Напоминание

Детское экспериментирование


Автор: Кочурина Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ школа №31 дошкольное отделение "Белочка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: Детское экспериментирование
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детское экспериментирование

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он

знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он

располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других

равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Лев Семенович Выготский.

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку

моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных

наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и

т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят

творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают

мыслительные операции, стимулируют познавательную активность,

любознательность. И что немаловажно: специально организуемое

экспериментирование носит безопасный характер. Дети очень любят

экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно

-действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как

никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В

дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года –

практически единственным способом познания мира. Своими корнями

экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы,

развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию,

обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и

любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по

ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний,

с этическими правилами жизни в обществе и т. п.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том,

что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах

изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой

обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка,

активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает

необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и

классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование

включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение

предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение

доступных выводов.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому

найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых

впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание

экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все

сферы деятельности.

В нашей группе создана предметно - развивающая среда,

обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений,

экспериментов всеми воспитанниками группы. Материалы для опытов

хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это

позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для

проведения различных экологических мероприятий и организации разной

деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что

способствует поддержанию интереса у детей. Для того чтобы создать

атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки.

Имеется множество картотек по экспериментированию и конспекты занятий.

Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности.

Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают

самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых

указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребёнка.

Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан,

помогаю им понять свою ошибку.

Детское экспериментирование является хорошим средством

интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное

влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих

способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня

двигательной активности. В процессе экспериментирования дошкольник

получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность,

почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.



В раздел образования