Автор: Кочурина Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ школа №31 дошкольное отделение "Белочка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: Детское экспериментирование
Раздел: дошкольное образование
Детское экспериментирование
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он
знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он
располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других
равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семенович Выготский.
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку
моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных
наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и
т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят
творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают
мыслительные операции, стимулируют познавательную активность,
любознательность. И что немаловажно: специально организуемое
экспериментирование носит безопасный характер. Дети очень любят
экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно
-действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как
никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В
дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года –
практически единственным способом познания мира. Своими корнями
экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы,
развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию,
обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и
любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по
ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний,
с этическими правилами жизни в обществе и т. п.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том,
что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой
обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка,
активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование
включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение
предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение
доступных выводов.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому
найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых
впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание
экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все
сферы деятельности.
В нашей группе создана предметно - развивающая среда,
обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений,
экспериментов всеми воспитанниками группы. Материалы для опытов
хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это
позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для
проведения различных экологических мероприятий и организации разной
деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что
способствует поддержанию интереса у детей. Для того чтобы создать
атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки.
Имеется множество картотек по экспериментированию и конспекты занятий.
Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности.
Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают
самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых
указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребёнка.
Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан,
помогаю им понять свою ошибку.
Детское экспериментирование является хорошим средством
интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное
влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих
способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня
двигательной активности. В процессе экспериментирования дошкольник
получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность,
почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.