Автор: Утина Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 110 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Ухта, пгт.Ярега, Республика коми
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 110» общеразвивающего вида
Планирование дидактических и развивающих игр
по подготовке детей старшего дошкольного возраста
к обучению грамоте
.
Воспитатель: Утина Светлана Юрьевна
пгт.Ярега
2014 год
Груп
па
этапы
ЗВУК
СЛОГ
СЛОВО
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
РЕЧЬ
I ЭТАП
5 - 6
лет
«Длинные и
короткие»
Цель: закреплять
знания о том, что
звуки в слове
произносятся в
определенной
последовательности;
учить детей
самостоятельно
находить длинные и
короткие слова
«Назови первый звук
в слове»
Цель: умение
вычленять первый
звук в слове
«Цепочка слов»
Цель: назвать как
можно больше слов
на заданный
«Живые слоги»
Цель: упражнять в
составлении слогов
из звуков
«Я сначала, ты
потом»
Цель: упражнять в
умении членить
слово на части и
придумывать как
можно больше слов
на заданный слог
«Придумай кошке
название»
Цель: умение
придумывать
кличку животного с
одно и
двуслоговым
«Живое слово»
Цель: упражнять
в умении
составлять слово
из данных звуков
«Скажем слово
про лисичку»
Цель: упражнять
в составлении
слов по заданию
«Какое слово
заблудилось?»
Цель: умение
подобрать точное
по смыслу слово
«Эхо»
Цель: упражнять
в произнесении
«Закончи
предложение и
подбери к нему
картинку»
Цель: упражнять в
умении подбирать
слово по смыслу и
согласовании его с
другими словами
«Живое
предложение»
Цель: упражнять в
умении
семантически верно
соединять слова в
предложении
☼ «Чудесный
мешочек»
Цель: упражнять в
составлении
предложений –
загадок о предмете
«Расставь по
порядку»
Цель: уметь
составлять 2-3
предложения в
определенной
последовательности
«Две сестренки»
Цель: уметь
описывать
внешность, одежду,
использовать в речи
сравнения
«Новые
приключения
Колобка»
Цель: развивать
речетворческие
умения детей,
сочинять новые
эпизоды сказки
(первый) звук
☼ «Поймай конец и
продолжай» (вариант
«Цепочка слов»)
Цель: упражнять в
определении звуков
в начале и в конце
слова
«Кто
внимательный?»
Цель: умение
вычленять заданный
звук в слове
«Где спрятался наш
звук?»
Цель уметь
определять место
заданного звука в
слове
«Веселый поезд»
(вариант игры
«Цепочка слов»)
Цель: упражнять в
словом
«Чудесный
мешочек»
Цель: уметь при
описании предмета
назвать, из какого
количества слогов
состоит его
название
«Слоговой домик»
Цель: упражнять в
составлении слогов
из звуков
«Как Мишутка
учился говорить»
Цель: уметь
находить
«потерявшийся»
слов вслед за
взрослым
☼ «Чудесный
мешочек»
Цель: уметь
определить, о чем
загадка и назвать
одним словом
«Подскажи
словечко»
Цель: упражнять
в умении
дополнять
стихотворение
подходящим по
смыслу словом
«Слово звонкое
или тихое?»
Цель: упражнять
«Придумай
название
сказки/рассказа»
Цель: умение
придумать название
сказки/рассказа,
используя 1-2 слова
«Что умеют делать
звери?»
Цель: упражнять в
составлении
описательных
предложений из 1-2
слов
«Чудесные
превращения»
Цель: уметь
определить
последовательность
слов в предложении
«Отправляемся в
отпуск»
«Напишем письмо
Деду Морозу»
Цель: уметь
составлять
повествование в
определенной
последовательности
совместно со
взрослым
«Расскажем про
ручку»
Цель: уметь
составить связное
описание предмета,
используя 2-3
предложения
«Что мы знаем про
слово «игла»?»
Цель: составлять
описание предмета,
используя схему
повествования
умении вычленять
первый и последний
звуки в слове
«Звук заблудился»
(вариант игры «Кто
внимательный?»)
Цель: упражнять в
определении места
звука в слове,
используя схему
«Строим пирамиду»
Цель: упражнять в
определении
количества звуков в
словах
«Кто в домике
живет?»
Цель: упражнять в
определении первого
звука в слове
«Кто быстрее
соберет вещи?»
Цель: уметь
дифференцировать
звуки с - ш
слог
«Сочиним
чистоговорку»
Цель: уметь
подобрать верный
слог, чтобы
получилось
стройное
стихотворное
высказывание
«Кто больше
назовет слогов»
Цель: уметь назвать
наибольшее
количество слогов
на заданный звук
☼ «Найди пару»
Цель: упражнять в
подборе слов,
отличающихся друг
от друга слогом
в четком
произнесении
слов громким и
тихим голосом
«Назови одним
словом»
Цель: упражнять
в умении
подбирать
определение
☼ «Путаница»
Цель: уметь
находить
смысловые
несоответствия и
заменять
подходящим по
смыслу словом
«Угадай, о ком
скажу»
Цель: упражнять
в умении слушать
Цель: упражнять в
составлении
предложений
«Где я был(а)?»
Цель: уметь одним
предложением
рассказать о том,
где ты был,
расставляя слова в
определенной
последовательности
«Придумай
предложение об
осени»
Цель: составление
предложений из 1-2
слов
«Я начну, а ты
продолжи»
Цель: придумывать
продолжение
рассказа
«Как начинались
новые приключения
Лунтика/Вини
Пуха»
Цель: развивать
творческие
способности детей в
придумывании
нескольких
вариантов сказки,
умение выбрать
наилучший из них
«Придумай
продолжение
приключений
Лунтика/Вини
«Собери букет»
Цель: упражнять в
различении
заданного звука в
словах
«Магазин»
Цель: уметь
дифференцировать
звуки р – л, с - ш
«Эхо»
Цель: уметь
дифференцированно
и в слове
произносить
заданный звук
«Как меня зовут?»
Цель: упражнять в
вычленении первого
звука в слове
☼ «Пирамида»
Цель: упражнять в
определении
количества слогов в
словах
«Посадим цветы в
клумбу»
Цель: умение
определять
количество слогов
в словах,
обозначающих
названия цветов
«Измени»
Цель: упражнять в
членении слов на
слоги, уметь
создавать новое
слово на основе
данного, путем
добавления или
изменения одного
из слогов
и слышать и
давать точное
определение по
образному
описанию
«Помоги
Незнайке сказать
правильно»
Цель: упражнять
в умении
подбирать
нужное слово
«Расскажи про
котенка»
Цель: упражнять
в умении назвать
как можно
больше слов,
характеризующих
котенка
«Назови слова по
схеме»
Пуха»
Цель: развивать
представления о
последовательном
течении рассказа
(начало, середина,
конец), придумать
несколько вариантов
продолжения сказки
и выбрать лучший
«Чем могут
закончиться
приключения
Лунтика/Вини
Пуха»
Цель: закреплять
представления о
последовательном
течении рассказа
(начало, середина,
конец), придумать
окончание сказки и
записать ее в альбом
сказок и рассказов,
придуманных
детьми
☼ «Поезд»
Цель: упражнять в
определении
количества слогов в
словах
Цель: упражнять
в умении
понимать схему
слова и
правильно
назвать слова по
схеме
«Найду тебя по
имени»
Цель: упражнять
в
«Угадай-ка»
Цель: уметь
выделять
отдельные
признаки
предмета
«Какое слово
заблудилось?»
Цель: умение
находить точное
по смыслу слово
Группа
этапы
ЗВУК
СЛОГ
СЛОВО
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
РЕЧЬ
II ЭТАП
– 6-7
лет
«Живые модели»
Цель: умение
определять
количество звуков в
слове, составлять
схему слова из
звуков вразбивку
«Назови братца»
Цель: упражнять в
умении вычленять и
называть твердый и
мягкий парные
согласные звуки
«Как их зовут?»
Цель: закрепить
умение определять
первый, последний,
☼ «Придумай
кошке название»
Ц е л ь :
у м е н и е
придумывать
кличку
животного
из
т р ех / ч е т ы р ех
слогов
☼ «Слоговой
домик»
Цель: уметь
прочитать слог и
найти пару
☼ «Я сначала, ты
потом»
Цель: уметь
членить слово на
части и
придумывать как
можно больше слов
на заданный слог,
постепенно
☼ «Живое слово»
Цель: упражнять
в умении
составлять слово
из данных букв
☼ «Сломанный
телефон»
Цель: упражнять
в многократном
повторении слова
друг за другом
группой детей, не
меняя его
звукового
содержания
☼ «Подбери
слово к схеме»
Цель: упражнять
☼ «Придумай
название
сказки/рассказа»
Цель: умение
придумать название
сказки/рассказа,
используя 3-4 слова
«Дополни
предложение»
Цель: расширять
семантическое
поле, углублять
понимание
значений слов и
правильно их
соединять
☼ «Что умеют
делать звери?»
☼ «Что
перепутано?»
Цель: упражнять в
умении находить
семантическую
связь предложений
и исправлять
ошибки
«Расскажи сюжет по
порядку»
Цель: упражнять в
умении составлять
связный рассказ по
серии картин
«Сочини сказку на
заданное слово»
Цель: упражнять в
умении
самостоятельно
находить
выразительные
второй и третий
звуки в словах, а
также составлять из
них имена
«Найди пару»
Цель: упражнять в
подборе слов,
отличающихся друг
от друга одним
звуком
«Кто
внимательный?»
Цель: умение
вычленять заданный
звук в слове,
определит
«Включи телевизор»
Цель: упражнять в
определении первого
или последнего
звуков в словах, в
составлении слов из
3-4 выделенных
удлиняя слова
☼ «Как Мишутка
учился говорить»
Цель: уметь
находить
«потерявшийся»
слог и удлинять
слово при помощи
нового слога
☼ «Наш слог
заблудился»
(вариант игры «Кто
внимательный?»)
Цель: умение
определять
правильную
последовательност
ь слогов в слове
«Составь слово из
слогов»
Цель: из данных
вразбивку слогов
составить слова
☼ «Цветочный
магазин»
Цель: упражнять в
в умении
ориентироваться
в схеме слова ,
назвать как
можно больше
подходящих к
схеме слов
«Загадочный
круг»
Цель: уметь
находить
многосложные
слова
«Найди пару»
Цель: упражнять
в определении
многосложных
слов
Цель: упражнять в
составлении
описательных
предложений из 4 и
более слов
☼ «Веселый поезд»
Цель: упражнять в
«Расколдуй
картинку»
Цель: упражнять в
умении находить
семантические
связи между
словами
«Загадай-ка мне
загадку»
Цель: упражнять в
составлении
загадок, используя
развернутое
предложение
«Придумай
предложение об
осени»
средства для
составления сказки
на заданное слово
«Фантазеры»
Цель: уметь
составлять рассказ о
возможных и
нереальных
событиях, используя
наиболее
подходящие
выразительные
средства
☼ «Расскажем про
ручку»
Цель: уметь
составить связное
описание предмета,
используя 3 и более
предложений
☼ «Напишем
письмо Деду
Морозу»
Цель: уметь
самостоятельно
составлять
повествование в
определенной
звуков, упражнять в
чтении слов из 3-4
букв
☼ «Поезд»
Цель: упражнять в
определении
количества звуков в
словах
«Помоги братцу
найти свое место»
Цель: упражнять в
умении находить
место заданного
звука в схеме слова
«Исправь ошибку»
Цель: уметь
подобрать
правильный звук,
чтобы получилось
нужное слово
«Назови ударный
делении слов на
слоги, используя
трех и
четырехсложные
слова
Цель: составление
предложений из 4 и
более слов
☼ «Путаница»
Цель: уметь
ориентироваться в
семантической
связи слов,
расставить слова в
определенной
последовательности
последовательности
гласный звук»
Цель: упражнять в
умении определять
ударный гласный
звук
«Волшебный
колодец»
Цель: подобрать
подходящий по
смыслу гласный звук
«Прочти и найди»
Цель: упражнять в
умении
ориентироваться в
схеме слова, умении
соотносить схему со
словом
«Что изменилось?»
Цель: умение
«читать» звуковую
модель слова,
называть гласные и
согласные звуки,
определять порядок
звуков в слове