Автор: Рудова Оксана Анатольевна Должность: заместитель директора ОУ по УВР Учебное заведение: МБОУ РСОШ №4 им.С.В.Пешеходько Населённый пункт: п.Роговский, Егорлыкский район, Ростовская область Наименование материала: презентация Тема: Профессиональный стандарт педагога Раздел: среднее образование
«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему
новому, понимающие детскую психологию и особенности
развития школьников, хорошо знающие свой предмет.
Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем,
стать самостоятельными, творческими и уверенными в
себе людьми.»
(Из концепции национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа» )
Новой школе - новые учителя
В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле ничего
нельзя улучшить, минуя голову
учителя.
К.Д. Ушинский
В
стремительно
меняющемся
открытом
мире
главным
профессиональным качеством, которое педагог должен
постоянно демонстрировать своим ученикам, становится
умение учиться.
Готовность к переменам, мобильность, способность к
нестандартным трудовым действиям, ответственность и
самостоятельность
в
принятии
решений
–
все
эти
характеристики деятельности успешного профессионала
в полной мере относятся и к педагогу.
Обретение
этих
ценных
качеств
невозможно
без
расширения пространства педагогического творчества.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 октября 2013 г. N 544н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО,
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и
применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
применяется работодателями при формировании кадровой политики и в
управлении персоналом, при организации обучения и аттестации
работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных
инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
О внесении изменения
в приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)»
П р и к а з ы в а ю:
В пункте 2 приказа Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность
в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г. №
30550) слова «с 1 января 2015 года» заменить словами «с 1 января
2016 года».
Министр М.А. Топилин
Стандарт – инструмент реализации стратегии
образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества
образования и выхода отечественного образования на
международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации
педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в
учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового
договора, фиксирующего отношения между работником
и работодателем.
Стандарт должен:
Соответствовать структуре профессиональной
деятельности педагога.
Не превращаться в инструмент жесткой регламентации
деятельности педагога.
Избавить педагога от выполнения несвойственных функций,
отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
Соответствовать международным нормам и регламентам.
Соотноситься с требованиями ведомств, от которых зависят
исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
3.1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки
учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя
складывается из его профессиональных компетенций.
3.2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе
практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
3.3 Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий
перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей
территории Российской Федерации.
3.4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту :
документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога,
позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.
3.5 Внутренний стандарт образовательной организации : документ, определяющий
квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной
организации образовательным программам.
3.6 Ключевые области стандарта педагога : разделы стандарта, соответствующие
структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие
ребенка.
3.7 Профессиональная ИКТ-компетентность : квалифицированное использование
общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах
средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
3.8.Аудит:
систематический,
независимый
и
документируемый
процесс
получения
свидетельств
аудита
и
их
объективного
оценивания
в
целях
установления
степени
выполнения
требований.
3.9.Внутренний аудит : аудит, осуществляемый самой организацией
или
другой
организацией
от
ее
имени
для
внутренних
целей.
Например,
внутренний
аудит
может
быть
проведен
для
подтверждения
результативности
системы
менеджмента
или
оценки квалификации работников, а также оценки соответствия
предъявляемым к ним профессиональным требованиям.
3.10.Внешний
аудит:
аудит,
проводимый
независимой
от
образовательной
организации
стороной.
Внешний
аудит
может
быть
осуществлен
надзорными
органами
или
организациями,
представляющими интересы потребителей.
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ
инклюзивного образования.
Преподавание русского языка учащимся, для
которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в
развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально
запущенными и социально уязвимыми
учащимися, имеющими серьезные отклонения в
поведении.
Специальности:
педагог дошкольного образования (воспитатель),
педагог начальной школы,
педагог основной школы,
педагог старшей школы.
В перспективе:
педагог дополнительного образования,
педагог системы профессионального образования.
Планируется:
педагог-психолог,
специальный педагог (дефектолог) в дошкольном учреждении
общего типа и массовой школе,
тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и
сопровождение ребенка-инвалида.
Сфера дошкольного и общего образования.
при приеме на работу в общеобразовательное
учреждение на должность «педагог»;
при проведении аттестации педагогов образовательных
учреждений региональными органами исполнительной
власти, осуществляющими управление в сфере
образования ;
при проведении аттестации педагогов самими
образовательными организациями, в случае
предоставления им соответствующих полномочий.
Введение должно неизбежно повлечь за собой изменение
стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в
центрах повышения квалификации.
От педагога нельзя требовать, чему его никто никогда не учил.
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны
предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения
профессионального стандарта педагога.
Предусматривается введение региональной и школьной компоненты,
учитывающей как региональные особенности (преобладание
сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или
полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику
реализуемых в школе образовательных программ (математический
лицей, инклюзивная школа и т.п.).
Определять необходимую квалификацию
педагога, которая влияет на результаты
обучения, воспитания и развития ребенка.
Обеспечить необходимую подготовку педагога
для получения высоких результатов его труда.
Обеспечить необходимую осведомленность
педагога о предъявляемых к нему требованиях.
Содействовать вовлечению педагогов в решение
задачи повышения качества образования.
Педагог должен:
•
Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее
специальное образование и работающим в настоящее время в
дошкольных организациях и начальной школе, должны быть
созданы условия получения без отрыва от профессиональной
деятельности.
•
Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
•
Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их
эффективность (самоанализ урока).
•
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки
уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
•
Использовать специальные подходы к обучению, чтобы
включить
в образовательный процесс всех учеников
•
Уметь объективно оценивать знания учеников, используя
разные формы и методы контроля.
•
Владеть ИКТ-компетенциями.
Воспитание
•
Владеть формами и методами воспитательной работы,
используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
•
Владеть методами организации экскурсий, походов и
экспедиций.
•
Владеть методами музейной педагогики, используя их для
расширения кругозора учащихся.
•
Эффективно регулировать поведение учащихся для
обеспечения безопасной образовательной среды.
•
Эффективно управлять классами, с целью вовлечения
учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их
учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные
цели, способствующие развитию учеников, независимо от их
происхождения, способностей и характера, постоянно искать
педагогические пути их достижения.
Воспитание
•
Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и
принимая их.
•
Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания
и информации и обеспечивать его понимание и переживание
учащимися.
•
Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).
•
Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные
возможности различных видов деятельности ребенка (учебной,
игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
•
Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Воспитание
Уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности
учащихся, их родителей и педагогов.
Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия
родителей, привлекать семью к решению вопросов воспитания.
Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать)
с другими педагогами и специалистами в решении задач духовно-
нравственного развития ребенка.
Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать
в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных
условиях.
Развитие (
личностные качества и компетенции, необходимые
педагогу
)
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных
учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния
психического и физического здоровья.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы
детей, связанные с особенностями их развития.
Способность оказать адресную помощь ребенку своими
педагогическими приемами.
Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках
психолого-медико-педагогического консилиума.
Умение читать документацию специалистов (психологов,
дефектологов, логопедов и т.д.).
Умение составлять совместно с другими специалистами программу
индивидуального развития ребенка.
Развитие (
личностные качества и компетенции, необходимые
педагогу
)
Владение специальными методиками, позволяющими проводить
коррекционно-развивающую работу.
Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
Знание общих закономерностей развития личности и проявления
личностных свойств, психологических законов периодизации и
кризисов развития, возрастных особенностей.
Умение использовать в практике своей работы психологические
подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
Умение проектировать психологически безопасную и комфортную
образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику
различных форм насилия в школе.
Развитие (
личностные качества и компетенции, необходимые
педагогу
)
Умение (совместно с психологом и другими
специалистами) осуществлять психолого-педагогическое
сопровождение образовательных программ.
Владение элементарными приемами психодиагностики
личностных характеристик и возрастных особенностей
учащихся, осуществление совместно с психологом
мониторинга личностных характеристик ребенка.
Умение (совместно со специалистами) составить
психолого-педагогическую характеристику (портрет)
личности учащегося.
Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные
программы развития с учетом личностных и возрастных
особенностей учащихся.
Развитие (личностные качества и компетенции, необходимые
педагогу )
Умение формировать и развивать универсальные учебные действия,
образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в
мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки
поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции
(по международным нормам) и т.д.
Владение психолого-педагогическими технологиями для работы с
различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети,
попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-
сироты, дети с особыми образователь-ными потребностями (аутисты и
др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
Знание основных закономерностей семейных отношений,
позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам
обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку,
необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности
их развития и реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев
могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве
критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться
интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка.
(Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о
сохранении его психоэмоционального статуса.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только
комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития
интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и
высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и
жизнь детского сада.
Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной
школе.
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена
посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение
проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть
осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и
анализа документов, записей и данных.
Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа
наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены
принципам, процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как
руководство по проведению аудита). Объем и частота проведения внутреннего аудита в
отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией,
исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной
аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.
Профессиональный стандарт педагога– средство
отбора педагогических кадров в образовательные
организации. Международный опыт доказывает, что
наиболее эффективной формой отбора, выявляющей
уровень квалификации персонала в любой сфере
деятельности, является стажировка будущих
сотрудников. Предстоит определить те правовые,
организационные, кадровые и экономические
условия, которые позволят ввести стажировку
будущего учителя, как оптимальный способ введения
его в профессию
.
Горобцова Юлия Тимофеевна
Образование — высшее, РГУ, 1974г.
Специальность — «география». Квалификация
по диплому -«учитель географии». Занимаемая
должность и преподаваемый предмет - учитель
начальных классов, педагог дополнительного
образования. Высшая квалификационная
категория. Общий педстаж — 42 года. Педстаж в
РСОШ №4 -29 лет. Учитель-наставник,
подготовивший победителей и призеров Малых
предметных олимпиад в 2014г.
В совершенстве владеет электронным журналом
«Дневник.ру».
Бенгардт Елена Ивановна
Образование — высшее, ЮФУ
РГПИ, 2013г. Специальность -
«филолог». Квалификация по
диплому -«учитель русского
языка и литературы».
Занимаемая должность и
преподаваемый предмет
-учитель русского языка и
литературы. Первая
квалификационная
категория.
Общий стаж — 17 лет.
Педстаж в РСОШ №4
им.С.В.Пешеходько -17 лет.
Куратор ОУ всероссийских
предметных олимпиад.
Руководитель ШМО. Участник
«Учитель года-2011,2014». В
обучении использует проектно-
исследовательскую
деятельность.
Малыгин Владимир Владимирович
Образование — высшее, ЮФУ РГПИ, 2012г. Специальность
- «история». Квалификация по диплому -«учитель истории».
Занимаемая должность и преподаваемый предмет
-преподаватель-организатор ОБЖ, обществознание. Высшая
квалификационная категория. Общий педстаж — 18 лет.
Педстаж в РСОШ №4 -18 лет. В школе с 2006 года под
руководством В.В.Малыгина организован и работает клуб
«Поиск». Участник «Учитель года -2012», ПНПО. Учитель-
наставник, подготовивший победителей и призеров
Всероссийской олимпиады школьников в 2013, в 2014г.
Организатор школьного музея. Руководитель кружка
«Меткий стрелок». Участник конкурса «Лучшее электронное
портфолио». Классный руководитель 9 класса.