Напоминание

"Оздоровительная прогулка в летний оздоровительный период"


Автор: Хваткова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №88 "Одуванчик"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Семинар-практикум для воспитателей
Тема: "Оздоровительная прогулка в летний оздоровительный период"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум

«Организация прогулка в летний

оздоровительный период»

Семинар подготовила:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №88 «Одуванчик»

Хваткова Людмила Ивановна

- Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня

мы

начинаем

с

вами

работу

нашего

семинара-практикума

по

организации прогулки в летний оздоровительный период.

Начать свое выступление мне бы хотелось с высказывания одного врача-

педиатра, который говорил:

“День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья” (Г.Н.

Сперанский)

Итак, что же такое прогулка?

Прогулка

заранее

организованный

воспитателем

режимный

момент

жизнедеятельности

детей в

дошкольном

учреждении,

который

проходит

на

свежем воздухе.

Всем

вам

хорошо

известно,

что

режим

дня

любого

детского

сада

предусматривает

ежедневное

проведение

дневной

прогулки

после

занятий

и

вечерней – после полдника. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и

нормативам общая продолжительность прогулки составляет 4-4,5 часа.

В

летний

период

в

режиме

дня

детского

сада

предусматривается

максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема

пищи и сна.

Время, которое отводится для прогулок, должно строго соблюдаться.

Но,

фактически

дети

гуляют

меньше,

продолжительность

прогулки

по

разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал

используется далеко не в полном объеме. Неорганизованность и однообразие

являются

типичными

недостатками

организации

прогулок

в

детском

саду.

А

педагогическое

воздействие

на

прогулке

нередко

подменяется

присмотром

за

детьми.

Поэтому, чтобы правильно организовать и руководить деятельностью детей

на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания, владеть практическими

умениями и навыками, а также методикой проведения прогулки.

Сегодня на семинаре мы с вами подробно рассмотрим структуру и методику

проведения традиционной или типовой прогулки.

Правильная организация такой прогулки предполагает использование пяти

частей:

· Наблюдение;

· Трудовая деятельность детей;

· Подвижные игры

· Индивидуальная работа с детьми;

· Самостоятельная деятельность детей.

Эффективность реализации всех частей прогулки полностью зависит только

от воспитателя. Эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и

интересной.

К

тому

же

они

выступают

не

как

отдельные

педагогические

мероприятия,

а

как

логически

обоснованные

части

того,

что

запланировано

педагогом в конкретной прогулке.

И

сейчас,

давайте

подробней

остановимся

на

каждом

составляющем

компоненте прогулки.

Наблюдения

условно

можно

разбить

на

несколько

видов,

это:

• Наблюдения за живой природой (представители флоры и фауны – это растения,

животные, птицы, насекомые).

• Наблюдения за неживой природой (сезонные и погодные явления, знакомство со

свойствами воды, песка, глины, природного материала – камни, ракушки и т.д.)

• Наблюдения за трудом взрослых (организуются наблюдения за трудом взрослых,

которые

работают

вблизи

детского

сада: дворник,

водитель,

строитель,

полицейский).

• Наблюдения за жизнью улицы (общественный, личный транспорт, грузовые,

легковые, специальные автомобили, красочное оформление к праздникам).

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 5-10 минут, в

старшем возрасте они должны составлять от 10 до 20 минут. Проводить их надо

ежедневно,

и

каждый

раз

детям

должны

предлагаться

разные

объекты

для

рассмотрения.

Удержать

внимание

ребенка,

особенно,

младшего

дошкольного

возраста

очень непросто. На прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его

моментов: то он обратил внимание на пролетающую бабочку или отвлёкся на шум

проезжающей машины и таких отвлекающих факторов на улице очень много.

Поэтому

наблюдения

должны

быть

нерастянутыми

по

времени,

яркими,

интересными и содержательными. При планировании наблюдений воспитатель

должен продумать: оборудование и материалы, которые он будет использовать в

ходе

наблюдения,

размещение

детей,

педагог

должен

продумать

приёмы

привлечения

внимания

детей

(это

могут

быть:

сюрпризные

моменты,

использование художественного слова: стихотворные тексты, загадки, пословицы

и

поговорки,

которые

воспринимаются

детьми

с

большим

интересом

и

др.

приёмы), так же необходимо привлекать самих детей к активизации умственной

деятельности

это

можно

сделать

уже

с

помощью

постановки

поисковых

вопросов и использования детского опыта). Главное в этом компоненте прогулки

не

оставлять

детей

равнодушными

при

виде

ярких

образов

и

событий

в

окружающей среде.

Следующим важным компонентом прогулки являются подвижные игры. В

эту часть прогулки входят проведение: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры

малой и средней подвижности, также используются игры на выбор детей по

желанию и дидактические игры.

Подвижные игры в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15

мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин.

При выборе игры воспитатель должен учитывать следующие факторы:

- время года (погодные условия, температура воздуха);

- возраст детей (состояние здоровья, желание);

- характер предшествующей деятельности.

Последовательность

структурных

компонентов

прогулки

может

варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились

на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного

напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры,

пробежки, и только затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное

или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной

игры.

Чтобы

активизировать

двигательную

активность

дошкольников

во

время

прогулок,

на

участок

выносят

крупногабаритные

игрушки,

машины,

разнообразные пособия: обручи, мячи, скакалки, принадлежности для игры в

бадминтон и т.д.

Здесь бы хотелось обратить ваше внимание на то, что при проведении этой

части прогулки, вам надо стремиться к тому, чтобы ваши дети в дальнейшем

научились

играть

в

подвижные

игры

по

собственному

желанию,

выполняя

основные правила и соблюдая при этом дисциплину. Выбирая для детей игру,

старайтесь ставить задачи не только двигательного характера – закрепить навык

того

или

иного

движения,

но

и

нравственного

развивать

у

них

чувство

товарищества, взаимопомощи и коллективизма.

Единственное, на что хотелось бы сделать упор в этой части, это на то, чтобы

вы

не

забывали

в

этой

части

прогулки

проводить дидактические

игры

и

упражнения. Они

должны

быть

непродолжительны

и

занимать

по

времени в

младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут. Проводятся дидактические

упражнения несколько раз в течение одной прогулки со всей группой детей либо с

ее частью.

Дидактическое упражнение может быть предложено детям как в начале, так и

в конце наблюдения, а может вплетаться в ход самого наблюдения, например,

«Принеси желтый листик», «Найди дерево или кустарник» и т.д. В дидактических

заданиях

могут

решаться

одновременно

несколько

задач:

закрепление

цвета,

формы и величины предметов, также они могут выполняться с помощью детской

физической активности, например, детям предлагаются задания: «Раз, два, три! К

березе беги». И тут же, перед детьми старшего возраста, ставится другая более

сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?» и т.д.

Большое воспитательное значение на прогулке имеет трудовая деятельность.

Поэтому,

следующим

структурным

компонентом

типовой

прогулки

является

выполнение детьми трудовых действий.

Здесь

важно,

чтобы

для

каждого

ребенка

задания

были

посильными,

интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-10 минут в

младшем

возрасте

и

15-20

минут

в

старшем

возрасте.

Для

привития

детям

трудолюбия и аккуратности, очень важно правильно подобрать детский инвентарь

(грабли, лопатки, совки, ведерки). В процессе выполнения трудовых поручений, у

детей важно сформировать положительное отношение к труду, а также уважение к

труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и в

дальнейшем проявлять самостоятельность и инициативу.

Формами организации труда детей являются:

- индивидуальные трудовые поручения;

- работа в подгруппах;

- коллективный труд.

Индивидуальные

трудовые

поручения

применяются

во

всех

возрастных

группах детского сада.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из

одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в

кормушку. Затем, воспитатель уже поочередно привлекает к кормлению птиц всех

детей.

Или,

например,

организует

«труд

рядом»:

предлагает

собрать

шишки,

листочки, камушки для дальнейших поделок.

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять

разные

трудовые

поручения;

единственное,

требуется

постоянное

внимание

воспитателя к качеству работы детей; и педагог должен следить, чтобы дети

доводили начатое дело до конца.

У

детей

старшего

возраста

необходимо

сформировать

умение

принять

трудовую

задачу,

представить

результат

ее

выполнения,

определить

последовательность

операций,

отобрать

необходимые

инструменты,

и

уже

самостоятельно

заниматься

трудовой

деятельностью

(при

небольшой

помощи

воспитателя).

Здесь важно создать у старших детей правильную мотивацию, объяснить,

почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом,

и ещё желательно разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например,

предложить отгадать загадки или использовать др. сюрпризные моменты.

Следующим

не

менее

важным

структурным

компонентом

ежедневной

прогулки является - индивидуальная работа.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она может быть

направлена

на

развитие

речи

ребенка:

т.е.

на

отработку

звукопроизношения,

заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы или

можно повторить слова песни, которую разучивали дети на музыкальном занятии

к празднику.

Во время прогулок воспитатель может также организовывать

индивидуальную работу по физическому развитию с одним или несколькими

отстающими детьми на выполнение основных движений: (ходьба, бег, прыжки,

подскоки, упражнения с мячами и обручами, метание в цель и т.д.)

В процессе

индивидуальной

работы

с

ребенком

может

быть

проведена

беседа

на

формирование

нравственных

качеств,

правил

поведения

в

детском

коллективе,

или

же

беседа

по

рекомендации

логопеда

или

психолога.

Здесь,

важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее

необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Следующий структурный компонент прогулки – самостоятельная

деятельность детей, которая также нуждается в грамотном руководстве. Педагог

должен постоянно контролировать и следить за самостоятельной деятельностью

детей. Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен

держать в поле зрения всех детей: чтобы вовремя предотвратить возникающий

конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе собрал игрушки, навел

порядок

на

веранде

или

на

участке.

Педагог

может

предложить

детям

организовать сюжетно – ролевую или подвижную игру, занимательные задания,

выносные игрушки или инвентарь для труда и т.д. Одним из самых любимых

видов самостоятельных творческих игр у детей, являются строительные игры с

природным материалом: песком, камушками, шишками т. д. Поэтому педагогам

необходимо стараться разнообразить такие игры и создавать необходимые условия

и активно использовать атрибуты и выносной материал. Ну и при этом, конечно

же, не забывать о соблюдении санитарно-гигиенических требований к хранению и

размещению выносного материала.

Коротко, хотелось бы сказать о проведении прогулки в вечернее время.

В

течение

всего

года

в

обязательном

порядке

проводится вечерняя

прогулка, но так как воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, на

вечерней

прогулке

не

проводятся организованное

наблюдение

и

трудовые

действия.

На

фоне

самостоятельно

играющих

детей

педагог

может

что-то

рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя детьми на интересную

для них тему, организовать индивидуальные игры.

Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно и все дети

были заняты. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут

гулять

с

большой

охотой

и

радостью.

Для

воспитателей

прогулка

это

уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка

новыми знаниями и впечатлениями.



В раздел образования