Напоминание

Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.


Автор: Утина Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 110 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Ухта, пгт.Ярега, Республика коми
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 110» общеразвивающего вида

Планирование дидактических и развивающих игр

по подготовке детей старшего дошкольного возраста

к обучению грамоте

.

Воспитатель: Утина Светлана Юрьевна

пгт.Ярега

2014 год

Груп

па

этапы

ЗВУК

СЛОГ

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

РЕЧЬ

I ЭТАП

5 - 6

лет

«Длинные и

короткие»

Цель: закреплять

знания о том, что

звуки в слове

произносятся в

определенной

последовательности;

учить детей

самостоятельно

находить длинные и

короткие слова

«Назови первый звук

в слове»

Цель: умение

вычленять первый

звук в слове

«Цепочка слов»

Цель: назвать как

можно больше слов

на заданный

«Живые слоги»

Цель: упражнять в

составлении слогов

из звуков

«Я сначала, ты

потом»

Цель: упражнять в

умении членить

слово на части и

придумывать как

можно больше слов

на заданный слог

«Придумай кошке

название»

Цель: умение

придумывать

кличку животного с

одно и

двуслоговым

«Живое слово»

Цель: упражнять

в умении

составлять слово

из данных звуков

«Скажем слово

про лисичку»

Цель: упражнять

в составлении

слов по заданию

«Какое слово

заблудилось?»

Цель: умение

подобрать точное

по смыслу слово

«Эхо»

Цель: упражнять

в произнесении

«Закончи

предложение и

подбери к нему

картинку»

Цель: упражнять в

умении подбирать

слово по смыслу и

согласовании его с

другими словами

«Живое

предложение»

Цель: упражнять в

умении

семантически верно

соединять слова в

предложении

☼ «Чудесный

мешочек»

Цель: упражнять в

составлении

предложений –

загадок о предмете

«Расставь по

порядку»

Цель: уметь

составлять 2-3

предложения в

определенной

последовательности

«Две сестренки»

Цель: уметь

описывать

внешность, одежду,

использовать в речи

сравнения

«Новые

приключения

Колобка»

Цель: развивать

речетворческие

умения детей,

сочинять новые

эпизоды сказки

(первый) звук

☼ «Поймай конец и

продолжай» (вариант

«Цепочка слов»)

Цель: упражнять в

определении звуков

в начале и в конце

слова

«Кто

внимательный?»

Цель: умение

вычленять заданный

звук в слове

«Где спрятался наш

звук?»

Цель уметь

определять место

заданного звука в

слове

«Веселый поезд»

(вариант игры

«Цепочка слов»)

Цель: упражнять в

словом

«Чудесный

мешочек»

Цель: уметь при

описании предмета

назвать, из какого

количества слогов

состоит его

название

«Слоговой домик»

Цель: упражнять в

составлении слогов

из звуков

«Как Мишутка

учился говорить»

Цель: уметь

находить

«потерявшийся»

слов вслед за

взрослым

☼ «Чудесный

мешочек»

Цель: уметь

определить, о чем

загадка и назвать

одним словом

«Подскажи

словечко»

Цель: упражнять

в умении

дополнять

стихотворение

подходящим по

смыслу словом

«Слово звонкое

или тихое?»

Цель: упражнять

«Придумай

название

сказки/рассказа»

Цель: умение

придумать название

сказки/рассказа,

используя 1-2 слова

«Что умеют делать

звери?»

Цель: упражнять в

составлении

описательных

предложений из 1-2

слов

«Чудесные

превращения»

Цель: уметь

определить

последовательность

слов в предложении

«Отправляемся в

отпуск»

«Напишем письмо

Деду Морозу»

Цель: уметь

составлять

повествование в

определенной

последовательности

совместно со

взрослым

«Расскажем про

ручку»

Цель: уметь

составить связное

описание предмета,

используя 2-3

предложения

«Что мы знаем про

слово «игла»?»

Цель: составлять

описание предмета,

используя схему

повествования

умении вычленять

первый и последний

звуки в слове

«Звук заблудился»

(вариант игры «Кто

внимательный?»)

Цель: упражнять в

определении места

звука в слове,

используя схему

«Строим пирамиду»

Цель: упражнять в

определении

количества звуков в

словах

«Кто в домике

живет?»

Цель: упражнять в

определении первого

звука в слове

«Кто быстрее

соберет вещи?»

Цель: уметь

дифференцировать

звуки с - ш

слог

«Сочиним

чистоговорку»

Цель: уметь

подобрать верный

слог, чтобы

получилось

стройное

стихотворное

высказывание

«Кто больше

назовет слогов»

Цель: уметь назвать

наибольшее

количество слогов

на заданный звук

☼ «Найди пару»

Цель: упражнять в

подборе слов,

отличающихся друг

от друга слогом

в четком

произнесении

слов громким и

тихим голосом

«Назови одним

словом»

Цель: упражнять

в умении

подбирать

определение

☼ «Путаница»

Цель: уметь

находить

смысловые

несоответствия и

заменять

подходящим по

смыслу словом

«Угадай, о ком

скажу»

Цель: упражнять

в умении слушать

Цель: упражнять в

составлении

предложений

«Где я был(а)?»

Цель: уметь одним

предложением

рассказать о том,

где ты был,

расставляя слова в

определенной

последовательности

«Придумай

предложение об

осени»

Цель: составление

предложений из 1-2

слов

«Я начну, а ты

продолжи»

Цель: придумывать

продолжение

рассказа

«Как начинались

новые приключения

Лунтика/Вини

Пуха»

Цель: развивать

творческие

способности детей в

придумывании

нескольких

вариантов сказки,

умение выбрать

наилучший из них

«Придумай

продолжение

приключений

Лунтика/Вини

«Собери букет»

Цель: упражнять в

различении

заданного звука в

словах

«Магазин»

Цель: уметь

дифференцировать

звуки р – л, с - ш

«Эхо»

Цель: уметь

дифференцированно

и в слове

произносить

заданный звук

«Как меня зовут?»

Цель: упражнять в

вычленении первого

звука в слове

☼ «Пирамида»

Цель: упражнять в

определении

количества слогов в

словах

«Посадим цветы в

клумбу»

Цель: умение

определять

количество слогов

в словах,

обозначающих

названия цветов

«Измени»

Цель: упражнять в

членении слов на

слоги, уметь

создавать новое

слово на основе

данного, путем

добавления или

изменения одного

из слогов

и слышать и

давать точное

определение по

образному

описанию

«Помоги

Незнайке сказать

правильно»

Цель: упражнять

в умении

подбирать

нужное слово

«Расскажи про

котенка»

Цель: упражнять

в умении назвать

как можно

больше слов,

характеризующих

котенка

«Назови слова по

схеме»

Пуха»

Цель: развивать

представления о

последовательном

течении рассказа

(начало, середина,

конец), придумать

несколько вариантов

продолжения сказки

и выбрать лучший

«Чем могут

закончиться

приключения

Лунтика/Вини

Пуха»

Цель: закреплять

представления о

последовательном

течении рассказа

(начало, середина,

конец), придумать

окончание сказки и

записать ее в альбом

сказок и рассказов,

придуманных

детьми

☼ «Поезд»

Цель: упражнять в

определении

количества слогов в

словах

Цель: упражнять

в умении

понимать схему

слова и

правильно

назвать слова по

схеме

«Найду тебя по

имени»

Цель: упражнять

в

«Угадай-ка»

Цель: уметь

выделять

отдельные

признаки

предмета

«Какое слово

заблудилось?»

Цель: умение

находить точное

по смыслу слово

Группа

этапы

ЗВУК

СЛОГ

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

РЕЧЬ

II ЭТАП

– 6-7

лет

«Живые модели»

Цель: умение

определять

количество звуков в

слове, составлять

схему слова из

звуков вразбивку

«Назови братца»

Цель: упражнять в

умении вычленять и

называть твердый и

мягкий парные

согласные звуки

«Как их зовут?»

Цель: закрепить

умение определять

первый, последний,

☼ «Придумай

кошке название»

Ц е л ь :

у м е н и е

придумывать

кличку

животного

из

т р ех / ч е т ы р ех

слогов

☼ «Слоговой

домик»

Цель: уметь

прочитать слог и

найти пару

☼ «Я сначала, ты

потом»

Цель: уметь

членить слово на

части и

придумывать как

можно больше слов

на заданный слог,

постепенно

☼ «Живое слово»

Цель: упражнять

в умении

составлять слово

из данных букв

☼ «Сломанный

телефон»

Цель: упражнять

в многократном

повторении слова

друг за другом

группой детей, не

меняя его

звукового

содержания

☼ «Подбери

слово к схеме»

Цель: упражнять

☼ «Придумай

название

сказки/рассказа»

Цель: умение

придумать название

сказки/рассказа,

используя 3-4 слова

«Дополни

предложение»

Цель: расширять

семантическое

поле, углублять

понимание

значений слов и

правильно их

соединять

☼ «Что умеют

делать звери?»

☼ «Что

перепутано?»

Цель: упражнять в

умении находить

семантическую

связь предложений

и исправлять

ошибки

«Расскажи сюжет по

порядку»

Цель: упражнять в

умении составлять

связный рассказ по

серии картин

«Сочини сказку на

заданное слово»

Цель: упражнять в

умении

самостоятельно

находить

выразительные

второй и третий

звуки в словах, а

также составлять из

них имена

«Найди пару»

Цель: упражнять в

подборе слов,

отличающихся друг

от друга одним

звуком

«Кто

внимательный?»

Цель: умение

вычленять заданный

звук в слове,

определит

«Включи телевизор»

Цель: упражнять в

определении первого

или последнего

звуков в словах, в

составлении слов из

3-4 выделенных

удлиняя слова

☼ «Как Мишутка

учился говорить»

Цель: уметь

находить

«потерявшийся»

слог и удлинять

слово при помощи

нового слога

☼ «Наш слог

заблудился»

(вариант игры «Кто

внимательный?»)

Цель: умение

определять

правильную

последовательност

ь слогов в слове

«Составь слово из

слогов»

Цель: из данных

вразбивку слогов

составить слова

☼ «Цветочный

магазин»

Цель: упражнять в

в умении

ориентироваться

в схеме слова ,

назвать как

можно больше

подходящих к

схеме слов

«Загадочный

круг»

Цель: уметь

находить

многосложные

слова

«Найди пару»

Цель: упражнять

в определении

многосложных

слов

Цель: упражнять в

составлении

описательных

предложений из 4 и

более слов

☼ «Веселый поезд»

Цель: упражнять в

«Расколдуй

картинку»

Цель: упражнять в

умении находить

семантические

связи между

словами

«Загадай-ка мне

загадку»

Цель: упражнять в

составлении

загадок, используя

развернутое

предложение

«Придумай

предложение об

осени»

средства для

составления сказки

на заданное слово

«Фантазеры»

Цель: уметь

составлять рассказ о

возможных и

нереальных

событиях, используя

наиболее

подходящие

выразительные

средства

☼ «Расскажем про

ручку»

Цель: уметь

составить связное

описание предмета,

используя 3 и более

предложений

☼ «Напишем

письмо Деду

Морозу»

Цель: уметь

самостоятельно

составлять

повествование в

определенной

звуков, упражнять в

чтении слов из 3-4

букв

☼ «Поезд»

Цель: упражнять в

определении

количества звуков в

словах

«Помоги братцу

найти свое место»

Цель: упражнять в

умении находить

место заданного

звука в схеме слова

«Исправь ошибку»

Цель: уметь

подобрать

правильный звук,

чтобы получилось

нужное слово

«Назови ударный

делении слов на

слоги, используя

трех и

четырехсложные

слова

Цель: составление

предложений из 4 и

более слов

☼ «Путаница»

Цель: уметь

ориентироваться в

семантической

связи слов,

расставить слова в

определенной

последовательности

последовательности

гласный звук»

Цель: упражнять в

умении определять

ударный гласный

звук

«Волшебный

колодец»

Цель: подобрать

подходящий по

смыслу гласный звук

«Прочти и найди»

Цель: упражнять в

умении

ориентироваться в

схеме слова, умении

соотносить схему со

словом

«Что изменилось?»

Цель: умение

«читать» звуковую

модель слова,

называть гласные и

согласные звуки,

определять порядок

звуков в слове



В раздел образования