно
воспроизводить
стихи.
Заучивание
стихотворений
-
одно
из
средств
умственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми
стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия
поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей
воспринимать
и
оценивать
поэтическое
произведение,
воспитывать
6
художественный
вкус.
Воспринимая
поэтические
образы,
дети
получают
эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием
ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
Начинать
знакомство
детей
с
поэтическими
произведениями
необходимо с раннего возраста. Кроха еще лежит в коляске, а мама уже
декламирует ему ритмичные « Идет бычок качается», « Наша Таня громко
плачет», народные потешки, прибаутки, мелодичные колыбельные напевы.
Когда
малыш
подрастет,
этот
первый,
заложенный
в
подсознании
опыт,
облегчит ему сознательный подход к процессу заучивания. Поэтому, можно
сказать, что материнское общение играет большую роль в подготовке ребенка
к восприятию и воспроизведению художественных произведений.
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу:
расширяется
кругозор,
рифма
дает
возможность
обрести
внутреннюю
гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького
человечка.
Каждое
словесное
произведение,
усвоенное
памятью
ребенка,
обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Наиболее
благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5
лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться
память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи
запомнить
произведение,
а
просто
«начитываем»
их
количество
-
что
запомнит,
то
запомнит,
то
после
четырех
лет
необходимо
уже
целенаправленно учить малыша запоминать текс наизусть. И, чем больше
ребенок будет учить наизусть - тем больший объем памяти сформируется у
него для дальнейшего обучения. Многие ученые, педагоги, занимающиеся
проблемами
методики
развития
речи
отмечают
огромное
положительное
влияние поэзии на развитие речи ребенка. Н.А. Стародубова в своем труде
«Теория и методика развития речи дошкольников» пишет, что «поэтические
произведения оказывают на ребят огромное воздействие: обостряют чувства,
способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения;
7
открывают
богатство
интонаций
и
звукового
состава
слова;
развивают
чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и
выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат
любить яркое меткое слово».
1.2
Особенности
восприятия
содержания
и
формы
поэтического
произведения детьми.
Наравне со сказкой и рассказом (а может быть, даже и выше их) как
фактор
развития
речи
детей
должно
быть
поставлено
художественное
стихотворение. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно
действует на душу ребенка силой и обаянием ритма
.
Дети
любят
стихи,
любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает
интересоваться
миром
звуков,
отзываться
на
него,
проявлять
рано
выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче
и
быстрее,
чем
мир
форм
и
цветов.
Вот
почему
песни
и
стихи,
в
соответствующем, конечно, отборе, всегда производят впечатление на детей.
8
Хорошее
стихотворение
–
та
же
музыка.
Самые
маленькие
дети
легко
постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой
построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь
частично с пониманием влитого в них содержания, имеют большое значение
для развития художественного вкуса ребенка, его языка. Чем меньше ребенок
тем
определеннее
должен
быть
ритм
стихотворения,
тем
проще
те
художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться
той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое
же
словесное
произведение,
усвоенное
памятью
ребенка,
обогащает
словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая
в
соображение
необычайную
легкость,
с
которой
стихи
запоминаются
детьми, следует быть крайне осторожными и разборчивыми при выборе
стихотворений.
На
первом
месте
стоит
материал
народного
творчества.
Прелестные
народные
песенки,
шутки,
прибаутки,
потешки
как
по
содержанию,
так
и
по
форме
и
языку
более
чем
что-либо
отвечают
требованиям, которые должны предъявляться к стихам для детей. Для чтения
дошкольникам
рекомендуются
небольшие
стихотворения.
Стихотворения,
такие,
как
«Игрушки»
А.Барто,
«Мой
Мишка»
З.Александровой,
воспитывают у слушателей чувство симпатии, положительные эмоции. Их
несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой
и
доступной
форме:
смежная
рифма,
короткие
стихотворные
строчки.
Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко
воспринимают,
а
затем
и
запоминают
все
стихотворение.
Дошкольников
особенно
привлекают
стихотворные
произведения,
отличающиеся
чекой
рифмой,
ритмичностью,
музыкальностью.
При
повторном
чтении
дети
усваивают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма,
запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают свою речь. В
дошкольном возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры
речи: при чтении стихов нужно научить детей произносить их не спеша,
9
четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на
рифмующихся
словах,
поэтому
воспитатель
особенно
точно
должен
расставить
логические
ударения
и
добиваться,
чтобы
дети
произносили
стихотворение правильно. После чтения стихотворения, содержание которых
близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные
факты из их собственной жизни. Прочитав стихотворение Е.Благининой «Вот
какая мама»,
воспитатель может задать вопрос: « Оля, а как твоя мама
наряжала тебя к празднику?».Пусть ,отвечая на эти вопросы, дети строят свое
высказывание
только
из
одного-двух
простых
предложений,
но
это
уже
подготовка к последующему развитию связанной речи. В течение года детям
повторно читают знакомые стихи, для того чтобы поэтические образы лучше
усваивались
и
не
забывались.
Запоминание
стихов
оказывает
большое
влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова,
услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. Следует
чаще повторять эти слова в самых разнообразных сочетаниях, иначе ребенок
воспримет
новые
слова
просто
как
сочетание
звуков,
не
постигнув
их
значение. Задача воспитателя – научить детей понимать слова, которые они
произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими
словами.
1.3.Требования к отбору произведений для заучивания и задачи работы с
поэтическим произведением.
Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм
стихотворения,
тем
проще
те
художественные
образы,
которые
в
нем
воплощаются,
и
нельзя
не
удивляться
той
легкости,
с
которой
такие
стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение,
усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его
собственную речь. Поэтому, принимая в соображение необычайную легкость,
с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и
разборчивым при выборе стихотворений. На первом месте стоит материал
10
народного
творчества.
Прелестные
народные
песенки,
шутки,
прибаутки,
потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо
отвечают
требованиям,
которые
должны
предъявляться
к
стихам
для
маленьких детей.
А требования эти таковы:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стихотворения и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко
выраженной действенности.
Другой источник, из которого можно черпать поэтический материал для
детей- это мировая литература, произведения великих мастеров и художников
слова. Где, когда, как и при каких условиях преподносить детям новое, им
еще неизвестное стихотворение? Ответить на этот вопрос трудно. Решение
его
в
каждом
отдельном
случае
будет
зависеть
от
взаимоотношения
содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы.
Например, гуляя с детьми весной и натолкнувшись на пробившийся из
–под старого валежника цветок, можно рассмотреть его и тут же прочесть
стихотворение:
Из-под старого валежника,
У сухого пня,
Голубой глазок подснежника
Смотрит на меня.
Или выйдя с детьми на воздух после пронесшейся грозы и заметив на небе
«последнюю тучу рассеянной бури», как не обратить на нее внимание и не
прочесть детям восхитительного стихотворения Пушкина.
Стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и на его
язык только в том случае, если определенные представления, впечатления,
11
внутренняя жизнь предшествуют поэтическому словесному образу. Только
ребенок,
видевший
воочию,
как
«
по
небу
синему,
тая,
румяные
тучки
плывут», поймет и почувствует красоту слова в связи с красотой образа, и он
непременно включит эти образные выражения в свой язык. « Была на небе
румяная тучка и растаяла»- сказала как-то четырехлетняя девочка, глядя на
небо, окрашенное вечерней зарей.
Рассказ, картина, эпизод жизни могут заставить педагога припомнить
подходящее стихотворение и просесть его детям. Педагог должен не только
владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных
стихотворений
для
заучивания.
В
каждый
подходящий
момент
нужное,
жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.
Рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие
картинки.
Картинка
является
сотрудником
слова
в
деле
закрепления
опытным, сенсорным путем добытого представления.
Многое
в
природе
и
жизни
мы
не
можем
повторно
предлагать
вниманию наблюдению детей так часто, как бы мы хотели. В таких случаях
роль картины огромна. Например, когда настанет весна, в плане педагог
перечисляет
стихи,
которые
он
намерен
дать
детям.
К
каждому
из
них
побирается
картинка.
Во
время
цветения
одуванчика
в
саду
картинка
«Одуванчик» вывешивается на стене. Но еще существеннее вывесить ее
зимой,
когда
земля
скована
морозом
и
покрыта
снегом.
Совершенно
необходимо напомнить детям о цветочке, доставлявшем им весной столько
радости, Если не напомнить , они забудут о нем.
Задачи работы с поэтическим произведением:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность
к
целостному
восприятию
произведений
разных
жанров,
обеспечить
усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2.
Формировать
первоначальные
представления
об
особенностях
художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических
12
особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.
Планируя занятия по заучиванию наизусть поэтических произведений,
воспитатель
ставит
перед
собой
цели,
определенные
«
Программой
воспитания
в
детском
саду»,
-
развивать
способность
чувствовать
художественный образ, улавливать звучность, музыкальность, ритмичность
поэтической речи, интонационную выразительность чтения.
Эти
общие
задачи
и
цели
необходимо
реализовывать
на
конкретных темах. Например, разучивая с детьми стихотворение С.Есенина
«Поет
зима-аукает»,
следует
поставить
задачу
–
добиться
поэтического
осознания детьми картин русской зимы, зимнего леса, жизни птиц зимой.
1.4.Приемы
работы,
способствующие
лучшему восприятию,
запоминанию и выразительному воспроизведению стихотворений.
Воспитатель не имеет права, писала Е.И.Тихеева, умалять
поэтическую
и
воспитательную
ценность
произведения:
«Ее
речь,
произношение,
дикция,
выразительность
ее
чтения
должны
являться
той
художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный
алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в
жизнь маленьких детей». От того, насколько выразительно прочитан текст,
зависит
восприятие
его
детьми.
С
целью
более
глубокого
восприятия
стихотворения
и
подготовки
к
его
воспроизведению
проводится
анализ
произведения. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на
13
текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и
особенности художественной формы в их единстве( язык, образные средства
выразительности).
В
ходе
беседы
у
ребенка
вырабатывается
личное
отношение
к
героям
и
событиям,
формируются
эстетические
оценки
прекрасного.
Анализ
должен
быть
точным,
кратким,
эмоциональным.
Сначала
выясняется,
о
чем
стихотворение,
понравилось
ли
оно,
что
запомнилось.
Затем
идет
анализ
словесных
характеристик,
выявление
музыкально-ритмической
структуры
произведении
я
(Какими
словами
говорится о зиме в стихотворении И.Сурикова «Зима»? Как описывается лес?
Какими словами начинается и заканчивается стихотворение?). Необходимо
помочь
детям
понять
трудные
места,
дать
возможность
еще
раз
их
послушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать
на них словами текста. Повторно произведение читается с установкой на
запоминание.
Для
того
чтобы
заучить
стихотворение,
ребенок
должен
овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушать
текст , повторять его, устанавливать логическую связь между частями. После
повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале
читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать.
Поскольку
не
все
дети
быстро
запоминают
текст,
воспитатель
помогает
детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.
Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала
будет и не очень удачна. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации,
близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать
музыку. В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению
уже
вне
занятия,
почитать
его,
оценить
качество
чтения.
Необходимо
добиваться,
чтобы
каждый
ребенок
запомнил
текст
и
умел
читать
его
выразительно. Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы,
как: игровые( стихотворение А.Барто «Мячик» читается и обыгрывается с
куклой и мячиком); досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по
14
ролям
стихов,
написанных
в
диалогической
форме;
частичное
воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это
может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четверостишие. Так, в
сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает
текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто,
чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение
заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые
нужны в этом месте; драматизация с игрушками, если стихотворение дает
возможность
использовать
игрушку;
воспроизведение
игровых
стихов
методом
игры
(«Телефон»
К.Чуковского,
«Сказка
о
глупом
мышонке»
С.Маршака).
На
формирование
выразительности
направлены
следующие
приемы: образец выразительного чтения,
пример выразительного чтения
ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Напоминание о похожем
случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и
указания
по
поводу
выразительной
формы
чтения;
характеристика
персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Выразительное
чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох,
длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей
артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития
техники
речи:
дикции,
дыхания;
овладения
орфоэпией.
С
этой
целью
проводятся
разнообразные
упражнения,
развивающие
речевой
слух,
отчетливое
произношение
звуков
и
слов;
упражнения
на
развитие
интонационной
выразительности,
воспитание
умения
определять
смысл
логических ударений.
Итак, используя приемы для лучшего запоминания и выразительного
прочтения стихотворения, воспитатель дает возможность точнее и глубже
понять
и
воспроизвести
поэтическое
произведение,
если
при
этом,
соответственно,
будут
учитываться
требования
методики
заучивания
стихотворений.
15
1.5.Методика
проведения
работы
по
заучиванию
стихотворений
в
различных возрастных группах.
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная
на
воспитание
у
детей
любви
к
поэзии,
ознакомление
с
поэтическими
произведениями,
развитие
умений
воспринимать
и
выразительно
воспроизводить стихи.
Воспринимая поэтические образы, дети получают
эстетическое наслаждение. В.Г.Белинский, обращаясь к педагогам, писал:
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова,
сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так
же, как и музыка». В стихотворении рассматривают две стороны: содержание
16
художественного
образа
и
поэтическую
форму
(музыкально сть,
ритмичность). Необходимо научит ребенка понимать и воспринимать эти две
стороны в их единстве. Для методики существенно знание особенностей
восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и
процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к
повтору, особая чувствительность к рифме. Легче запоминаются стихи с
яркими,
конкретными
образами,
так
как
мышление
ребенка
отличается
образностью.
Воспринимая
стихотворение,
дети
мысленно
«рисуют»
его
содержание. Поэтому и хорошо и запоминаются стихи, в которых налицо
образность,
предметность,
лаконизм.
Этим
требованиям
отвечают
стихи
А.Барто, С.Капутикян, С Маршака. На характер заучивания положительно
влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит
от установки на запоминание, мотивации ( для чего нужно?). Это могут быть
чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать;
выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память,
внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Следует
учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не
ставится
задача
запомнить
стихотворение,
дети
легко
усваивают
и
запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях,
когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности.
Установлено,
что
способность
к
произвольному
запоминанию
можно
формировать у детей начиная с 4-5 лет. Задача воспитателя – вести детей от
непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети
умели ставить цель - запомнить. Характерной чертой памяти маленьких
детей
является
ее
механический
характер.
Но
даже
трехлетние
малыши
обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как
осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно
довести
до
сознания
детей
смысл
произведения,
заранее
готовить
их
к
восприятию.
Следовательно,
на
запоминание
и
воспроизведение
17
стихотворения
оказывают
влияние
психологические,
возрастные
и
индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и
форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют
приемы
обучения
заучиванию
стихов
и
качество
художественного
исполнения их взрослыми. Заучивание стихов включает в себя два связанных
между
собой
процесса:
слушание
поэтического
произведения
и
его
воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение
поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок
поймет
произведение,
прочувствует
его.
В
то
же
время
выразительное
чтение- самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе
которой развиваются способности ребенка. Задача подготовить ребенка к
восприятию
стихотворения,
прочитать
стихи
так,
чтобы
дети
их
почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность.
Если детям предоставляется возможность самим разобраться в содержании
стихотворения, они не всегда справляются с этим и часто не осознают смысл.
Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная
подготовка к их восприятию( объяснение непонятных слов , рассматривание
картинок, экскурсии, наблюдения а природе).
При заучивании с детьми
стихов перед воспитателем стоят две задачи:
1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность
к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
2.
Учить детей читать стихи выразительно.
Выразительным
называется
такое
чтение,
которое
ясно,
отчетливо
передает
мысли
и
чувства,
выраженные
в
произведении.
Выразительное
чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение
порядка
слов
нарушает
художественную
форму.
Обе
задачи
решаются
одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над
выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретает
привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в
18
плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения,
затем- его выразительного чтения.
Не рекомендуется заучивать стихи хором,
так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты
речи,
закрепляется
неправильное
произношение;
пассивные
дети
при
хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает
выразительности,
приводит
к
монотонности,
ненужной
тягучести,
искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
«Читая хором,- писала Е.И.Тихеева,-дети рубят, скандируют стихи, отбивают
рифмы,
приобретают
одну
и
ту
же
манеру
крикливого
бессмысленного
чтения, убивающего всякую индивидуальность».
Такой же точки зрения
придерживалась
Е.А.Флерина,
полагая,
что
разучивать
стихи
надо
индивидуально,
в
противном
случае
пропадает
эстетическая
сторона
деятельности. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи
(объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком(не по
строкам
и
строфам),
именно
это
обеспечивает
осмысленность
чтения
и
правильную тренировку памяти. Не следует требовать полного запоминания
стихотворения
на
одном
занятии.
Психологи
отмечают,
что
для
этого
необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение
какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять
форму
повторения,
читать
по
ролям,
повторять
стихи
при
подходящих
обстоятельствах.
В
процессе
заучивания
стихов
следует
учитывать
индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у
отдельных
детей
интереса
к
поэзии.
Необходимо
создавать
«атмосферу
поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке,
в
повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их
не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение
года, развивать потребность слушать и запоминать.
Построение занятия по заучиванию стихотворения.
1. Вводная часть.
В
19
начале
занятия
необходимо
создать
эмоциональный
настрой,
вызвать
состояние,
благоприятное
для
восприятия
и
запоминания
поэтического
произведения.
Проводится
небольшая
беседа,
связанная
с
темой
стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из
детской
жизни,
близком
к
содержанию
текста.
Настроить
детей
можно
загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный
портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель
называет жанр, автора (« Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича
Есенина «Поет зима - аукает»).
2. Основная часть.
а)
После
такой
беседы
происходит
выразительное
чтение
стихотворения
(наизусть)
без
установки
на
запоминание,
чтобы
не
отвлекать
детей
от
восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. б)
Пауза
после
чтения
педагога
дает
детям
возможность
пережить
минуты
эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.
в) С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки его
воспроизведению
проводится
его
анализ.
Это
беседа
о
стихотворении,
которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить
понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве
(язык,
образные
средства
выразительности).
В
ходе
беседы
у
ребенка
вырабатывается
личное
отношение
к
героям
и
событиям,
формируются
эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким,
эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли
оно,
что
запомнилось.
Затем
идет
анализ
словесных
характеристик,
выявление
музыкально-
ритмической
структуры
произведения
(Какими
словами говорится о зиме в стихотворении И. Сурикова « Зима» ? Как
описывается
лес?
Какими
словами
начинается
и
заканчивается
стихотворение?).
Необходимо
помочь
детям
понять
трудные
места,
дать
20
возможность еще раз их послушать. Вопросы лучше сформулировать так,
чтобы дети могли отвечать на них словами текста.
г) Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Для того
чтобы
заучить
стихотворение
ребенок
должен
овладеть
примами
произвольного запоминания: неоднократно прослушать текст, повторять его,
устанавливать логическую связь между частями.
д) После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми.
Вначале читают стихотворение, кто лучше запоминает и изъявляет желание
прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель
помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса,
темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже
она сначала будет и не очень удачна.
3. Заключительная часть.
Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей.
После
заучивания
можно
рассмотреть
иллюстрации,
близкие
к
теме
стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку. В
последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне
занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться,
чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.
В младшем дошкольном возрасте для заучивания можно использовать
коротенькие потешки и стихи (например, А. Барто « Игрушки», Е. Благинина
« Огонек», стихи Маршака). В них описываются хорошо знакомые игрушки,
животные, дети. По объему-это четверостишия, они понятны по содержанию,
просты
по
композиции,
ритм
пляшущий,
веселый,
с
явно
выраженной
рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов
облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой
объем
стихов
дают
возможность
часто
повторять
текст
и
использовать
игровые приемы в процессе заучивания стихов. Поскольку у детей младше
четырех
лет
еще
недостаточно
развита
способность
к
произвольному
21
запоминанию,
на
занятиях
не
ставится
задача
запомнить
стихотворение.
Вместе
с
тем
стихи
заучиваются
в
процессе
многократного
чтения.
Воспитатель
несколько
раз
(5-6)
повторяет
текст,
пользуясь
разными
приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают
дети.
Так,
читая
стихотворение
Е.Благининой
«Флажок»
воспитатель
предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом
стихотворения А.Барто « Лошадка» дети изображают, как едут на лошадке. В
дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические
игры, в рассматривание игрушек, картинок.
В среднем возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к
поэзии,
желания
запоминать
и
выразительно
читать
стихи,
пользуясь
естественными
интонациями.
Заучивание
стихов
проводится
как
специальное
занятие
или
как
его
часть,
где
ставится
задача
запомнить
произведение. В этом возрасте рекомендуются более сложные по содержанию
и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е.Благинина « Мамин
день», «Не мешайте мне трудиться», С.Маршак «Мяч»). В средней группе,
особенно
в
начале
года,
большое
место
занимают
игровые
приемы;
используется
наглядный
материал.
Чем
старше
дети,
тем
больше
надо
опираться на понимание и осознанное освоение
приемов запоминания
и
выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в
кратком
анализе
обращать
внимание
детей
на
художественные
образы,
элементы
сравнения,
метафоры,
эпитеты
(например,
в
стихотворении
Е.Серовой
«Одуванчик»
есть
такие
образные
эпитеты:
одуванчик
белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый). В старшем дошкольном
возрасте
совершенствуется
умение
осмысленно,
отчетливо,
ясно
и
выразительно
читать
наизусть
стихи,
проявлять
инициативу
и
самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по
содержанию и художественным средствам стихи ( А.С.Пушкин « Ель растет
перед дворцом», И.Суриков « Зима», Е.Благинина «Посидим в тишине»,
22
С.Есенин
«Белая
береза»).
В
подготовительной
группе
даются
для
заучивания басни И. Крылова « Стрекоза и муравей», « Ворона и лисица».
Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего
воспроизведения
уместно
помочь
детям
создать
поэтическое
настроение,
представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым
посвящены
стихи.
Большое
значение
в
этом
возрасте
имеет
подготовительная
работа,
обеспечивающая
полноценное
восприятие
произведения. Занятия усложняются за счет более глубокого анализа стихов.
Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического
текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции.
1.6.Понятие образной речи и ее характеристики
Образная речь является важной составной частью воспитания
культуры
речи
в
широком
смысле
этого
слова.
Под
культурой
речи
понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои
мысли,
чувства,
представления
в
соответствии
с
назначением
и
целью
высказывания
содержательно,
грамматически
правильно,
точно
и
23
выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том
случае,
если
у
ребенка
воспитывается
интерес
к
языковому
богатству,
развивается
умение
использовать
в
своей
речи
самые
разнообразные
выразительные средства. Высокий уровень речевой культуры включает такие
признаки,
как
богатство,
точность
и
выразительность.
Богатство
речи
предполагает большой объем словаря, понимание и употребление в речи слов
и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств. Точность
речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор
таких
слов,
которые
наилучшим
образом
передают
содержание
высказывания,
раскрывают
его
тему
и
главную
мысль
в
логической
последовательности.
Выразительность
речи
предполагает
отбор
языковых
средств,
соответствующих
условиям
и
задачам
общения.
Многие
исследователи доказали, что природа речевой образности у детей и взрослых
разная. Ребенок сначала расчленяет нечленимое, в сущности, словосочетание,
а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию. В
связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием
образности речи. Словарная работа, направленная на понимание смыслового
богатства
слова,
помогает
ребенку
находить
точное
слово
в
построении
высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть
его
образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности
особое
значение
приобретает
владение
запасом
грамматических
средств,
способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в
предложении
и
в
целом
высказывании.
Формирование
образной
речи
у
дошкольников
осуществляется
в
основном
в
процессе
образовательной
деятельности
в
области
коммуникации
и
познания,
важную
роль
играет
чтение
художественной
литературы.
В
процессе
заучивания
и
чтения
наизусть, пересказе, рассказывании сказок, при запоминании пословиц и
поговорок,
загадывании
и
отгадывании
загадок,
проговаривании
скороговорок и потешек, а также в специальных упражнениях развивается
24
образность детской речи. Дети старшего
дошкольного
возраста имеют уже достаточный уровень художественно-речевого развития.
Они
приобретают
навык
сосредоточенного,
внимательного
слушания
произведений,
умение
мотивированно
высказывать
свое
отношение
к
содержанию, к персонажам; у них развивается способность замечать
связь
между содержанием произведения и его изобразительно- выразительными
средствами. В этом возрасте дети оказывают предпочтение определенным
произведениям
и
жанрам,
у
них
проявляется
стремление
сравнивать
их,
сопоставлять только что услышанное с тем, что уже известно. Дети не только
могут отличить стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать
разнообразие поэтического, отличить рассказ от сказки, и изобразительно-
выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснить их
необходимость. Проявляется устойчивость интереса к определенному виду
деятельности:
одни
любят
читать
стихи,
другие
рассказывать
сказки.
Развиваются
творческие
способности:
дети
сами
придумывают
загадки,
сочиняют сказки по аналогии с уже известными. Вырабатывается оценочное
отношение
к
творческим
проявлениям
и
исполнительской
деятельности
сверстников:
дети
отмечают,
кто
лучше
придумал,
рассказал,
прочитал
наизусть. Давая образец выразительного чтения, воспитатель вызывает у
детей интерес к произведению. В загадывании и отгадывании загадок в
образной
форме
изображаются
различные
явления
действительности.
Загадки
не
только
помогают
детям
знакомится
с
окружающим
миром,
обогащают
их
знанием
конкретных
отдельных
предметов
и
явлений.
Народные
загадки-шутки
т ребуют
от
детей
находчиво сти
и
сообразительности,
развивают
память,
наблюдательность.
Дети
с
удовольствием принимают игру, они любят не только загадывать известные
загадки,
но
и
придумывать
свои.
Чтение
наизусть
пословиц,
поговорок
помогает приобрести ребенку навык кратко, четко, ясно и образно выражать
свое
мысли
и
вместе
с
тем
формируют
способность
чувствовать
ритм
25
поэтической речи. Рифмование отдельных текстов, дают детям понимание
особенностей
стихотворной
речи.
Такие
задания
выполняются
в
конце
занятий по ознакомлению с поэтическим произведением. Детям предлагают
такую
игру:
придумай
слова,
окончания
которых
звучали
бы
одинаково.
Воспитатель называет слово, а дети рифмуют его с другими словами: сад-
виноград. Формируя навык выразительного чтения, необходимо учить детей
чувствовать художественную речь, развивать у них восприимчивость к слову,
обучать
техники
чтения:
правильному
дыханию,
четкой
дикции,
умению
управлять
своим
голосом.
Речевая
образность
развивается
как
во
время
слушания,
заучивания
наизусть
художественных
текстов,
так
и
при
выполнении специальных творческих заданий. Выполняя такие задания, дети
задумываются над смыслом слова, стремятся употреблять их так, чтобы
охарактеризовать тот или иной предмет, явление. Они приобретают знания
образности слова, у них развивается понимание различных его оттенков.
1.7.Анализ передового педагогического опыта по теме курсовой работы.
В своей статье « Что надо делать родителям при разучивании
стихотворения с ребенком 4-5 лет» Л.Демидова- педагог художественного
слова
Московского
городского
Дворца
творчества
детей
и
юношества-
делится своим опытом работы. Она считает, что стихи - это условная форма
выражения мысли, имеющая ритм и рифму и потому « с первых же занятий
26
нужно
обратить
внимание
на
рифму.
Рифма-
это
созвучие
концов
стихотворных строчек, потому что благодаря ей стихи запоминаются лучше.
Например,
А кузнечик, а кузнечик,
Он совсем как человечек
Скок, скок, скок.
За кусток
Под мосток,
И молчок.
В этом отрывке из « Мухи-Цокотухи» К.И.Чуковского ярко выражена рифма (
кузнечик- человечек; скок- под кусток- и молчок).
Кроме того, в последних
строчках
хорошо
подчеркнут
ритм
прыжков,
что
поможет
ребятам
при
чтении
создать
яркий
образ
живого
кузнечика.
Но
особенно
ярко
воспринимается рифма в сказке Чуковского « Телефон», где в разговоре слона
с доктором Айболитом рифмуются вопросы и ответы.
У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
- Ч т о
в а м
н а д о
--Шоколада.
-Для кого?
-Для сына моего…
Здесь настолько четко слышна рифма ( телефон- слон, откуда- от верблюда),
что уже при повторных чтениях знакомого диалога, ребята сами отвечают за
слона. Значит быстро запомнить текст помогает рифма.
Л.Демидова считает, что если ребенок воспринимает стихотворение с
27
трудом, и оно плохо заучивается, лучше заменить его на более легкое. Работа
над стихотворением должна приносить радость.
Педагог
считает
также,
что
надо
тренировать
детей
воспринимать
рифму на слух. Лучше это делать в игровой форме. Например, игра в рифму,
которая
может
быть
разнообразной
(можно
читать
«
Телефон»
К.И.Чуковского и определять рифму на слух, можно придумать одну или
несколько рифм на заданное слово, например, « лейка-скамейка», « галка-
палка»). Еще Л.Демидова заостряет внимание на том, что когда читается
стихотворение, то важно передать мысли автора, но сначала нужно понять,
что он хочет сказать своим произведением. А дети четырехлетнего возраста
не всегда понимают, о чем им читают. И мало того, когда, не понимая ребенок
заучивает. А вернее зазубривает текст, это не только не имеет никакого
воспитательного значения, но и приносит большой вред.
Вывод.
Таким образом из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что
художественная
литература
и,
в
частности,
поэзия
является
важным
источником
средства
обогащения
образной
речи
ребенка,
развития
его
поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей
дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы
помогает решать
часть
задач,
которые
стоят
перед
воспитателем
при
28
развитии речи ребенка. Это такие задачи как: расширение кругозора, развитие
памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса,
развитие
техники
речи.
Существование
различных
методик
заучивания
стихотворений в детском саду, не дезориентирует воспитателя, а наоборот,
при выявлении общих, главных позиций позволяет придерживаться главных
правил и рекомендаций для достижения наилучшего результата.
11. Практическая часть.
Экспериментальную работу проводили на базе детского сада № 287
«Солнышко», с детьми средней группы. Именно с этого возраста начинает
особенно
быстро
развиваться
память
детей.
Усваивая
содержание
поэтических
произведений,
дети
учатся
передавать
слова
разных
действующих
лиц,
а
это
закладывает
основы
для
дальнейшего
самостоятельного
развития
интонационной
выразительности
в
более
старшем возрасте.
Наш эксперимент проводился в естественных условиях.
29
Цель
эксперимента- анализ
развития
образной
речи
дошкольников
в
процессе заучивания стихотворений.
Мы выдвинули гипотезу, которая предполагает, что заучивание стихотворений
будет
способствовать
формированию
образной
речи
у
дошкольников.
Выдвинули и условия, при которых будет верна гипотеза: если заучивание
стихотворений будет проводится систематически и целенаправленно; подбор
стихотворений будет осуществляться с учетом возрастных и психологических
особенностей дошкольников средней группы Перед
началом
эксперимента
бал сделан анализ тех условий, в которых проходила работа по развитию
речи.
*Внимательно
изучили
развивающую
языковую среду в данном детском саду. Наблюдала за речью сотрудников и
конкретно за ведением беседы воспитателя с детьми. Отметила, что в детском
с а д у
п од д е р ж и в а е т с я
р е ж и м
э м о ц и о н а л ь н о го
ко м ф о р т а
и
доброжелательности.
Разговор
воспитатель
с
воспитанниками
происходит
соответственно возрасту и ситуации.
*
Изучили
ка лендарно-
тематические планы работы воспитателя по заучиванию стихотворений за
последний
месяц.
Заметила,
что
работа
по
заучиванию
стихотворений
планируется
систематически.
Но
только
занятиями
эта
работа
не
ограничивается. А проводится и в других видах деятельности.
* Наблюдала занятия по
знакомству
с
поэтическими
произведениями
и
беседой
по
заучиваемому
стихотворению. Работа ведется на основе программы и с учетом возрастных
особенностей
детей
данной
группы.
Проанализировав
совместную
деятельность
педагога
с
воспитанниками,
отметила,
что
программное
содержание
соответствует
возрасту,
а
реализация
соответствовала
поставленным целям. Разнообразие методов и приемов позволяло увлечь
детей и добиться желаемых результатов.
Из
проделанной
работы можно сделать вывод, что работа по знакомству дошкольников с
поэтическими
произведениями
в
данном
образовательном
учреждении
30
поставлен на должном уровне.
Констатирующий эксперимент.
Целью
этого
эксперимент а
б ы л о
определение объема навыков и умений, необходимых детям при запоминании
и дальнейшем воспроизведении стихов и уровня сформированности образной
речи.
Для
эксперимента
были
определены
10
детей.
Методика
проста.
Предлагали каждому ребенку прочесть его любимое стихотворение, обращая
внимание при этом на следующие показатели:
- умение регулировать силу голоса;
-умение регулировать темп речи;
- эмоциональная выразительность;
-интонационная выразительность.
Полученные показатели зафиксировали в таблице ( см. приложение №
1, таблица № 1).
Данные
эксперимента
показывают,
что
показатели
образности речи у детей данной группы низкий и средний, высокого уровня
не показал никто.
Если рассматривать по показателям, то итоги были такими:
Самыми высокими были показатели
-по умению регулировать темп речи
- 6 детей со средним уровнем
- 4 ребенка с низким уровнем
Далее
идут
показатели
по
интонационной
выразительности
и
умению
регулировать силу голоса:
по 6 детей со средним уровнем
по 4 ребенка с низким уровнем.
Самые низкие показатели были по эмоциональной выразительности:
3 ребенка со средним уровнем
7 детей с низким уровнем.
Эти показатели еще раз подтвердили, что дети данного возраста баз помощи
31
взрослого не могут прочесть стихотворение эмоционально выразительно. Мы
поставили своей задачей повысить уровень образованности речи детей нашей
группы.
Формирующий эксперимент.
Эта работа начиналась с того, что был составлен план из нескольких
занятий по заучиванию стихотворений. Эти занятия были составлены нами с
учетом
именно
развития
образности
речи
детей
(конспекты
даны
в
приложении
№
2).
Методы
и
приемы,
используемые
на
занятиях,
предполагали
развитие
образности
речи
детей
с
учетом
их
возрастных,
индивидуальных, личностных и психологических особенностей.
Мы
использовали
в
своей
работе
наиболее
показавшиеся
нам
интересными
методы
и
приемы
О.С.
Ушаковой,
которая
считала,
что
необходимо
уделить
пристальное
внимание
воспитанию
интонационного
чутья, темпу речи, дикции, силе голоса, поскольку здесь заложены наиболее
важные условия дальнейшего всех сторон речи.
Мы предполагали, что дети в возрасте 4-5 лет способны запомнить и
воспроизвести с желанием и интересом небольшие по объему, близких их
жизненному
опыту
стихотворения.
Следуя
этому,
мы
отобрали
такие
поэтические произведения, которые на наш взгляд по содержанию близки и
понятны ребенку, т.к. в них отражены моменты детской жизни.
Мы понимали, что в восприятии стихотворения важную роль играет
выразительное чтение стихотворения педагогом, и старались это реализовать
в практике работы с детьми. И в своем выразительном чтении мы старались
ярко, образно, живо раскрыть художественные образы, обстановку, в которой
совершались
действия,
а
это
способствовало
возникновению
у
детей
конкретных представлений о прослушанном. Так как жизненный опыт детей
этого возраста невелик, и они не всегда могут представить себе те предметы,
образы, явления, о которых говорится в стихотворении, то мы старались свое
чтение сопровождать показом игрушек, предметов, иллюстраций, картин,
32
созданием
игровых
ситуаций,
чтобы
помочь
детям
получить
конкретные
представления о прочитанном. А на основе этого составляли определенные
отношения к тому, что видели и слышали. Обучение детей эмоционально -
выразительному чтению сложный педагогический процесс. Оттого, насколько
глубоко и эмоционально дети воспримут прочитанное произведение, зависит
выразительное и осмысленное его воспроизведение.
В своей работе мы
активно использовали игрушки, так как они объемны и их можно брать в
руки и играть с ними, а дошкольники очень любят играть. Игрушки мы
использовали для демонстрации тех стихотворений, которые близки им по
сюжетам.
Например,
создана игровая ситуация по
стихотворению О.Высоцкой «Снежный кролик».
В гости к детям пришел
медвежонок. Он каждую зиму спит в своей берлоге, но этой зимой мишка
решил спать лечь попозже, очень ему хочется посмотреть, чем зима хороша и
нравится ли она ребятам.
Игровые ситуации побуждают детей
к игровым действиям. А игровые действия делают ребенка участником игры:
он
выполняет
определенные
движения,
произносит
слова
текста.При
заучивании стихотворения А.В.Веденский « На лыжах» мы использовали
сюрпризный момент. В группу принесли емкость со снегом. А дети должны
были рассказать, что можно делать со снегом. Но перед этим используем еще
и
показ
красочных
иллюстраций
с
изображением
зимних
спортивных
развлечений,
а
также
игровые
упражнения
катание
на
лыжах,
коньках,
санках. Эти приемы мы использовали с целью усиления эмоционального
восприятия и для лучшего воспроизведения стихотворения.
В
поэтических
текстах
часто
встречаются
слова
и
речевые
обороты,
непонятные
дошкольникам.
Это
затрудняет
понимание
текста
и
его
воспроизведение. Мы обратили внимание на такие слова, разъяснили их
детям
на
наглядных
примерах.
Также
с
использованием
примеров
и
иллюстраций, или с использованием наглядных игровых действий.
При обучении
33
детей воспроизведению литературного текста, мы использовали специальные
приемы, которые способствуют лучшему запоминанию и выразительному
чтению
наизусть.
Например,
при
заучивании
потешки
«
От
водички,
от
водицы» мы раздали детям кукол, предложили их умыть (помыть лицо, руки).
Одновременно
вместе
с
этим,
с
помощью
воспитателя
говорили
слова
потешки.
Пытались
использовать
чтение
по
ролям,
с
использованием
драматизации (сказка «Заячья избушка» ). Учили детей произносить простые
фразы, используя интонацию целого предложения, а также регулировать темп
речи.
Контрольный эксперимент.
Затем
мы
провели
контрольный
эксперимент.
Через
два
месяца
после
проведения
констатирующего
эксперимента. Мы использовали те же методики, что и в констатирующем
эксперименте. Результаты нас удивили и порадовали. Здесь нужно учесть, что
мы брали детей со средними показателями развития речи.
Если
рассматривать по показателям, то итоги были такими:
Высокими были показатели по всем наблюдаемым разделам:
- умению регулировать темп речи:
6детей -высокий уровень
4 ребенка-со средним уровнем;
с низким уровнем- нет
- показатели по интонационной выразительности и умению регулировать
с и л у
г о л о с а :
5детей- высокий уровень
5детей- со средним уровнем
с низким уровнем- нет
также
высокими
были
показатели
по
эмоциональной
выразительности:
4 ребенка- высокий уровень
6 детей- со средним уровнем
34
с низким уровнем- нет
Таким образом, после проведенной работы в формирующем эксперименте,
можно было отметить, что результаты улучшились. Это говорит о том, что эту
работу можно вести с детьми средней группы. А выдвинутая нами гипотеза о
том, что заучивание стихотворений способствует формированию образной
речи у дошкольников, подтвердилась.
ВЫВОД
Ценность
произведений
художественного
слова
заключается
в
их
влиянии на всестороннее развитие ребенка, и помогают ребенку уточнить
имеющиеся
у
него
представления
об
окружающей
действительности,
обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт. Интересное
содержание,
богатство
фантазии,
яркие
образы
художественных
произведений,
поэтические
картины
русской
природы,
меткость,
выразительность
языка,
доставляют
детям
радость,
и
в
то
же
время
оказывают на них свое воспитательное воздействие. Слушая художественные
произведения, ребенок учится родному языку, запоминает эпитеты народной
речи. Стихотворение-
это
поэтический
рассказ,
предназначенный
для
35
выразительного
чтения,
заучивания,
это
произведение
искусства,
которое
входит в жизнь детей через понимание смысла прочитанного им взрослым.
Слушая стихотворение, ребенок усваивает его содержание, и переживает те
чувства, настроения, которые хотел передать автор.
Каждое
словесное
произведение,
усвоенное
памятью
ребенка,
обогащает
словесный
фонд,
формирующий
его
собственную
речь.
Использование
стихотворений
на
занятиях
способствует
расширению
кругозора,
любознательности.
Стихам
отводится
большая
роль
и
при
организации литературных праздников, развлечений, викторин, на которых
по возможности все дети выступают чтецами.
Заучивание
стихотворений-
одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания
детей. В руках грамотного педагога стихотворение может стать средством
формирования образной речи даже самого маленького дошкольника.
Приложение № 1
Таблица № 1
(констатирующий эксперимент)
Имя ребенка
Умение
регулировать
силу голоса
Умение
регулировать
темп речи
Эмоциональная
выразительность
Интонационная
выразительность
Ваня К.
+ -
+ -
-
+ -
Сережа Н.
+ -
+ -
+ -
+ -
Никита Х.
-
-
-
-
36
Настя Ш.
-
+ -
-
-
Фрида Р.
+ -
+ -
-
+ -
Вика Б.
+ -
+ -
+ -
+ -
Эля Т.
-
-
-
-
Маша М.
+ -
-
-
+ -
Дима Л.
+ -
+ -
+ -
+ -
Алена Г.
-
-
-
-
Таблица № 2 (контрольный эксперимент)
Имя
ребенка
Умение
регулировать
силу голоса
Умение
регулировать
темп речи
Эмоциональная
выразительность
Интонационная
выразительность
Ваня К.
+
+
+ -
+
Сережа Н.
+
+
+
+
Никита Х.
+ -
+ -
+ -
+ -
Настя Ш.
+ -
+
+
+ -
Фрида Р.
+
+
+ -
+
Вика Б.
+
+
+
+
37
Эля Т.
+ -
+ -
+ -
+ -
Маша М.
+ -
+ -
+ -
+ -
Дима Л.
+
+
+
+
Алена Г.
+ -
+ -
+ -
+ -
Приложение №
2
План формирующего эксперимента
38
Приложение № 3
Тема: Заучивание стихотворения О.Высоцкой « Снежный кролик».
Задачи:
1.Вызвать интерес к стихотворению О.Высоцкой « Снежный кролик».
2.Помочь детям запомнить и воспроизвести стихотворение О.Высоцкой
«Снежный кролик», стараться читать его выразительно перед слушателями.
3.Упражнять
в
выразительности
речи
при
чтении
знакомых
стихотворений.
Материал: мягкая игрушка медведя, картинка к стихотворению.
Ход занятия:
В гости к детям пришел медведь.
Обращаюсь к детям: « Ребята вам нравится зима? А что вы любите
делать
зимой?
(дети
перечисляют
зимние
развлечения
и
непременно
называют лепку из снега).
Мишка говорит, что ничего не знал о зимних развлечениях и, что зимой
бывает так весело.
Да, лепить из снега снеговика- интересное занятие. А я знаю, что из
39
снега
можно
лепить
не
только
снеговика.
Сейчас
я
прочитаю
вам
стихотворение, которое называется « Снежный кролик» и написала его О.
Высоцкая, послушайте.
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел, как живой!
Он с хвостом и с головой!
За усы
Не тяни-
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
« Кого вылепили из снега? А какого кролика?»
Ребята вам понравилось стихотворение? А тебе мишка?
Ребята, как вы считаете, это стихотворение грустное или веселое? А что
есть у снежного кролика? Дети перечисляют: уши, глаза, хвост, голова, усы.
А
что вместо глаз у кролика? ( угольки) Правильно, « и как раз вместо глаз
угольки нашлись у нас».
Скажите , а за них можно тянуть? Почему?
Правильно « За усы не тяни, из соломинок они»
Ребята, мишка говорит, что ему так понравилось стихотворение,
он бы очень хотел рассказать его своим лесным друзьям, ведь о живом
кролике они знают, а вот про снежного кролика никогда не слышали.
Мишенька, я знаю как тебе помочь запомнить это стихотворение,
мы с ребятами расскажем его для тебя руками , а ты будь внимательным и
запоминай.
Дети встают на ноги, воспитатель читает стихотворение с показом
40
движений
руками,
дети
повторяют
за
воспитателем
все
движения
( физкультминутка).
А
сейчас,
мишка,
послушай,
я
прочитаю
это
стихотворение
выразительно, красиво для тебя и для ребят.
Видите,
как
обрадовались
ребята,
что
кролик
вышел
как
живой
и
говорят очень радостно: « Кролик вышел как живой». А давайте покажем
какой кролик вышел с хвостом и головой (показ с движениями).
Ребята
давайте
полюбуемся
усами
кролика,
посмотрите
какие
они
получились « длинные, блестящие, точно настоящие»
Я сейчас еще раз прочитаю стихотворение, а вы ребята, и ты мишка,
постарайтесь его запомнить.
Чтение с установкой на запоминание.
Мишка, мы помогли тебе запомнить стихотворение? Мишка говорит, что он
боится не запомнить это стихотворение и просит ребят почитать для него.
Чтение стихотворения детьми, заключительное чтение стихотворения
воспитателем.
Мишка благодарит ребят, что помогли ему запомнить стихотворение, он
обязательно расскажет его своим лесным друзьям.
Мишка, а ты знаешь, наши ребята выучили и другие стихотворения:
ребенок читает стихотворение «Пирог».
Мишка, ребята, мы совсем забыли, что зима хороша не только потому,
что можно лепить из снега, зимой приходит самый веселый праздник- Новый
год , давайте пригласим мишку к нам на Новогодний праздник.
Занятие заканчивается.
41
Приложение №
4
42
43
44
45
46
47
Высокий
уровень:
Ребенок
правильно
и
самостоятельно
подбирает
сравнения,
эпитеты,
синонимы
и
антонимы
к
словам;
умеет
правильно
воспринимать
и
понимать
художественную
информацию,
в
логической
последовательности
излагать
своё
высказывание,
точно
передавать
художественный замысел произведения; умеет правильно построить простые
и
сложные
предложения
в
своем
высказывании
умеет
использовать
разнообразные
средства
связи;
умеет
правильно
использовать
в
своем
высказывании
изобразительно-языковые
средства
(эпитеты,
сравнения,
метафоры, эмоционально-оценочные слова);
Средний
уровень:
Ребенок
в
основном
правильно
умеет
подбирать
сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; иногда обращается за
помощью
к
педагогу;
умеет
без
затруднений
воспринимать
и
понимать
художественную
информацию,
передавая
самые
общие
представления
о
художественном
замысле
произведения,
умеет
правильно
строить
предложения
в
своем
высказывании,
умеет
частично
использовать
разнообразные
средства
связи,
умеет
частично
использовать
в
своем
высказывании изобразительные языковые средства;
Низкий уровень: Ребенок затрудняется в подборе сравнения, эпитетов,
синонимов и антонимов. Постоянно обращается за помощью к педагогу.
Ребенок не умеет правильно воспринимать художественную информацию,
испытывает
трудность
в
логической
последовательности
излагать
своё
высказывание. Не умеет передавать художественный замысел произведения;
не умеет правильно строить предложения в своём высказывании; не умеет
использовать
средства
связи;
не
умеет
использовать
изобразительные
языковые средства в речи, повторяемость одних и тех же слов.
Результаты представлены в таблице 2 (Приложение №1).
Результаты
анализа
выполнения
заданий
детей
позволили
определить
исходный уровень сформированности образной речи у дошкольников:
48
Приложение 2
Примерное планирование занятий
Время
Занятие
Программное содержание
1-я неделя
Вторник
Заучивание
стихотворения
П.
Воронько «Мальчик Помогай».
Учить
детей
выразительно
читать
стихи,
используя
все
с р е д с т в а
р е ч е в о й
выразительности
Среда
Повторение
басни
И.
Крылова
«Лебедь, Рак и Щука».
Учить
детей
выразительно
читать стихи,
Пятница
Повторение
ранее
разученных
стихотворения
«Флажок»
А.
Алексина,
Закрепить знания об основном
тоне,
интонации,
логическом
ударении, паузах
2-я неделя
Понедельник
Разучивание
стихотворения
Л.
Сорокина
«Слышит
мишка
косолапый…»
Развитие
образной
памяти,
репродуктивного
воображения
ч е р е з
н а г л я д н о -
иллюстративный
материал,
используемый при заучивании
Вторник
Прочитать группе детей (по
желанию)
«Кем
быть?»
В.
Маяковского (повтор.).
Развивать
выразительность
речи,
чувство
ритма,
память,
устную речь, воображение;
Четверг
Заучивание
стихотворения
А.С.
Пушкина
«Уже
небо
осенью
дышало»
Р а з в и в а т ь
н а в ы к и
в ы р а з и т е л ь н о г о
ч т е н и я
с т и х о т в о р е н и е ,
у м е н и я
п о н и м а т ь
о б р а з н о с т ь
поэтического языка
3-я неделя
Понедельник
Повторение басни «Лебедь, Рак
и Щука» И. А. Крылова.
В о с п и т а н и е
и н т е р е с а
и
б е р е ж н о г о
о т н о ш е н и я
к
природе.
Среда
«Разучивание стихотворения А.
Плещеева «Осень наступила»
З а к р е п и т ь
х а р а к т е р н ы е
п р и м е т ы
о с е н и
п р и
рассм атри вани и
карти н
и
иллюстраций,
узнавать
эти
приметы в стихотворении
Пятница
Предложить
для
заучивания
новую
считалку:
«Чижик
в
к ле точ ке
с и д е л,
ч и ж и к
громко песню пел: «Чу-чу-чу,
чу-чу-чу, я на волю улечу!»
Учить
детей
не
перебивать
друг
друга,
внимательно
слушать;
49