Напоминание

Профессиональный стандарт педагога


Автор: Рудова Оксана Анатольевна
Должность: заместитель директора ОУ по УВР
Учебное заведение: МБОУ РСОШ №4 им.С.В.Пешеходько
Населённый пункт: п.Роговский, Егорлыкский район, Ростовская область
Наименование материала: презентация
Тема: Профессиональный стандарт педагога
Раздел: среднее образование





Назад






«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему

новому, понимающие детскую психологию и особенности

развития школьников, хорошо знающие свой предмет.

Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем,

стать самостоятельными, творческими и уверенными в

себе людьми.»
(Из концепции национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» )
Новой школе - новые учителя


В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле ничего

нельзя улучшить, минуя голову

учителя.



К.Д. Ушинский



В

стремительно

меняющемся

открытом

мире

главным

профессиональным качеством, которое педагог должен

постоянно демонстрировать своим ученикам, становится

умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность, способность к

нестандартным трудовым действиям, ответственность и

самостоятельность

в

принятии

решений



все

эти

характеристики деятельности успешного профессионала

в полной мере относятся и к педагогу.

Обретение

этих

ценных

качеств

невозможно

без

расширения пространства педагогического творчества.


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 октября 2013 г. N 544н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

"ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО,

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". 2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года. Министр М.А.ТОПИЛИН

О внесении изменения

в приказ Министерства труда и социальной защиты

Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н

«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог

(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального

общего, основного общего, среднего общего образования)

(воспитатель, учитель)»
П р и к а з ы в а ю: В пункте 2 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г. № 30550) слова «с 1 января 2015 года» заменить словами «с 1 января 2016 года». Министр М.А. Топилин

Стандарт – инструмент реализации стратегии

образования в меняющемся мире.

Стандарт – инструмент повышения качества

образования и выхода отечественного образования на

международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации

педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в

учреждения образования.

Стандарт – основа для формирования трудового

договора, фиксирующего отношения между работником

и работодателем.


Стандарт должен:
 Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.  Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.  Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.  Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.  Соответствовать международным нормам и регламентам.  Соотноситься с требованиями ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

3.1 Квалификация педагога
– отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.
3.2 Профессиональная компетенция
– способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
3.3 Профессиональный стандарт педагога
: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
3.4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту
: документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.
3.5 Внутренний стандарт образовательной организации
: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.
3.6 Ключевые области стандарта педагога
: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.
3.7 Профессиональная ИКТ-компетентность
: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

3.8.Аудит:
систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.
3.9.Внутренний аудит
: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.
3.10.Внешний

аудит:
аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.
 Работа с одаренными учащимися.  Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.  Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.  Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.  Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Специальности:  педагог дошкольного образования (воспитатель),  педагог начальной школы,  педагог основной школы,  педагог старшей школы. В перспективе:  педагог дополнительного образования,  педагог системы профессионального образования. Планируется:  педагог-психолог,  специальный педагог (дефектолог) в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе,  тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида.

Сфера дошкольного и общего образования.
 при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;  при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования
;
 при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Введение должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
От педагога нельзя требовать, чему его никто никогда не учил.
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога. Предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.).
 Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.  Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.  Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.  Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Педагог должен:
• Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия получения без отрыва от профессиональной деятельности. • Демонстрировать знание предмета и программы обучения. • Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). • Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. • Использовать специальные подходы к обучению, чтобы включить в образовательный процесс всех учеников • Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. • Владеть ИКТ-компетенциями.

Воспитание
• Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. • Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. • Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. • Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. • Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

Воспитание
• Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. • Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. • Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). • Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). • Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Воспитание
 Уметь
создавать
в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.  Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей, привлекать семью к решению вопросов воспитания.  Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении задач духовно- нравственного развития ребенка.  Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.  Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

Развитие (

личностные качества и компетенции, необходимые

педагогу

)
 Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.  Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.  Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.  Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.  Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).  Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

Развитие (

личностные качества и компетенции, необходимые

педагогу

)
 Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.  Умение отслеживать динамику развития ребенка.  Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.  Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей.  Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.  Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

Развитие (

личностные качества и компетенции, необходимые

педагогу

)
 Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.  Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.  Умение (совместно со специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.  Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

Развитие (личностные качества и компетенции, необходимые

педагогу )
 Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.  Владение психолого-педагогическими технологиями для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети- сироты, дети с особыми образователь-ными потребностями (аутисты и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.  Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности. Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня. По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада. Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.  Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита). Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.  Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.
Профессиональный стандарт педагога– средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию .

Горобцова Юлия Тимофеевна
Образование — высшее, РГУ, 1974г. Специальность — «география». Квалификация по диплому -«учитель географии». Занимаемая должность и преподаваемый предмет - учитель начальных классов, педагог дополнительного образования. Высшая квалификационная категория. Общий педстаж — 42 года. Педстаж в РСОШ №4 -29 лет. Учитель-наставник, подготовивший победителей и призеров Малых предметных олимпиад в 2014г. В совершенстве владеет электронным журналом «Дневник.ру».

Бенгардт Елена Ивановна
Образование — высшее, ЮФУ РГПИ, 2013г. Специальность - «филолог». Квалификация по диплому -«учитель русского языка и литературы». Занимаемая должность и преподаваемый предмет -учитель русского языка и литературы. Первая квалификационная категория. Общий стаж — 17 лет. Педстаж в РСОШ №4 им.С.В.Пешеходько -17 лет. Куратор ОУ всероссийских предметных олимпиад. Руководитель ШМО. Участник «Учитель года-2011,2014». В обучении использует проектно- исследовательскую деятельность.

Малыгин Владимир Владимирович
Образование — высшее, ЮФУ РГПИ, 2012г. Специальность - «история». Квалификация по диплому -«учитель истории». Занимаемая должность и преподаваемый предмет -преподаватель-организатор ОБЖ, обществознание. Высшая квалификационная категория. Общий педстаж — 18 лет. Педстаж в РСОШ №4 -18 лет. В школе с 2006 года под руководством В.В.Малыгина организован и работает клуб «Поиск». Участник «Учитель года -2012», ПНПО. Учитель- наставник, подготовивший победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников в 2013, в 2014г. Организатор школьного музея. Руководитель кружка «Меткий стрелок». Участник конкурса «Лучшее электронное портфолио». Классный руководитель 9 класса.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


В раздел образования