Автор: Хваткова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №88 "Одуванчик"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Семинар-практикум для воспитателей
Тема: "Оздоровительная прогулка в летний оздоровительный период"
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум
«Организация прогулка в летний
оздоровительный период»
Семинар подготовила:
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
ДС №88 «Одуванчик»
Хваткова Людмила Ивановна
- Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня
мы
начинаем
с
вами
работу
нашего
семинара-практикума
по
организации прогулки в летний оздоровительный период.
Начать свое выступление мне бы хотелось с высказывания одного врача-
педиатра, который говорил:
“День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья” (Г.Н.
Сперанский)
Итак, что же такое прогулка?
Прогулка
–
заранее
организованный
воспитателем
режимный
момент
жизнедеятельности
детей в
дошкольном
учреждении,
который
проходит
на
свежем воздухе.
Всем
вам
хорошо
известно,
что
режим
дня
любого
детского
сада
предусматривает
ежедневное
проведение
дневной
прогулки
после
занятий
и
вечерней – после полдника. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и
нормативам общая продолжительность прогулки составляет 4-4,5 часа.
В
летний
период
в
режиме
дня
детского
сада
предусматривается
максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема
пищи и сна.
Время, которое отводится для прогулок, должно строго соблюдаться.
Но,
фактически
дети
гуляют
меньше,
продолжительность
прогулки
по
разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал
используется далеко не в полном объеме. Неорганизованность и однообразие
являются
типичными
недостатками
организации
прогулок
в
детском
саду.
А
педагогическое
воздействие
на
прогулке
нередко
подменяется
присмотром
за
детьми.
Поэтому, чтобы правильно организовать и руководить деятельностью детей
на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания, владеть практическими
умениями и навыками, а также методикой проведения прогулки.
Сегодня на семинаре мы с вами подробно рассмотрим структуру и методику
проведения традиционной или типовой прогулки.
Правильная организация такой прогулки предполагает использование пяти
частей:
· Наблюдение;
· Трудовая деятельность детей;
· Подвижные игры
· Индивидуальная работа с детьми;
· Самостоятельная деятельность детей.
Эффективность реализации всех частей прогулки полностью зависит только
от воспитателя. Эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и
интересной.
К
тому
же
они
выступают
не
как
отдельные
педагогические
мероприятия,
а
как
логически
обоснованные
части
того,
что
запланировано
педагогом в конкретной прогулке.
И
сейчас,
давайте
подробней
остановимся
на
каждом
составляющем
компоненте прогулки.
Наблюдения
условно
можно
разбить
на
несколько
видов,
это:
• Наблюдения за живой природой (представители флоры и фауны – это растения,
животные, птицы, насекомые).
• Наблюдения за неживой природой (сезонные и погодные явления, знакомство со
свойствами воды, песка, глины, природного материала – камни, ракушки и т.д.)
• Наблюдения за трудом взрослых (организуются наблюдения за трудом взрослых,
которые
работают
вблизи
детского
сада: дворник,
водитель,
строитель,
полицейский).
• Наблюдения за жизнью улицы (общественный, личный транспорт, грузовые,
легковые, специальные автомобили, красочное оформление к праздникам).
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 5-10 минут, в
старшем возрасте они должны составлять от 10 до 20 минут. Проводить их надо
ежедневно,
и
каждый
раз
детям
должны
предлагаться
разные
объекты
для
рассмотрения.
Удержать
внимание
ребенка,
особенно,
младшего
дошкольного
возраста
очень непросто. На прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его
моментов: то он обратил внимание на пролетающую бабочку или отвлёкся на шум
проезжающей машины и таких отвлекающих факторов на улице очень много.
Поэтому
наблюдения
должны
быть
нерастянутыми
по
времени,
яркими,
интересными и содержательными. При планировании наблюдений воспитатель
должен продумать: оборудование и материалы, которые он будет использовать в
ходе
наблюдения,
размещение
детей,
педагог
должен
продумать
приёмы
привлечения
внимания
детей
(это
могут
быть:
сюрпризные
моменты,
использование художественного слова: стихотворные тексты, загадки, пословицы
и
поговорки,
которые
воспринимаются
детьми
с
большим
интересом
и
др.
приёмы), так же необходимо привлекать самих детей к активизации умственной
деятельности
(а
это
можно
сделать
уже
с
помощью
постановки
поисковых
вопросов и использования детского опыта). Главное в этом компоненте прогулки
–
не
оставлять
детей
равнодушными
при
виде
ярких
образов
и
событий
в
окружающей среде.
Следующим важным компонентом прогулки являются подвижные игры. В
эту часть прогулки входят проведение: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры
малой и средней подвижности, также используются игры на выбор детей по
желанию и дидактические игры.
Подвижные игры в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15
мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин.
При выборе игры воспитатель должен учитывать следующие факторы:
- время года (погодные условия, температура воздуха);
- возраст детей (состояние здоровья, желание);
- характер предшествующей деятельности.
Последовательность
структурных
компонентов
прогулки
может
варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились
на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного
напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры,
пробежки, и только затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное
или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной
игры.
Чтобы
активизировать
двигательную
активность
дошкольников
во
время
прогулок,
на
участок
выносят
крупногабаритные
игрушки,
машины,
разнообразные пособия: обручи, мячи, скакалки, принадлежности для игры в
бадминтон и т.д.
Здесь бы хотелось обратить ваше внимание на то, что при проведении этой
части прогулки, вам надо стремиться к тому, чтобы ваши дети в дальнейшем
научились
играть
в
подвижные
игры
по
собственному
желанию,
выполняя
основные правила и соблюдая при этом дисциплину. Выбирая для детей игру,
старайтесь ставить задачи не только двигательного характера – закрепить навык
того
или
иного
движения,
но
и
нравственного
–
развивать
у
них
чувство
товарищества, взаимопомощи и коллективизма.
Единственное, на что хотелось бы сделать упор в этой части, это на то, чтобы
вы
не
забывали
в
этой
части
прогулки
проводить дидактические
игры
и
упражнения. Они
должны
быть
непродолжительны
и
занимать
по
времени в
младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут. Проводятся дидактические
упражнения несколько раз в течение одной прогулки со всей группой детей либо с
ее частью.
Дидактическое упражнение может быть предложено детям как в начале, так и
в конце наблюдения, а может вплетаться в ход самого наблюдения, например,
«Принеси желтый листик», «Найди дерево или кустарник» и т.д. В дидактических
заданиях
могут
решаться
одновременно
несколько
задач:
закрепление
цвета,
формы и величины предметов, также они могут выполняться с помощью детской
физической активности, например, детям предлагаются задания: «Раз, два, три! К
березе беги». И тут же, перед детьми старшего возраста, ставится другая более
сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?» и т.д.
Большое воспитательное значение на прогулке имеет трудовая деятельность.
Поэтому,
следующим
структурным
компонентом
типовой
прогулки
является
выполнение детьми трудовых действий.
Здесь
важно,
чтобы
для
каждого
ребенка
задания
были
посильными,
интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-10 минут в
младшем
возрасте
и
15-20
минут
в
старшем
возрасте.
Для
привития
детям
трудолюбия и аккуратности, очень важно правильно подобрать детский инвентарь
(грабли, лопатки, совки, ведерки). В процессе выполнения трудовых поручений, у
детей важно сформировать положительное отношение к труду, а также уважение к
труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и в
дальнейшем проявлять самостоятельность и инициативу.
Формами организации труда детей являются:
- индивидуальные трудовые поручения;
- работа в подгруппах;
- коллективный труд.
Индивидуальные
трудовые
поручения
применяются
во
всех
возрастных
группах детского сада.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из
одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в
кормушку. Затем, воспитатель уже поочередно привлекает к кормлению птиц всех
детей.
Или,
например,
организует
«труд
рядом»:
предлагает
собрать
шишки,
листочки, камушки для дальнейших поделок.
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять
разные
трудовые
поручения;
единственное,
требуется
постоянное
внимание
воспитателя к качеству работы детей; и педагог должен следить, чтобы дети
доводили начатое дело до конца.
У
детей
старшего
возраста
необходимо
сформировать
умение
принять
трудовую
задачу,
представить
результат
ее
выполнения,
определить
последовательность
операций,
отобрать
необходимые
инструменты,
и
уже
самостоятельно
заниматься
трудовой
деятельностью
(при
небольшой
помощи
воспитателя).
Здесь важно создать у старших детей правильную мотивацию, объяснить,
почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом,
и ещё желательно разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например,
предложить отгадать загадки или использовать др. сюрпризные моменты.
Следующим
не
менее
важным
структурным
компонентом
ежедневной
прогулки является - индивидуальная работа.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она может быть
направлена
на
развитие
речи
ребенка:
т.е.
на
отработку
звукопроизношения,
заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы или
можно повторить слова песни, которую разучивали дети на музыкальном занятии
к празднику.
Во время прогулок воспитатель может также организовывать
индивидуальную работу по физическому развитию с одним или несколькими
отстающими детьми на выполнение основных движений: (ходьба, бег, прыжки,
подскоки, упражнения с мячами и обручами, метание в цель и т.д.)
В процессе
индивидуальной
работы
с
ребенком
может
быть
проведена
беседа
на
формирование
нравственных
качеств,
правил
поведения
в
детском
коллективе,
или
же
беседа
по
рекомендации
логопеда
или
психолога.
Здесь,
важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее
необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Следующий структурный компонент прогулки – самостоятельная
деятельность детей, которая также нуждается в грамотном руководстве. Педагог
должен постоянно контролировать и следить за самостоятельной деятельностью
детей. Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен
держать в поле зрения всех детей: чтобы вовремя предотвратить возникающий
конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе собрал игрушки, навел
порядок
на
веранде
или
на
участке.
Педагог
может
предложить
детям
организовать сюжетно – ролевую или подвижную игру, занимательные задания,
выносные игрушки или инвентарь для труда и т.д. Одним из самых любимых
видов самостоятельных творческих игр у детей, являются строительные игры с
природным материалом: песком, камушками, шишками т. д. Поэтому педагогам
необходимо стараться разнообразить такие игры и создавать необходимые условия
и активно использовать атрибуты и выносной материал. Ну и при этом, конечно
же, не забывать о соблюдении санитарно-гигиенических требований к хранению и
размещению выносного материала.
Коротко, хотелось бы сказать о проведении прогулки в вечернее время.
В
течение
всего
года
в
обязательном
порядке
проводится вечерняя
прогулка, но так как воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, на
вечерней
прогулке
не
проводятся организованное
наблюдение
и
трудовые
действия.
На
фоне
самостоятельно
играющих
детей
педагог
может
что-то
рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя детьми на интересную
для них тему, организовать индивидуальные игры.
Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно и все дети
были заняты. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут
гулять
с
большой
охотой
и
радостью.
Для
воспитателей
прогулка
—
это
уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка
новыми знаниями и впечатлениями.